Специфика культуры водителей в контексте проблемы безопасности дорожного
движения
The specificity of the culture of drivers in the context of road safety
Фадеев В.
Студент 2курса,
Казанского Государственного Энергетического Университета,
РФ, г. Казань e-mail: fadeev. vol@yandex. ru
Fadeev V.
2rdyear student, Kazan State Energy University, Russia, Kazan e-mail: fadeev. vol@yandex. ru
Научный руководитель Шакирова Динара Марселевна
Кандидат социологических наук, Казанский Государственный Энергетический Университет,
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Scientific adviser Dinara Shakirova Marcelina
Candidate of sociological Sciences, Kazan State Energy University, Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема безопасности дорожного движения, а именно статистика аварийности в России. Анализируется наиболее распространенные концепции демографической политики Российской Федерации на поставленную проблему. Так же в статье рассказывается о смертности при ДТП. Повествуется о наказаниях за нарушение правил дорожного движения в иностранных государствах. Внимание уделяется о типах стилей вождения, выявленные учёными как из России, так из зарубежных стран.
Annotation.
This article deals with the problem of road safety, namely accident statistics in Russia. The most widespread concepts of demographic policy of the Russian Federation on the problem are analyzed. The article also describes the death rate in an accident. It tells about the penalties for violation of traffic rules in foreign countries. Attention is paid to the types of driving styles identified by scientists from both Russia and foreign countries.
Ключевые слова: дорожно-транспортного происшествия, скорость, водитель, стиль вождения, аварии, смертность, темперамент.
Key words: traffic accident, speed, driver, driving style, accident, mortality, temperament.
С каждым годом количество смертей в результате дорожно-транспортного происшествия приобретает всё большую масштабность. Как нам кажется, это является важной социальной проблемой, которая требует решений. Однако главная причина этих происшествий исходя из статистики - низкий уровень культуры водителей, также включающей в себя вождение в нетрезвом виде (от 45% до 50 % аварий), разговоры по телефону и смс-переписка, лихачество (35-38% аварий со смертельным исходом) . Официальная статистика ГИБДД показывает, что в 2016 году произошло 173694 аварий, в результате которых погибли 20308, а ранены 221140 человека . В 2017 году аварий было меньше - 169432, из которых погибло 19088, а ранено 215374. А в 2018 году произошло 168099 аварий, в результате которых погибло 18214 человек, а ранено 214853. Судя по статистическим показателям идёт тенденция к сокращению дорожно-транспортных происшествий, однако
разница в количестве аварий не большая. Большинство аварий приходится на долю опытных водителей со стажем более 15 лет, меньше всего происшествий совершается водителями неопытными (стаж до 3 лет). Молодые водители (18-21) совершают аварий меньше нежели водители возраста 30-40 и 25-30 лет, одной из причиной является излишняя самоуверенность и невнимательность. Соотношение аварий по тендерному признаку статистика отсутствует, ГИБДД обнародовало лишь то, что ДТП с участием мужчин совершается в 6 раз чаще, чем с участием женщин, однако важно помнить, что водителей-мужчин в разы больше, чем женщин.
Статистика свидетельствует о большом количестве жертв, которыми могут стать неповинные люди, погибшие и раненые по вине неосознанности водителями их действий. Нельзя не сказать о людях, получивших травмы и ставших впоследствии инвалидами, которым сложно адаптироваться в новых условиях, особенно тяжело найти работу, чтобы обеспечить себе достойные условия проживания. Последствия таковы, что многие из таких людей могут стать маргинальными личностями. Также помимо того, что аварии являются трагедией не только для самих людей, их родных и близких, но и способствуют социально-экономическому упадку страны.
Открывая средства массовой информации, новости об авариях появляются ежедневно, а чаще всего и несколько раз за день. Такая статистика не может радовать, ведь чаще всего причиной происшествий становится неосознанность водителем своих действий. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма информирует: «в случае если правительства всех стран мира не выработают консолидированную политику по изменению существующего положения дел, к 2020 гибель в ДТП станет одной из лидирующих причин смертности людей на планете» .
В рамках концепции демографической политики Российской Федерации стоят задачи: «сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах» . Например, в 2019 году в России применяется комплекс мер для предотвращения дорожных происшествий. Госслужащие и сотрудники полиции должны досконально знать правила дорожного движения, также проводятся тренинги с целью их правильных действий и ориентации при вероятности аварии. Также для полицейских, работающих на автомобиле, проводится практическое обследование местности, для сотрудников полиции проводится аттестация на предмет освоения правил и изменения в них. Профилактика ДТП на личном транспорте предполагает систему мониторинга дорог, и в случае выявления опасных участков принимаются меры для уменьшения вероятности аварий, развешиваются баннеры и плакаты. Полицейский вправе остановить водителя даже за незначительное нарушение и объяснить последствия. Без наличия знака «начинающий водитель», «перевозка детей» и «глухой водитель» предусмотрено предупреждение или административный штраф, что по мнению экспертов должно способствовать воспитанию культуры водителей.
Мотоциклисты несут большую угрозу для окружающих, так как способны передвигаться с большой скоростью, чаще всего игнорируют правила безопасности. Для них проводится разъяснительная работа, также до достижения ими двухлетнего стажа запрещено перевозить пассажиров. Для работников общественного либо грузового транспорта предусматривается проверка их профессионализма, в дальнейшем осуществляются проверки навыков и знаний водителя. Водители грузовиков должны понимать по каким дорогам ездить, для перевоза опасных грузов проводятся отдельные тренинги, так как они могут нести большую опасность для других участников дорог. Мы считаем, что мерам, направленным на улучшение культуры вождения россиян, уделяется мало внимания, их недостаточно для уменьшения рисков совершения ДТП.
В Берлине при превышении скорости до 110 км/ч водители получают штраф, два штрафных пункта (наказание) и лишаются водительских прав на два месяца, в то время как в России существует только фиксированный штраф. Кроме того, в Германии за гонки на дорогах грозит заключение до 10 лет при наличии пострадавших людей в результате превышения скорости. Неопытные водители, только получившие права, являются наиболее уязвимы для ДТП, поэтому в Германии после обучения гражданин получает временное удостоверение на год, при наличии множества нарушений ему продлевают данный документ, рекомендуя пройти дополнительное обучение, до тех пор, пока не будут удовлетворены все условия получения прав. Данный вид санкции сокращает риски совершения аварий с новичками.
В Польше за превышение скорости в населенном пункте отбираются права на 3 месяца и наказывают штрафом, также, если не посадить ребенка в кресло, разговаривать по телефону или не пристегнуться, то помимо штрафа начисляются 10 штрафных баллов, при наличии таковых 24 за год, водителю следует пересдать на права. Человек, севший за руль без прав, лишается правом водить ближайшие 10 лет.
Согласно статистике, аварийность в Швеции является минимальной, по сравнению с Россией, в ДТП которой на 100 тысяч населения погибает 18,5 человек, в Швеции умирают 3 из 100 тысяч. Этому способствовала программа «концепция нулевой смертности», в ходе которой были переоборудованы широкие дороги, содействующие лихачам совершать запрещенные манёвры. Также как и в США становится обязательным установление системы и блокировки автомобиля при обнаружении нетрезвого водителя, что существенно сократит аварии и обезопасит дорогу, кроме того уже существуют транспортные средства беспилотники, самостоятельно передвигающиеся по дорогам без вмешательства человека.
На наш взгляд, применение штрафных баллов, ужесточения наказания за несоблюдение правил, являются справедливой санкцией, применяемой обществом к нарушителю. Кроме того, участие властей в обеспечении безопасных дорог, не подстрекающих к лихачеству, играет немаловажную роль в решении проблемы безопасности на дорогах. Российская статистика ДТП оставляет желать лучшего, в особенности многое зависит от правосознания водителей, их опыта, навыков и умений, уверенности на дороге, психофизиологических особенностей и наличие пассажиров в автомобиле.
Таким образом, статистика травматизма и смертности дорожно-транспортных происшествий в России приобретает большие масштабы, которые ведут за собой проблемы социального, экономического, демографического характера. Российская политика направлена на сокращение дорожно-транспортных происшествий, вводя новые правила и законы, однако, согласно статистике, в других странах, таких как Германия, Польша, Швеция, санкции, применяемые за нарушения правил дорожного движения, действуют эффективнее, чем в России.
Стиль управления транспортным средством также играет важную роль при определении культуры вождения. Он во многом зависит от факторов, влияющих на водителя. Например, техническое состояние автомобиля, его престижность; качество дорог; психофизиологическое состояние водителя и его опыт вождения; знание теории правил дорожного движения.
Ю. И. Лобанова[41 в своей статье выявляет особенности вождения двух типов водителей: «аварийные» и «безаварийные». Под аварийными водителями она подразумевает тех, кто имеет в личном опыте случаи дорожно-транспортных инцидентов, случившихся по их собственной вине. В своем исследовании она опирается на эмпирические результаты, методами которого стали: сбор информации о ДТП или их отсутствии с участием опрашиваемых водителей; опрос «Стиль вождения». Выяснилось, что «аварийные» водители наименее склонны к соблюдению правил дорожного движения, то есть обладают низкой степенью дисциплинированности; уверенны при маневрах парковки, пренебрегая интересами других людей., нежели сторонники безопасной езды.
Однако, «аварийные» водители-любители вежливо ведут себя на дроге, активно пользуясь знаками дорожного этикета.
Т. А. Полянова [5] выделяет опасный и безопасный стили вождения, связанные с высоким и низким уровнем надежности деятельности. Водители, обладающие внимательностью, лучше справляются с активным и безопасным маневрированием.
Стили управления автомобилем по оценке Б. Д. Ефремова и Ю. В. Оверина [6] : 1) начинающий водитель (аккуратен, медлителен, не уверен в правильности своих решений, редко перестраивается с правой полосы для совершения манёвра); 2) опытный водитель (трогается плавно и быстро, заблаговременно осуществляет перестроение по полосам движения, не совершая этого без необходимости); спортивный водитель (двигается с максимально разрешённой скоростью, часто превышая, совершает необоснованное перестроение, создавая проблемы не только себе, но и другим участникам движения).
А. Н. Романов [7] связывает тип темперамента водителя с его стилем управления транспортом. Он считает, что сангвиник является наиболее оптимальным типом для водителя, так как обладает сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, способный быстро принимать решения. Флегматик же характеризуется инертной, но сильной и уравновешенной нервной системой. Такой тип хорошо проявляется в длительных рейсах, при которых он устойчив к раздражителям, безопасно управляющий автомобилем. Касательно холерика, то у него сильная, подвижная, но неуравновешенная нервная система, приводящая к поспешным и необдуманным действиям. Холерик часто превышает скорость, идет на рискованные маневры. Меланхолик же со слабой, неуравновешенной нервной системой, такой тип отличается нерешительностью, пассивностью. При управлении автомобилем выступает дисциплинированным, в простых дорожных ситуациях может быть надежным, а в обстановке, требующей быстрых решений, его надежность снижается, так как его может охватывать страх, растерянность, поэтому меланхолик наименее пригоден для управления автомобилем. По нашему мнению, темперамент безусловно является фактором, влияющим на управление автомобилем, так как в первую очередь это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности.
Западные авторы в первую очередь обращают своё внимание на особенности личности участника дорожного движения. На основе работ западных исследователей, Ю. И. Лобанова [8] выделяет такие факторы, предопределяющие стиль вождения, как «возраст; пол; стиль вождения родителей; количество людей в автомобиле и их статус, особенности отношений с водителем; дисциплинированность; особенности самоконтроля и регуляции».
Таубман Бен-Ари [9] считает, что стиль вождения подвластен тому, как личность выбирает способы вождения, скорость, манёвры, обгоны, кроме того, стиль зависит от степени внимательности водителя, уверенности в себе, и его ценностей. Автор выделяет четыре типа стилей вождения: безрассудный и безответственный, заключающийся в намеренном нарушении ПДД, высокой скоростью движения, запрещёнными перестроениями; напряжённый стиль характеризуется сохраняющейся тревогой при неэффективном движении; агрессивный тип выражается во враждебном отношении и действии к другим участникам дорожного движения; спокойный, терпеливый и осторожный стиль вождения обладает внимательностью на дороге и соблюдением установленных правил дорожного движения.
Дитер Клебельсберг [101, основываясь на исследовании , выделяет пять особенностей: спортивно устойчивый стиль вождения со стремлением проявить себя; неуверенно-неустойчивый с целью обезопасить себя; поведение со стремлением к автономии; сопернический; конформистский стиль, характеризуемое приспособляемостью и уклончивостью.
Рассматривая особенности вождения по гендерным признакам, А.И. Кабалевская проводит эмпирическое исследование, в котором выделяются этапы манёвра (подготовительный, основной и завершающий) и рассчитываются параметры (три камеры фиксируют действия водителя). В результате женщины совершают манёвр медленнее чем, мужчины, их внимание сосредоточено на разных объектах, водители-женщины не адаптируются к новой дорожной ситуации. Вместе с тем женщины более осторожны и редко совершают рискованные манёвры. Существует классификация женщин-водителей: «улитка»- стаж вождения меньше месяца, медлительное и аккуратное вождение; «гусеница»- стаж до полугода, более резкое и уверенное вождение; «оса» - стаж до года, агрессивное вождение, образующее аварийные ситуации; «пчелка» - спокойное и ответственное вождение.
Помимо пола, темперамента, опыта вождения следует рассмотреть характеристику возраста водителя и ее влияние на стиль вождения. Доктор Аялла Рувио в ходе своего исследования сделала выводы о том, что большинство водителей считают автомобиль частью себя, в следствие чего молодые люди, еще не прошедшие этап самоидентификации, стремящиеся продемонстрировать свои навыки и умения, определяются агрессивным стилем вождения.
Подводя итог, отметим, что существует множество вариаций стилей вождения, каждый учёный проводит классификацию в зависимости от разных критериев. Выделяется аварийный и безаварийный; начинающий, опытный, спортивный; неуверенно-неустойчивый, спортивно-устойчивый, автономный, сопернический, конформистский, уклончивый и приспособляемый. Также существует отдельная классификация для женщин -водителей: «улитка», «гусеница», «оса», «пчелка». Кроме того, для разных типов темперамента водителю присущи различные типы вождения.
Таким образом, нами была рассмотрена статистика дорожно-транспортных нарушений, концепции по сокращению дорожно-транспортных происшествий в России, а также опыт зарубежных стран по сокращению аварий. Кроме того, были изучены типы стилей вождения, выявленные учёными как из России, так из зарубежных стран. В зависимости от подходов стиль вождения может классифицироваться по темпераменту и характеру водителя, приспособляемости, опыту вождения, попадания в аварийные ситуации.
Заключение
Современное общество характеризуется наличием автомобилей у каждой второй семьи, что опосредовано не только положительными моментами, но и негативными - повышение уровня смертности и травматизма за счёт дорожно-транспортных происшествий, влекущие за собой последствия в различных социальных сферах общества.
Культура вождения является неотъемлемой частью общественной жизни водителей, раскрывающаяся в таких аспектах, как взаимоотношения участников дорожного движения, их поведение за рулём и стиль вождения, менталитет, соблюдение правил дорожного движения. При изучении культуры вождения следует основываться на социальных воздействиях и факторах, влияющих на поведение людей за рулём, также учитывать не только внешние, но и личные характеристики, рассматривать проблему с точки зрения различных факторов: техническое состояние дорожной инфраструктуры и транспортных средств, правовое регулирование, правовая культура участников дорожного движения.
Список используемой литературы:
1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. URL: http://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/s ummary_ru.pdf (дата обращения 22.05.19)
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://base.garant.ru/191961/#ixzz3b5HIGSRg (дата обращения 23.05.19)
3. Теорема безопасности: Начинающие водители.URL: https://rg.ru/2017/06/30/statistika-voditeli.html (дата обращения 23.05.19)
4. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. - 2015. -Т. 4. № 1. С. 76-84 .
5. Полянова Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ. 1989. - 22 с.
6. Ефремов Б.Д., Оверин Ю.В. Метод инструментальной оценки квалификации водителей // Технико-технологические проблемы сервиса. - Вып. 3. - Т. 2. - 2012. - С. 51-55.
7. Романов А.Н. Автотранспортная психологи: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 107-111 с.
8. Лобанова Ю.И. Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика / Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 4. С. 97-107.
9. Taubman - Ben-Ari O., Yehiel, D., 2012 Driving styles and their associations with personality and motivation
☆Accident Analysis & Prevention, 45: 416-422
10. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем. М.: Транспорт, 1989. — 367
с.
11. Психология женщин за рулем автомобиля. URL: https://womanadvice.ru/psihologiya-zhenshchin-za-rulem-avtomobilya (дата обращения 20.05.18)
12. Агрессивный стиль вождения присущ молодым. URL: https://www.infox.ru/news/221/lifestyle/auto/79710-agressivnyj -stil-vozdenia-prisus-molodym (дата обращения 20.05.19)