Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников'

Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MATH / EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирметова С.Я., Шамсутдинова У.А.

В статье отмечено, что курс высшей математики и специальные предметы математического цикла должны сочетаться с глубоким усвоением студентом логики, которая, в свою очередь, при изучении математики усваивается студентами более качественно. Образующийся в итоге комплекс юридических знаний ведет к наработке профессиональных юридических компетенций, повышая уровень профессиональной грамотности выпускника юридического вуза. Также в статье рассматривается влияние курса высшей математики на профессиональное становление студента юридических специальностей в высших учебных заведениях. Показано, что наиболее эффективным преподавание этого курса является в сочетании с общенаучными и специальными юридическими дисциплинами и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS IN A LAW SCHOOL TO INCREASE THE LEVEL OF PROFESSIONAL READINESS OF GRADUATES

The article noted that a course of higher mathematics and special subjects of the mathematical cycle should be combined with a deep mastering by the student of logic, which, in turn, in the study of mathematics students absorbed more efficiently. Formed in the end range of legal knowledge leads to the development of professional legal competence, increasing the level of professional competence of graduate of the law school. The article also examines the impact of higher mathematics on the professional development of the student legal specialties in higher educational institutions. It is shown that the most effective teaching this course is combined with General scientific and special legal disciplines, etc.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников»

Literature:

1. Abankina T. V. Promising model for rural schools/education. -2007.-№2.

2. Anisin N. M. Big concern for small schools. M., 1986.

3. Stigneev V. A. Small schools: issues and experience, M., 2007.

4. Shahi S. K. report of the Minister of education and science of RD at the August meeting of education workers of the Republic of Dagestan. Teacher of Dagestan, No. 17, 2016.

УДК 37.013

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Пирметова С.Я., Шамсутдинова У.А.

Аннотация. В статье отмечено, что курс высшей математики и специальные предметы математического цикла должны сочетаться с глубоким усвоением студентом логики, которая, в свою очередь, при изучении математики усваивается студентами более качественно. Образующийся в итоге комплекс юридических знаний ведет к наработке профессиональных юридических компетенций, повышая уровень профессиональной грамотности выпускника юридического вуза.

Также в статье рассматривается влияние курса высшей математики на профессиональное становление студента юридических специальностей в высших учебных заведениях. Показано, что наиболее эффективным преподавание этого курса является в сочетании с общенаучными и специальными юридическими дисциплинами и т.п.

Ключевые слова: математика, образование, интерактивные методы обучения.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

IN A LAW SCHOOL TO INCREASE THE LEVEL OF PROFESSIONAL

READINESS OF GRADUATES

Pirmetova S.Ya., Shamsutdinova U.A.

Abstract. The article noted that a course of higher mathematics and special subjects of the mathematical cycle should be combined with a deep mastering by the student of logic, which, in turn, in the study of mathematics students absorbed more efficiently. Formed in the end range of legal knowledge leads to the development of professional legal competence, increasing the level ofprofessional competence of graduate of the law school. The article also examines the impact of higher mathematics on the professional development of the student legal specialties in higher educational institutions. It is

shown that the most effective teaching this course is combined with General scientific and special legal disciplines, etc.

Key words: math, education, interactive teaching methods.

В настоящее время курс высшей математики в юридическом вузе является насущной необходимостью. Однако существует множество проблем при преподавании этого курса студентам юридических специальностей вузов и в ходе освоения его ими. Проблемы различны по своей природе, но их суть едина: курс математики на достаточно высоком уровне осваивается на юридических факультетах далеко не всегда. Обучающиеся, как правило, негативно относятся к изучению математики, уровень академической успеваемости по этому предмету невысок, а позднее и как итог - начинающие юристы неспособны в полной мере применять математические методы в своей профессиональной деятельности [8. С. 79-84]. Это, естественно, накладывает свой отпечаток и на всю последующую карьеру специалистов юридического профиля.

т-ч и

В данной статье рассматривается влияние курса высшей математики на профессиональное становление студента юридических специальностей в высших учебных заведениях.

Представляется, что часто у студентов-юристов изначально недостаточен уровень базовой школьной математической подготовки, у них отсутствуют многие компетенции и знания из этой дисциплины. Кроме того, многие будущие юристы находятся во власти широко распространенных заблуждений о ненужности математики гуманитариям. Поэтому они находят этот предмет бесполезным для своей будущей деятельности.

К сожалению, сегодня многие действующие юристы, даже хорошо знающие право и неплохо - специфику правовых явлений, не всегда могут решить правильно некоторые задачи, требующие применения математических методов. Неудивительно, что применение математики в практической юриспруденции сегодня в основном сводится к производству несложных подсчетов и ограничивается чуть ли ни уровнем арифметики [5. С. 111-116].

Происходящая в наши дни в системе высшего образования России трансформация образовательного процесса с постепенным отходом от «знаниевого» подхода и его переориентация на практически ориентированный подход, т.е. направленный на достижение реальных результатов в практической деятельности, требует внедрения иных, нежели ранее, методов обучения. Главную роль в этом должны сыграть интерактивные методы обучения и соответствующий механизм их применения.

Интерактивный (от «inter» - взаимный, «act» - действовать) механизм обучения предполагает постоянное, непрерывное и активное взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Обучающийся и преподаватель в данном случае выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Но практическое применение интерактивного механизма в вузе имеет свои особенности в зависимости от изучаемой дисциплины. К особенностям применения любых интерактивных методов при обучении студентов курсу математики могут быть отнесены [4. С. 41-45]:

- диалогическое взаимодействие;

- наличие обратной связи;

- совместная деятельность в небольших динамических группах на основе сотрудничества и взаимодействия;

- ролевая игра;

- проблемность;

- взаимодействие студентов друг с другом.

Кроме того, интерактивные методы обучения позволяют значительно изменить роль педагога в образовательном процессе - уходя от роли «простого» источника знаний, преподаватель перевоплощается в помощника и консультанта обучающихся, их организатора и координатора их деятельности в процессе обучения.

Кроме того, представляется, что интерактивные методы являются наиболее подходящими и весьма эффективными инструментами для развития еще и лич-ностно-ориентированного подхода - так как такие методы подразумевают совместное (коллективное, кооперативное) освоение курса математики. Интерактивное обучение, таким образом, «включает» персональный опыт студентов и заставляет их взаимодействовать друг с другом в сфере получения нового опыта. Образовательный процесс отныне осуществляется на основе не привычного подхода (от теории к практике), а при помощи развития нового опыта и его освоении через практическое применение полученных знаний. Итогом становится то, что интерактивное обучение усиливает мотивацию обучающихся и обучающих и повышает степень вовлеченности студентов в решение вопросов, которые выносятся на рассмотрение на занятиях [2. С. 1-5].

Преимуществом интерактивных методов обучения является и то, что они учат мыслить неординарно, и, следовательно, видеть проблемы под новым, необычным ракурсом. Кроме того, они же дают возможность коллективно искать различные пути решения проблемы, но при этом - требуют отстаивать именно свое мнение, в то же время, формируя умение воспринимать альтернативную точку зрения, развивают способность к сотрудничеству, ориентируют на диалог, партнерство, терпимость к инакомыслию и доброжелательность по отношению к своим оппонентам. Интерактивные методы обучения в основе своей ориентированы на повышение уровня научной самостоятельности студентов и усиление их мотивации в сфере будущей профессиональной деятельности.

Преподавание курса математики на юридических отделениях вузов обладает своей несомненной спецификой. Она связана, прежде всего, с тем, что сущность этого предмета «раскрывается» в большей степени не через теорию, но через решаемые задачи, демонстрируя тем самым возможность и результативность применения знаний на практике. Однако теоретические знания никуда не деваются и сами они вряд ли могут быть преподаны исключительно в интерактивном виде; здесь требуется традиционный подход, но желательно с элементами интерактивности. Следовательно, при преподавании курса математики необходимо методологически грамотно сочетать традиционные и инновационные методы обучения. Поэтому наиболее эффективны при изучении студентами юридических вузов математики будут следующие интерактивные методы:

- интерактивная лекция (проблемная лекция, лекция с намеренными ошибками, лекция-диалог, лекция-визуализация);

- дискуссия (предполагается формирование адресной системы вопросов, поиск ответов на которые является основанием для включения обучающихся в обсуждение и самостоятельный поиск необходимых сведений);

- групповой интерактив (пары, группы, микро-группы);

- решение недетерминированных задач (задачи отличаются неопределенностью, неформатностью, вариативностью правильных ответов, приемлемых способов решения, полным отсутствием ограничений и т.д.);

- ролевые игры (повторение, закрепление, систематизация пройденного материала, подготовка к тестам/зачету, формирование новых знаний);

- практическая работа (обучающиеся под контролем преподавателя выполняют определенные практические задания);

- дебаты или свободный обмен мнениями, идеями по любому вопросу;

- так называемый мозговой штурм (многообразие вариантов решения проблемы, предложенных студентами в процессе обсуждения).

В зависимости от содержания решаемой задачи могут также применяться такие методы как: кейс-технологии, метод проектов, портфолио, тренинг, судебное заседание, игры-расследования, конкурсы практической работы с их обсуждением, обсуждение специальных видеоматериалов, в том числе и самоотчет, методы с применением компьютерных технологий и т.д. Полученные в результате знания и компетенции могут быть полезны при переходе к решению сугубо практических задач из области реальной юридической практики.

На сегодняшний день специалисты, оценивая и изучая роль математики в формировании будущих юристов в вузе, отмечают её значительный вклад в формирование значимых для специалиста-правоведа качеств личности специалиста. Среди них - способность логически мыслить и делать выводы, способность обосновывать свои решения в ходе расследования, способность видеть разнообразие вариантов решения, причём как проблемы в целом, так и ее составляющих на разных уровнях, умение находить неочевидные решения. Кроме того, математика последовательно воспитывает волю и настойчивость при достижении поставленной цели [6. С. 164].

Если оценивать итоги изучения математики в вузе более конкретно, то следует отметить, что будущего юриста математика учит не только правильному выявлению взаимосвязей между событиями и юридическими фактами. Также она дает возможность определять основные и побочные мотивы, главные и второстепенные факторы, первоочередные и конечные цели. Все эти компетенции, умения и навыки оказываются очень полезными и в практике непосредственного применения норма права.

Причина этого кроется в том, что существующее сегодня множество разнообразных и неиерархизированных нормативных актов - законов, постановлений, распоряжений, положений, инструкций и других юридических документов - предполагает в качестве обязательного для юриста умение правильно расставлять приоритеты в работе со всем массивом разнородных правовых документов.

Подводя итоги, следует отметить, что математическую подготовку студентов юридических вузов следует осуществлять при помощи интерактивных методов обучения, не забывая при этом и о традиционных методах, но с учетом возможности их «интерактивизации». При этом следует учитывать, что:

- изучение математической теории позволяет развивать навыки нестандартного мышления, умение аргументировано подтверждать свою точки зрения, способность исключения неверных умозаключений;

- знакомство обучающихся с математическими методами, применяемыми непосредственно в юридической сфере деятельности, позволяет повысить эффективность расследований и решаемых правовых проблем;

- применение полученных математических знаний выводит профессию юриста на качественно новый, более высокий уровень, что способствует более динамичной карьере выпускника.

В целом, проблема подготовки квалифицированных кадров с высшим образованием в области юриспруденции, являясь одной из важнейших задач государства и его системы образования, может быть эффективно решена с внедрением интерактивных методов обучения математике. Такие методы ориентированы на развитие способностей и компетенций будущего специалиста, однако их эффективность базируется на развитии мыслительных и творческих способностей студентов.

Литература:

1. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. Выпуск № 11 (27) / 2013.

2. Зеленина Н. А. Интерактивные формы и методы обучения математике студентов высших учебных заведений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 16.

3. Иванова А.В., Прокопьев А.А. Междисциплинарная информационно-математическая компетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки юристов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 3.

4. Кургалеева Е.Е. Использование информационных технологий в процессе преподавания курса математики судебным экспертам // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г. Т. 9. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с.

5. Рудько Е.А. Особенности преподавания математики студентам-юристам в системе бакалавриата // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 13.

Literature:

1. Gulakova MV, Kharchenko GI Interactive methods of teaching in higher education as a pedagogical innovation // Concept. Issue No. 11 (27) /2013.

2. Zelenina NA Interactive forms and methods of teaching mathematics to students of higher educational institutions // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2014. T. 16.

3. Ivanova AV, Prokopiev AA Interdisciplinary Information and Mathematical Competence as a Factor of Improving the Quality of Professional Training of Lawyers in the Conditions of Modernization of Higher Education // Vestnik of the Northeastern Federal University. M.K. Ammosov. 2013. Vol. 10. № 3.

4. Kurgaleyeva E.E. The use of information technology in the process of teaching mathematics to forensic experts // Education and Science: Theoretical and Methodological Aspects: A Collection of Scientific Works on the Materials of the International Scientific and Practical Conference June 30, 2015 T. 9. Tambov: Yukom Consulting Company LLC, 2015. 164 p.

5. Rud'ko E.A. Features of teaching mathematics to law students in the bachelor's system // Problems and prospects of modern science. 2016. No. 13.

УДК:82-1/9

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РАБОТЕ С БАСЕННЫМ ЖАНРОМ

Касумова З.Н.

ЧОО ВО Социально-педагогический институт, Дербент

Аннотация. Начальная школа является важнейшим звеном школьного образования, от качества которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются основной задачей современного образования и представляют собой часть социального заказа для государства. Ключевая роль в духовно-нравственном укреплении общества отводится образованию.

Ключевые слова: класс, школьник, родной язык, басня.

THE POSSIBILITIES OF MODERN TEACHING MATERIALS ON LITERARY READING FOR THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL READERS ' COMPETENCIES WHEN WORKING WITH FABLE GENRE

Kasumova Z.N.

CHOO VO «Socio-pedagogical institute», Derbent

Abstract. Elementary school is an important part of school education, the quality of which largely depends on the success of further learning and development of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.