Научная статья на тему 'Личность юриста: размышления преподавателя, читающего курсы у магистрантов'

Личность юриста: размышления преподавателя, читающего курсы у магистрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER LEGAL EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / LEGAL PROFESSION / MASTER¢S STUDIES / ACADEMIC DISCIPLINES / COMPETENCES BASIC EDICATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ныркова Наталья Анатольевна

Статья посвящена анализу результатов выполнения студентами, обучающимися по программе магистерской подготовки «Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право», творческого задания, связанного с необходимостью представления в аудитории профессионального портрета одного из выдающихся юристов прошлого или настоящего времени. Обобщая выбор студентов, автор делает вывод о том, что многие сложные проблемы юридической деятельности и высшего юридического образования могут быть осознаны и решены через призму личностных и профессиональных характеристик лучших представителей правовой науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF LAWYERS: THE REFLECTIONS OF LECTURER, GIVE THE COURSES TO MASTER¢S STUDENTS

The article analyzes the results of the creative assignment perfomed by the masteŕ¢s degree students, majoring in Criminal Law, Criminology, Criminal Executive Law. The assignment involved presenting to the audience a professional portrait of one of the outstanding lawyers of the past or present. Generalizing the students¢ choicethe author comes to the conclusion that many complex problems of the legal activities and higher legal aducation can be realized and solved, taking into account personal and professional characteristics of the best personalities in the science and practice of Law.

Текст научной работы на тему «Личность юриста: размышления преподавателя, читающего курсы у магистрантов»

2. Slavskaya A.N. Pravovye predstavleniya rossiyskogo obschestva // Rossiyskiy mentalitet: vo-prosy psihologicheskoy teorii i praktiki / Pod red. K.A. Abdulkhanovoy, A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoy. M., 1997.

3. Shatkovskaya T.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie imuschestvennyh otnosheniy v aspekte rossiyskoy pravovoy tradicii. Rostov-na-Donu, RGEU (RINH), 2011.

УДК 340. 116:378

ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ЧИТАЮЩЕГО КУРСЫ У МАГИСТРАНТОВ

Ныркова кандидат юридических наук, доцент

Наталья Анатольевна кафедры уголовно-правовых дисциплин,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70) E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов выполнения студентами, обучающимися по программе магистерской подготовки «Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право», творческого задания, связанного с необходимостью представления в аудитории профессионального портрета одного из выдающихся юристов прошлого или настоящего времени. Обобщая выбор студентов, автор делает вывод о том, что многие сложные проблемы юридической деятельности и высшего юридического образования могут быть осознаны и решены через призму личностных и профессиональных характеристик лучших представителей правовой науки и практики.

Ключевые слова: личность, юриспруденция, высшее юридическое образование, магистратура, учебные дисциплины, компетенции, основная образовательная программа, юридическая профессия.

Содержательные координаты темы. Чем можно объяснить рискованное обращение автора к проблеме личности юриста? Оно предпринято на фоне фундаментальных работ о роли личности в истории (начиная с мыслителей античности и до наших дней), к тому же основательно исследованных в современной философской науке [1, с. 3 - 44; 2, с. 3 - 40; 3, с. 165 - 169] в условиях большого количества, многообразия и доступности источников информации о деятельности, биографиях и жизнеописаниях выдающихся отечественных и зарубежных юристов [4 - 10] при наличии широких возможностей непосредственного знакомства с их трудами [11]. Что сегодня можно взрастить на этом веками плодотворно возделываемом историками, философами, литераторами и юристами по-

ле? Признаемся в простоте и прикладном значении своего замысла: через призму жизни и профессиональной деятельности выдающихся представителей юриспруденции рассмотреть и решить некоторые утилитарные проблемы подготовки юридических кадров в системе высшего образования. В свою очередь эта цель требует трех важных оговорок, которые обусловливают содержательную часть изложения:

1. Проблемы реформирования российского высшего образования, в том числе, юридического, намеренно (а с учетом научной специальности автора можно сказать -умышленно!) оставлены за рамками настоящей статьи. Мы исходим из того, что они всесторонне освещены в научных, публи-

цистических и иных изданиях, которые дают вполне ясное представление о совокупном мнении специалистов. Достаточно ознакомиться с заголовками соответствующих публикаций: «Реквием классическим лекциям по юриспруденции» (А.И. Бойко) [12], «Гост на погост» (А. Македонский), «Становление личности: вопреки или благодаря образовательной системе?» (М. Сахарова), «Совместимы ли мракобесие и инновации?» (Э. Кругляков), «Апокалипсис просвещения в России» (Ю. Холодов), «Эффективность или фиктивность?» (А. Тимченко), «От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс» (М. Маяцкий) и др. [13]. Обстоятельный, вдумчивый и всесторонний анализ современных проблем юридического образования дан судьей Конституционного Суда России профессором Н.С. Бондарем [14]. Различные аспекты подготовки юридических кадров изложены в статьях Ю.П. Гармаева [15, с. 7 - 10; 16, с. 121 - 127; 17, с. 320 - 327], И.В. Трякова [18, с. 24 - 27] , В.Н. Субботина [19, с. 72 -78] и др. Только в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU содержится более полутора тысяч публикаций по проблемам высшего юридического образования. Не углубляясь в «образовательно-реформаторскую проблематику», согласимся лишь с финальной мыслью одной из статей: «Болонская реформа необдуманна, бессмысленна и вредна. Но, к счастью, она буксует. Право её саботировать - это, кажется, всё, что осталось от когдатошней университетской свободы...» [20].

2. Личность в юриспруденции рассматривается как объект изучения и одновременно как важное «средство» профессионального формирования студентов - магистрантов. В этой тенденциозности повинны несокрушимые сомнения автора в самодостаточности и полноценности первой ступени юридического образования и вытекающая из них преподавательская практика.

3. Конкретным побудительным мотивом к размышлениям на обозначенную тему стал профессионально-педагогический эксперимент, задуманный и осуществленный автором в группах студентов — магистрантов, обучающихся на юридическом факультете Южно-Российского института управления

- филиала РАНХиГС по программе «Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право» (очной и заочной форм обучения). Его репрезентативная скромность естественно предопределила уклонение от дидактики в пользу рефлексии. Изучаемые магистрантами дисциплины: Прокрустово ложе компетенций? С введением в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» [21] и принятием вузами учебных планов подготовки магистров профессорско-преподавательский состав в массовом порядке был поставлен перед необходимостью «перевести» на язык компетенций содержательную часть преподаваемых дисциплин, осмыслить, обосновать, построить и легализовать в рабочих программах дисциплин прочные связи между ними и нормативными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры. Приступив к этой работе, мы обнаружили, что абсолютно все дисциплины профессионального цикла (вне зависимости от содержательной части, общего количества часов (в том числе, отведенных на аудиторное общение с преподавателем и самостоятельную работу), зачетных единиц, форм контроля и пр.) должны внести свой вклад в формирование абсолютно всех компетенций магистрантов, как общекультурных (пять), так и профессиональных (пятнадцать). Этот вывод поразил нас, но удивление очень быстро сменилось стремлением найти конструктивное решение для «своих» дисциплин (попутно заметим, что несомненным «достижением» реформы высшего образования стало тотальное организационное подчинение преподавателей нисходящим преобразованиям, облеченным в форму обязательных регламентов, не допускающих отступлений). Для иллюстрации сложности задачи приведем сводный перечень компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

- способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения (ПК-8);

- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Как видим, «линейка» компетенций широка и разнообразна, в том числе с точки зрения их природы и статуса (мировоззренческие и узкопрофессиональные), а также возможностей контроля их формирования. Так, осознание значимости своей профессии, способность соблюдать этику юриста -длящийся процесс, неотъемлемый от профессиональной деятельности. Значит, соответствующие компетенции должны развиваться и совершенствоваться постоянно, а доказательством их наличия будет весь безукоризненный и безупречный профессиональный путь юриста. Полагаем, что такое же отражение в профессиональной деятельности имеют и профессиональные компетенции: полученные в вузе знания, навыки и умения подтверждаются в течение всей жизни, трансформируются из минимально необходимых в собственно профессиональные, обогащенные практикой, общением в юридической среде, приобретаемым и приумножаемым опытом. Эта цепочка рассуждений привела нас к важному выводу: многие, если не все, вопросы юридической деятельности могут быть осознаны и поняты через призму жизни и судьбы великих личностей. Больше того, изучая литературу, посвященную философским основам юридической науки, с радостью обнаружили союзника, поставившего личность на ещё большую высоту и считающего, что интерес к творчески -деятельной личности придает динамические свойства праву, проясняет связь кризиса юриспруденции с российским правосознанием, в истории которого ни личность, ни право никогда не выступали в качестве абсолютных ценностей [22, с. 18]. С учетом изложенного, следующим логичным шагом стало творческое задание магистрантам в рамках преподаваемых нами дисциплин («Социальные основы уголовного права» и «Конституция и уголовный закон») подготовить доклад о личности

известного юриста. При этом не ставились ни исторические, ни национальные, ни географические, ни отраслевые, ни какие-либо другие рамки. Единственное требование к студентам состояло в необходимости обосновать критерии своего выбора. Личность в юриспруденции - выбор магистрантов. На последних занятиях в семестре были заслушаны доклады студентов и подведены итоги их работы по теме. Полученные при этом результаты позволили сформулировать следующие выводы:

1. Практически все студенты с большим энтузиазмом отнеслись к заданию, проявив умение самостоятельно работать, использовать разные источники информации при явном приоритете электронных ресурсов, доступных через Интернет. Привычка к самостоятельной добыче информации по теме, но обязательно сопровождаемая рекомендациями преподавателя методического и содержательного характера может, таким образом, рассматриваться в качестве закономерного последствия сложившейся в образовательной сфере ситуации.

2. Подавляющее большинство магистрантов отдали предпочтение представителям юридической науки далёких прошлых времен (римским юристам Папиниану, Ульпиану и правоведам XIX и начала ХХ века А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.П. Чебышеву-Дмитриеву, Н.Д. Сергеевскому, Ф.Ф. Мар-тенсу), проиллюстрировав на юридическом материале правоту русского поэта («Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи»), а также подтвердив статус римского права как «интеллектуальной кладовой» (А.И. Бойко) юриспруденции и статус XIX века как «золотого» для русской культуры в целом и правовой науки в частности. Весьма примечательно, что искушаемые государством возможностью получения диплома государственного образца о высшем юридическом образовании за два -два с половиной года (в том числе, при отсутствии базового юридического образования!), студенты смущенно рассказывали о том, что многие юристы XIX в. после блестящей защиты магистерской диссертации исправляли должности преподавателей, доцентов и профессоров в ведущих университетах Российского государства.

3. Желание подробнее узнать о профессиональном и жизненном пути наших совре-

менников, очевидно, сформировалось во время аудиторного общения с преподавателем. Тематика читаемых курсов требовала серьезных размышлений относительно проблем преступности, качества отечественного правотворчества в сфере борьбы с ней (что немыслимо без опоры на труды выдающегося отечественного юриста В.В. Лунеева). Обсуждение не менее сложной конституционно-правовой тематики предполагало анализ особенностей российского судебного конституционализма, соотношения Конституции и уголовного законодательства, проверочной практики Конституционного Суда в сфере уголовно-правового регулирования и других. Добротная мировоззренческая, научная и правовая основа для исследования и изложения данных проблем во многом была найдена в научных трудах судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря. Именно эти личности современной российской юриспруденции привлекли внимание магистрантов, полно, точно и эмоционально представивших их профессиональные портреты остальной части студенческой аудитории.

4. Большая часть студентов посчитала необходимым сосредоточить поиск выдающихся представителей юридической науки в рамках её уголовно-правовой составляющей, что, по нашему мнению, свидетельствует в пользу осознанного выбора программы магистерской подготовки.

5. Личности юристов, избранные студентами для более обстоятельного «знакомства», не только утолили их интерес к получаемой профессии, но и показали беспримерную духовную высоту лучших представителей юриспруденции, укорененность их убеждений в глубинах моральных ценностей, посвящение себя великим целям и готовность жертвовать многим ради их достижения. Пожалуй, это самый значимый результат из всех полученных, способный, по нашему мнению, быть достаточно серьезным противовесом процессу бездумного (или продуманного?) и безнравственного лишения юридической профессии её живого содержания путем беспрецедентного увеличения юридических вузов [23, с. 58; 24, с. 52], отсутствия концептуального подхода к содержанию обучения [25, с. 50 - 55], недо-

пустимого сокращения аудиторного общения преподавателя и студентов и пр.

Summa summarum. Предпринимая рассмотренный выше образовательно-педагогический эксперимент и с удовольствием обобщая его результаты, автор, конечно, ни в коей мере не стремился решить все проблемы высшего юридического образования с помощью великих личностей, обогативших и украсивших юридическую профессию своей жизнью. Вместе с тем отзывчивость и увлеченность студентов в процессе исследования убедительно показали, что выдающиеся юристы прошлого по-прежнему в профессиональном строю. Они могут многое, ибо - verbum movet, exemplum trahit!

Литература

1. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность, 2010. № 2.

2. Гринин Л. Е. Личность в истории: современные подходы // История и современность. 2011. № 1.

3. Сидорцов В. Н. К вопросу о роли личности в истории: взгляды Г. В. Плеханова и представителей синергетики // Российские и славянские исследования: Науч. сб. / Минск, 2008. Вып. 3.

4. Великие люди: жизнеописания и биографии // http://www.biografguru.ru/by/urist/?q=9&psn= 175

5. Гурлянд И. Я. Римский юрист Гай и его сочинения. Ярославль. 1894.

6. Звягинцев А. Г. Роковая Фемида. Драматические судьбы российских юристов. М., 2010.

7. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1915.

8. Видные ученые - юристы России (вторая половина XX века): Энциклопедический словарь биографий / Под ред. В.М. Сырых. М., 2006.

9. Правовая наука и юридическая идеология России: Т. 1: XI - X в.: Энциклопедический словарь биографий. М., 2009.

10. Правовая наука и юридическая идеология России: Энциклопедический словарь биографий / Отв. ред. В.М. Сырых. Т. 2 (1917 -1964 гг.). М., 2011.

11. Классика российского правового наследия // http://edu.garant.ru/books/classic/

12. Бойко А. И. Реквием классическим лекциям по юриспруденции // Юридическое образование и наука. 2015. № 1.

13. С перечисленными и другими публикациями можно ознакомиться в разделе, посвященном реформе образования в России, научно-просветительского журнала «Скепсис» // http://scepsis.net/tags/id_53.html

14. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. М., 2013.

15. Гармаев Ю. П. Проблемы адаптации дисциплин криминального цикла к уголовно-процессуальной деятельности в условиях состязательности // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

16. Гармаев Ю. П. К вопросу о необходимости корректировки парадигмы наук и учебных дисциплин криминального цикла // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 2.

17. Гармаев Ю. П. Принцип состязательности и необходимость реформы дидактики в юридических вузах России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 1.

18. Тряков И. В. Юридическое образование в России: сомнения и надежды // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

19. Субботин В. Н. О создании системы оценки и сертификации квалификаций юридических кадров // Образование и право. 2012. № 5.

20. 20. Маяцкий М. От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс // http://scepsis.net/library/id_2688.html

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» // Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

22. Пермяков Ю. Е. Философские основания юриспруденции. Самара, 2006.

23. Бондарь Н. С. О конституционной модели юриста и роли конституционной компаративистики в системе юридического образо-

вания // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6.

24. Томсинов В. А. Преступление под названием «юридический факультет» // Закон. 2009. № 3.

25. Бойко А. И. Содержательные требования к подготовке магистров уголовно-правового

Nyrkowa Natalia Anatolievna, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law, South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

PERSONALITY OF LAWYERS: THE REFLECTIONS OF LECTURER, GIVE THE COURSES TO MASTER'S STUDENTS

Abstract

The article analyzes the results of the creative assignment perfomed by the master's degree students, majoring in Criminal Law, Criminology, Criminal Executive Law. The assignment involved presenting to the audience a professional portrait of one of the outstanding lawyers of the past or present. Generalizing the students' choicethe author comes to the conclusion that many complex problems of the legal activities and higher legal aducation can be realized and solved, taking into account personal and professional characteristics of the best personalities in the science and practice of Law.

Key words: personality, law, higher legal education, master's studies, academic disciplines, competences basic edicational programme, legal profession.

References

1. Grinin L. E. Lichnost' v istorii: evoluciya vzglyadov // Istoriya i sovremennost', 2010. № 2.

2. Grinin L. E. Lichnost' v istorii: sovremennye podhody // Istoriya i sovremennost', 2011. № 1.

3. Sidortsov V. N. K voprosu o roli lichnosti v istorii: vzglyady G. V. Plehanova i predstaviteley sinergetiki // Rossiyskie i slavyanskie issledovaniya: Nauch. sb. / Minsk, 2008. Vyp. 3.

4. Velikie ludi: zhizneopisaniya i biografii // http://www.biografguru.ru/by/urist/?q=9&psn=175

5. GurlyandI. Ya. Rimskiy yurist Gay i ego sochineniya. Yaroslavl'. 1894.

6. Zvyagincev A. G. Rokovaya Femida. Dramaticheskie sud'by rossiyskih yuristov. M., 2010.

7. KorkunovN. M. Istoriya filosofii prava. SPb., 1915.

8. Vidnye uchenye - yuristy Rossii (vtoraya polovina XX veka): En-ciklopedicheskiy slovar' biografiy / Pod red. V.M. Syryh. M., 2006.

9. Pravovaya nauka i yuridicheskaya ideologiya Rossii: T. 1: XI - X v.: Enciklopedicheskiy slovar' biografiy. M., 2009.

10. Pravovaya nauka i yuridicheskaya ideologiya Rossii: Enciklopedicheskiy slovar' biografiy / Otv. red. V.M. Syryh. T. 2 (1917 - 1964 gg.). M., 2011.

11. Klassika rossiyskogo pravovogo naslediya // http://edu.garant.ru/books/classic/

12. Boiko A. I. Rekviem klassicheskim lekciyam po yurisprudencii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2015. № 1.

13. S perechislennymi i drugimi publikaciyami mozhno oznakomit'sya v razdele, posvyaschennom reforme obrazovaniya v Rossii, nauchno-prosvetitel'skogo zhurnala «Skepsis» // http://scepsis.net/tags/i d_53.html

14. Bondar' N. S. Rossiyskoe yuridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaya cennost': nacional'nye tradicii i kosmopoliticheskie illuzii. M., 2013.

профиля // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 4.

15. Garmaev Yu. P. Problemy adaptacii disciplin kriminal'nogo cikla k ugolovno-processual'noy deyatel'nosti v usloviyah sostyazatel'nosti // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4.

16. Garmaev Yu. P. K voprosu o neobhodimosti korrektirovki paradig-my nauk i uchebnyh disciplin kriminal'nogo cikla // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2.

17. Garmaev Yu. P. Princip sostyazatel'nosti i neobhodimost' reformy didaktiki v yuridicheskih vuzah Ros-sii // Biblioteka kriminalista. Nauchniy zhurnal. 2012. № 1.

18. Tryakov I. V. Yuridicheskoe obrazovanie v Rossii: somneniya i nadezhdy // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4.

19. Subbotin V. N. O sozdanii sistemy ocenki i sertifikacii kvalifikatsiy yuridicheskih kadrov // Obrazovanie i pravo. 2012. № 5.

20. MayatskiyM. Ot Bolonyi do Bolonyi, ili Tupikoviy process // http://scepsis.net/library/id_2688.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 dekabrya 2010 g. № 1763 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'-nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudenciya (kvalifikaciya (stepen') «mag-istr»)» // Rezhim dostupa: SPS Konsul'tant Plus.

22. Permyakov Yu. E. Filosofskie osnovaniya yurisprudencii. Samara, 2006.

23. Bondar' N. S. O konstitucionnoy modeli yurista i roli konstitucionnoy komparativistiki v sisteme yuridicheskogo obrazo-vaniya // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2009. № 6.

24. Tomsinov V. A. Prestuplenie pod nazvaniem «yuridicheskiy fakul'tet» // Zakon. 2009. № 3.

25. Boiko A. I. Soderzhatel'nye trebovaniya k podgotovke magistrov ugolovno-pravovogo profilya // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2011. № 4.

УДК 340.11

ОСОБЕННОСТИ РЕЦЕПЦИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В ЧЕЧНЕ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х в.)

Сайдумов кандидат юридических наук, доцент

Джамбулат Хамидович кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета Чеченского государственного университета; старший научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института Российской академии наук, (364051, Россия, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 21 а) e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье исследуется процесс рецепции мусульманского права в период имамата Шамиля. Раскрываются вопросы применения права по конкретным отраслям. Дается характеристика института кадия.

Ключевые слова, шариат, имамат, государство, право, суд, закон, преступление, наказание, правосудие.

В период Имамата Шамиля в Чечне шариат являлся главной правовой системой, регулирующей все стороны жизнедеятельности горцев. Дей ствуя согласно книге (Корану), Шамиль наказывал тех, кто предавался пьянству, распутству, злодея-

ниям.

Этим он искоренил злодеяния и преступность, вывел людей на истинный путь [1, а 577].

Теократия в своем последовательном развитии неизбежно приводит к всемирному господству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.