Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированное чтение на занятиях по английского языку в структуре языковой личности будущего юриста'

Профессионально-ориентированное чтение на занятиях по английского языку в структуре языковой личности будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / PROFESSIONALLY-ORIENTED READING / FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE PERSONALITY / FUTURE LAWYERS’ TRAINING / METHODS OF TEACHING READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магденко С. А.

В данной статье анализируются методы обучения чтению профессионально-ориентированных текстов, раскрывается организация профильного обучения английскому языку. По мнению автора, иностранный язык является одним из средств формирования профессиональной направленности будущего юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the methods of teaching reading of professionally-oriented texts, reveals the organization of specialized English language training. According to the author, foreign language is the means of formation of professional orientation of future lawyers.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированное чтение на занятиях по английского языку в структуре языковой личности будущего юриста»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.881.111.1 № 3 (6) / 2015, с. 73-75

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

С. А. Магденко

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В данной статье анализируются методы обучения чтению профессионально-ориентированных текстов, раскрывается организация профильного обучения английскому языку. По мнению автора, иностранный язык является одним из средств формирования профессиональной направленности будущего юриста.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, иностранный язык, языковая личность, профессиональная подготовка будущих юристов, методы обучения чтению.

PROFESSIONALLY ORIENTED READING IN THE CLASSROOM ENGLISH IN THE STRUCTURE OF LINGUISTIC PERSONALITY OF A FUTURE LAWYER

S. Magdenko

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

This article analyzes the methods of teaching reading of professionally-oriented texts, reveals the organization of specialized English language training. According to the author, foreign language

is the means of formation of professional orientation of future lawyers.

Keywords: professionally-oriented reading, foreign language, language personality, future lawyers’ training,

methods of teaching reading..

В 2011 году в нашей стране введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования. Эти стандарты должны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. В концептуальные основы стандартов нового поколения вошли важные компоненты, отражающие связь новых стандартов профессионально-ориентированного образования для отечественной высшей школы с общемировыми тенденциями в развитии высшего образования и придающие новым российским образовательным стандартам и программам «международное измерение» [2, с. 2]. Роль дисциплины «Иностранный язык»

на неязыковых факультетах вузов значительно возрастает в связи с тем, что иноязычное общение в современных условиях становится существенным фактором будущей профессиональной деятельности специалиста [4, с. 108]. В связи с этим особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в процессе реформирования образования.

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Е.В. Рощина отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя

С. А. МАГДЕНКО

73

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации на неязыковом факультете, которое располагает большим потенциалом формирующих воздействий [6].

Большой вклад в разработку теории профессионально-ориентированного преподавания иностранного языка внесли М.В. Ляховицкий, Е.В. Рощина, Н.Р. Мухтарова, И.А. Беленько и другие. Так, М.В. Ляховицкий детально обосновал принцип профессиональной направленности учебного материала при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах. Автор отмечает, что изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством достижения цели повышения уровня образованности, компетентности в рамках своей узкой специальности. Учет специфики профилирующих специальностей, по мнению автора, должен проводиться по следующим направлениям: работа над специальными текстами; изучение специальных тем для развития устной речи; изучение словаря-минимума по специальности; создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся [3]. И.А. Беленько считает, что квазипрофессиональная деятельность студентов на занятиях по иностранному языку способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, способствует развитию междисциплинарных связей и превращает учебную деятельность в профессионально-ориентированную [1, с. 25].

Особое внимание должно уделяться организации профильного обучения иностранному языку. В частности, вопросами координации обучения иностранному языку с обучением профилирующим дисциплинам занималась Г.В. Парикова. Разработанная ею система координации исключает возможность прохождения студентами материала на иностранном языке до того, как они прослушают курс лекций по профилирующим дисциплинам [5].

Важной целью обучения иностранному языку, по нашему мнению, является обучение чтению литературы с учетом профессиональных потребностей будущего специалиста. В результате исследования профессиональных потребностей при чтении оригинальных текстов многие ученые (Г.В. Парикова, Н.И. Шевченко, С.К. Фоломкина) считают, что использование источников на иностранных языках чаще всего преследует следующие цели: изучение источников, публикаций

по определенной теме; выяснение основных направлений и тенденций зарубежных исследователей в определенной сфере.

Для реализации перечисленных целей, по мнению С.К. Фоломкиной, требуются следующие виды чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее [8].

В практике и методике преподавания английского языка разработано направление, которое получило название «английский для профессионального общения» (English for Specific Purposes - ESP). Одним из преимуществ методики обучения ESP является адаптация обучающих программ под нужды конкретных групп студентов (например, будущих юристов). Специфика обучению иностранному языку, к примеру, на юридическом факультете заключается в ориентации на профессиональные потребности будущих специалистов-правоведов, которые преимущественно связаны с необходимостью читать специальную юридическую литературу и документы, материалы, способствующие формированию личности студента юридического вуза. Проведенный анализ научнометодических источников показал, что термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности.

К основным средствам обучения студентов эффективной образовательной деятельности в рамках обучения иностранному языку следует отнести профессионально-ориентированные задачи и задания. В современной психологопедагогической литературе (Г.Д. Бухарова, Ю.Н. Кулюткин, Е.Ю. Никитина, Я.А Пономарев, В.А.Сластенин,А.А.Столяр,З.Р.Танаеваи другие) имеются различные классификации таких задач. Интересна, на наш взгляд, классификация типов задач, предложенная Е.Ю. Никитиной и З.Р. Танаевой, которые выделяют логические, поисковые, исследовательские, творческие и коррекционные педагогико-правовые задачи в рамках психолого-педагогического, правового, межличностно-коммуникативного и поведенческого компонентов системы подготовки будущих юристов [7, с. 196].

Мы присоединяемся к мнению Н.Р. Мухтаровой, что педагогическое общение при обучении чтению можно определить как опосредованное (через текст), так и непосредственно коммуникативное взаимодействие обучаемого и обучающего, в процессе

74

С. А. МАГДЕНКО

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

которого происходит формирование, разви- дением, контроль и самоконтроль их сфор-тие и совершенствование навыков и умений мированности, а также воспитательное воз-чтения, осуществляется управление их овла- действие на обучаемого [4, с. 114].

Примечания

1. Беленько И. А. Формирование умений профессионального общения у курсантов юридических вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - С. 25.

2. Гугина Е. В., Кузенков О. А. Организация самостоятельной работы студентов в Нижегородском государственном университете им. Н.М. Лобачевского : методические рекомендации. - Н. Новгород, 2012.

3. Ляховицкий М. В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1973. - № 1.

4. Мухтарова Н. Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. - 2009. -№ 2-С. 108-116.

5. Парикова Г В. Исследование возможностей повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. - Л., 1972.

6. Рощина Е. В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах : межвуз. сб. - Л., 1978.

7. Танаева З. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями : дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2010.

8. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранных языках в неязыковом вузе : учеб.-метод. пособие для вузов. - М., 1987.

МАГДЕНКО Сергей Александрович,

преподаватель кафедры социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: [email protected]

MAGDENKO SERGEY,

Lecturer, Chair of Social Studies and Management, Faculty of Law Enforcement OfficersTraining South Ural State University (National Research University).

E-mail: [email protected]

С. А. МАГДЕНКО

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.