ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 93/94:796 е. А. ПАРЫГИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
РОССИЙСКАЯ НАУКА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Использование системного подхода в анализе исторического процесса становления науки в области физической культуры и спорта (далее ФИС) способствует изучению ее как системы взаимообусловленных составляющих и выявлению проблем, тенденций и закономерностей ее развития.
Ключевые слова: история, наука в области физической культуры и спорта, исторический процесс, системный подход.
Российская наука как объект исследования все чаще привлекает внимание историков и философов. По мнению ученых, в истории науки можно выделить три уровня историко-научных исследований, изучающих:
— историю научного знания и методов науки. В данном случае понятия «развитие науки» и «развитие научных знаний» синонимичны;
— историю возникновения и развития научного сообщества и науки как социального института;
— историю отношений системы «наука-общество».
В последнее время особый интерес вызывает понимание науки как функционального целого, включенного в общество, обслуживающего специфические потребности общества и определяемого, в конечном счете, общественно-исторической практикой [1].
Современная наука, по мнению абсолютного большинства ученых, является одной из главных
составляющих производительных сил любого государства. В этом аспекте рассматривается процесс изменения потребностей общества в науке, связь науки с практикой, роль государства в создании нормативно-правовой и финансово-экономической базы, в вопросах организации и управления научными исследованиями.
Такой подход к рассмотрению науки вообще применим и к науке в области физической культуры и спорта (далее ФИС), которая на данном этапе достигла значительных результатов, но целостное осмысление ее как системы взаимообусловленных составляющих на разных этапах становления и развития, к сожалению, пока еще отсутствует. Ее изучение в этом аспекте предполагает, на наш взгляд, использование методологии системного подхода.
Цель данного исследования — проанализировать эффективность системного подхода в истории науки о физической культуре и спорте.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
Под системным подходом мы понимаем методику получения интегрального знания на основе исследования отдельных аспектов науки о ФИС [2]. Данный подход на первый план выдвигает синтез, но синтез не как завершающий анализ, а как выступающий в качестве исходного принципа исследования. Следовательно, исходным пунктом системного исследования является ориентация на целостное и в то же время всестороннее исследование объекта, компоненты которого изучаются не изолированно, а во взаимосвязи, диалектически [3].
Под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность единство [4]. Система науки в области ФИС включает в себя следующие элементы: теоретический и методологический аспекты, организационно-управленческую структуру, финансирование, научный потенциал.
Изучение науки в области ФИС как целостной системы не случайно, так как объем научных знаний в современном мире за каждые 10 лет удваивается и сегодня науке приходится решать целый ряд проблем, никогда ранее не поднимавшихся. Предполагается, что творческая трансформация основных положений системного подхода по отношению к физической культуре и спорту позволит обеспечить иерархически комплексное восприятие и изучение элементов системы, полноценное и качественное выявление свойственных им тенденций, закономерностей и особенностей функционирования и поведения, а также последующее обоснование и рациональное управление конечными полезными результатами.
Необходимость применения системного подхода в науке о ФИС отмечают многие ученые (Рыбаков, Платонов, Бальсевич, Каргин и др.), однако зачастую он используется в «усеченном» виде (чаще только при анализе теоретического и методологического аспектов). Следует отметить, что применительно к истории науки данный подход имеет свои специфические особенности. При этом учитывается влияние следующих факторов: 1) геополитическое положение России (между Востоком и Западом), 2) способ производства, развитие производительных сил, 3) национальный колорит; 4) государственно-политическое устройство; 5) деятельность государственных деятелей, исторических личностей, общественно-политических движений, открытия ученых.
Метод периодизации, традиционно использующийся при анализе исторического процесса, также способствует системному анализу науки.
Каждый исследователь истории науки избирает для изучения и анализа какие-то отдельные научные дисциплины или даже отдельные научные теории. Обычно этот выбор определяется его философскими предпочтениями или случайностями его образования. Однако, на наш взгляд, чтобы увидеть систему науки в целом, необходимо остановиться на общем — таковыми являются методологические концепции — теории науки, дающие систематизированные и логически согласованные ответы на указанные выше вопросы.
В силу того, что в данной работе невозможно охватить все созданные учеными в этой области знаний теории, мы ограничились наиболее общими, ключевыми концепциями, которые лежат в основе научных знаний в области физической культуры и спорта. Их рассмотрение в хронологическом порядке и в общем виде, анализ изменения научных подходов к физической культуре и спорту на разных этапах исторического развития позволяет обнаружить некоторые устойчивые тенденции и представить процесс
развития науки о ФИС с точки зрения истории и философии науки (рис. 1).
При этом необходимо учитывать обусловленность развития науки в области ФИС потребностями общественно исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки. На каждом этапе исторического развития общество направляет на ее развитие и реализацию достижений громадные силы и средства, создавая такой механизм, который связывает науку с практикой, формирует систему организации и управления наукой и научно-техническим развитием. Однако, к сожалению, отдача не всегда видна, вложения в науку не всегда дают высокий результат. Разобраться в причинах подобного несоответствия поможет изучение истории науки в области ФИС: анализ системы организации науки, вопросов ее управления и финансирования, создания научных школ и кадрового потенциала на разных этапах развития.
И наконец, использование системного подхода в анализе исторического процесса становления науки в области ФИС способствует выявлению проблем, закономерностей и тенденций ее развития.
Наиболее общим законом исторического процесса является закон развития, который проявляется в ряде закономерностей:
1. Обусловленность развития науки потребностями общественно исторической практики. На разных этапах своего становления развитие науки в области ФИС обусловлено потребностями общественно-исторической практики. Так, в период императорской России потребность нашей страны в сильной армии и флоте приводит к росту образовательного уровня призывников, необходимости хорошей физической подготовки солдат и офицеров русской армии, от которой во многом зависели их жизнь и здоровье, а также к формированию естественнонаучных и педагогических основ физической культуры и спорта [5].
Смена политической системы в октябре 1917 г. дает начало становлению новой спортивной науки на новой идеологической и методологической основе. Создаются особые условия для развития науки, которые открыли реальные возможности для приобщения к физической культуре и спорту широких слоев российского общества в противовес науке царского периода, удовлетворяющей только интересы имущего класса.
2. Ускоренное развитие науки
Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.
Тенденция ускоренного развития науки проявляется в следующих моментах:
— рост научной информации;
— возрастание количества ученых.
С 1923 по 1987 г. основным спортивным издательством — «Физкультура и спорт» — было выпущено 7909 спортивных книг, среди которых 400 научно-теоретических сборников и монографий и более 3000 методических изданий по массовой физической культуре и видам спорта [6]. С 1938 по 1985 г. по проблемам физической культуры было защищено 4466 диссертационных работ, среди которых 175 докторских [6].
«Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта» С. А. Пронина в период с 1937 по 2004 г. свидетельству-
Накопление научных знаний из области естественногуманитарных и педагогических наук Создание теории физического воспитания (А. Д. Новиков 1949 г.) Совершенствование теории физического воспитания
Создание теории спорта (В. Н. Платонов)
к XIX- н. XX в.
40 - 50-е годы XX века
Создание теории физической КУЛЬТУРЫ (В. С. Выдрин, Н. И. Пономарев. В. И. Столяров и др.)
60-е - 70-е годы XX века 70 - 80-е годы
------------^ ^ У 1
ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД (целевой)
АКСИОЛОГИЧЕСКИИ
ПОДХОД
(ценностный)
Рис. 1. Эволюция научных знаний и научных подходов в области физической культуры и спорта
ет о том, что количество работ в этой области знаний постоянно растет [7].
3. Преемственность в развитии
научных теорий, идей и понятий,
методов и средств научного познания
Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше. Так, в конце XIX — начале XX века педагогами, медиками, психологами и теоретиками физического воспитания был накоплен богатый естественнонаучный материал, что послужило основой для формирования науки в области физической культуры и спорта. После 1917 года в связи с новыми социально-политическими условиями стала формироваться отечественная наука о физической культуре и спорте именно как система на новой методологической основе. Советские ученые опирались на опыт прошлого, однако преемственность зачастую носила «усеченный», «половинчатый» характер: открытия и достижения научной мысли царской России в угоду классовым амбициям зачастую замалчивались или отрицались, особенно остро это ощущалось в 1920-х — 1930 годах.
На основе накопленных естественнонаучных и педагогических знаний в области ФИС (конец XIX — начало XX века) была подготовлена база для формирования теории физического воспитания (А. Д. Новиков 1949 г.). В 70-е годы, когда повышается уровень рекордных результатов в спорте, спорту становится тесно в рамках теории физического воспитания, создается теория спорта (В. Н. Платонов). В 70 — 80-е годы с появлением культурологического подхода, опираясь на теорию и методику физического воспитания, ученые создают теорию физической культуры (В. С. Выдрин, Н. И. Пономарев, В. И. Столяров и др.)
4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и интенсивной, бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Нельзя не согласиться с мнением большинства ученых, которые отмечают тенденцию неравномерного, запаздывающего развития науки о ФИС в России в конце XIX века по сравнению со странами Западной Европы. А в 1950— 1980-е годы XX века, наоборот, отмечается тенденция опережающего развития. Ориентированной на Запад науке царского периода (заимствование европейской научной мысли, коммерческий характер физической культуры и
спорта), пришла на смену новая советская спортивная наука, которая, подобно Востоку, развивалась самобытно, обособленно и изолированно от других мировых держав на протяжении долгого периода.
Наступление периодов смены теорий, понятий связано с изменением научной парадигмы. Так, в 60 — 70-е годы возникла необходимость смены научной парадигмы, когда на смену оформившейся в 40 — 50-е годы теории физического воспитания приходит новая концепция физической культуры. В содержание теории физического воспитания была недостаточно полно представлена информация по таким аспектам, как теория спорта, теория физической рекреации, теория двигательной реабилитации. Эти аспекты не были представлены в качестве видов физической культуры, которая, в свою очередь, не была представлена в качестве вида культуры. Больше того, все эти частные теории (спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации) по своей специфике, направленности выходили далеко за рамки теории физического воспитания и ее состава и не могли быть исследованы достаточно широко и с необходимой глубиной анализа их сущности и специфических функций [5]. Для решения этих проблем нужна была новая методология, в основе которой лежали бы концепции теории культуры, теории потребностей и деятельности.
5. Дифференциация и интеграция науки
Современная наука в области ФИС слишком обширна для того, чтобы один исследователь смог охватить ее всю целиком, да еще с ее историей. Она охватывает громадный комплекс естественно научных и гуманитарных дисциплин, часто весьма далеких друг от друга. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, она в процессе своего исторического развития дифференцировалась на множество дисциплин. Так, например, к настоящему времени накоплены огромные, хотя и разные по объему и содержанию сведения в таких областях спортивной науки, как спортивная педагогика, спортивная психология, социология спорта, спортивная медицина, история спорта, философия спорта, биомеханика, спортивная моторика, учение о спортивной тренировке, а также спортивная информатика, спортивная публицистика, спортивное оборудование и снаряжение, спортивная политика. По многим из этих направлений науки, особенно в России, отсутствуют на сегодня серьезные монографии или обобщающие труды [3]. А с другой стороны, многие ученые признают необходимость в интеграции зна-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
ний о физической культуре и спорте (Л. П. Матвеев, В. И. Столяров, В. Н. Платонов, К. В. Верхошанский, В. К. Бальсевич, В. В. Рыбаков и др.). Чем больше сумма конкретных знаний, тем сильнее потребность в раскрытии их связи и взаимообусловленности.
На современном этапе наука в области ФИС имеет весьма сложную структуру. Она является органической частью философских, педагогических, социальных, естественных и медицинских наук. Вопрос о предмете науки в области ФИС до сих пор остается открытым. Поэтому применение системного подхода при рассмотрении теории и методики науки о ФИС является, безусловно, важным и необходимым.
Таким образом, науку о ФИС на современном этапе можно рассматривать как систему наук, объединенных общим объектом изучении — физической культурой и спортом. Для изучения эволюции системы науки (теоретико-методологический аспект, материально-техническая база, организационно-управленческий аппарат, финансирование, научные кадры), ее структуры и периодизации применение системного подхода является, на наш взгляд, наиболее эффективным.
Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что вопросы истории физической культуры и спорта являются объектом исследования незначительного числа научных работ. В настоящее время разные аспекты истории ФИС в нашей стране освещены в работах М. В. Выдрина [5], А. Б. Суника [8], В. В. Рыбакова [3] и др. Причем вопросы исторического развития спортивной науки исследовались либо в сфере физической культуры, либо в сфере спорта высших достижений. В последние годы отмечается интерес к истории и историографии науки в области ФИС сибирской научной школы, представленной профессорско-преподавательским составом Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, который вполне заслуженно считается ведущим научным центром на обширной территории Сибирского региона. В связи с этим теоретическая значимость данного исследования заключается в научном дополнении и дальнейшем развитии истории науки в области ФИС, а также современных подходов (культурологического, системного и др.) к истории науки в области ФИС. Результаты исследования
могут быть использованы в учебном процессе преподавания истории физической культуры и спорта, теории и методики физической культуры и спорта, при разработке учебного курса «История науки в области ФИС», концепции развития ФИС, при планировании молодежной политики на региональном и всероссийском уровне.
Библиографический список
1. Ростошинский Н.Е. История науки как философская проблема : дис. ... канд. фил. наук / Н.Е. Ростошинский. — СПб, 2002. — 162 с.
2. Каргин, Н.Н. Исследование тенденций развития и формирования научных знаний в области физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Каргин. — М.,1977. — 130 с.
3. Рыбаков В.В. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры / В.В. Рыбаков. — Челябинск : УралГАФК, 2001. — 220 с.
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб., доп.. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 1434 с.
5. Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре : монография / М.В.Выдрин. — СПб, 2002. — 151 с.
6. Зациорский М.В. Советская наука о физической культуре и спорте: состояние и перспективы / М.В. Зациорский // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 1. — С. 205.
7. Пронин С.А. Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта / С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 6. — С. 60 — 62.
8. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX — XX веков / А.Б. Суник. — М. : Советский спорт, 2004. — 664 с.
ПАРЫГИНА Елена Александровна, аспирантка кафедры философии и истории.
E-mail: eparygina@rambler.ru
Дата поступления статьи в редакцию: 21.05.2009 г. Парыгина Е.А.
Книжная полка
Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. - М. : ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с. - 18В№ 5-98724-007-7
В монографии рассмотрены биологические и педагогические аспекты повышения производительности основных мышечных групп спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость. Затронуты вопросы лимитирующих факторов функциональных возможностей скелетных мышц, средств и методов воздействия на мышечную систему и их взаимосвязи с формированием рациональной техники бега, принципов построения одного тренировочного занятия, микро-, мезо- и макроциклов. Высказаны некоторые гипотезы о совершенствовании структуры многолетней подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта. Для магистрантов, аспирантов, специалистов в области физической культуры и спорта, спортивных медиков, преподавателей ссузов и вузов, тренеров, спортсменов.