Научная статья на тему 'Российская наука о физической культуре и спорте: проблемы системного подхода'

Российская наука о физической культуре и спорте: проблемы системного подхода Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2752
325
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАУКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / HISTORY / SCIENCE IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / HISTORICAL PROCESS / SYSTEMIC APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Парыгина Елена Александровна

Использование системного подхода в анализе исторического процесса становления науки в области физической культуры и спорта (далее ФИС) способствует изучению ее как системы взаимообусловленных составляющих и выявлению проблем, тенденций и закономерностей ее развития

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Парыгина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian science about physical culture and sport: problems of system approach

The usage of system approach in the analyses of historic process of science foundation in the field of physical culture and sport helps its learning as a system of mutual constitutive and defining problems, tendencies and appropriateness its development.

Текст научной работы на тему «Российская наука о физической культуре и спорте: проблемы системного подхода»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 93/94:796 е. А. ПАРЫГИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

РОССИЙСКАЯ НАУКА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Использование системного подхода в анализе исторического процесса становления науки в области физической культуры и спорта (далее ФИС) способствует изучению ее как системы взаимообусловленных составляющих и выявлению проблем, тенденций и закономерностей ее развития.

Ключевые слова: история, наука в области физической культуры и спорта, исторический процесс, системный подход.

Российская наука как объект исследования все чаще привлекает внимание историков и философов. По мнению ученых, в истории науки можно выделить три уровня историко-научных исследований, изучающих:

— историю научного знания и методов науки. В данном случае понятия «развитие науки» и «развитие научных знаний» синонимичны;

— историю возникновения и развития научного сообщества и науки как социального института;

— историю отношений системы «наука-общество».

В последнее время особый интерес вызывает понимание науки как функционального целого, включенного в общество, обслуживающего специфические потребности общества и определяемого, в конечном счете, общественно-исторической практикой [1].

Современная наука, по мнению абсолютного большинства ученых, является одной из главных

составляющих производительных сил любого государства. В этом аспекте рассматривается процесс изменения потребностей общества в науке, связь науки с практикой, роль государства в создании нормативно-правовой и финансово-экономической базы, в вопросах организации и управления научными исследованиями.

Такой подход к рассмотрению науки вообще применим и к науке в области физической культуры и спорта (далее ФИС), которая на данном этапе достигла значительных результатов, но целостное осмысление ее как системы взаимообусловленных составляющих на разных этапах становления и развития, к сожалению, пока еще отсутствует. Ее изучение в этом аспекте предполагает, на наш взгляд, использование методологии системного подхода.

Цель данного исследования — проанализировать эффективность системного подхода в истории науки о физической культуре и спорте.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Под системным подходом мы понимаем методику получения интегрального знания на основе исследования отдельных аспектов науки о ФИС [2]. Данный подход на первый план выдвигает синтез, но синтез не как завершающий анализ, а как выступающий в качестве исходного принципа исследования. Следовательно, исходным пунктом системного исследования является ориентация на целостное и в то же время всестороннее исследование объекта, компоненты которого изучаются не изолированно, а во взаимосвязи, диалектически [3].

Под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность единство [4]. Система науки в области ФИС включает в себя следующие элементы: теоретический и методологический аспекты, организационно-управленческую структуру, финансирование, научный потенциал.

Изучение науки в области ФИС как целостной системы не случайно, так как объем научных знаний в современном мире за каждые 10 лет удваивается и сегодня науке приходится решать целый ряд проблем, никогда ранее не поднимавшихся. Предполагается, что творческая трансформация основных положений системного подхода по отношению к физической культуре и спорту позволит обеспечить иерархически комплексное восприятие и изучение элементов системы, полноценное и качественное выявление свойственных им тенденций, закономерностей и особенностей функционирования и поведения, а также последующее обоснование и рациональное управление конечными полезными результатами.

Необходимость применения системного подхода в науке о ФИС отмечают многие ученые (Рыбаков, Платонов, Бальсевич, Каргин и др.), однако зачастую он используется в «усеченном» виде (чаще только при анализе теоретического и методологического аспектов). Следует отметить, что применительно к истории науки данный подход имеет свои специфические особенности. При этом учитывается влияние следующих факторов: 1) геополитическое положение России (между Востоком и Западом), 2) способ производства, развитие производительных сил, 3) национальный колорит; 4) государственно-политическое устройство; 5) деятельность государственных деятелей, исторических личностей, общественно-политических движений, открытия ученых.

Метод периодизации, традиционно использующийся при анализе исторического процесса, также способствует системному анализу науки.

Каждый исследователь истории науки избирает для изучения и анализа какие-то отдельные научные дисциплины или даже отдельные научные теории. Обычно этот выбор определяется его философскими предпочтениями или случайностями его образования. Однако, на наш взгляд, чтобы увидеть систему науки в целом, необходимо остановиться на общем — таковыми являются методологические концепции — теории науки, дающие систематизированные и логически согласованные ответы на указанные выше вопросы.

В силу того, что в данной работе невозможно охватить все созданные учеными в этой области знаний теории, мы ограничились наиболее общими, ключевыми концепциями, которые лежат в основе научных знаний в области физической культуры и спорта. Их рассмотрение в хронологическом порядке и в общем виде, анализ изменения научных подходов к физической культуре и спорту на разных этапах исторического развития позволяет обнаружить некоторые устойчивые тенденции и представить процесс

развития науки о ФИС с точки зрения истории и философии науки (рис. 1).

При этом необходимо учитывать обусловленность развития науки в области ФИС потребностями общественно исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки. На каждом этапе исторического развития общество направляет на ее развитие и реализацию достижений громадные силы и средства, создавая такой механизм, который связывает науку с практикой, формирует систему организации и управления наукой и научно-техническим развитием. Однако, к сожалению, отдача не всегда видна, вложения в науку не всегда дают высокий результат. Разобраться в причинах подобного несоответствия поможет изучение истории науки в области ФИС: анализ системы организации науки, вопросов ее управления и финансирования, создания научных школ и кадрового потенциала на разных этапах развития.

И наконец, использование системного подхода в анализе исторического процесса становления науки в области ФИС способствует выявлению проблем, закономерностей и тенденций ее развития.

Наиболее общим законом исторического процесса является закон развития, который проявляется в ряде закономерностей:

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно исторической практики. На разных этапах своего становления развитие науки в области ФИС обусловлено потребностями общественно-исторической практики. Так, в период императорской России потребность нашей страны в сильной армии и флоте приводит к росту образовательного уровня призывников, необходимости хорошей физической подготовки солдат и офицеров русской армии, от которой во многом зависели их жизнь и здоровье, а также к формированию естественнонаучных и педагогических основ физической культуры и спорта [5].

Смена политической системы в октябре 1917 г. дает начало становлению новой спортивной науки на новой идеологической и методологической основе. Создаются особые условия для развития науки, которые открыли реальные возможности для приобщения к физической культуре и спорту широких слоев российского общества в противовес науке царского периода, удовлетворяющей только интересы имущего класса.

2. Ускоренное развитие науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.

Тенденция ускоренного развития науки проявляется в следующих моментах:

— рост научной информации;

— возрастание количества ученых.

С 1923 по 1987 г. основным спортивным издательством — «Физкультура и спорт» — было выпущено 7909 спортивных книг, среди которых 400 научно-теоретических сборников и монографий и более 3000 методических изданий по массовой физической культуре и видам спорта [6]. С 1938 по 1985 г. по проблемам физической культуры было защищено 4466 диссертационных работ, среди которых 175 докторских [6].

«Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта» С. А. Пронина в период с 1937 по 2004 г. свидетельству-

Накопление научных знаний из области естественногуманитарных и педагогических наук Создание теории физического воспитания (А. Д. Новиков 1949 г.) Совершенствование теории физического воспитания

Создание теории спорта (В. Н. Платонов)

к XIX- н. XX в.

40 - 50-е годы XX века

Создание теории физической КУЛЬТУРЫ (В. С. Выдрин, Н. И. Пономарев. В. И. Столяров и др.)

60-е - 70-е годы XX века 70 - 80-е годы

------------^ ^ У 1

ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД (целевой)

АКСИОЛОГИЧЕСКИИ

ПОДХОД

(ценностный)

Рис. 1. Эволюция научных знаний и научных подходов в области физической культуры и спорта

ет о том, что количество работ в этой области знаний постоянно растет [7].

3. Преемственность в развитии

научных теорий, идей и понятий,

методов и средств научного познания

Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше. Так, в конце XIX — начале XX века педагогами, медиками, психологами и теоретиками физического воспитания был накоплен богатый естественнонаучный материал, что послужило основой для формирования науки в области физической культуры и спорта. После 1917 года в связи с новыми социально-политическими условиями стала формироваться отечественная наука о физической культуре и спорте именно как система на новой методологической основе. Советские ученые опирались на опыт прошлого, однако преемственность зачастую носила «усеченный», «половинчатый» характер: открытия и достижения научной мысли царской России в угоду классовым амбициям зачастую замалчивались или отрицались, особенно остро это ощущалось в 1920-х — 1930 годах.

На основе накопленных естественнонаучных и педагогических знаний в области ФИС (конец XIX — начало XX века) была подготовлена база для формирования теории физического воспитания (А. Д. Новиков 1949 г.). В 70-е годы, когда повышается уровень рекордных результатов в спорте, спорту становится тесно в рамках теории физического воспитания, создается теория спорта (В. Н. Платонов). В 70 — 80-е годы с появлением культурологического подхода, опираясь на теорию и методику физического воспитания, ученые создают теорию физической культуры (В. С. Выдрин, Н. И. Пономарев, В. И. Столяров и др.)

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и интенсивной, бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Нельзя не согласиться с мнением большинства ученых, которые отмечают тенденцию неравномерного, запаздывающего развития науки о ФИС в России в конце XIX века по сравнению со странами Западной Европы. А в 1950— 1980-е годы XX века, наоборот, отмечается тенденция опережающего развития. Ориентированной на Запад науке царского периода (заимствование европейской научной мысли, коммерческий характер физической культуры и

спорта), пришла на смену новая советская спортивная наука, которая, подобно Востоку, развивалась самобытно, обособленно и изолированно от других мировых держав на протяжении долгого периода.

Наступление периодов смены теорий, понятий связано с изменением научной парадигмы. Так, в 60 — 70-е годы возникла необходимость смены научной парадигмы, когда на смену оформившейся в 40 — 50-е годы теории физического воспитания приходит новая концепция физической культуры. В содержание теории физического воспитания была недостаточно полно представлена информация по таким аспектам, как теория спорта, теория физической рекреации, теория двигательной реабилитации. Эти аспекты не были представлены в качестве видов физической культуры, которая, в свою очередь, не была представлена в качестве вида культуры. Больше того, все эти частные теории (спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации) по своей специфике, направленности выходили далеко за рамки теории физического воспитания и ее состава и не могли быть исследованы достаточно широко и с необходимой глубиной анализа их сущности и специфических функций [5]. Для решения этих проблем нужна была новая методология, в основе которой лежали бы концепции теории культуры, теории потребностей и деятельности.

5. Дифференциация и интеграция науки

Современная наука в области ФИС слишком обширна для того, чтобы один исследователь смог охватить ее всю целиком, да еще с ее историей. Она охватывает громадный комплекс естественно научных и гуманитарных дисциплин, часто весьма далеких друг от друга. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, она в процессе своего исторического развития дифференцировалась на множество дисциплин. Так, например, к настоящему времени накоплены огромные, хотя и разные по объему и содержанию сведения в таких областях спортивной науки, как спортивная педагогика, спортивная психология, социология спорта, спортивная медицина, история спорта, философия спорта, биомеханика, спортивная моторика, учение о спортивной тренировке, а также спортивная информатика, спортивная публицистика, спортивное оборудование и снаряжение, спортивная политика. По многим из этих направлений науки, особенно в России, отсутствуют на сегодня серьезные монографии или обобщающие труды [3]. А с другой стороны, многие ученые признают необходимость в интеграции зна-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

ний о физической культуре и спорте (Л. П. Матвеев, В. И. Столяров, В. Н. Платонов, К. В. Верхошанский, В. К. Бальсевич, В. В. Рыбаков и др.). Чем больше сумма конкретных знаний, тем сильнее потребность в раскрытии их связи и взаимообусловленности.

На современном этапе наука в области ФИС имеет весьма сложную структуру. Она является органической частью философских, педагогических, социальных, естественных и медицинских наук. Вопрос о предмете науки в области ФИС до сих пор остается открытым. Поэтому применение системного подхода при рассмотрении теории и методики науки о ФИС является, безусловно, важным и необходимым.

Таким образом, науку о ФИС на современном этапе можно рассматривать как систему наук, объединенных общим объектом изучении — физической культурой и спортом. Для изучения эволюции системы науки (теоретико-методологический аспект, материально-техническая база, организационно-управленческий аппарат, финансирование, научные кадры), ее структуры и периодизации применение системного подхода является, на наш взгляд, наиболее эффективным.

Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что вопросы истории физической культуры и спорта являются объектом исследования незначительного числа научных работ. В настоящее время разные аспекты истории ФИС в нашей стране освещены в работах М. В. Выдрина [5], А. Б. Суника [8], В. В. Рыбакова [3] и др. Причем вопросы исторического развития спортивной науки исследовались либо в сфере физической культуры, либо в сфере спорта высших достижений. В последние годы отмечается интерес к истории и историографии науки в области ФИС сибирской научной школы, представленной профессорско-преподавательским составом Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, который вполне заслуженно считается ведущим научным центром на обширной территории Сибирского региона. В связи с этим теоретическая значимость данного исследования заключается в научном дополнении и дальнейшем развитии истории науки в области ФИС, а также современных подходов (культурологического, системного и др.) к истории науки в области ФИС. Результаты исследования

могут быть использованы в учебном процессе преподавания истории физической культуры и спорта, теории и методики физической культуры и спорта, при разработке учебного курса «История науки в области ФИС», концепции развития ФИС, при планировании молодежной политики на региональном и всероссийском уровне.

Библиографический список

1. Ростошинский Н.Е. История науки как философская проблема : дис. ... канд. фил. наук / Н.Е. Ростошинский. — СПб, 2002. — 162 с.

2. Каргин, Н.Н. Исследование тенденций развития и формирования научных знаний в области физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Каргин. — М.,1977. — 130 с.

3. Рыбаков В.В. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры / В.В. Рыбаков. — Челябинск : УралГАФК, 2001. — 220 с.

4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб., доп.. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 1434 с.

5. Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре : монография / М.В.Выдрин. — СПб, 2002. — 151 с.

6. Зациорский М.В. Советская наука о физической культуре и спорте: состояние и перспективы / М.В. Зациорский // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 1. — С. 205.

7. Пронин С.А. Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта / С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 6. — С. 60 — 62.

8. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX — XX веков / А.Б. Суник. — М. : Советский спорт, 2004. — 664 с.

ПАРЫГИНА Елена Александровна, аспирантка кафедры философии и истории.

E-mail: eparygina@rambler.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 21.05.2009 г. Парыгина Е.А.

Книжная полка

Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. - М. : ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с. - 18В№ 5-98724-007-7

В монографии рассмотрены биологические и педагогические аспекты повышения производительности основных мышечных групп спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость. Затронуты вопросы лимитирующих факторов функциональных возможностей скелетных мышц, средств и методов воздействия на мышечную систему и их взаимосвязи с формированием рациональной техники бега, принципов построения одного тренировочного занятия, микро-, мезо- и макроциклов. Высказаны некоторые гипотезы о совершенствовании структуры многолетней подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта. Для магистрантов, аспирантов, специалистов в области физической культуры и спорта, спортивных медиков, преподавателей ссузов и вузов, тренеров, спортсменов.