УДК 342.9
Шиенкова Анна Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Подгайный Андрей Михайлович
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Anna S. Shienkova
Candidate of Law Sciences,
Associate Professor,
Head of Department
Administrative activities
Bodies of Internal Affairs,
Krasnodar University of the Ministry
of Internal Affairs of the Russian Federation
Andrey M. Podgayny
Candidate of Law Sciences,
Deputy Chief Departments
of Administrative Activities
Bodies of Internal Affairs,
Krasnodar University of the Ministry
of Internal Affairs of the Russian Federation
Состояние усталости
за рулем как угроза безопасности дорожного движения
Fatigue at the wheel
as a threat to road safety
Аннотация. Водитель является ключевой фигурой дорожного движения наряду с такими составляющими, как «дорога» и «автомобиль». Именно по вине водителей совершается две трети всех аварий, одной из причин ДТП является психофизиологическое состояние человека за рулем. У водителя, который утомился за рулем, ухудшаются восприятие, память, мышление и внимательность, уменьшается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости. Именно проблеме усталости за рулем и способам ее преодоления посвящена данная статья.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожная полиция, правила дорожного движения, причины дорожно-транспортного происшествия.
Annotation. The driver-is a key figure of traffic -along with such components as «road» and «car». It is the fault of drivers committed two-thirds of all accidents, one of the causes of accidents is the psychophysiological state of the person behind the wheel. A driver who is tired at the wheel, deteriorates perception, memory, thinking and atten-tiveness, decreases visual acuity, impaired coordination of movements, increases reaction time, quickens the pulse, lost sense of speed. This article is devoted to the problem of fatigue at the wheel and ways to overcome it.
Keywords: traffic accident, traffic police, traffic rules, causes of traffic accident.
Основная причина серьезных дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом - превышение скорости. При этом с превышением скорости связаны травмы, опасные обгоны и невнимательность. Однако в официальной статистике не отражается, как часто невнимательность и переутомление становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Очень часто опасные ситуации завершаются благополучно. Однако, если происходит дорожно-транспортное происшествие, то в качестве причин очень редко называется невнимательность.
Согласно данным проведенного опроса 42 % водителей автомобиля однажды попадали в сложную ситуацию в результате отвлечения. 11 % из них совершили в связи с этим наезд на другой
автомобиль. Часто причиной отвлечения были пассажиры и дети в салоне автомобиля, телефонные разговоры и SMS. 16 % водителей автомобилей посылали во время езды SMS, 15 % утверждали, что пытались послать SMS. 14 % водителей автомобиля уже однажды засыпали за рулем, 30 % - «чуть не задремали»1.
Полиции очень сложно определить усталость водителя. Трудность заключается в том, что нет точного определения состояния усталости.
Например, в 2018 году сотрудники транспортного отделения земли Верхняя Австрия исследовали
Было опрошено 200 водителей в г. Краснодаре.
активность зрачков у 1200 водителей, которые добровольно согласились на эксперимент. Было подозрение, что эти водители находились за рулем в состоянии переутомления. Согласно показаниям прибора 48 % проверяемых были годны к вождению, 30 % - «нуждались в контроле», 22 % - находились в состоянии переутомления. Результаты исследования считаются еще не достаточно обоснованными, что не позволяет еще широко использовать этот метод.
Данное исследование продолжается одиннадцать минут. В минуту прибор измеряет 82 раза изменение размера зрачка. Самая большая трудность при измерении состоит в том, что не определено предельное (граничное) значение. Замедленная реакция зрачков указывает на то, что водитель, вероятно, уставший, но доказательства нет. При этом не учитывается, что усталость не стойкое состояние: внимательность и тонус возбуждения колеблются: несмотря на усталость, уровень возбуждения может быть время от времени таким же высоким, как после отдыха.
Существуют другие многочисленные «причины внезапной, немотивированной потери сознания, концентрации и реакции (способности реагировать)». Временное бессознательное состояние может возникать в результате приступа кашля, внезапного нарушения кровообращения или недостатка мозгового кровообращения.
Экстремальной формой внезапного засыпания является «нарколепсия» - по всей вероятности, большей частью генетически обусловленная болезнь, при которой пациенты без предупреждения впадают на несколько секунд в бессознательное состояние. Решающим фактором при заболевании является утрата области нервных клеток в головном мозге. Болезнь была открыта только в начале 1980 года.
Примерно 0,5 % населения Земли больны этой болезнью. Причины и действие болезни еще полностью не исследованы; большое количество данных не поддается статистическому учету. Согласно данным Научного центра неврологии г. Москвы «на один случай установленного диагноза приходится от пяти до десяти пациентов, диагноз у которых не поставлен». В большинстве случаев болезнь выражается в длительном сонливом состоянии в дневное время. Пациенты впадают в глубокий сон на одну секунду или на несколько секунд. При одной форме «нарколепсии» ослабевает только мышечный тонус, сознание сохраняется («катаплексия»). Действие этой болезни не менее опасно, когда пациент за рулем автомобиля.
Согласно исследованиям Научного центра неврологии пациенты, страдающие нарколепсией, от четырех до семи раз чаще подвергаются риску попасть в дорожно-транспортное происшествие. В соответствии с отечественным законодательством управлять автомобилем не имеют права только лица, страдающие эпилепсией или другими «заболеваниями, которые сопровождаются припадками». «Нарколепсию» не просто
диагностировать. Для выявления этой болезни требуется комплексный метод тестирования. Действие и симптомы почти у всех пациентов различны. Это очень затрудняет определение годности к вождению.
В обычном случае «нарколепсия» не является причиной секундного сна, так называется дремота (полусон), за рулем. Это - переутомление, стресс, изнеможение. Согласно данным исследования Научного центра неврологии, степень риска для водителей автомобилей, которые спали менее пяти часов, в три раза выше, чем для тех, которые спали достаточно (от шести до восьми часов). В случае поездок в ночное время степень риска соответственно увеличивается в четыре раза по сравнению с поездками днем. Степень риска для тех, кто страдает от нарушения сна в течение более длительного периода времени, возрастает в восемь раз. Длительные поездки также повышают риск, а именно: начиная примерно с одиннадцати часов - в восемь раз.
Существуют различные технические средства, с помощью которых можно помешать засыпанию водителя за рулем. Большинство приборов регистрирует ослабление мышечного тонуса в шейном отделе позвоночника. Мышцы ослабевают -голова наклоняется вперед; приборы это регистрируют и подают сигнал тревоги. Такие предупредительные сигнальные приборы могут приободрить водителей в поездках в ночное время или в особенно длительных поездках. Вследствие этого, опасность представляет только состояние увеличивающегося изнеможения.
С помощью приборов нельзя изменить состояние усталости. Водитель должен как можно раньше распознать признаки усталости, серьезно к этому отнестись и действовать: остановиться и отдохнуть. Психологи рекомендуют для водителей, которые находятся долгое время в пути, пользоваться методами, позволяющими относительно быстро отдохнуть. В случае не очень сильного изнеможения помогает кратковременная остановка, которая позволит отдохнуть и недолго вздремнуть.
Для сохранения бодрости за рулем можно употреблять напитки, содержащие кофеин. Однако эти напитки в основном действуют в течение короткого периода времени. Причем определенная доза таких напитков оказывает обратное действие. В результате передозировки кофеина, например, кофе, усталость у некоторых водителей усиливается.
К группе повышенного риска относятся водители грузовых автомобилей, несмотря на совершенствование электронного контроля.
Ответственность, свойственная водителям грузовых автомобилей и автобусов, часто недооце-нивается.Водитель грузового автомобиля находится в пути в любую погоду, преодолевая трудности интенсивного движения. При этом води-
тель постоянно принимает решение о скорости движения, о необходимости обгона и многие другие.
Способность человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств определяется в основном такими качествами как:
- ловкость, выносливость, хорошие физическое развитие и координация движения;
- легкостью образования и изменения двигательных навыков;
- достаточно высокая степень развития функций органов чувств, особенно органов слуха, мышечного чувства и зрения;
- скорость и точность сенсомоторных реакций;
- точность и быстрота определения пространственных отношений и скорости движения;
- широкое распределение, быстрота переключения и устойчивость внимания;
- достаточно хорошая зрительная память, а также высокая степень готовности памяти;
- смелость, решительность и настойчивость;
- склонность к техническому мышлению, технике, интерес к профессиональной работе водителя;
- дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и самообладание;
- сообразительность и инициативность;
- развитое воображение, умение рефлексировать и предвидеть действия иных участников дорожного движения [с. 309].
По какой бы причине водитель не совершил ДТП (не справился с управлением, сознательно на-
Литература:
1. URL : https://www.asmap.ru
2. URL : https://www.neurology.ru
3. Василенко В.А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. 2013. № 2.
4. Пеньшин Н.В. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения / Н.В. Пеньшин, В.Ю. Ивлев // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1.
рушил или не знал Правила дорожного движения), все эти происшествия имеют общий признак: водитель не желал совершить ДТП и, даже нарушая Правила, думал, что сможет безопасно выполнить маневр. Можно выделить следующие главные причины ДТП.
Водителем неправильно прогнозировалось изменение дорожной ситуации. К примеру, водитель рассчитывал, что имеющегося в запасе пространства и времени хватит для успешного выполнения маневра, однако они оказались недостаточными.
Водителем не была замечена опасность. К примеру, при выполнении маневра, не был замечен мешающий выполнению маневра и, кроме того, пользующийся преимуществом автомобиль.
Водитель вовремя не среагировал на появившееся препятствие.
Водителем был потерян контроль над собой из-за негативного воздействия раздражающих внешних факторов (безобразного поведения иного водителя, затора на дороге и т.д.) на него [с. 60].
Указанные причины выступают следствием недостаточной физиологической подготовленности человека для управления транспортным средством.
Перечисленные факторы могут быть следствием физиологического состояния водителя в конкретный момент. Следовательно, водитель, управляя транспортным средством, должен достаточно длительное время поддерживать психическое состояние, при котором более качественно и, кроме того, быстро происходит восприятие информации. Отклонение от нормы психического состояния затрудняет процессы восприятия, а также переработки информации, увеличивая тем самым вероятность ошибок в действиях водителя.
Literature:
1. URL : https://www.asmap.ru
2. URL : https://www.neurology.ru
3. Vasilenko V.A. Psychological features of the driver as a factor of road safety // Young scientist. 2013. № 2.
4. Penshin N. V. Driver 's physiology and its impact on road safety / N.V. Penshin, V.Yu. Ivlev // international scientific research journal. 2016. № 1.