Научная статья на тему 'Российская спортивная наука в современных условиях'

Российская спортивная наука в современных условиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3007
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СПОРТИВНАЯ НАУКА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парыгина Елена Александровна

В статье освещаются вопросы методологических подходов к истории спортивной науки. Представленный автором научный подход к историческому процессу на основе периодизации помогает выявить особенности и тенденции развития спортивной науки в России. В результате анализа обнаружен нерегулярный характер ее развития: тенденция к замедленному развитию в XIX первой половине XX в. и опережающему -в 50-80-е гг. XX в. Особое внимание уделено постсоветскому периоду, в котором также обнаружена тенденция к опережающему развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Парыгина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of methodological approaches to the history of sport science are considered in the article. The scientific approach given by the author to the historic process on the basis of periodization helps to define the peculiarities and tendencies of the development of sport science in Russia. The analysis of periods of its formation helps to see irregular character of the development: the tendency of delayed development at the end of XIX S XX century and tendency of the outstripped development in 50-80 years of XX century. The special attention the author is given to the postsovietic period and also defined the tendency of the outstripped development.

Текст научной работы на тему «Российская спортивная наука в современных условиях»

РОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.А. ПАРЫГИНА, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье освещаются вопросы методологических подходов к истории спортивной науки. Представленный автором научный подход к историческому процессу на основе периодизации помогает выявить особенности и тенденции развития спортивной науки в России. В результате анализа обнаружен нерегулярный характер ее развития: тенденция к замедленному развитию в XIX - первой половине XX в. и опережающему -в 50-80-е гг. XX в. Особое внимание уделено постсоветскому периоду, в котором также обнаружена тенденция к опережающему развитию.

Abstract

The questions of methodological approaches to the history

of sport science are considered in the article. The scientific

approach given by the author to the historic process

on the basis of periodization helps to define

the peculiarities and tendencies of the development

of sport science in Russia. The analysis of periods

of its formation helps to see irregular character

of the development: the tendency of delayed development

at the end of XIX - S XX century and tendency

of the outstripped development in 50-80 years

of XX century. The special attention the author is given

to the postsovietic period and also defined the tendency

of the outstripped development.

Ключевые слова: история, спортивная наука, периодизация, физическая культура, спорт.

Введение

Вопросы изучения истории и философии науки дают возможность целостного представления о тенденциях развития научных знаний. Спортивная наука на данном этапе развития достигла значительных результатов, но целостное осмысление ее как системы взаимообусловленных составляющих (теории и методики, управленческой структуры, финансирования, научного потенциала и т.п.) на разных этапах ее становления и развития пока еще отсутствует. Анализируя современное состояние спортивной науки, необходимо отметить, что помимо общеизвестных «внешних» проблем, существуют «внутренние», требующие незамедлительного решения: совершенствование и развитие научно-категориального аппарата, вопросы периодизации, анализ процессов интеграции и дифференциации знаний.

Цель данного исследования - выявление и анализ особенностей, проблем и тенденций развития отечественной спортивной науки в историческом аспекте.

Развитие спортивной науки в России во многом было сопряжено с историко-культурными предпосылками и национальным колоритом нашей страны. Спортивная наука в силу своего особого геополитического положения испытывала влияние и Востока, и Запада, но вместе с тем развивалась замкнуто, обособленно, самобытно.

Все это наложило отпечаток и на развитие научной мысли. «Русская наука, - писал И.А. Ильин, - не призвана подражать западной учености ни в области исследования, ни в области мировосприятия. Она призвана вырабатывать свое мировосприятие, свое исследователь-ство» [4]. Доказательством тому служит анализ периоди-

зации сложного и своеобразного процесса становления спортивной науки в нашей стране. Основы ее были заложены во второй половине XIX в. С этого времени, на наш взгляд, начинается первый этап (вторая половина XIX в. - октябрь 1917 г.) возникновения спортивной науки и ее развития в императорской России. Вопросами истории формирующейся науки о физической культуре и спорте в пореформенный период России преимущественно занимались не историки, а педагоги, врачи и теоретики физического воспитания [2].

Смена политической системы в октябре 1917 г. дает начало для формирования «новой» спортивной науки на совершенно иной идеологической и методологической основе. Это время можно считать точкой отсчета второго периода развития спортивной науки (1917-1991гг.), 60-е годы которого совершенно справедливо названы «золотым веком».

Рассматриваемый нами период развития спортивной науки традиционно можно разделить на несколько этапов, которые представлены в таблице. На наш взгляд, данная периодизация является отражением тенденции ускоренного развития науки в области физической культуры и спорта в 20-80-е годы XX в.

Одним из факторов, обуславливающих поиск своего, самобытного пути развития, стала политическая и идеологическая изоляция советского государства от западных стран.

С 1991 г. начинается новый - постсоветский этап развития спортивной науки. Распад СССР, утеря хозяйственных связей, гиперинфляция и падение промышленного производства привели к значительному

Этапы становления и развития советской спортивной науки

Этапы становления спортивной науки Исторические предпосылки Научно-методологические исследования Общая характеристика этапов становления и развития спортивной науки

1 этап -1917-1930 гг .становление и развитие советской науки о физическом воспитании Создание новых условий для развития спортивной науки после революции 1917 г. Забота о здоровье трудящихся. Увеличение ассигнований на оборудование институтов физической культуры как центров научной работы и подготовки специалистов. Создание советских научных кадров. Успехи советских спортсменов на международной спортивной арене Определение предмета исследования, создание понятийного аппарата, установление некоторых фундаментальных законов, которые присущи физическому воспитанию. Становление теории физического воспитания и научных основ спортивной тренировки Формирование новой науки о физической культуре и спорте на новой идеологической и методологической основе. Заимствование материалов из смежных областей знаний (медицины, педагогики, физиологии, психологии, общей гигиены). Классовый подход в идеологии пролетарского государства зачастую препятствовал преемственности лучших достижений царского периода

2 этап -1930-1950 гг. - внедрение высших достижений в области физической культуры и спорта в широкие массы трудящихся Создание государственной системы организации науки. Укрепление государственного руководства в планировании и организации научных исследований. Введение комплекса ГТО (1931 г.). Повышение требований к достижениям советских спортсменов и к спорту в целом. Развитие массового спорта Основное направление научноисследовательской работы преимущественно педагогическое. Создание первой крупной теоретической работы под руководством А.Д. Новикова «Теория физического воспитания» - вершина этого этапа. Становление системы спортивной тренировки. Развитие естественнонаучных исследований (физиология спорта, психология спорта) Этап эволюционного развития спортивной науки. Формирование советской системы физического воспитания, ее методологических основ. Формирование вузовских дисциплин. (История физической культуры, теория и методика физического воспитания и др.) Рост числа институтов (6) и техникумов (25) физической культуры

3 этап - 1960 - 1980 гг. - этап бурной перестройки спортивной науки, ее теоретических основ, понятий и методов Совершенствование аппарата управления по делам физической культуры и спорта. Советская спортивная наука завоевала авторитет за рубежом. Подготовка спортсменов к XV Олимпийским играм Формирование структуры физической культуры. Разработка культуроведческих основы физической культуры. Разработка теории спорта и спортивных соревнований. Введение в научный оборот понятий: «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «неспецифическое физкультурное образование» «Золотой век» спортивной науки. Процесс перестройки в области физкультурного движения, научной работы по физической культуре и спорту(70-80-е гг.). Становление различных научных школ (А.Н. Крестовникова, А.Д. Новикова, М.Ф. Иваницкого, П.А. Рудика и др.). Изменение характера научного поиска, новые подходы к теории и методике

ухудшению ее положения [3, 8, 9]. Распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем внешнего и внутреннего характера.

В результате экономических трудностей значительно сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом и спортивной науки. Это повлекло за собой сокращение кадрового потенциала: с 1993 г. число научных работников России снизилось на 16,9%, часть из них выехала за рубеж, а другая часть сменила профессиональный профиль.

Недостаток средств на приобретение современной научной аппаратуры отразился на снижении количества научно-исследовательских работ экспериментального характера и привел к увеличению доли работ общетеоретической и методологической направленности [9].

Претерпела изменение и система управления спортивной наукой, разрушилась выстроенная в СССР управленческая иерархическая вертикаль. Отрицательно сказались постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны [8].

Тем не менее, несмотря ни на что, современная спортивная наука в России продолжает свое развитие. Объяснение феномену «выживания» спортивной науки в сложных финансово-экономических условиях периода перестройки, по нашему предположению, можно найти в рамках синергетического подхода [1]. Рассматривая в данном случае спортивную науку как систему, можно отметить, что, пройдя через точку «бифуркации» (неустойчивого равновесия), она сох-ранила кадровый потенциал на основе самоорганиза-ции и, используя весь накопленный опыт предыдущих периодов, продолжает поиск новых путей развития.

Несмотря на кризисные процессы, количество работ в этой области знаний постоянно растет. Об этом свидетельствует анализ тем диссертаций по проблемам физической культуры и спорта, проведенный В.Н. Барановым и Б.Н. Шустиным, а также С.А. Прониным. Вместе с тем после 1980 г. сегмент работ спортивной направленности снизился с 71,6 до 50,0% [5, 6, 7].

По предмету исследования наибольшую долю в общей выборке имеют работы преимущественно педагогикометодологической ориентации (56,6%), но их доля в последние 10 лет постоянно снижается в основном за счет увеличения количества работ организационнометодологической (16,5%) и психолого-социологической (5,6%) направленности. Постоянное уменьшение начиная со второй половины 80-х гг. сегмента медикофизиологических (14,3%), и особенно механикобиологических (7,0%) диссертаций, характеризует общую тенденцию отхода от работ поисково-экспериментального плана [7]. Одной из важных причин этого явления, разумеется, является снижение уровня материальнотехнической базы.

Росту количества исследований ученых по проблемам физической культуры и спорта способствовали некоторые изменения государственной политики в сфере образования и науки за последние несколько лет (увеличение бюджетного финансирования, обновление кадрового потенциала, выделение грандов ученым, создание межвузовских научных центров и т.п.).

В постсоветский период также имеет место тенденция неравномерного развития спортивной науки. С одной стороны, одной из задач государственной политики является развитие массовой физической культуры и спорта, как это было в советское время, с другой стороны - в последнее десятилетие бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная область предпринимательской деятельности. Коммерческая основа деятельности многих физкультурно-спортивных организаций делает эту сферу

деятельности недоступной для определенных социальных групп людей. По данным 2005 года, в России лишь 8,7% занималось спортом, в то время как в США регулярно занимаются физической культурой и спортом 40% населения, а в Германии - 60% [3].

Несмотря на дополнительные источники и немалые вложения средств, спортивная наука не дает таких существенных положительных результатов, какие можно было заметить в 50-80-е годы XX в., в период опережающего развития спортивной науки. Причины такого неравномерного развития спортивной науки на данном этапе, на наш взгляд, очень многообразны: это и разрушение прежней идеологии, и появление западных моделей в развитии профессионального спорта, и появление рыночных отношений в этой сфере деятельности, и открытие международных рынков труда для спортсменов и тренеров.

Заключение

Таким образом, анализ периодов становления и развития спортивной науки в России помогает увидеть ее неравномерное развитие: если в конце XIX - начале XX в. наблюдалась тенденция запаздывающего развития спортивной науки, то в 50-80-е годы XX в. - тенденция опережающего развития. Ориентированной на Запад науке царского периода (заимствование европейской научной мысли, коммерческий характер физической культуры и спорта) пришла на смену новая советская спортивная наука, которая развивалась самобытно, обособленно и изолированно от других мировых держав на протяжении долгого периода (1917-1991 г.).

В настоящее время перед отечественной спортивной наукой вновь стоят вопросы выбора пути дальнейшего перспективного развития. В условиях «информационной цивилизации» продолжается поиск научной парадигмы, позволяющей не растерять богатейший опыт научных открытий и достижений спортивной науки советского периода. В условиях современной действительности, бесспорно, необходимо разумное сочетание отечественного, самобытного наследия и зарубежных заимствований. Российская наука должна найти свою «золотую середину» в постсоветский период развития. Этому будет способствовать, с одной стороны, использование новых технологий, новейших научных достижений, существенные вложения в науку, формирование мощной материально-технической базы, с другой - опора на науку традиционную, устанавливающую законы духовного бытия, углубленно и сосредоточенно изучающую и сохраняющую свое прошлое, свою самобытность и неповторимость.

Литература

1. Бранский В.Н. Синергетический историзм как новая философия истории/ В.Н. Бранский, С.Д. Пожарский // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-традиции, 2003. - 584 с.

2. ВорожкоЮВ. Российскаяисториографиягенезиса спортивной науки в царской России / Ю.В. Ворожко, Е.А. Парыгина // Физкультурное образование Сибири. -2008. - № 1(22). - С. 104-108.

3. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов /

В.В. Галкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с.

4. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // Русская идея/ сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992. - 496 с.

5. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта. - М.: Мир атлетов, 2008. - 544 с.

6. Баранов В.Н., Смеловская З.К., Шустин Б.Н. Анализ тематики диссертационных работ по основным

направлениям научных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 5-11.

7. Пронин С.А. Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта /

С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 60-62.

8. Лях В.И. Спортивная наука в России между «вчера» и «завтра» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С. 8-15.

9. Спортивная наука России: от застоя к развитию / П. А. Виноградов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.