Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА'

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ОХРАНА ТРУДА / LABOUR PROTECTION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / MANAGEMENT SYSTEM OF THE LABOUR PROTECTION / ПРОВЕРКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / TESTING OF ECONOMIC ENTITIES / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / INDUSTRIAL INJURIES / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ACCIDENTS / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА / COMPETENCE IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION / LABOR PROTECTION REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёшин Сергей Викторович

В данной работе затронута тема важности системы управления охраной труда. Подчеркнуто влияние органов местного самоуправления и Государственной инспекции труда на хозяйствующих субъектов. Отличается снижение уровня производственного травматизма в Орловской области. Немалое значение уделяется компетентности работников и работодателей в области охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT AND CONTROL OF OCCUPATIONAL SAFETY

The article opens an important subject of the management system of the labour protection. The influence of local government and the State Labour Inspectorate is emphasized. Distinguished by reducing occupational accidents in the Orel region. Considerable importance is given to the competence of employees and employers in the field of labor protection.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА»

УДК 331.4.008.6:005

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственная инспекция труда в Орловской области

Аннотация. В данной работе затронута тема важности системы управления охраной труда. Подчеркнуто влияние органов местного самоуправления и Государственной инспекции труда на хозяйствующих субъектов. Отличается снижение уровня производственного травматизма в Орловской области. Немалое значение уделяется компетентности работников и работодателей в области охраны труда.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, охрана труда, система управления охраной труда, проверки хозяйствующих субъектов, производственный травматизм, несчастные случаи, нормативные требования охраны труда, компетентность в области охраны труда.

В условиях складывающейся в стране демографической ситуации особо актуальной становится задача сохранения человеческих ресурсов. Решение проб дефицита трудового потенциала требует создания эффективной системы управления сельскохозяйственным, промышленным и научно-техническим потенциалом. В экономике региона одновременно представлены многие отрасли производства. Такое многообразие способствует возникновению комбинаторных сочетаний профессиональных рисков. Поэтому задача формирования действенных механизмов социальной защиты работников и охрана труда становится все более актуальной в регионе. Создание безопасных условий труда, сохраняющих жизнь и здоровье людей в процессе трудовой деятельности, должно становиться одним из приоритетных направлений социально-экономического развития нашей области.

Для решения проблем в области охраны труда в нашем регионе применяется комплексный подход и тесное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и работников [1].

Наиболее эффективной формой государственной политики в сфере сохранения жизни и здоровья работающего населения является создание системы управления охраной труда (СУОТ). Формирование системы управления охраной труда, как и реализации государственной политики в сфере охраны труда в целом - зона ответственности любого

Алёшин С.В.

субъекта федерации РФ.

Элементы системы управления охраны труда в Орловской области возникли давно и постоянно совершенствовались. С учетом правовых и социально-экономических изменений, а также актуальных потребностей области переросли в систему управления охраной труда. Нормативное и правовое планирование охраны труда, целевое планирование, взаимодействие субъектов управления, проведение государственной экспертизы условий труда, специальной оценки условий труда обеспечивает государственное управление охраной труда на областном уровне. На муниципальном уровне функции управления охраной труда реализуют органы местного самоуправления через межведомственные комиссии по охране труда. и на уровне организации, охрану труда осуществляют работодатели -службы по охране труда, уполномоченные лица профсоюзов.

В целях вовлечения органов местного самоуправления в систему государственного управления охраной труда с 2008 года реализуется закон Орловской области "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере трудовых отношений".

Основное значение в работе по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности придается реализации подпрограммы "Улучшение условий охраны труда в Орловской области на 2013-2020 годы" государственной программы "Содействие занятности населения Орловской области до 2020 года".

Исполняя свои обязанности по государственному надзору и контролю исполнением законодательства о труде, Государственная инспекция труда в Орловской области в течение всего периода работы проводила плановые и внеплановые проверки хозяйствующих субъектов. Например, в 2014 только по вопросам соблюдения законодательства об охране трудаа году было проведено 356 проверок. В результате выявлено 1760 нарушений, для исправления которых были выданы обязательные исполнения предписания. В результате проверок выявлено более 393 виновных юридических и должностных лиц, которые были привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства об охране труда в виде наложения штрафа, на сумму почти 5 млн. рублей.

Реализация системных трудоохранных мероприятий и проведение надзорных контрольных мероприятий позволило за несколько лет снизить уровень производственного травматизма в Орловской области. Так, например, в 2010 году в нашей области было зарегистрировано 89 несчастных случаев на производстве. Из них 36 случаев со смертельным исходом и 53 с получением тяжелых травм. В процессе активизации работы всех органов системе управления

охраной труда и совершенствования надзора за исполнением законодательства об охране труда, картина существенно изменилась в лучшую сторону. Уже в 2014 году число несчастных случаев на производстве сократилось на 52% против уровня 2010 года. Всего в 2014 году произошло 40 несчастных случаев, в 4 раза сократилось количество смертельных случаев на производстве, а количество погибших составило всего 8 человек.

Если взять по отраслям, то наибольшая степень рисков и возникновения несчастных случаев на производстве остается в сельском хозяйстве - 9 случаев, обрабатывающих производствах - 9 случаев, строительстве - 6 случаев. В целом это 60% от общего числа несчастных случаев на производстве [2].

Немаловажное значение в системе управления охраной труда имеет повышенная компетентности работников и работодателей в области охраны труда. Ведь имеет недостаточное обучение работников по охране труда, низкий уровень знаний требований охраны труда со стороны руководителей и должностных лиц организаций, а также недостаточные практические навыки безопасного выполнения работ, являющейся одной из несчастных случаев на производстве. Для целей обучения работников и работодателей по охране труда в нашей области имеется 8 обучающих организаций, имеющих соответствующие лицензии и аккредитацию. В 2014 году было обучено более 4-х тысяч человек. Конечно для области имеющей около 38 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в настоящее время недостаточно. Имеется необходимость в увеличении количества обучаемых в течении года не менее чем в два раза. Рост числа обученных свидетельствовал бы о возрастающем внимании к проблемам охраны труда со стороны руководителей организаций, а также признании факта наличия большой практической пользы от такого обучения.

Вступление в силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вызвало много вопросов со стороны бизнес-сообщества работников и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, поэтому Орловской области Управлением труда и занятости, Государственной инспекцией труда Федерацией профсоюзов была развернута работа по этой тематике. Проведение совещания, которые вызвали широкий интерес у общественности. В ходе делов конструктивного разговора обсуждались организационные механизмы и процедуры проведения СОУТ, задачи органов исполнительной власти Орловской области, внедрению СОУТ, требования к осуществляющим её организациям и другие вопросы части проведения СОУТ.

С момента принятия исходных документов в Орловской области

осуществляют проведение СОУТ в 502 организациях. По результатам СОУТ по классам вредности подразделились следующим образом: с 1 по 3 класс - 9623 рабочих мест и 13 работников; с класса 3.1 по 4 класс - 1681 рабочее место и 3509 работников.

Кроме того - 41 организация подала декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работа в сфере охраны труда является масштабной и ориентирована на предупреждение событий, а не на реагирование на них постфактум. Эта задача требует мобилизации всех сил и слаженных действий со стороны органов власти, работодателей профсоюзов.

Сложно выделить приоритет в этом направлении, ведь положительный результат гарантирует выполнение комплекса мероприятий. Тем не менее, для успешной реализации государственной трудоохранной политики в Орловской области делается ставка на:

- внедрение СОУТ;

- усиление профилактической работы направленной на предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- улучшение качества обучения по охране труда;

- информирования и оказания правовой помощи работникам и работодателям вопросам охраны труда;

- пропаганде и популяризации охраны труда.

Постоянное совершенствование системы государственного управления охраны труда, надзора за соблюдением законодательства об охране труда, создает условия обеспечения конституционных прав работников области на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены, на снижение производственных рисков.

Список литературы

1. Гуторкина, И.С. Обеспеченность трудовыми ресурсами сельскохозяйственного производства России / И.С. Гуторкина, А.Б. Мартынушкин // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы V Международной научно-практической конференции 1011 ноября 2014 г. Том 2. - North Charleston: Create Space, 4900 La Cross Road, USA 29406, 2014. - 283 с.

2. Лящук, Ю.О. Влияние сельскохозяйственных рисков на деятельность предприятий АПК / Ю.О. Лящук // Материалы II-й международной научно-практической конференции ,19 февраля 2013 года. - Т. 1. - Юго-зап. Гос. Ун-т., Курск, 2013. - С. 245-250.

Управление и контроль в области охраны труда

Алёшин Сергей Викторович - руководитель Государственной инспекции труда в Орловской области - главный государственный инспектор труда в Орловской области

MANAGEMENT AND CONTROL OF OCCUPATIONAL SAFETY

Aleshin S.V.

Abstract. The article opens an important subject of the management system of the labour protection. The influence of local government and the State Labour Inspectorate is emphasized. Distinguished by reducing occupational accidents in the Orel region. Considerable importance is given to the competence of employees and employers in the field of labor protection.

Keywords: human resources, labour protection, management system of the labour protection, testing of economic entities, industrial injuries, accidents, labor protection regulations, competence in the field of labor protection.

Aleshin Sergey Viktorovich - Head of the State Labour Inspectorate in the Orel region - the chief state labor inspector in Orel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.