Научная статья на тему 'Использование психологических факторов при обучении водителей, анализ их воздействия на безопасность движения'

Использование психологических факторов при обучении водителей, анализ их воздействия на безопасность движения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
536
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВОДИТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / АВАРИЯ / ДВИЖЕНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПЕРЕГРУЗКИ / ТРАВМООПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Егорова Ирина Викторовна

При статистическом анализе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) рассматривается более 25 факторов и причин происшествий, возникновение которых связано с водителем автомобиля. Наибольшему количеству ДТП предшествуют нарушения «Правил дорожного движения» (ПДД) водителями, а именно: превышение скоростного режима; неподчинение сигналам светофора, знакам и указателям; переутомление; невнимательность; выезды на запрещающие зоны; несоблюдение правил очередности проезда и обгона; управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, а также сон за рулем. Анализ причин ДТП показал, что большая часть ДТП с тяжелыми последствиями и смертельным исходом происходит при удовлетворительных дорожных условиях, на прямых участках дороги, достаточной видимости на проезжей части, на свободной дороге и надежном транспорте. Большинство ДТП и нарушений ПДД повторяется у одних и тех же водителей, причем повторное обучение и тренировка не снижают количество ДТП у таких водителей. Глобальное изучение факторов и причин ДТП показывает, что официальные статистические данные совершенно неудовлетворительны с точки зрения ретроспективной психологической трудовой экспертизы, рассматривающей вопросы, связанные с оценкой прежней трудовой деятельности человека, устанавливающей причины ранее имевшихся ошибочных действий. Большая часть рассматриваемых причин, согласно результатам исследований, является следствием взаимодействия комплекса особенностей психологического характера. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью (оценка профессиональных возможностей при расследовании ДТП, распределение по видам перевозок, учет психологических особенностей при обучении водителей) предполагает идентификацию характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования. Огромное значение имеют психические состояния в организации профилактики безопасности дорожного движения. Также важным звеном является профессиональный отбор водителей, индивидуальные особенности водителя при обучении, а также психологическое состояние водителя непосредственно перед выездом на линию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование психологических факторов при обучении водителей, анализ их воздействия на безопасность движения»

Information about the authors Shabanov Nikolai Ivanovich - Doctor of Technical Sciences, professor, head of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: shni47@mail.ru.

Fedorishchenko Mikhail Gennadievich - Candidate of Technical Sciences, senior lecturer of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: 490777@inbox.ru.

Zholobova Maria Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, senior lecturer of Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: 9198985949@mail.ru.

УДК 612.823:347.822.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОДИТЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

© 2017 г. И.Э. Липкович, И.В. Егорова

При статистическом анализе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) рассматривается бопее 25 факторов и причин происшествий, возникновение которых связано с водителем автомобиля. Наибольшему количеству ДТП предшествуют нарушения «Правил дорожного движения» (ПДД) водителями, а именно: превышение скоростного режима; неподчинение сигналам светофора, знакам и указателям; переутомление; невнимательность; выезды на запрещающие хны; несоблюдение правил очередности проезда и обгона; управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, а также сон за рулем. Анализ причин ДТП показал, что большая часть ДТП с тяжелыми последствиями и смертельным исходом происходит при удовлетворительных дорожных условиях, на прямых участках дороги, достаточной видимости на проезжей части, на свободной дороге и надежном транспорте. Большинство ДТП и нарушений ПДД повторяется у одних и тех же водителей, причем повторное обучение и тренировка не снижают количество ДТП у таких водителей. Глобальное изучение факторов и причин ДТП показывает, что официальные статистические данные совершенно неудовлетворительны с точки зрения ретроспективной психологической трудовой экспертизы, рассматривающей вопросы, связанные с оценкой прежней трудовой деятельности человека, устанавливающей причины ранее имевшихся ошибочных действий. Большая часть рассматриваемых причин, согласно результатам исследований, является следствием взаимодействия комплекса особенностей психологического характера. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью (оценка профессиональных возможностей при расследовании ДТП, распределение по видам перевозок, учет психологических особенностей при обучении водителей) предполагает идентификацию характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования. Огромное значение имеют психические состояния в организации профилактики безопасности дорожного движения. Также важным звеном является профессиональный отбор водителей, индивидуальные особенности водителя при обучении, а также психологическое состояние водителя непосредственно перед выездом на линию.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, автотранспортное средство, водитель, безопасность, профессиональный отбор, авария, движение, работоспособность, перегрузки, травмоопасность.

Using the statistical analysis of road traffic accidents (RTA) it was studied more than 25 factors and causes of accidents, which are related to the driver. The greatest number of accidents is a consequence of the violation of «Road traffic regulations» (RTR) by the drivers, namely speeding; disobeying traffic lights, signs and signals; overwork; carelessness; trips to prohibited area; failure to comply with the rules of priority directions and overtaking; driving a vehicle under drug and alcohol influence, and sleep at the wheel. The analysis of the data of the investigation of accidents reasons showed that the majority of traffic accidents with grave consequences and death occur at satisfactory road conditions, on-the-straight roads, with sufficient visibility on the traffic road, on the open road and at safe transport. Most road accidents and traffic violations occur to the same drivers, and the re-education and training do not reduce the number of accidents occurring to these drivers. A global study of the accidents factors and causes show that official statistics are quite unsatisfactory from the standpoint of a retrospective examination of psychological work, which considers the issues related to the assessment of previous labor activity of a person and establishing the reasons of the previous misactions. According to the research, the most of the considered reasons are a consequence of a complex interaction of psychological features. The diagnosis of psychological characteristics of drivers for any purpose (assessment of professional capabilities in the investigation of accidents, kinds of road haulage distribution, taking into account psychological characteristics of drivers at the training) involves identifying the characteristics of low, medium, good and excellent levels of functioning. Mental conditions have great importance in the organization of road safety prevention. Another important step is the professional selection of drivers, taking into account the individual characteristics of the driver at the training, as well as the psychological state of the driver assessed directly before going to work.

Keywords: traffic accident, motor vehicle, driver, security, professional selection, accident, motion, performance, overload, traumatic.

Введение. При статистическом анализе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) рассматривается более 25 факторов и причин происшествий, возникновение которых связано с водителем автомобиля. Наибольшему количеству ДТП предшествуют: превышение скоростного режима; неподчинение сигналам светофора, знакам и указателям; переутомление; невнимательность; выезды на запрещающие зоны; несоблюдение правил очередности проезда и обгона; управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, а также сон за рулем.

В момент выяснения причин ДТП обнаруживается факт нарушения ПДД, тяжесть последствий, неудовлетворительного технического состояния транспортного средства и условий движения (состояние освещения, дорожного покрытия, обустройство дорожными знаками), а также факт алкогольного или наркотического опьянения водителя.

Анализируя причины ДТП, можно сделать вывод, что большая часть ДТП с тяжелыми последствиями происходит в хороших дорожных условиях: на свободной дороге с достаточной видимостью, надежном транспорте и на прямой дороге. У одних и тех же водителей наблюдается повторяемость нарушений ПДД и ДТП,

Глубокое изучение причин ДТП показывает, что официальные статистические данные совершенно неудовлетворительны с точки зрения ретроспективной психологической трудовой экспертизы, рассматривающей вопросы, связанные с оценкой прежней трудовой деятельности человека, устанавливающей причины ранее имевшихся ошибочных действий. Часть причин ДТП является следствием особенностей психологического характера водителя.

Между психологической устойчивостью водителя, а именно: временем реакции, остротой зрения, сенсомоторными, сенсорными, поведенческими и познавательными характеристиками водителя) и ДТП существуют психологические особенности, которые «предрасполагают» к аварийности.

Методика исследований. Повторяемость ДТП у одних и тех же водителей позво-ляяет предположить, что водитель совершает разнообразные отклонения от ПДД, которые

приводят к ДТП, потому что его участие в движении определяется совокупностью характеристик, процессов, состояний, функций, свойств, подчиняющихся ряду психологических закономерностей. Каждая причина ДТП имеет «скрытую» область, которая требует выявления психологического исследования водительской деятельности.

Деятельность водителя заключается в психологическом взаимодействии условий движения и непосредственно самого водителя. Условия движения - это совокупность особенностей движения и характеристик технического средства, таких как: состояние дороги, указателей и дорожных знаков, сигналов светофора, дорожного пространства, видимости, жестов регулировщиков движения, состояние прозрачности атмосферы, обзорность, особенности дорожного движения. Следовательно, просматривается классическая схема системы «человек - производственная среда». В зависимости от аспекта рассмотрения полезно выделять те или иные характеристики этой системы.

Психологические особенности водителя выявляют характеристики низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования.

Практикуются следующие приемы исследования психологических особенностей водителя в зависимости от:

- надежности водителя;

- вида перевозок;

-диапазона условий.

При рассмотрении психологических аспектов деятельности водителя с точки зрения безопасности следует отметить, что безопасность труда определяется вредными производственными факторами и опасными психофизиологическими факторами.

Результаты и их обсуждение. Опасные и вредные производственные факторы согласно ГОСТ 12.00.003-80 подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Определяющими в профессии водителя являются психофизиологические факторы.

Эти факторы обусловлены конкретным характером определенного вида деятельности и содержанием ее физиологических возможно-

стей и психологических особенностей человека. По характеру действия психофизиологические факторы подразделяются на физические и нерв-но-психические перегрузки. Физические перегрузки, в свою очередь, подразделяются на динамические и статические, которые определяются эргономичностью рабочего места водителя.

Нервно-психические перегрузки - это умственное перенапряжение водителей, эмоциональное перевозбуждение и монотонность труда.

Умственное перенапряжение влияет на пропускную способность воспринимаемой ин-

формации. Зрение у человека является одним из важных органов чувств человека. Около 80-90% информации человек получает с помощью зрительных анализаторов, поэтому уровень работоспособности определяется по степени пропускной способности зрительного анализатора.

Пропускная способность зрительного анализатора определяется с использованием таблицы колец Ландольдта с различной ориентацией разрыва, приведенной на рисунке 1.

ссоооосооооо оооооооооооо ооосооосоооо оооооссооооо оооооооооооо ооосооосоооо оооооооооооо оооооооооооо оооооооооооо ооооооооос оо оооооооооооо

Рисунок 1 - Фрагмент таблицы с кольцами Ландольдта для определения пропускной способности зрительного анализатора

При использовании этого теста пропускная способность зрительного анализатора определяется по формуле

358,8- Ь • пк

где /. - потерянная информация при пропуске одного кольца, бит;

Пк- пропущенные кольца, шт.; 358,8 - количество информации всей

таблицы, бит; Т- время на просмотр таблиц, с.

Объем информации, теряемый при пропуске одного кольца, определяется из таблицы 1.

Таблица 1 - Объем информации, теряемый при пропуске одного кольца

Общее количество колец Объем теряемой информации

с определенной ориентацией разрыва при пропуске одного кольца

71 2,731

76 2,777

77 2,790

81 2,800

83 2,808

85 2,815

88 2.835

100 2,930

Количество колец с определенной направленностью разрыва определяется по часовой стрелке на рисунке 1 в зависимости от ориентации (таблица 2).

Таблица 2 - Количество колец с определенной направленностью разрыва

Ориентация Число колец с направлением разрыва по часовой стрелке)

12 13 15 17 18 19 21 23

1 71 76 77 88 81 84 83 100

II 77 80 81 84 88 100 71 76

III 81 84 83 100 71 76 77 88

IV 83 100 71 76 77 88 81 84

Уровень умственного перевозбуждения удобнее всего оценивать показателем концентрации внимания и устойчивости. Испытуемому при этом предлагается из буквенного текста вычеркнуть три буквы за определенное время.

Показатель устойчивости и концентрации внимания характеризуется количеством ошибок и проверенных знаков при работе с текстом за 30 секунд:

где п" — число проверенных знаков; гУ - количество ошибок. Психологическими причинами травматизма являются невнимательность, несоблюдение

требований безопасности при работе в болезненном состоянии, а также физическая и нервно-психическая перегрузка.

Несчастные случаи происходят при наличии травмоопасной ситуации и неправильном поведении в её условиях. Эти ситуации объединяет химическая регуляция поведения, дезорганизация которой создает предпосылки для несчастного случая.

Все многообразие психологических факторов, влияющих на работоспособность, утомляемость и безопасность деятельности водителя, можно представить в виде классификационной схемы, изображенной на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема психологических предпосылок к ДТП

Из схемы видно, что основной причиной несчастных случаев является временное снижение психофизиологических качеств человека.

Уменьшение психофизиологических качеств водителя может происходить в результате утомления или при длительной работе.

Следовательно, в основном ДТП происходят в конце рабочего дня.

Факторами, устойчиво повышающими индивидуальную подверженность опасности, являются:

1) дефекты органов чувств;

£ 12

•x я 11

в <J 10

a У 9

S a 8

с V 7

3

= 6

&

О с 5

z я 4

p" 3

о

* 2

£ ]

£

о

2) особенности темперамента человека;

3) функциональные изменения в организме человека;

4) профессиональная непригодность;

5) неудовлетворенность данным видом деятельности.

- -

/

/

I

6 7 8 -) 10 11 2 13 14 5 6 17

ло обоза после обела

Рисунок 3 - Изменение числа ДТП на протяжении рабочего дня

Заключение. Под психологической безопасностью понимают одно из свойств психологических знаний водителя, характеризующих степень защищенности от различных негативных и деструктивных факторов, направленных на него из внешнего мира.

Психология безопасности важна, в первую очередь, тем, что от нее зависит тот необходимый уровень комфортного психического состояния человека, при котором он может выполнять свои профессиональные функции, не опасаясь за собственную жизнь и не испытывая страха при мысли о негативных последствиях развития той ситуации, заложником которой он себя ощущает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение имеет профессиональный отбор водителей, при котором учитываются индивидуальные особенности водителя при обучении, а также психологическое состояние водителя перед выездом на линию.

Литература

1. Барабаш, В.И. Психология безопасности труда / В.И. Барабаш, В С. Шкрабак. - Санкт-Петербург, 2012.

2. Левшин, А.Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора / А. Г. Левшин II Меха-

низация и электрификация сельского хозяйства. - 2006. -№ 1. - С. 15-19.

3. Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения I В.В. Амбарцумян, B.C. Шкрабак, В.И. Сарбаев, В.В. Шкрабак, Н.В. Смирнов. - Санкт-Петербург: Изд-во СПГАУ, 2010.

4. Глушко, О. В. Труд и здоровье водителя автомобиля / О.В. Глушко, Н.В. Клюев. - Москва: Транспорт, 2014.

5. Обеспечение надежности водителей автотранспорта и лиц, выполняющих работы с повышенной опасностью/В.И. Барабаш и др. - Ленинград, 1991.

6. Барабаш, В.И. Психические состояния и аварийность / В.И. Барабаш II Пути повышения безопасности дорожного движения: сборник трудов. - Москва, 2009.

7. Campbell, J.P. On the nature of organizational I J.P. Campbell, P.S. Goodman, J.M. Pennings II New perspectives on organizational effectiveness. - San Francisco: Jossey-Bass, 2004.

8. Chapanis, A. Applied Experimental psychology I A. Chapanis, W.K. Gemer, C.T. Morgan. - New York: Wiley, 2007.

9. Coermann, K.K. The mechanical impedance of the human body in sitting and standing positions at law frequencies I K.K. Coermann II Human Factors. - 2008. - № 4.

10. Jordan, N. Allocation of functions between man and machine in automated systems / N. Jordan II Journal of Applied Psychology. - 2005. - № 2. - P. 51-53.

References

1. Barabash V.I., Shkrabak V.S. Psihologija bezopas-nosti truda [The psychology of labor safety], Saint-Petersburg, 2012.

2. Levshin A.G. Sel'skohozjajstvennaja tehnika i rabo-tosposobnost' mehanizatora [Agricultural machinery and the mechine ability], Mehanizacija i jelektrifikacija sel'skogo ho-zjajstva, 2006, No 1, pp. 15-19.

3. AmbarcumjanV.V., Shkrabak B.C., Sarbaev V.I., Shkrabak V.V., Smimov N.V. Sistemnyj analiz problem obes-pechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija [The system analysis of road safety problems], Saint-Petersburg, Izd-vo SPGAU, 2010.

4. Glushko O.V., Kljuev N.V. Trud i zdorov'e voditelja avtomobilja [Work and health of the driver], Moscow, Transport, 2014.

5. Barabash V.I. i dr. Obespechenie nadezhnosti vodi-telej avtotransporta i lie, vypolnjajushhih raboty povyshennoj

opasnost'ju [Ensuring reliability of vehicle drivers and persons who perform work with high risk], Leningrad, 1991.

6. Barabash V.I. Psihicheskie sostojanija i avarijnost' [Mental state and emergency], Put povyshenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija: sbomik trudov, Moscow, 2009.

7. Campbell J.P. On the nature of organizational, Goodman P.S., Pennings J.M. New perspectives on organizational effectiveness, San Francisco, Jossey-Bass, 2004, No 5, pp. 21-28.

8. Chapanis A, Gemer W.K. Morgan C.T. Applied Experimental psychology, New York, Wiley, 2007.

9. Coermann K.K. The mechanical impedance of the human body in sitting and standing positions at law frequencies, Human Factors, 2008, No 4, pp. 9-12.

10. Jordan N. Allocation of functions between man and machine in automated systems, Journal of Applied Psychology, 2005, No 2, pp. 51-53.

Сведения об авторах

Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). E-mail: Orishenkolrina@mail.ru.

Information about the authors

Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: Orishenkolrina@mail.ru.

УДК 642.342

ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

© 2017г. П.С. Орлов, B.C. Шкрабак, И.В. Юдаев, Р.В. Шкрабак, С.П. Кочкин

Приводится ряд инженерно-технических решений по снижению потерь и электротравматизма потребителей электроэнергии. Рассмотрены средства компенсации токов обратной последовательности в трёхпроводной трёхфазной сети с учётом того, что неоднородные комплексные проводимости «генерируют» токи обратной поспедоватепьности. Компенсация токов обратной последовательности заключается в формировании в параллельной нагрузке ветви тока противоположного направления. Приведены соответствующие аналитические обоснования указанной ситуации. Приводятся различные схемы решения проблемы и осуществлено их сравнение по расчётным параметрам с пересчётом несимметричной нагрузки. Предлагаемый подход позволит создать реактивные симметрирующие устройства с учётом невозможности плавной компенсации токов обратной и нулевой последовательности по причине ступенчатого изменения ёмкости конденсаторных батарей. Особое внимание уделяется осветительным нагрузкам с учётом того, что в трёхфазных симметрично нагруженных сетях с люминесцентными лампами ДРЛ ток в нулевом проводе не равен нулю, как в сетях с лампами накаливания, где при симметричной нагрузке фаз частичная потеря напряжения в нулевом проводе для двух фаз положительна, а для третьей фазы - отрицательна (и наоборот). Для каждого момента времени, аналогично изложенному в статье, применительно к лампам накаливания может быть построена аналогичная диаграмма для сетей с газоразрядными лампами, но вектор угловой скорости в нулевом проводе будет иметь угловую скорость вращения в три раза большую, чем скорость вращения фазных векторов, и будет три раза в течение одного периода вызывать поочерёдно в каждой фазе то увеличение, то уменьшение потери напряжения, поскольку частичные потери напряжения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.