Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов'

К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / EDUCATION / TRAINING OF LAWYERS / LINGUISTIC SYSTEM / TRADITIONAL TEACHING METHODS / INNOVATIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюк Галина Петровна, Голубихина Наталья Валерьевна

Статья посвящена проблемам школьного и вузовского образования, мешающим процессу формирования специалистов в области права. Акцентируется внимание на значении языковой системы, позволяющей соединить язык, мышление, логику, психологию и социум необходимые составляющие деятельности юриста. Особое внимание при этом уделяется инновационным и традиционным методам преподавания юридической науки. Авторы приходят к выводу о необходимости их разумного сочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the problems of modern education in the context of lawyers'' training

The article deals with the problems of secondary and higher education, hindering the process of development of specialists in the field of law. The authors consider the value of the linguistic system, allowing to combine language, thinking, logic, psychology and society as necessary components of lawyers' activity. Particular attention is paid to innovative and traditional methods of legal science teaching. The authors come to the conclusion that their reasonable combination is required.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов»

УДК 378.34

Курдюк Галина Петровна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства

Краснодарского университета МВД России

Голубихина Наталья Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ

Kurdyuk Galina Petrovna

PhD in Law, Assistant Professor, Theory and History of Law and State Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Golubikhina Natalia Valeryevna

PhD in Law, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING THE PROBLEMS OF MODERN EDUCATION IN THE CONTEXT OF LAWYERS' TRAINING

Аннотация:

Статья посвящена проблемам школьного и вузовского образования, мешающим процессу формирования специалистов в области права. Акцентируется внимание на значении языковой системы, позволяющей соединить язык, мышление, логику, психологию и социум - необходимые составляющие деятельности юриста. Особое внимание при этом уделяется инновационным и традиционным методам преподавания юридической науки. Авторы приходят к выводу о необходимости их разумного сочетания.

Ключевые слова:

образование, подготовка юристов, языковая система, традиционные методы преподавания, инновационные методы преподавания.

Summary:

The article deals with the problems of secondary and higher education, hindering the process of development of specialists in the field of law. The authors consider the value of the linguistic system, allowing to combine language, thinking, logic, psychology and society as necessary components of lawyers' activity. Particular attention is paid to innovative and traditional methods of legal science teaching. The authors come to the conclusion that their reasonable combination is required.

Keywords:

education, training of lawyers, linguistic system, traditional teaching methods, innovative teaching methods.

Вопросы подготовки новых специалистов во всех отраслях знаний всегда были спорны. Ученые и практики выдвигали идеи, теории, предлагали новые способы и методы, позволяющие, на их взгляд, повысить уровень образованности населения. В настоящее время процесс подготовки юристов, как, впрочем, и других специалистов, сталкивается с множеством искусственно созданных проблем.

Последние 20 лет система образования в России переживает период реформирования, причем на всех уровнях подготовки. Кардинальным изменениям подверглось как школьное, так и вузовское образование. Попытка уйти от советского образования, признанного лучшим в мире на начало 1990-х гг. [1], закончилась не вполне удачно, доказав в очередной раз, что уход от старой, классической, устоявшейся системы не всегда является выигрышным.

Гонка за Западом, попытка перенять его систему подготовки, внедрение «новых», несостоятельных методик свели на нет действующую в России систему образования. «Юридическое образование оказалось в опасном состоянии: утраты основополагающих национальных традиций... отказа от фундаментальной системы подготовки юридических кадров. и перехода к потребительской идеологии образовательных юридических услуг; погружения в космополитические иллюзии Болонского процесса, связанного с неоправданной (в частности, для юриспруденции!) попыткой приведения сложившейся отечественной системы юридического образования в соответствие с образовательными стандартами юриспруденции Евросоюза и переходом в этих целях к двухуровневой системе подготовки юридических кадров "бакалавр - магистр", а также последовавшими за этим, разрушительными в своей основе, преобразованиями во всей системе отечественного юридического образования» [2]. В результате уровень подготовленности сегодняшних выпускников, как школы, так и вузов, существенно снизился.

Настоящий бич современной системы школьного образования - это ЕГЭ. Система образования сегодня выстроена по принципу подготовки к тестированию. Однако данный процесс, «процесс натаскивания» связан с решением большого количества однотипных заданий, которые

не дают школьнику развиваться, логически мыслить, выражать свои мысли, выстраивать предложения и т. п., а тренируют его выбирать стандартное, типичное, изначально заложенное решение. Кроме того, процесс подготовки и сдачи данного экзамена вызывает сильнейший стресс у школьников. «В последние годы зафиксировано немалое количество случаев, когда дети, не выдержав психологического натиска от информации, связанной с предстоящими ЕГЭ и порождающей страх неудачи, порицания со стороны учителей и родителей, неизбежности наступления нежелательных последствий, влияющих на будущую судьбу подростка... расстались с жизнью» [3]. Это абсолютно не тот результат, на который должна быть рассчитана школьная программа. Школьное образование должно готовить ребенка к взрослой жизни, закладывать необходимую базу знаний, развивать умение использовать полученные знания, активизировать познавательный процесс, вырабатывать стрессоустойчивость и т. п.

Кроме того, современная жизнь, наполненная инновационными технологиями и активным использованием ресурсов интернета, вырабатывает «клиповое мышление», существенно сокращая словарный запас и упрощая требования русского языка, тем самым координируя, а точнее тормозя, развитие личности. В результате выпускники школ, поступившие на основе результатов ЕГЭ, как правило, без труда решают однотипные тестовые задачки и при этом совершенно не умеют говорить, логически мыслить, приводить аргументацию, парировать и т. д., по сути, не обладают качествами, необходимыми для юридической деятельности, как, впрочем, и для всех гуманитарных наук. Студенту первого курса юридического факультета приходится перестраиваться, учиться по-новому мыслить, рассуждать. В итоге преподаватели вузов вынуждены не только закладывать основы юридической науки, как это было ранее, но и прививать культуру мышления вместо того, чтобы формировать навыки владения ею, развивать логическое мышление.

В России выработана сложная языковая система, позволяющая соединить язык, мышление, логику, психологию и социум. Именно через язык, неотъемлемую составляющую всех гуманитарных наук, происходят передача и получение информации, формирование коммуникативных связей общества.

Процесс подготовки юристов, их дальнейшая юридическая деятельность непосредственно связаны с «владением языком». По сути от того, насколько свободно, умело и грамотно юрист владеет языком, насколько он точно передает информацию, зависит результат его деятельности. Как справедливо отмечает А.А. Тимофеева, «главное оружие юриста - язык, умение осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации "рыцаря права" А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: "Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности. нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами."» [4].

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста-юриста определяют, что выпускник вуза должен обладать следующими способностями: понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы; логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмыслять информацию, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения; креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи; осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии [5] и т. д. Как справедливо подчеркивает В.А. Казакова, «преподавание гуманитарных дисциплин одной из основных задач ставит развитие у студентов правовой риторики, умения аргументированно представить свою позицию, обоснованно парировать аргументы лиц, участвующих в споре, гибко и оперативно реагировать на вновь возникающие обстоятельства» [6].

Однако все это в теории. Современная высшая школа, так же как и средняя школа, переживает сложный период. Методы, применяемые ранее в системе образования точечно, внутрисистемно, сегодня получили приоритетное, абсолютно чуждое им значение, спровоцировав ущемление основных методик преподавания юридической науки. К таковым следует отнести: тестирование, внедрение игровых методик, мультимедийных презентаций, дистанционного обучения и др.

Следует отметить, что каждый из этих методов достаточно хорош и в случае системного применения выступает дополнительной платформой для формирования, получения и проверки знаний обучающихся. Однако выстраивать методику преподавания с учетом их приоритетности нельзя. Так, повальное увлечение тестированием сводит на нет языковое общение. «Бесконтактные формы преподавания и контроля знаний, разрывающие личностные связи между преподавателем и студентом, исключают инициативное и творческое участие обучаемого в образовательном процессе. не способствуют качественной подготовке современного юриста. Только в процессе апробированной многолетней практики сдачи зачетов и экзаменов полнее и всестороннее раскрываются как профессиональные знания, так и умение логически мыслить, оперативно

выбирать тактику выстраивания своего ответа, доказывать верность своей позиции в нестандартных, часто эмоционально напряженных ситуациях, в которых оказывается юрист на практике. Тестирование же представляется полезным в определенных ситуациях, по некоторым вопросам и как промежуточный этап проверки знаний, но не более» [7].

Мультимедийная презентация сегодня стала практически традиционным сопровождением лекции, однако в большинстве случаев данное средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора [8], в то время как цель презентации - представить материал, визуализирующий, дополняющий, раскрывающий текст лекции, содержащий проблемно-постановочные вопросы, активизирующие и провоцирующие познавательную деятельность студентов.

Не меньшее внимание сегодня уделяется и игровым методикам (деловым и ролевым играм, имитации профессиональной деятельности и т. п.), активно внедряемым под эгидой интерактивных форм обучения в образовательный процесс высшей школы. Данные методики действительно позволяют наглядно продемонстрировать и частично выработать определенные навыки, в том числе и юридической деятельности. Однако в рамках получения правовых основ, фундаментальных аксиом, изучения юридических дефиниций тотальное применение данной методики не всегда оправданно.

Дистанционное обучение тоже не должно становиться панацеей и заменять традиционный процесс обучения. Его следует использовать как часть общего образовательного процесса. Как указал ректор Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, заслуженный юрист Российской Федерации В.В. Блажеев, «дистанционные элементы в разной степени должны присутствовать во всех других формах обучения - дневной, вечерней, заочной. <...> Конечно, значительнее всего роль дистанционных способов при заочном обучении. Мы разрабатываем актуализированные лекции, создаем всевозможные учебно-методические материалы, которые студенты могут получить посредством Интернета, не тратя время на поездку. Изучив тему, они направляют нам свои работы в электронной форме. Дистанционная форма предполагает также лекции в режиме онлайн. Это дает возможность нашим слушателям, обучающимся в филиалах, своими глазами увидеть живых классиков, послушать их выступления» [9]. Роль дистанционного обучения значительна, однако это лишь одна из множества форм обучения, которую необходимо применять в системе с иными формами в процессе подготовки юристов.

Следует отметить, что нововведения, установленные и активно внедряемые в систему обучения в настоящее время, доказывают свою несостоятельность и позволяют утверждать, что современная система образования требует пересмотра.

Процесс подготовки юристов - сложный образовательный процесс, в основе которого должно лежать полноценное школьное образование. Необходимо остановить нынешнюю реформу образования как полностью провальную и ведущую к катастрофе, имя которой - общенациональное невежество. Улучшить эту реформу невозможно, важно учредить новую концепцию восстановления высококачественного (в первую очередь - классического) образования в России [10]. И путь к этому уже наметился: все большее число вузов вводит дополнительные устные экзамены для абитуриентов, прорабатываются вопросы об изменении системы образования.

В процессе преподавания юридических дисциплин не следует гнаться за новациями, пренебрегая традиционными способами преподавания. «Речь, слово - главное оружие любого преподавателя вуза, и в чтении лекции это оружие проявляет себя, воздействует на слушателя - студента наиболее глубоко и запоминающе» [11]. Классические методы в разумном сочетании с инновационными позволяют преподавателю достичь максимального результата в процессе подготовки юриста, заложить основы юридической науки и научить применять эти знания на практике.

Ссылки:

1. См., например: Усанов Е.Е. Место юриспруденции в системе наук об образовании // Юридическое образование и наука. 2012. № 2 ; Цалиев А.М. Совершенствование программ обучения - путь к повышению знаний институтов конституционного права // Lex russica. 2013. № 11.

2. Бондарь Н.С. Реформированию юридического образования - конституционные ориентиры // Lex russica. 2013. № 11.

3. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) [Электронный ресурс] / Т.А. Бирюкова, Ю.В. Егоров, Н.А. Захарова, Т.Н. Михалева, А.Б. Юдина ; под ред. Н.Н. Ковалевой. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. № 2.

5. См., например: Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 янв. 2011 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 23.

6. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2012. № 4.

7. Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений // Там же. 2014. № 1.

8. Тимофеева А.А. Указ. соч.

9. Интервью с В.В. Блажеевым, ректором Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, заслуженным юристом Российской Федерации // Законодательство. 2011. № 12. Декабрь.

10. Третьяков В. Образование в России: грозящая катастрофа и как с ней бороться [Электронный ресурс]. URL: http://www.odnako.org/blogs/obrazovanie-v-rossii-grozyashchaya-katastrofa-i-kak-s-ney-borotsya/ (дата обращения: 21.12.2016).

11. Бельский К.С., Зайцева Л.А. О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе // Юридическое образование и наука. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.