УДК 331.48+331.45:658.5(470.319)
СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванов А.А.
Государственная инспекция труда Орловской области
Аннотация. Охрана труда не может рассматриваться в отрыве от социально-экономического положения организации, состояния рабочих мест, и многих других факторов, поэтому в данной работе уделяется внимание системе управления охраной труда в целом, подчеркивается влияние государственной программы «Содействие занятости населения Орловской области до 2020 года», а именно подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Орловской области на 2013-2020 г.г.». Придается большое значение осуществлению Управлением труда и занятости Орловской области государственной экспертизы условий труда. Приводится анализ основных причин высокого уровня производственного травматизма.
Ключевые слова: охрана труда, система управления охраной труда, проверки хозяйствующих субъектов, государственная программа «Содействие занятости населения Орловской области до 2020 года, здоровые и безопасные условия труда, знания требований охраны труда, специальная оценка условий труда.
Основу экономического благополучия любой организации составляет труд ее работников, поэтому проблемы регулирования человеческих отношений в трудовой сфере являются важнейшими элементами эффективного управления производством.
Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться в отрыве от социально-экономического положения организации, в которой они трудятся, и состояния рабочих мест, потому что тесно связана с современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, дисциплиной.
В соответствии с федеральным и областным законодательством в Орловской области создана и действует система управления охраной
труда.
В целях вовлечения органов местного самоуправления в систему государственного управления охраной труда с 2008 года реализуется Закон Орловской области «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений».
Основное значение в работе по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности придается реализации подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Орловской области на 2013-2020 годы» государственной программы «Содействие занятости населения Орловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Орловской области (далее-подпрограмма), которая одновременно является планом согласованных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора, работодателей, объединений профсоюзов и работодателей по вопросам охраны труда, включая обобщение и распространение передового опыта.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет почти 207 млн рублей, в том числе на 2015 год - 26,9 млн рублей. B прошлом году на мероприятия подпрограммы израсходовано 25,3 млн рублей, в том числе 300 тыс. рублей из областного бюджета (областной смотр-конкурс по охране труда, обучение и проверка знаний требований охраны труда - 136 человек и проведение специальной оценки условий труда 104 рабочих места) и 25 млн рублей из средств Фонда социального страхования Российской Федерации (в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний).
В целях активизации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, начиная с 2005 года, организовано проведение ежегодного областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда среди организаций и муниципальных образований области, по результатам которого три лучшие муниципальные образования и организации награждаются дипломами Губернатора и денежными премиями.
В настоящее время подводятся итоги смотра-конкурса за 2014 год. По представленным материалам лучших результатов по охране труда среди организаций АПК добились ООО «Знаменский СГЦ», ООО «Северное сияние», ЗАО «Славянское», ЗАО «Орловское», ЗАО «Орелагроюг», КХ «50 лет Октября», ОАО «Племзавод им. А.С. Георгиевского», ОАО «Племзавод «Сергиевский» и другие. Среди организаций других видов экономической деятельности: ОАО «Гамма», ОАО «Орелоблэнерго», ЗАО «Орелнефтепродукт», ОАО «ГМС Ливгидромаш» и многие другие.
Существенный вклад в дело улучшения условий и охраны труда на производстве вносит проведение органами местного самоуправления ежегодных смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда в организациях, которые проводятся во всех 27 муниципальных образованиях области.
Целенаправленно работают большинство городских (районных) межведомственных комиссий по охране труда, деятельность которых обеспечивает тесное взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей по проведению государственной политики в сфере охраны труда на территории области и соответствующих муниципальных образований.
Кроме этого, вопросы охраны труда постоянно рассматриваются на заседаниях областной, городских (районных) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Продолжалась работа по обучению и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций области. За 2014 год на базе 8 обучающих организаций, имеющих соответствующие лицензии и внесенных в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, обучено 4070 человек. За последние три года (срок действия обучения) обучено более 13 тыс. человек (исходя из численности организаций -необходимо ежегодно обучать более 20 тыс. человек).
Важнейшим направлением работы по охране труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, а с 1 января 2014 года -специальная оценка условий труда, основная задача которой -проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
По данным Государственной инспекции труда В 2014 году в 204 организациях области специальная оценка условий труда проведена на 4357 рабочих местах.
С положительной стороны необходимо отметить работу по аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда таких организаций, как ЗАО «Орелнефтепродукт», филиал «Орловский» «ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «Гамма», ЗАО «Дормаш», ОАО «Орловский хлебокомбинат», ОАО «Мценский литейный завод», ОАО «Межгосметиз Мценск», Орловский филиал ОАО «Ростелеком», ОАО «ГМС Ливгидромаш», ООО «Знаменский СГЦ», ЗАО «Славянское», ОАО «Агрофирма Мценская». В этих и целом ряде других организаций области аттестация по условиям труда
проведена на 100 % рабочих мест.
Большое значение придается осуществлению Управлением труда и занятости Орловской области государственной экспертизы условий труда, которая проводится с целью оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда. B ходе проведения госэкспертиз выявляются многочисленные нарушения государственных нормативных требований охраны труда и наиболее характерными из них являются не предоставление или предоставление в не полном объеме положенных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Совместно с заинтересованными организациями и ведомствами принимаются меры по организации служб охраны труда, которые созданы в 80 % хозяйствующих субъектах области, осуществляющих производственную деятельность с численностью работающих более 50 человек. Служба охраны труда чаще всего отсутствует в организациях сельского хозяйства, торговли, общественного питания, малого бизнеса.
Начиная с 2001 года, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» ведет подготовку кадров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». С 2008 года ведется подготовка по направлению «Техносферная безопасность» в ФГБОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК».
По данным органов госстатистики общее число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2014 году составило 234 человека и по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 21,2 процента. Коэффициент частоты несчастных случаев за прошлый год составил 1,9 (2013 год - 2,38), а коэффициент тяжести - 52,0 (2013 год - 45,1).
В организациях сельского хозяйства в прошлом году на производстве травмирован 31 работник (13 процентов от областного показателя), коэффициент частоты несчастных случаев составил 1,9, коэффициент тяжести - 71,7.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника составили 5401 рубль и уменьшились по сравнению с 2013 годом на 3,1 (сельское хозяйство - 4429 рублей, 82 % от областного показателя).
По данным государственной инспекции труда в Орловской области в прошлом году на производстве смертельно травмировано 8 работников и 35 получили тяжелые травмы. По сравнению с 2013 годом число погибших на производстве сократилось в два раза, а
число пострадавших с тяжелым исходом на 12,5 %.
Основными причинами несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и тяжелым исходом по-прежнему являются: неудовлетворительная организация производства работ, допуск к эксплуатации неисправных машин, механизмов и оборудования, недостатки в обучении по охране труда, нарушение правил дорожного движения, нарушение трудовой и производственной дисциплине.
Неудовлетворительным остается и положение с обеспечением надлежащих условий труда.
По данным органов госстатистики, на конец 2014 года в обследованных организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи, численность занятых во вредных и (или) опасных условиях труда составила 16,4 тыс. чел., в том числе 4,4 тыс. чел. Женщин, что составляет соответственно 27,7 и 19,6 процента от общего количества работников организаций по учитываемым видам экономической деятельности. Численность работников, которые имеют право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда составила 17,4 тыс. чел., в том числе 4,5 тыс. чел. Женщин, что составляет соответственно 29,4 и 19,9 процента от общей численности работников.
Отдельные работодатели в нарушение действующего законодательства не обеспечивают создание служб охраны труда, недостаточно средств выделяют на улучшение условий и охраны труда работников, не соблюдают установленные сроки проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, допускают эксплуатацию производственных зданий и сооружений, машин и оборудования, не отвечающих требованиям безопасности, не обеспечивают в полном объеме работников средствами индивидуальной защиты, не проводят специальную оценку условий труда. Имеются факты не предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие у работодателей заинтересованности в обеспечении здоровых и безопасных условий труда обусловлено тем, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая несет государство. Размер страховых взносов зависит не от состояния условий и охраны труда в конкретной организации, а от принадлежности её к определенному виду экономической деятельности.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях области, проводимый Управлением труда и занятости Орловской области по результатам государственной экспертизы условий труда, а
также по данным органов госстатистики, государственной инспекции труда в Орловской области, Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, показывает, что основными причинами высокого уровня производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
1) отсутствие установленных на федеральном уровне механизмов экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и оборудования, направленных на сокращение производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда;
2) несовершенство системы нормативного правового регулирования в сфере охраны труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению безопасности на производстве;
3) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4) низкие темпы проведения специальной оценки условий труда в организациях области;
5) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
6) недостаточная информированность работодателей и работников по вопросам условий и охраны труда;
7) работники соглашаются работать в условиях, не отвечающих требованиям охраны труда.
Исходя из вышеизложенного, принимаются дополнительные меры, направленные на обеспечение прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, совершенствование государственной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям.
В области есть все возможности для того, чтобы на основе федерального и регионального законодательства, тесного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, работодателей, органов государственного надзора и контроля добиться значительного улучшения положения дел с обеспечением здоровых и безопасных условий труда работников, снижения производственного травматизма.
Список литературы
1. Гуторкина, И.С. Обеспеченность трудовыми ресурсами сельскохозяйственного производства России / И.С. Гуторкина, А.Б. Мартынушкин // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы
V Международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2014 г. Том 2. - North Charleston: Create Space, 4900 La Cross Road, USA 29406, 2014. - 283 с.
2. Лящук, Ю.О. Влияние сельскохозяйственных рисков на деятельность предприятий АПК / Ю.О. Лящук // Материалы II-й международной научно-практической конференции ,19 февраля 2013 года. -Т. 1. - Юго-зап. Гос. Ун-т., Курск, 2013. - С. 245-250.
3. Риски травматизма, заболеваемости и связанного с ними экономического ущерба в группе компаний «Стройпромсервис» в 2013 г. / Ю.О. Лящук, А.С. Таболин // Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции «Строительство: тенденции развития и перспективы» (25-26 июня 2014 года) / редкол.: Гладышкин О.А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2014. - С. 69-73.
СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванов Александр Алексеевич - государственная инспекция труда Орловской области, заместитель начальника Управления труда и занятости Орловской области.
WORKING CONDITIONS AND LABOUR PROTECTION, TAKEN MEASURES TO ENSURE SAFE AND HEALTHY WORKING
CONDITIONS OF EMPLOYEES OF THE ORYOL REGION
Ivanov AA
Abstract. Occupational safety cannot be seen in isolation from the social and economic position of the organization, state jobs, and many other factors, so in this paper focuses on the OSH management system in general, emphasizes the influence of the state program "Promotion of Employment of the Oryol region until 2020." namely sub-program "Improving working conditions and safety in the Orel region for 2013-2020 gg." It attaches great importance to the implementation of the Department of Labour and Employment of the Orel region of the state expertise of working conditions. The analysis of the main reasons for the high level of occupational injuries is produced.
Keywords: labour protection, occupational safety management system, testing of economic entities, the state program "Promotion of Employment of the Orel region through 2020, healthy and safe working conditions, knowledge of labor protection requirements, a special assessment ofworking conditions.
Ivanov A.A. - State Labour Inspectorate of the Oryol region.