Научная статья на тему 'Практико-ориентированные методики в образовательном процессе юридического вуза'

Практико-ориентированные методики в образовательном процессе юридического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / LAW UNIVERSITY / STUDENT / COMPETENCES / ASSESSMENT TOOLS / PRACTICE-ORIENTED ELEMENTS / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Валентина Викторовна

Развитие современного общества, вступление России в Болонский процесс обусловило изменяющиеся требования к подготовке кадров, в том числе в области юриспруденции. В статье анализируются проблемы подготовки юристов в условиях перехода на Болонскую систему и изменяющихся потребностей к выпускнику юридического вуза. Среди главных требований современности в юридическом образовании развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения внедрения в практику новых достижений научной мысли. Реформируемый образовательный процесс требует изменения в системе оценки полученных студентами знаний, умений и навыков. Высказано предложение отличать практико-ориентированные методики и использование практико-ориентированных элементов в оценочных средствах. Представлено авторское видение системы оценочных средств. Автор приходит к выводу о том, что сегодня формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения; научно-исследовательская деятельность студентов способ выполнения современных требований к образовательным результатам выпускников юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF LAW UNIVERSITIES

The development of a modern society and Russia's accession to the Bologna process have resulted in changing the requirements set down for training, including the field of jurisprudence. The article analyses the problems of training lawyers in conditions of transition to the Bologna system and changing requirements imposed on a graduate of a law university. One of the main modern requirements in legal education amounts to the development of a creative, proactive specialist possessing organizational skills and an ability to put new achievements of scientific thought into practice. The educational process subjected to reforms requires changes in the system of assessment of student knowledge and skills. The author suggests that the practice-oriented teaching methods should be distinguished from practice-oriented elements implemented in assessment tools. The author submits her own understanding of the system of assessment tools. The author concludes that today the forms of control should become a kind of continuation of teaching methods; students' scientific research is a way to meet modern requirements to the educational results of graduates of law universities.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные методики в образовательном процессе юридического вуза»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

В. В. Комарова*

Практико-ориентированные методики в образовательном процессе юридического вуза

Аннотация. Развитие современного общества, вступление России в Болонский процесс обусловило изменяющиеся требования к подготовке кадров, в том числе в области юриспруденции. В статье анализируются проблемы подготовки юристов в условиях перехода на Болонскую систему и изменяющихся потребностей к выпускнику юридического вуза. Среди главных требований современности в юридическом образовании — развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения внедрения в практику новых достижений научной мысли. Реформируемый образовательный процесс требует изменения в системе оценки полученных студентами знаний, умений и навыков. Высказано предложение отличать практико-ориентированные методики и использование практико-ориентированных элементов в оценочных средствах. Представлено авторское видение системы оценочных средств. Автор приходит к выводу о том, что сегодня формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения; научно-исследовательская деятельность студентов — способ выполнения современных требований к образовательным результатам выпускников юридических вузов.

Ключевые слова: образование, юридический вуз, студент, компетенции, оценочные средства, практико-ориентируемые элементы, научно-исследовательская деятельность

001: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.011-015

Образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения. В ходе воспитания человеку прививаются духовно-культурные ценности общества, образцы нормального и должного поведения, а посредством обучения он приобретает знания и навыки, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

Образовательная деятельность осуществляется в интересах человека, общества и государства. Это означает, что образовательный процесс направлен на обеспечение реали-

зации публичного интереса. Формирование социально активной и профессионально подготовленной личности есть один из основных публичных интересов, реализуемых в рамках образовательной деятельности.

Каждое общество вырабатывает свой способ формирования правового профессионального сознания юристов; юридическое образование в России основано на континентальной традиции, которой присущ академический фундаментализм1.

1 Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31—45.

© Комарова В. В., 2017

* Комарова Валентина Викторовна — профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Нельзя не поддержать мнение О. Е. Кутафи-на о том, что «правовая система России отражает особенности национального правосознания и культуры»2.

Тем не менее современная действительность России в образовании вообще и в юридическом образовании в частности, приковывает к себе внимание и вызывает тревогу.

Несмотря на то что автор статьи разделяет точку зрения Н.С.Бондаря о том, что «бакалавриат — магистратура» — путь к снижению уровня национального юридического обра-зования3, тем не менее Болонский процесс — наша действительность, которую нужно реали-зовывать с учетом национальных традиций.

ФГОС третьего поколения в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций — динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально успешно ре-ализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Оптимальный путь при реализации ФГОС заключается, по мнению автора, в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики

ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт4.

Среди главных требований современности в юридическом образовании — развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения внедрения в практику новых достижений научной мысли.

Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе5 вообще, и методологии, методике преподавания конституционного права в русле грядущих преобразований уделяется не достаточно места. Среди авторов, поднимающих эти вопросы, как правило, специалисты в области конституционного права6. Существует определенный ряд вопросов, требующий своего решения по преподаванию сегодня в юридических вузах страны конституционного права7. Это не только учебно-методическое обеспечение образовательного процесса взвешенными по содержанию по содержанию учебниками, которые отвечает современным запросам студентов и преподавателей8, но и современные образовательные технологии подготовки юристов.

Реформируемый с целью внедрение прак-тико-ориентированных элементов образовательный процесс требует изменения в системе оценки полученных студентами знаний, умений и навыков.

Традиционно — контроль это проверка результатов обучения; проверка, оценка и учет знаний; выявление уровня усвоения учебного

2 Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 53.

3 Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. М., 2013. 62 с.

4 Комарова В. В. Реформа образования и дисциплины государственно-правовой специализации // Право и жизнь. 2012. № 166 (4). С. 182-196.

5 Морозова С. А. Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе // Право и образование. 2010. № 6. С. 40—46.

6 Богданова Н. А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования : сборник докладов. М. : Институт права и публичной политики, 2009. С. 103—109 ; Кененова И. П. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6 (73). С. 66—71.

7 Комарова B.B. Юридическое образование сегодня // Образование и право. 2010. № 3. С. 7—15.

8 Комарова В. В. Рецензия на учебник для бакалавриата В.Е. Чиркина «Конституционное право». Образование и право. 2016. № 2; ОвсепянЖ. И. Кризис и необходимость нового подъема преподавания конституционного права в вузах России // Lex Russica. 2013. № 11.

материала; часть процесса обучения. Безусловно, им выполняется образовательная, воспитательная, развивающая функции, но главная — диагностическая. Контроль проводится для оценки успеваемости и корректировки знаний.

Сегодня формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю — направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

Оптимальный путь формирования системы оценки качества подготовки студентов сегодня, по мнению автора, заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Пришла необходимо осознать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса — образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций, основанных на практико-оринтированных методиках) и методов оценки степени сформированно-сти компетенций (соответствующие оценочные средства, примером которых может быть портфолио).

При формировании оценочных средств необходимо учитывать различия в уровнях образования, видах образовательной деятельности и требуемых компетенциях.

По твердому убеждению автора, целесообразно отличать практико-ориентированные методики и использование практико-ориенти-рованных элементов в оценочных средствах:

для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

для дневной, вечерней и заочной форм обучения;

для домашних и аудиторных заданий; для учебной практики, производственной, и преддипломной практикам;

для промежуточных (модульных), завершающих (сессионных), выпускных (ГАК );

для научно-исследовательской, преподавательской деятельности и др.

Для достижения названной цели, по мнению автора, целесообразно разработать:

различные требования к оценочным средствам с использованием в них практико-ориен-тированных элементов и критерии оценки; перечень признаков проявления компетенции; индикаторы и уровни освоения компетенции.

В их число целесообразно инкорпорировать практико-ориентируемые элементы — как средство проверки не только знаний, но и умений, навыков.

Последнее важно для реализации нормативно закрепленного принципа адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки, для непрерывности и преемственности всех уровней образования; соответствовать изменяющимися требованиями к выпускникам со стороны работодателей.

Непременным условием выполнения современных требований к образовательным результатам, по мнению автора, является широкое привлечение студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской работе, непосредственное включение их в сферу научной жизни. Безусловно, научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания бакалавров и магистров. Так, студенты в курсовых работах по общетеоретическим и специальным юридическим дисциплинам используют элементы научных исследований в форме научного поиска, готовят обзор литературы и разрабатывают предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы, обобщающие передовой практический опыт, применяют общеправовые и специально-отраслевые методы, компьютерную и организационную технику, информационные технологии. Проблемы научного поиска, отраженные в курсовых работах студентов, должны найти свое продолжение в выпускной квалификационной работе студента магистратуры, а также быть частью научной тематики соответствующей кафедры. Сегодня вузы вправе выбрать, в каком виде проводить государственную аттестацию своих выпускников — путем проведения комплексного междисциплинарного экзамена или посредством

публичной защиты выпускной квалификационной работы (диплома). Общеизвестно, что в дипломной работе должны иметь место элементы исследовательского поиска, характеризующие способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность проведения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в своей дальнейшей практической деятельности.

Реформа юридического образования, получившая новый виток со вступлением России в Болонский процесс, имеет и другой аспект: началом и основой правовых преобразований В.Д. Зорькин называет реформу юридического образования9.

Нельзя не согласиться с Н.С. Бондарем во мнении о том, что профессия юриста — явление глубоко национальное, по своей природе консервативное10. Безусловно, юридизация национальной жизни и международно-правовая глобализация оказывают влияние на содержание юридического образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий.

Сегодня образование признано одним из приоритетных национальных проектов, что означает активизацию организационной, нор-мотворческой и финансовой деятельности государства в направлении усовершенствования условий получения образования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Богданова Н. А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования : сборник докладов. — М. : Институт права и публичной политики, 2009. — С. 103—109.

2. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. — М. : Юрист, 2013.-- 62 с.

3. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. — Ростов н/Д, 2013. — С. 8, 41.

4. Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М. : Норма, Инфра-М, 2011. С. 581.

5. Кененова И. П. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран // Сравнительное конституционное обозрение. — 2009. — № 6 (73). — С. 66—71.

6. Комарова B.B. Юридическое образование сегодня // Образование и право. — 2010. — № 3. — С. 7—15.

7. Комарова В. В. Реформа образования и дисциплины государственно-правовой специализации // Право и жизнь. — 2012. — № 166 (4). — С. 182—196.

8. Комарова В. В. Рецензия на учебник для бакалавриата В.Е. Чиркина «Конституционное право» // Образование и право. — 2016. — № 2.

9. Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. — М., 2002. — С. 53.

10. Морозова С. А. Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе // Право и образование. — 2010. — № 6. — С. 40—46.

11. Овсепян Ж. И. Кризис и необходимость нового подъема преподавания конституционного права в вузах России // Lex Russica. — 2013. — № 11.

12. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 31—45.

Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.

9 Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М. : Норма, Инфра-М, 2011. С. 581.

10 Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Ростов н/Д, 2013. С. 8, 41.

PRACTICE-ORIENTED METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF LAW UNIVERSITIES

KOMAROVA Valentina Viktorovna — Professor, Doctor of Law, Head of the Department of Constitutional and

Municipal Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honorary Worker of Higher Professional

Education of the Russian Federation

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Review. The development of a modern society and Russia's accession to the Bologna process have resulted in changing the requirements set down for training, including the field of jurisprudence. The article analyses the problems of training lawyers in conditions of transition to the Bologna system and changing requirements imposed on a graduate of a law university. One of the main modern requirements in legal education amounts to the development of a creative, proactive specialist possessing organizational skills and an ability to put new achievements of scientific thought into practice. The educational process subjected to reforms requires changes in the system of assessment of student knowledge and skills. The author suggests that the practice-oriented teaching methods should be distinguished from practice-oriented elements implemented in assessment tools. The author submits her own understanding of the system of assessment tools. The author concludes that today the forms of control should become a kind of continuation of teaching methods; students' scientific research is a way to meet modern requirements to the educational results of graduates of law universities.

Keywords: education, Law University, student, competences, assessment tools, practice-oriented elements, scientific research activities

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bogdanova N.A. Obshhee i osobennoe v metodologii konstitucionnogo prava i metodike ego prepodavanija // Konstitucionnoe pravo i konstitucionnaja komparativistika v sisteme rossijskogo juridicheskogo obrazovanija: Sbornik dokladov. — M.: Institut prava i publichnoj politiki, 2009. — S. 103—109.

2. Bondar' N.S. Rossijskoe juridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaja cennost': nacional'nye tradicii i kosmopoliticheskie illjuzii. Jurist. — M., 2013. — 62 s.

3. Bondar' N.S. Rossijskoe juridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaja cennost': nacional'nye tradicii i kosmopoliticheskie illjuzii. PROFPRESS. Rostov-na-Donu. 2013. S. 8. S. 41.

4. Zor'kin V.D. Konstitucionno-pravovoe razvitie Rossii. M.: Norma, 2011 S. 581.

5. Kenenova I.P. Metodologija i metodika prepodavanija konstitucionnogo prava zarubezhnyh stran // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. — M.: Institut prava i publichnoj politiki, 2009, № 6 (73). — S. 66—71.

6. Komarova B.B. Juridicheskoe obrazovanie segodnja // Obrazovanie i pravo. 2010. № 3. S. 7—15.

7. Komarova V.V. Reforma obrazovanija i discipliny gosudarstvenno-pravovoj specializacii // Pravo i zhizn'. — 2012. — № 166 (4). — S. 182—196.

8. Komarova V.V. Recenzija na uchebnik dlja bakalavriata V.E. Chirkina «Konstitucionnoe pravo» // Obrazovanie i pravo. — 2016. — № 2. S.

9. Kutafin O.E. Istochniki konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii. — M., 2002. — S. 53.

10. Morozova S.A. Aktual'nye problemy metodiki prepodavanija jurisprudencii v vuze // Pravo i obrazova-nie. — 2010. — № 6. — S. 40—46.

11. Ovsepjan Zh.I. Krizis i neobhodimost' novogo pod#ema prepodavanija konstitucionnogo prava v vuzah Rossii // Lex Russica. — 2013. — № 11.

12. Sinjukov V.N. Juridicheskoe obrazovanie v kontekste rossijskoj pravovoj kul'tury // Zhurnal rossijskogo prava. — 2009. — № 7. — S. 31—45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.