УДК 37.0
М. Н. Шматков
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИННОВАЦИОННОГО РЕШЕНИЯ
Настоящая работа посвящена современным задачам в области повышения качества высшего юридического образования, а также возможным путям их инновационного решения. Для решения стоящих в настоящее время перед сферой высшего юридического образования задач автором предлагается инновационная педагогическая технология, основанная на внедрении в содержание образования юристов усовершенствованного аналитического аппарата исследовательской и практической деятельности. Предложенный подход позволяет значимо повысить качество профессиональной подготовки студентов в системе высшего юридического образования.
Ключевые слова: высшее юридическое образование, качество образования, инновационное образование.
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в образовании высокого качества определяет перспективы экономического и духовного развития страны.
Следовательно, главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Высшее профессиональное образование по праву является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как институт, органично сочетающий в себе обучение, воспитание, развитие профессиональных навыков и личностных качеств молодежи.
В последние полтора-два десятилетия наша страна пережила болезненные изменения в ходе перестройки всех социально-экономических и политических институтов на пути продвижения общества к демократическому государственному устройству, основанному на рыночной экономике. Не обошли стороной данные изменения и сферу образования и привели к нарастанию уровня кризисных проявлений в системе образования. В то же время наряду с негативными тенденциями наблюдается повышение степени свобо-
ды, расширение поля для проявления инициативы и свободного выбора, существенное изменение целей, содержания и функций образования, расширение его горизонтов.
На фоне отмеченных процессов существенно расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этих целей требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, пересмотра некоторых принципов образования, нахождения эффективных способов индивидуального и дифференцированного подходов к обучаемым.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., разработанной в соответствии с Новой экономической программой развития России до 2010 г., главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В соответствии с Концепцией, необходимо обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
Тем самым, главная задача высшего профессионального образования, включая и высшее юридическое образование, с учетом стратегического направления на возрождение России и возврат ей лидирующих позиций на международной арене, видится в реализации инновационного образовательного процесса, направленного на обеспечение такой подготовки граждан страны, которая бы обеспечивала наиболее эффективное решение стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет передачи им арсенала теоретических знаний, умений и профессио-
нальных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в постиндустриальном обществе динамическими изменениями. С учетом естественной инерционности образовательного процесса это может быть достигнуто только за счет опережающего характера образования в сочетании с другими мерами, направленными на возрождение России.
Кроме этого, для достижения нового качества профессионального образования, в числе прочего, указанная Концепция предусматривает информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, активное использование технологий открытого образования, а также углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями.
Данные мероприятия вполне согласуются с Концепцией информатизации высшего образования Российской Федерации, согласно которой информатизация образования является одним из важнейших элементов информатизации России. Знания, умения и навыки, приобретаемые при обучении будущими специалистами, в дальнейшем во многом определяют пути развития общества. При этом, как показывает анализ опыта экономически развитых стран, информатизация системы высшего образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры. Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т. е. подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.
Перечисленные обстоятельства и тенденции приобретают особую актуальность применительно к сфере высшего юридического образования. В самом деле, юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. Это и понятно, так как право в нашей жизни, особенно в условиях строительства правового государства и гражданского общества, признано сыграть особую роль. Не является открытием и то, что современное общество предъявляет к юридической профессии весьма высокие требования.
В России в настоящее время уверенно проводится курс на построение правового государства и развитие гражданского общества. С этой целью в нашей стране осуществляется полномасштабная правовая реформа. Роль ее особенно важна с учетом того, что если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы не дадут необходимого эффекта, а могут нанести огромный вред. Среди приоритетных задач и направлений правовой реформы наибольший приоритет имеют: правовая трансформа-
ция российского общества; трансформация и стабилизация системы права; реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.
Реформа правовой системы, ее стремительная перестройка, порождающая нестабильную правовую базу, приводят к тому, что студенты и правоприменительные работники не успевают адаптироваться к многочисленным изменениям в области законодательства. Кроме того, специалистами отмечается низкое качество законодательства, нередко проявляющаяся не-современность и непоследовательность, недостаточные квалификация и опыт значительной части российских законодателей. Немаловажным фактором, с которым необходимо считаться, является отсталое правосознание и отсталое юридическое образование [1]. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. Высококвалифицированные юристы - в острейшем дефиците. Юридическая наука, как таковая, не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволяет решать грандиозную задачу создания новой правовой системы. И в том числе поэтому российских сту-дентов-юристов нередко учат «праву вчерашнего дня». Между тем их необходимо обучать «праву завтрашнего дня» (концепция «опережающего юридического образования»).
Проблема юридического образования в полной мере касаются не только судей и работников правоохранительных органов. Они касаются и чиновников, и предпринимателей, и военных, - всех без исключения российских граждан. Поэтому речь должна идти и о профессиональном юридическом образовании, и о массовом юридическом воспитании и «ликбезе». По сути, в настоящее время необходимо создавать широкое современное российское правосознание: от полноценного современного правосознания юридического сообщества, через правосознание власти всех ветвей, - к массовому правосознанию.
Таким образом, проблема качества подготовки студентов в системе высшего юридического образования, являясь в настоящее время проблемой государственной важности, сталкивается в своем решении с целым рядом противоречий, обострившихся в переходный период развития нашего общества.
Условно существующие в настоящее время в данной сфере противоречия можно разделить на три уровня: противоречия общегосударственного уровня, внутренние противоречия системы образования и, наконец, противоречия собственно системы подготовки специалистов в области юриспруденции. Такое разделение носит условный характер потому, что каждое из противоречий взаимно проникает и обуславливает другие. Поэтому правильнее говорить не об уровнях, а о том или ином угле зрения, под которым рассматриваются данные противоречия. Среди основных таких противоречий можно выделить следующие.
1. Перестройка политических и социально-экономических институтов и сфер общественной жизни требует для своего претворения в жизнь юристов высокого класса.
В настоящее время отмечается существенная нехватка таких специалистов. Так, опрос более чем 100 экспертов, проведенный по инициативе газеты «ЭЖ-юрист» и посвященный проблемам юридического образования, показал, что 43.75 % экспертов оценили состояние современного юридического образования как «ухудшение» (против 12.5 % за «хорошее развитие», 25 % за «стабильно хорошее» и 18.75 % за «застой»), в качестве необходимых в настоящее время направлений развития юридического образования 50 % высказались за «усиление практической направленности», в качестве основных проблем юридического образования в России 44 % указали на «оторванность от практики», 36 % - на «нехватку квалифицированных преподавательских кадров» [2].
Данная ситуация создает настоящую угрозу национальной безопасности. В самом деле, плохо подготовленный и слабо образованный юрист представляет не меньшую, а может быть и большую, опасность для общества и конкретного человека, чем, например, плохо подготовленный хирург.
2. На самых высших уровнях государственной власти и общества сейчас выдвигаются цели по реформированию юридической сферы, повышению качества подготовки юристов.
Проблема низкого уровня качества подготовки студентов в системе высшего юридического образования вновь и вновь находит отражение в выступлениях Президента РФ, членов Правительства РФ, руководства государственных органов. Проблема состояния и перспектив развития юридического образования многократно становилась темой парламентских слушаний в Совете Федерации, в ходе которых качественное юридическое образование в Российской Федерации было признано важным условием формирования гражданского общества и правового государства [3]. Однако традиционная система подготовки этого не обеспечивает.
3. Работодатели требуют работников со стажем работы.
Однако у выпускников юридических факультетов часто нет практических навыков по своей профессии, так как в период их подготовки не находил достаточной реализации деятельностный подход в обучении, мало внимания уделялось самостоятельной работе студентов, недостаточно внимания уделяется развитию профессиональных компетенций.
4. Современные вызовы и динамично меняющиеся условия общества требуют от специалистов в области юриспруденции способности быстро адаптироваться к происходящим изменениям, что достигается за счет развития их аналитических способностей в период обучения в вузе.
Однако, опираясь на классификацию ступеней абстракции по В. П. Беспалько [4] при определении уровня научности изложения предмета в образовании, в результате анализа существующей системы подготовки специалистов в области юриспруденции приходится заключить, что состояние данной системы характеризуется в основном первой (феноменологической: внешнее, описательное изложение фактов и явлений с использованием преимущественно естественного языка и житейских понятий) и второй (аналити-ко-синтетической: элементарное объяснение природы, свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или полуколичественное; на данной ступени образуется язык науки с присущими ей понятиями и выражениями, символами и обозначениями) ступенями абстракции. Третья (прогностическая: делает возможным объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделированием основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств) и четвертая (аксиоматическая: предполагает углубленное объяснение явлений с использованием наиболее высокой степени обобщения на основе междисциплинарных связей) ступени абстракции в системе подготовки юристов в настоящее время не задействованы. И если четвертая ступень более необходима для области точных наук, то третью ступень абстракции следует признать в настоящее время необходимой в области преподавания юридических наук.
5. Практическая деятельность юриста в настоящее время носит динамический и междисциплинарный характер. Данное обстоятельство требует приобретения им разносторонних знаний, включающих помимо собственно юридических также знания областей, смежных с юриспруденцией, что должно достигаться на основе междисциплинарного подхода в обучении.
При этом в настоящее время в системе высшего юридического образования наблюдается разрозненность циклов дисциплин учебного плана. Такие дисциплины, как математика, логика, изучаются абстрактно, в отрыве от дисциплин других циклов. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данных дисциплин, не находят применения при изучении дисциплин юридического цикла. Данное обстоятельство приводит к снижению познавательной мотивации студентов, а также не позволяет в необходимой степени развить аналитические способности, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.
Представляется, что за счет обеспечения междисциплинарного взаимодействия предметов различных циклов, предусматривающего применение формальных методов математики и логики при изучении юридических дисциплин, удастся повысить не только познавательную мотивацию студентов, но и достигнуть необходимой ступени абстракции при изложении предмета в ходе обучения по юридическим дисциплинам.
6. Реализация намеченных средне- и долгосрочных целей развития нашей страны требует высокого уровня правосознания ее граждан.
Однако в настоящее время наблюдается высокий уровень правовой безграмотности и правового нигилизма среди рядового населения нашей страны. Одной из главных причин этого является часто наблюдаемый низкий уровень квалификации и нравственности в среде юристов-практиков (следственные, судебные органы и органы прокуратуры), широко распространенная коррупция. Нередко в правоприменительной деятельности применяются «двойные стандарты», когда представители властных структур в одних случаях правоприменительной практики применяют стандарты принятия решений «для себя», а в других случаях - «для других», что в значительной степени подрывает авторитет власти и системы права в народе.
Следует отметить, что сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере правоприменения не только противоречит задачам правоохранительных органов и правосудия, но и идет вразрез с высокой миссией общественного служения юриста, дискредитирует как специальность юрист, так и всю систему правоохранительных органов и государственной власти в глазах широких слоев населения.
Видится, что такая ситуация сложилась из-за низкого уровня реализации воспитательной функции обучения, недостаточного внимания нравственному воспитанию личности в системе высшего юридического образования.
7. Современные требования к специальности юриста предполагают высокий уровень ответственности в практической деятельности.
Напротив, в настоящее время наблюдается чрезвычайно низкий уровень такой ответственности, поскольку отсутствуют механизмы ее реализации. Часто на практике юристы руководствуются не интересами соблюдения закона и справедливости, а личными корыстными интересами или интересами тех организаций и структур, которые они представляют. В этой связи уместно привести пример опыта Древнего Рима, где занимающие государственные должности юристы несли персональную ответственность за законность и качество принимаемых ими решений, что позволило добиться высокого уровня правосознания всего древнеримского общества, а также построить такую систему права, основные положения и институты которой не утратили своей актуальности и по сей день.
В этой связи видится важным еще раз подчеркнуть необходимость повышения роли нравственного воспитания в ходе обучения юристов.
8. Современное постиндустриальное общество характеризуется высокой скоростью и объемами обмена информацией. В последнее время резко повысился темп удвоения информации. Период удвоения информации в последние годы составляет по одним
оценкам 3-3.5 года, по другим - не более 1.5 года [5] и с течением времени будет только сокращаться.
В любом случае такая скорость удвоения информации означает, что к концу срока обучения студента в вузе значительная часть фактической информации, которой он овладел, уже устарела. Это же относится к периоду профессиональной деятельности.
В таких условиях успешная и эффективная профессиональная деятельность юристов возможна только на основе поддержки современными информационными технологиями, что требует высокого уровня информатизации системы высшего юридического образования.
Между тем в настоящее время уровень этот недопустимо низок. Кроме информационно справочных систем («Консультант Плюс», «Г арант» и других аналогичных) в учебном процессе в системе высшего юридического образования весьма скудно используются современные информационные технологии, а комплексные электронные обучающие системы, охватывающие весь дидактический цикл обучения, практически не применяются.
9. Специфика возможностей высшего юридического образования во многом определяется особенностями гуманитарного знания и гуманитарного мышления, а именно преобладания образно-представлен-ческого способа передачи и восприятия информации обучаемым перед вербально-логическим. Именно этим и определяется тот набор форм и методов обучения, который в настоящее время применяется при подготовке юристов.
Однако данные особенности могут входить в противоречие с необходимостью повышения уровня аналитических способностей современных юристов, вызванной новыми динамичными условиями общественной и политической жизни. Разрешение данного противоречия может быть достигнуто за счет информатизации процесса обучения и применения при подготовке юристов электронных обучающих систем с учетом их новых дидактических свойств, которые позволяют передавать обучаемым большие объемы информации напрямую, минуя вербализированную форму.
Отмеченные противоречия раскрывают сущность проблемы недостаточного уровня качества подготовки студентов в системе высшего юридического образования, который не отвечает современным вызовам и запросам общества и государства.
Преодоление указанных противоречий и значимое повышение качества подготовки студентов в системе высшего юридического образования возможно на пути реализации инновационного образовательного процесса, технологическое обеспечение которого базируется на внедрении в содержание образования юристов усовершенствованного аналитического аппарата исследовательской и практической деятельности [6], методологической базой которого являются глубокие междисциплинарные связи математики, логики и юриспруденции [7].
Список литературы
1. Зорькин В. О роли Конституционного Суда РФ в современных условиях // Мат-лы конф. «Роль Конституционного Суда в обеспечении стабильности и развития Конституции», Москва, 27 февраля 2004 г. URL: http://www.c-society. ru/wind.php?ID=280184& soch=1
2. Результаты опроса № 7 по проблемам юридического образования. 13 мая 2006 г. / Юридическая экспертная сеть; Некоммерческое партнерство «Виртуальный клуб юристов». URL: http://www.yurclub.ru/yur-news/ ?show_news=1147517222
3. Юридическое образование в России. Парламентские слушания Совета Федерации 21 февраля 2005 г. URL: http://www.council.gov.ru/ lawmaking/parliament/item/29/index.html
4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
5. Жафяров A. Ж. Интеграция науки и образования в Новосибирском государственном педагогическом университете // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 1. С. 7-19.
6. Шматков М. Н. Возможности приложения формально-логических методов в системе высшего юридического образования // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 55-67.
7. Шматков М. Н. Структурный анализ логических формул в юриспруденции на основе весового оценивания // Проблемы теоретической и прикладной математики: тр. 37-й Региональной молодеж. конф. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2006. С. 103-108.
Шматков М. Н., кандидат физико-математических наук, доцент.
Сибирский государственный университет путей сообщения.
Ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 630049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.09.2009
M. N. Shmatkov
MODERN PROBLEMS IN THE FIELD OF THE QUALITY OF HIGHER JURIDICAL EDUCATION AND SOME POSSIBILITIES OF
INNOVATIVE RESOLVING OF THE PROBLEMS
The present paper is devoted to the problem of the quality of higher juridical education. Some possible ways to resolve the promblem are discussed. In order to resolve the problem author offers an innovative educational technology basen on improved analytical stuff for juridical investigations and practice. The approach offered coases to improoving the quality of higher juridical education.
Key words: higher law education, quality of education, innovative education.
Siberian Transport University.
Ul. D. Kovalchuk, 191, Novosibirsk, Novosibirskaya oblast, Russia, 630049.
E-mail: [email protected]