УДК 34+378
Андрей Викторович Безруков
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственноправовых дисциплин Сибирского юридического института МВД России г. Красноярск (3912) 24-74-54 [email protected]
Иван Владимирович Тепляшин
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета г. Красноярск (3912) 65-01-95 [email protected]
СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье анализируется механизм российского высшего юридического образования. Подчеркивается необходимость формирования образовательной политики с учетом социально-правовых интересов российского общества. Обосновывается необходимость усиления практической составляющей при подготовки юристов, анализируются сложности преподавания и вырабатываются рекомендации, направленные на обеспечение практической направленности преподавания юридических дисциплин.
Российский студент, российское образование, высшее юридическое образование, научное сообщество, практическая направленность обучения, конституционное право.
Реализация функций российского образования через призму гармоничного развития современного российского общества может быть наиболее эффективной только при соответствующем уровне качества подготовки самих специалистов, в частности в юридических вузах. Коренные изменения в экономике, социальной сфере, науке, в общественном сознании обусловили необходимость глубокой модернизации содержания общего образования. От результатов перспективного развития российского образования в огромной степени зависит интеллектуальное состояние общества, формирование ценностных ориентаций, социальных, этических интересов личности.
Современная российская юридическая наука признала необходимость настоятельного и первоочередного изучения основ гражданского общества, факторов его дальнейшего развития примени-
тельно к особенностям становления национальной правовой системы. Это в определенной степени требует повышенного внимания и определяет важность исследования социальной жизни российского общества. К тому же общество ожидает результата эффективной реализации выпускниками высших учебных заведений своих навыков и умений уже в практической деятельности.
На высшем политическом уровне вопросу прогрессивного развития российского общества уделяется пристальное внимание. Так, в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года Президент РФ отметил, что по-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего [4]. И в этом вопросе исследование качества гуманитарного образования в механизме совершенствования жизни российского общества приобретает особое значение, является очевидным.
При этом в концептуальную основу изучения гуманитарных научных дисциплин уже положены современные демократические взгляды на основополагающие тенденции развития правовой жизни российского общества и государства, общие основы управления социальными процессами во всех областях жизнедеятельности человека, главные направления развития инновационной политики современной России.
В разрезе тенденций, связанных с формированием новых качественных характеристик российского общества, важно учитывать классические функции российского образования: общеобразовательную (академическую), правоведческую (научную) и практическую. Данные функции, в свою очередь, проявляют себя в следующем:
- российское образование позволяет качественно рассмотреть и оценить степень прогрессивности базовых социально-правовых категорий, выработанных современной общественной жизнью;
- современная юридическая наука способна объяснить необходимость исследования новых явлений и свойств социальной жизни. Это, в свою очередь, находит отражение в формировании соответствующих академических дисциплин юридического профиля. Например, в настоящее время актуальными представляются разрабатываемые и вводимые в учебный процесс такие учебные дисциплины, как инновационный менеджмент, история и методология юридической науки, теория личности, философия юридической науки и др.
- подготовленный специалист-правовед в установленном порядке сможет эффективно реализовать вверенные ему ресурсы, полномочия, задачи в конкретной сфере деятельности.
При этом анализ состояния российского юридического образования показывает, что качественной составляющей в системе представленной формы образования не уделяется должного внимания. В этом плане специалисты обоснованно отмечают: современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников как школ, так и вузов [2, с. 32].
Российская социальная жизнь характеризуется отсутствием сложившейся сегодня продуктивной концепции образовательной политики. В рамках данного направления современная наука настаивает на необходимости формирования социально востребованной и последовательной стратегии развития российского юридического образования.
В наше время формируемая концепция высшего юридического образования может содержать определенные противоречия:
- между концепцией гуманитарной науки, последовательным обновлением ее задач и функций и реальными потребностями российского общества;
- между формами специализации в обучении и задачами разностороннего развития личности, ее творческих способностей;
- между господствующей системой традиционного обучения и инновационными приемами получения студентом основных и специальных знаний.
В свою очередь, социально-правовые преобразования, происходящие в современной России, все более явственно демонстрируют определенное продвижение российского общества по пути формирования новых принципов образовательной политики, процессов воспитания высококвалифицированных и востребованных на современном рынке выпускников высших образовательных учреждений. Выстраивается система социальной обусловленности критериев подготовки специалистов с высшим образованием. Тенденции в социально-правовой жизни российского общества диктуют необходимость модернизации образовательных стандартов, норм и отношений в этой сфере.
Сегодня профессиональная педагогика вырабатывают единые подходы к процессу обучения студентов в русле прогрессивного социально-правового развития российского общества, определению методологии целенаправленного исследования новых гуманитарных знаний, обеспечению учебного процесса соответствующими научнотехническими инструментами.
В силу этого, например, Ассоциация юристов предлагает разработать единые образовательные стандарты для обучения юристов, создать в России реестр юридических дипломов и ввести систему негосударственной аккредитации или общественной аттестации
юридических вузов. Планируется, что профессионалы в этой области создадут свой рейтинг. Та же Ассоциация предлагает создать электронную библиотеку для юридических вузов, таким образом систематизировать предельный массив российской доктрины и практики [9, с. 9]. Согласимся: в целом данные предложения действительно сегодня являются востребованными и необходимыми для формирования базовых основ российского юридического образования.
В этом плане, не утрачивают свою актуальность вопросы определения (наряду с классическими моделями) альтернативных форм обучения: дистанционного и сетевого, а также использование мультимедийного образовательного ресурса и т.д. В частности, дистанционное обучение предполагает существенное изменение модели образовательного процесса. Безусловно, можно говорить и о других формах профессионального обучения в современных условиях.
Продуктивным представляется исследование вопросов соответствующей специализации в условиях профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Так, например, при реализации юридической образовательной программы необходимо обращать внимание не только на формирование специалиста в состоявшихся уже сегодня направлениях правовой деятельности (государственно-правовой, гражданско-правовой, земельно-правовой и др.), но и в таких востребованных сферах, как инвестиционноправовая, адвокатская, градостроительная, медико-правовая, банковская, валютно-биржевая, церковно-правовая и пр.
В рамках названных вопросов особое внимание должно уделяться системе эффективного государственного управления образовательной и научной политикой. Как подчеркивает Е.М. Примаков, в каждом федеральном округе можно было бы создать не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав кластеров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессиональнотехнические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов [6, с. 11]. Стоит прислушаться к подобным предложениям.
Магистральными направлениями процесса повышения качества юридического образования и его практического обеспечения в современной России могут выступить следующие.
1. Поступательное применение инновационных обучающих программ: дистанционное обучение, сетевое образование, реализация различных форм самообучения и др. Надо полагать, что такие новые подходы позволят отражать современные тенденции развития
общества, интересы и предпочтения современного студента. Безусловно, эти формы обучения следует реализовывать в сочетании с традиционными принципами образования.
2. Целенаправленная деятельность научного сообщества, направленная на создание российской юридической школы, отвечающей не только общегосударственным потребностям, но и общемировым вызовам. Особое внимание в этом вопросе необходимо обратить на сохранение действующего состава педагогов-профессионалов, а также подготовку нового профессорско-преподавательского научного коллектива как в рамках отдельного вуза, так и в масштабах российского государства.
3. Значимым является работа, направленная на формирование и реализацию критериев оценки качества подготовки и деятельности вузов страны. Здесь необходимо определить, что должно быть положено в основу подобной оценки: эффективность учебнометодической работы вуза, кадровый и научный потенциал, системность научно-исследовательской и иной творческой деятельности студенческого сообщества данного вуза, материально-техническая оснащенность, востребованность на рынке труда выпускников данного учебного заведения, отзывы работодателя и общественности в целом.
4. Важно проводить централизованный мониторинг образовательных услуг. Необходимо сопоставлять возможности выпускника юридического вуза и требования работодателя. Очевидно, что в современных условиях развития социальных отношений юридические знания могут быть востребованными и значимыми не всегда и не в любой сфере.
5. Разрешение вопросов, касающихся качества и престижности российского юридического образования, восприимчивости инновационных идей и тенденций, обусловлено не только научно-образовательной деятельностью собственно самих вузов. Закрепление достигнутых успехов в указанном направлении зависит в том числе от эффективности механизма противодействия коррупции в данной сфере, должного внимания к данному вопросу со стороны контролирующих органов государства, формированию ясной и прогрессивной государственной стратегии развития высшего юридического образования.
6. Значимым будет изменение менталитета и культуры российского общества, а также самого студента в отношении к процессу обучения, получению высшего юридического образования как социального блага и дальнейшей осознанной реализации своих знаний. В российском правосознании должен произойти своего рода перелом в пользу ценностных характеристик высшего образования.
7. В числе мер, направленных на повышение качества получаемых студентом знаний и юридической науки в целом, необходи-
мо предусмотреть создание гармоничной модели должного стимулирования работы профессорско-преподавательского состава; организацию групп экспериментальных площадок для апробирования идей, предлагаемых ведущими научно-исследовательскими институтами и юридическими школами; обеспечение финансирования зарубежных поездок профессорско-преподавательского состава с целью обмена педагогическим опытом; функционирование системы оперативной передачи информации о нововведениях, инновационных проектах, предложениях в исследуемой сфере среди специалистов и организаторов научно-педагогического процесса.
8. В основу перспективного развития российского юридического образования граждан следует положить такие принципы, как эволюционность и историческая последовательность развития российского общества, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и их ответственность перед обществом, конструктивное взаимодействие различных научных сообществ и школ.
9. Выпускнику вуза в условиях развития современного российского общества необходимо обладать такими качествами, как инициативность и ответственность, самостоятельное автономное обладание социально-экономическими и организационно-правовыми знаниями в профессиональной деятельности для решения поставленных задач, активное использование правовых и интеллектуальных ресурсов. С.Е. Нарышкин, в частности, справедливо подчеркивает, что современные специалисты должны отличаться новым, инновационным мышлением, то есть не только наличием знаний общего и специального характера, но и способностью оперативного реагирования на возникшую проблему с использованием новейших инновационных, творческих подходов [3, с. 11]. К тому же важную роль в формировании будущего профессионала играют психологические качества личности - интуиция, творчество, рассудительность и рациональность мышления. Специалист, формируемый в соответствии с общественными потребностями, непременно получает навыки в правовой сфере, является неотъемлемой частью механизма профессиональной научно-практической деятельности и процесса становления развитого российского государства и общества.
Предлагаемые идеи могут стать предметом дальнейшего научно-практического исследования. Образовательную политику российского государства необходимо подвергнуть системному теоретическому анализу с последующим выстраиванием организационноправовой технологии совершенствования российского высшего образования. В этом плане стоит разделить мнение В. Зорькина, который отмечает, что юрист, следящий за правовыми нормами, соблюдаемыми в острой фазе того или иного переходного процесса, перестав отдавать себе отчет в том, что он имеет дело с определенным
процессом, перестанет быть юристом. И станет никчемным, никому не нужным буквоедом, не способным помочь людям решить их проблемы, смягчить потрясения, погасить дух распри, воспылавшей в человеческих умах и сердцах [5, с. 12].
Очевидно также, что основные проблемы развития высшей гуманитарной науки следует решать через призму историко-политических и культурно-духовных особенностей развития в российском обществе самой личности.
Важнейшими задачами при подготовке специалистов в системе юридического образования продолжают оставаться и качественный уровень преподавания, и организация подготовки обучаемых к полноценной практической деятельности.
В Указе Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» в числе основных задач предписано: обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов ВПО по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы [7]. Обеспечение практической направленности обучения предусмотрено в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства России от 23 декабря 2005 г. № 803 [8].
Таким образом, усиление практической составляющей образовательного процесса в сфере юриспруденции обусловлено не только потребностями обеспечения качественного уровня преподавания и юридической практики, но и определено нормативно, что свидетельствует о достаточной значимости обозначенной проблемы юридического образования и влечет необходимость разработки определенных предложений в направлении обеспечения практической направленности обучения юристов.
Однако не все юридические дисциплины позволяют легко найти выход в практическую плоскость. Одной из таких является, например, конституционное право.
Будучи фундаментальной дисциплиной и ведущей отраслью права, регулирующей наиболее важные общественные отношения, конституционное право должно преподаваться обучаемым с той позиции, что оно не призвано комплексно регулировать все общественные отношения в обществе (гражданско-правовые, уголовноправовые и др.) исчерпывающим образом. Его задача состоит в том, чтобы закрепить исходные понятия и принципы, правила, сообразно которым должны регулироваться общественные отношения в конкретной отрасли права более детально. Однако следует учесть, что именно конституционное право в случае пробельности отраслевых норм и их противоречия конституционным нормам, призвано за-
поднять такие пробелы и устранять коллизии, комплексно работая в национальной системе права.
Поэтому необходимо решение еще одной важной задачи преподавания - показать обучаемым на первых этапах изучения, каким является практическое конституционное право. Следовательно, выстраивание преподавания данного курса следует организовать так, чтобы обучаемые получали не только теоретические знания, но и навыки для последующей практической деятельности. Они должны быть подготовлены к решению нестандартных задач, которые на практике с неизбежностью будут возникать.
Для решения этих задач необходимо показать обучаемым не только место и роль российского конституционного права в правовой системе, но и прикладную его ценность, привить им навыки оперирования конституционным материалом при анализе вопросов любой отрасли права. Так, при изучении прав и свобод человека на основе анализа положений главы 2 Конституции РФ во взаимосвязи с уголовно-процессуальными нормами, затрагивающими правовой статус и права участников процесса - обвиняемого и потерпевшего, необходимо сделать акцент на первичности конституционных норм, которые предопределяют содержание соответствующих отраслевых норм (например принцип презумпции невиновности, право на защиту, обеспечение подсудности и др.).
Серьезную проблему ставит регулярное увеличение объема конституционного материала. Задачей преподавателя становится потребность не только изложить теорию вопроса и общую характеристику законодательства, но и показать реальное развитие конституционных отношений на конкретных примерах, сформулировать проблемные вопросы и задачи. А практическое их разрешение провести на семинарских занятиях. Как справедливо замечает С.А. Авакьян, с фактами разговор становится более живым и заинтересовывает обучаемых [1, с. 8-9].
Потому изложение материала целесообразно сопровождать демонстрацией схем, видеофильмами, презентациями. Соответственно организовать и проведение групповых занятий, где попытаться отказаться от дублирования лекционного материала, лишь сжато его воспроизводить в целях эффективности закрепления, а затем предложить обучаемым провести самостоятельный анализ конкретных конституционно-правовых проблем.
При этом вопросы на семинаре должны формулироваться в проблемном ключе, чтобы на них обучаемые смогли ответить, анализируя нормативный и практический материал, аргументировано отстаивая свою позицию. Потому целесообразно проведение двух групповых занятий по теме - семинара и практического занятия, на первом из которых проверяется знание теории и законодательства, включая самостоятельно изученный нормативный материал, а на
втором вырабатываются навыки самостоятельного мышления и умение решать практические задачи. Например, изучая вопросы гражданства, анализируя положения федерального закона и ведомственных нормативных актов, следует выявить их расхождения, разрешить конкретный правовой спор с учетом конституционной практики, решений Конституционного Суда РФ, которые сформулировал по данному вопросу определенные правовые позиции. При изучении темы «Избирательное право» обратить внимание как на положения законодательства, так и на судебную практику (Постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда, конкретные избирательные споры). Также важно проводить практические занятия по участию обучаемых в выборах в качестве избирателей, наблюдателей, разрешению конкретных правовых споров.
Другим способом обеспечения практической направленности при изучении отраслевой юридической дисциплины является применение моделирования в форме проведения учебных деловых игр с распределением деловых ролей. Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности юристов. Такая практика при преподавании отраслевых наук оправдала себя при изучении, например, таких тем, как законодательный процесс и конституционное правосудие. Учебную группу разбивают на ряд подгрупп (участники процесса, состав Суда, участвующие стороны, свидетели и эксперты), и проводят рассмотрение конкретного законопроекта или судебного дела. В ходе деловой игры обучаемые получают возможность не только вникнуть в конституционно-правовую материю, но и «пропустить через себя» процедуру рассмотрения конкретных дел, таким образом усваивая не только суть законопроекта (дела), но и порядок, специфику его рассмотрения.
Важно обратить внимание на готовность преподавателя для проведения такой формы занятий. Заблаговременно должны быть определены цели и задачи занятия, подготовлен общий сценарий игры и ролевая структура, разработаны критерии оценки участников, подготовлены учебно-дидактические материалы. Обучаемые должны быть заблаговременно ознакомлены с рассматриваемыми актами, что обеспечит их готовность к предметному общению на семинаре. Такой подход позволит как минимум привить определенные практические навыки обучаемым, а как максимум обеспечит определенную готовность их к последующей практической деятельности.
Необходимо также обеспечить подготовленность педагога к внедрению предложенных подходов. Не только научные командировки и периодическое повышение уровня квалификации, но и практическая деятельность в федеральных и региональных органах государственной власти в качестве консультантов и экспертов
в комплексе обеспечат всесторонний и качественно новый уровень прикладного характера изучения дисциплин юридического цикла.
В итоге учет прогрессивного развития российского государства и гражданского общества - один из важных аспектов стабильного развития образовательной политики в современной России. Именно от инициативы и правовой восприимчивости, мировоззренческого отношения к своей профессиональной деятельности специалиста с высшим юридическим образованием, подготовленным к полноценной практической деятельности, в немалой мере зависит степень результативности процесса удовлетворения социальных и творческих потребностей российского общества, а следовательно и гармонизации всего механизма правового регулирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авакьян С.А. Развитие конституционного права и местного самоуправления на современном этапе и проблемы преподавания // Проблемы преподавания конституционного и муниципального права. М., i999. С. 5-i2.
2. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования, 2GG9. № i. С. 2i-35.
3. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права, 2GG9. № S. С. 3-i3.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2GG9 году // Российская газета, 2GG9. i3 нояб.
5. Право - для человека. Валерий Зорькин уверен, что угроза финансовоэкономической пандемии - результат отклонений от принципа верховенства права // Российская газета, 2GGS. 25 нояб.
6. Россия перед выбором. Евгений Примаков: прежде всего надо понять, что может помешать нам создать новую экономику // Российская газета, 2GiG. i4 янв.
7. Собрание законодательства Российской Федерации, 2GG9. № 22. Ст. 269S.
S. Собрание законодательства Российской Федерации, 2GG6. № 2. Ст. iS6.
9. Экспертные группы Ассоциации юристов приступили к совершенствованию юридического образования // Российская газета, 2GG9. i окт.
RESUME
Andrey Victorovich Bezrukov, Candidate of Law, senior lecturer in the State and Law department, Siberian Judicial University of the Ministry of internal affairs of Russia,. Cell: 8-913-188-88-99, home: (3912) 24-74-54 [email protected]
Ivan Vladimirovich Teplyashin, Candidate of Law, associate professor of Theory and History of State and Law Department, Judicial Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, (3912) 65-01-95, Cell: 8.913.536.39.23 [email protected]
Current Status of Higher Juridical Education and its Provision with Practical Component in Modern Russia
The article analyses the mechanism of higher juridical education. The necessity of forming the educational policy, which takes into consideration the social-legal interests of Russian society, is underlined. The necessity to have practical component in such education and the reasons for that are observed in details, all possible recommendations are given.
Russian student, Russian education, higher juridical education, scientific community, practical component of education, constitutional law.
Материал поступил в редколлегию i9.iG.2GiG г.