с \
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
А.М. ЦАЛИЕВ, профессор, Председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания
Актуальные вопросы совершенствования юридического образования
В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования программы, качества преподавания и форм контроля знаний в сфере юридического образования.
Ключевые слова: юридическое образование, бакалавр, магистр, федеральные государственные стандарты, права человека.
В условиях формирования правового государства, укрепления законности, организации более эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина особое значение приобретает юридическое образование. О необходимости его совершенствования свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации ». Это отрадно и более чем актуально: при том, что число лиц, желающих стать юристами, постоянно растет, значительная их часть имеет низкий уровень профессиональной подготовки. Такое положение, на мой взгляд, объясняется в основном следующими причинами.
Реформирование юридического образования в РФ проводится при отсутствии научно обоснованной политики в этой сфере. Как отмечает член Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию профессор В.Н. Синюков, «Бо-лонский процесс сам по себе не может заменить национальной стратегии развития юридического образования... Россия находится в поиске своей модели юридического образования» [1]. Об этом свидетельствует, в частности, несовершенство программы подготовки юристов. Не зря Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин еще в 2008 г. связывал отставание юридического образования в России с от-
сутствием адекватных учебных программ, учебников и подготовленных преподавателей и предлагал «решительно обновить стандарты юридического образования» [2]. И это совершенно правильно.
Так, в действующих ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «бакалавр» (Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464) и «магистр» (Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 №1763) по-прежнемув качестве обязательной дисциплины не предусматривается курс «Права человека », хотя юристу необходимо иметь четкие представления об основных правах и свободах и способах их защиты. В числе видов профессиональной деятельности для бакалавра не указывается правозащитная деятельность (зато в числе первых указывается нормо-творческая деятельность). Видимо, авторы программы полагают, что данный вид деятельности не требует профессиональных навыков и знаний, однако общеизвестно, что это один из самых сложных видов творческой деятельности. В программе для магистров среди профессиональных задач указывается «защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц», но в число обязательных базовых дисциплин опять же не включается дисциплина «Права человека». Спрашивается, для чего ставится такая задача перед магистром, если знания для ее решения необязательны?
Редакционная почта
153
Указанная дисциплина игнорируется специалистами из УМО Министерства образования и науки РФ, несмотря на то, что в ст. 2 Конституции Российской Федерации предусматривается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Принцип приоритета прав и свобод человека закреплен и в других положениях Конституции Российской Федерации (ст. 6, 17, 18, 19, 55 и др.) и находит отражение в различных отраслях законодательства Российской Федерации.
Для преодоления создавшейся ситуации на некоторых юридических факультетах ввели обучение студентов правам человека в рамках соответствующего спецкурса. Но этого явно недостаточно, поскольку он носит факультативный характер и предназначен для ограниченного контингента студентов, к тому же объем часов курса устанавливается по остаточному принципу.
В связи с этим и учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов еще в 2000 г. направил свои предложения о дополнении федерального компонента стандартов образования обязательным изучением прав человека и способов их защиты. На это неоднократно указывал и действующий Уполномоченный по правам человека В. Лукин. О необходимости обязательного изучения прав человека я писал еще пять лет назад в журнале «Высшее образование в России» [3]. Наконец, и Министерство образования и науки РФ в своем письме от 15 июня 2012 г., адресованном различным образовательным учреждениям, предложило ввести в основные образовательные программы высшего юридического образования дисциплину «Правачеловека», хотя, на мой взгляд, этот вопрос следует регулировать на уровне нормативного акта, предусматривающего включение данного курса в число обязательных дисциплин.
Надеюсь, после всех принятых документов в образовательных учреждениях России наконец-то начнется организационно-практическая работа по изучению прав человека. Оптимизма, однако, не вызывает тот факт, что и в проекте федерального закона об образовании ничего не говорится об изучении прав человека. Это необходимо исправить.
Другим недостатком ФГОС я считаю то, что в них для юристов предусматривается обязательное изучение курса «Экономика» вместо курса «Конституционная экономика ». По проблемам в этой области уже написаны многочисленные статьи, монографии, учебники. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин связывает, в частности, с созданием правовой и конституционной экономики даже успех правовой реформы в стране. Для всех юристов, как пишет известный адвокат П.Д. Баренбойм, «конституционная экономика является эффективным практическим методом, с которого начинается любой правовой анализ позиции по любого рода экономическим спорам, особенно в случаях неясности, противоречивости и неопределенности законодательства и иных нормативных актов » [4]. Как видно, дисциплины «Экономика» и «Конституционная экономика» несут разную смысловую нагрузку и имеют разную профессиональную ценность для юриста, поэтому в качестве обязательной дисциплины, на мой взгляд, в программы юридического образования необходимо ввести именно «Конституционную экономику».
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 образовательную программу специализированной подготовки магистра могут осваивать лица, имеющие высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности). Получается, что человек, получивший степень бакалавра по специальности, не имеющей никакого отношения к право-
154
Высшее образование в России • № 1, 2013
ведению, может претендовать на присвоение степени магистра по специальности «Юриспруденция». Хотя, исходя из содержания ФГОСов, базовое образование по соответствующей специальности получают по программе бакалавриата. В то же время, согласно Постановлению Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 г. № 42, подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Возникает вопрос: как без базового образования можно заниматься научно-исследовательской работой по юридической специальности? Или наоборот: как лицо, получившее базовое образование по правоведению, может заниматься научно-исследовательской работой по математике, химии или физике?
При самой совершенной программе обучения мы никогда не получим профессионально подготовленных юристов, если вместо высококвалифицированных юристов ихбудут обучать вчерашние выпускники и лаборанты кафедр. Ими комплектуют свои штаты многочисленные вузы и юридические факультеты, число которых в современной России в несколько десятков раз больше, чем в Советском Союзе. И если в те времена лекции читали профессора и в исключительных случаях доценты, то сейчас этим чаще всего занимаются лица, только что получившие диплом юриста и объективно не владеющие глубокими теоретическими знаниями, а также методикой чтения лекций и ведения практических занятий. Это положение известно всем, кто занимается вопросами высшего образования, тем более - специалистам УМО Минобразования и науки РФ.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что качество выпускников-юристов зависит не от того, «профильные» или «непрофильные» вузы они закончили, давно существующие или «новоиспеченные», а от профессионального уровня обучающих их специалистов. Иногда в «классических» университетах в состав преподавателей ка-
федры входит один кандидат наук и, в лучшем случае, один профессор, не написавшие после присвоения ученой степени ни одной научной работы. Тем не менее такие факультетыпродолжают «успешно» функционировать, выпускать десятки тысяч неподготовленных юристов, пополняющих рынок безработных. Одновременно можно привести немало примеров, когда в непрофильных вузах будущих юристов готовят высококвалифицированные специалисты. Объясняется это высокой заработной платой и достойными условиями работы. К сожалению, сегодня бюджетная ставка доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой без доплаты за ученую степень составляет 9870 рублей, что даже не тянет на заработную плату секретаря в приемной губернатора [5]. Не зря премьер-министр страны Д.А. Медведев на заседании Правительства 11 октября 2012 г. среди важных задач отметил повышение зарплаты педагогам и совершенствование системы оценки качества образования, которая должна стать надежной, объективной и прозрачной.
В подготовке будущего специалиста-юриста немаловажное значение имеют формы контроля его профессиональных знаний. С учетом того, что юридическая деятельность во многом носит публичный характер, связана с особыми эмоциональными нагрузками и интенсивным межличностным общением, когда приходится отстаивать интересы других лиц в судебных, правоохранительныхи иных органах, проверка знаний должна проводиться в максимально приближенных к реальной жизни условиях.
Нынешняя форма преподавания на основе дидактического метода при искусственно внедренном тестировании не дает студенту возможности проявить индивидуальные качества, имеющие особое значение для будущей профессии. Бесконтактные формы преподавания и контроля знаний, разрывающие личностные связи между
Редакционная почта
155
преподавателем и студентом, исключают инициативное и творческое участие обучаемого в образовательном процессе и, на мой взгляд, не способствуют качественной подготовке современного юриста. Только в процессе апробированной многолетней практики сдачи зачетов и экзаменов полнее и всестороннее раскрываются как профессиональные знания, так и умения логически мыслить, оперативно выбирать тактику выстраивания своего ответа, доказывать верность своей позиции. Тестирование же представляется полезным в определенных ситуациях, по некоторым вопросам и как промежуточный этап проверки знаний.
Лишь оптимальное сочетание прежних, устоявшихся форм и методов преподавания с современными прогрессивными методиками позволит подготовить профессио-
налов-юристов для успешного решения задач построения правового государства.
Литература
1. Синюков В.Н. Юридическое образование
в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 14-151.
2. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI
веке. М., 2008. С. 273-591.
3. Цалиев А. «Права человека» - обязатель-
ный компонент высшего образования // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 165-166.
4. Баренбойм П.Д. Конституционная эконо-
мика как фундамент правовой реформы в России // Сайт Адвокатской палаты города Москвы. URL: http:// www.advokatymoscow.ru/
5. См: http:// www.Mosurus/ugi.ru/ articles/105/
TSALIEV A.M. THE TOPICAL PROBLEMS OF THE IMPROVEMENT OF JURIDICAL EDUCATION
The article considers the topical issues concerning the improvement of the quality of the legal education. Special attention is paid to the educational program, namely inclusion of the discipline "human rights", and to the forms of knowledge control.
Key words: legal education, bachelor, master, federal state educational standards, human rights.
б.м. владимирский, профессор Табель о рангах:
Южный федеральный Как считать?
университет
В статье предложена методика ранжирования вузов по значениям баллов, полученных абитуриентами при сдаче ЕГЭ, более корректная, чем та, что используется в настоящее время.
Ключевые слова: среднее значение, медиана, балл при сдаче ЕГЭ, рейтинг, ранжирование.
В последние годы университет «Высшая школа экономики» проводит весьма полезную работу по оценке уровня знаний абитуриентов, поступивших в вузы нашей страны. Уровень этот определяется набором показателей, основанных на баллах, полученных абитуриентом при сдаче ЕГЭ. Составленный рейтинг высших учебных заведений позволяет каждому вузу получить
независимую сравнительную оценку своей престижности как в целом, так и относительно своих коллег по региону и родственных вузов для отдельных направлений подготовки.
Результаты ранжирования, полученные НИУ ВШЭ, должны позволить вносить определенные коррективы в перечни специальностей и направлений подготовки отдельных