Научная статья на тему 'Эволюция научных специальностей в сфере физической культуры и спорта'

Эволюция научных специальностей в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / НАУКА / ТЕОРИЯ / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL CULTURE / SPORT / SCIENCE / THE THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна, Абрамова Нина Николаевна

В статье рассматривается эволюция научных специальностей в сфере физической культуры и спорта, определяются пути их формирования, что, несомненно, будет способствовать повышению качества отечественных научных исследований, в том числе и омских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна, Абрамова Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of scientific specialties in physical training and sports sphere

The article deals with the evolution of scientific specialties in the sphere of physical culture and sport, ways of their formation that, undoubtedly are defined, will promote the improvement of quality of domestic scientific researches, including Omsk scientists.

Текст научной работы на тему «Эволюция научных специальностей в сфере физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 930 1 : 796 Ю. В. ВОРОЖКО

Е. С. ЛЮБИНА Н. Н. АБРАМОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается эволюция научных специальностей в сфере физической культуры и спорта, определяются пути их формирования, что, несомненно, будет способствовать повышению качества отечественных научных исследований, в том числе и омских ученых.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, наука, теория.

Цель данной статьи — проанализировать процесс формирования новых научных специальностей в сфере физической культуры и спорта России и выявить основные направления их совершенствования.

Физическое воспитание имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека. Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания— учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Уже с возникновением первых физкультурных вузов большое внимание в нашей стране уделяется научным исследованиям в сфере физической культуры и спорта, созданию теории физического воспитания. Эта традиция получила начало задолго до событий октябрьского переворота 1917 года.

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет о понятиях «физическое воспитание« и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическая культура» и «спорт».

Важную роль в разработке медико-биологических и теоретических проблем физической культуры и спорта сыграл ученик и последователь П. Ф. Лесгафта профессор В. В. Гориневский (1857— 1937). Он был одним из пионеров научных исследований в области физического воспитания в СССР. Вскоре после революции В. В. Гориневский создает первую в нашей стране кафедру физического воспитания в вузе — в Самарском университете. Деятельность учебных, научно-исследовательских институтов и кабинетов физкультуры, развившаяся на базе достижений отечественной физиологии, биохимии и других наук, а также на основе предшествующих достижений русской и советской науки о спорте, привела в 1930е гг. к более глубокому естественнонаучному обоснованию применения физической культуры и спорта

(далее ФИС). А это создавало необходимые предпосылки для перевода методики обучения и тренировки в спорте на научные рельсы [1, с. 134].

Развитие основных научных направлений тесно связано с совершенствованием научных специальностей, по которым осуществляется подготовка кандидатских и докторских диссертаций. История развития научных специальностей в различных отраслях научного знания своими корнями уходит в далекие 1930-е годы, когда в СССР по решению Совета Народных Комиссаров впервые было принято постановление «Об ученых степенях и ученых званиях», на основании которого в СССР вводились две основные ученые степени: кандидат и доктор наук по определенным отраслям научного знания, и можно считать, что оно послужило основой для создания своеобразной и оригинальной государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР, включающей в себя Высшую аттестационную комиссию при Всесоюзном комитете по высшей технической школе и ученые советы по присуждению ученой степени кандидата и доктора наук (впоследствии специализированные советы, а с 1995 года — диссертационные советы) [2, с. 55].

Как показали результаты многолетнего исследования, Н. И. Загузова и других исследователей, реальные границы объектного пространства науки о физической культуре, спорте и физическом воспитании (специальность 13.00.04) обусловлены их общей предметно-содержательной основой — культурой двигательной деятельности , как фактором направленного становления культуры моторики человека. Её элементы — физические упражнения, двигательное мастерство и физические кондиции стали объектами трех главных направлений научного познания и основными средствами: 1) физического воспитания, 2) спорта и 3) физической культуры. Их содержание определяет специфику предметной области, называемой «сферой физкультурно-спортивной деятельности». Каждое из направлений этой деятельности по составу потребностей и интересов ее субъектов делится на профильные формы 1) базовые, 2) профессиональные и 3) адаптивные.

Наталов Г. Г. отмечает, что когда мы говорим о перспективности исследований на стыке двух и более наук, — это означает лишь, что данная проблема раз-

ными науками решается в пределах одного и того же объектного пространства [3, с. 15 — 20]. Другие науки (медико-биологического цикла, физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития человека. Теория физического воспитания опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины -физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медикопедагогический контроль и другие. Одновременно теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера -общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.

Благодаря комплексному использованию смежных наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.

Дисциплины медико-педагогического и психо-лого-педагогического цикла изучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания и развития ребен-ка-это основа системы педагогического воздействия для достижения лучших результатов физического воспитания. Естественнонаучную и психолого-педа-гогическую основу этой теории составляет учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма, опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии.

Организм человека рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы.

Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания.

Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.

Однако в паспорте специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры« отрасли наук этой специальности обозначены только как психологические и педагогические науки [3, с. 15-20].

Министерство образования 19 декабря 1957 года утвердило «Номенклатуру специальностей аспирантской подготовки и перечень предметов кандидатского экзамена». В это время в научный оборот впервые вводится понятие «Номенклатура научных специальностей» и выделяются специальности, непосредственно связанные с проблемами теории и методики физической культуры и спортивной тренировки.

Таким образом, развитие теоретических и прикладных исследований в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и научное обоснование предмета этой специальности как одного из самостоятельных начинается с 1957 года.

Специальность 13.00.04 получила более емкое название-теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры».

С 1991 года основные вопросы создания и пере-утверждения научных специальностей перешли в ведение Министерства науки и технической политики Российской Федерации. После большой работы с научной общественностью, учебными заведениями и научными учреждениями в феврале 1995 года номенклатура специальностей научных работников была существенно пересмотрена. Однако специальность

13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» осталась без изменений [2, с. 57]. На наш взгляд, эта специальность стала выходить за рамки педагогики, необходимо было расширять ее предметную базу, однако этого не произошло. Тем не менее, в конце 90-х годов возникает бум вокруг вале-ологии, что привело к появлению новой специальности. Возможно, данная специальность имела право на существование, однако ее предмет, как отмечает Н. И. Загузов, не был обоснован и понятен специалистам не только в этой области, но и в смежных с данной специальностью областях вследствие этого появилось множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. Предметом научных исследований по данной специальности, по мнению Н. И. Загузов, могли бы стать проблемы, связанные с изучением фундаментальных закономерностей сохранения и укрепления здоровья: исследование взаимодействия организма с окружающей средой и изучение влияния на него различных природных процессов, социальных, экономических и психологических факторов; разработка критериев оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц разного пола и возраста: систем сохранения и укрепления здоровья; средств и методов, направленных на повышение работоспособности и сохранение здоровья. Но для этого нужно было сначала разработать теоретическую и методическую базу новой специальности, вполне обоснованно было бы включить данные идеи в теоретическую базу специальности

13.00.04. Но этого не произошло, и, к сожалению, кому-то на тот момент уже «посчастливилось» получить образование по данной специальности. Для того чтобы была наука, необходимо как минимум, чтобы была специфическая научная методология, свойственная именно этой научной дисциплине.

Определенный интерес для специалистов в области физического воспитания и спорта могут иметь новые специальности, введенные в номенклатуру

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

специальностей научных работников в 1995 году — это 13.00.07 - «Теория и методика дошкольного обра-зования« и, учитывая, что в дошкольном возрасте основное внимание может быть уделено физическому развитию детей, 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования». Специальность, которая направлена на интенсификацию исследовательской работы по разработке теоретических и методических аспектов профессионального образования, в том числе исследование проблем подготовки высококвалифицированных специалистов (преподавателей и тренеров) в области физической культуры и спорта. Введение данной специальности в номенклатуру специальностей научных работников можно считать актуальным и своевременным, в связи с тем что до настоящего времени диссертаций по различным направлениям высшего профессиональною образования защищалось примерно в 20 раз меньше, чем по проблемам общего среднего образования. Требуют дальнейшей научной проработки проблемы теории и методики преподавания в высших учебных заведениях различных типов, чему могут способствовать теоретические и прикладные разработки, осуществляемые в области специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования» [2, с. 57].

Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а следовательно, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность — целостность теоретических основ.

Таким образом, анализ развития научных специальностей за период с 1934 по 1995 год по проблемам физической культуры и спорта позволил сделать вывод о том, что номенклатура специальностей научных работников постоянно развивается и совершенствуется, что способствует расширению исследовательского пространства отдельных отраслей на-

уки и стимулирует количество и качество защит кандидатских и докторских диссертаций по основным направлениям педагогической науки, в том числе и по проблемам физического воспитания и спорта. Так, если с 1934 по 1952 год была защищена только одна докторская диссертация, т.е. через 18 лет после введения ученых степеней в СССР, то в 1994 году только по одной специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» — 14 докторских и 31 кандидатская диссертации, а в 1995 году—соответственно 17 и 45. Так что интерес к научной разработке проблем теории, методики и организации физкультурно-спортивной деятельности в России и за ее пределами постоянно повышается, расширяются проблематика научного поиска и исследовательское пространство научных специальностей, что может порождать создание новых научных направлений и специальностей [2, с. 57]. Но при этом не стоит забывать о постепенности их развития.

Авторы данной статьи глубоко уверены в том, что проблематика современного научного поиска в недалекой перспективе будет расширяться исследованиями исторического, социологического и философского характера не только в области физического воспитания, но и в области ФИС.

Библиографический список

1. Деметр, Н.Г. Очерки истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Н.Г. Деметр. — М., 2005. — 324 с.

2. Загузов, Н.И. Эволюция научной специальности. Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки в педагогике / Н.И. Загузов // Теория и практика физической культуры. — 1997.- № 1. - 63 с.

3. Наталов, Г.Г Проблемное поле науки о ФиС и мониторинг истины / Г.Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 11. -63 с.

ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.

ЛЮБИНА Екатерина Сергеевна, студентка группы 220 факультета туризма, рекреации и реабилитации, специальность «Социально-культурный сервис и туризм».

АБРАМОВА Нина Николаевна, студентка группы 220 факультета туризма, рекреации и реабилитации, специальность «Социально-культурный сервис и туризм».

Адрес для переписки: e-mail: naukasibgufk@yand ex. ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2010 г.

© Ю. В. Ворожко, Е. С. Любина, Н. Н. Абрамова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.