Научная статья на тему 'О состоянии условий и охраны труда в организациях Орловской области'

О состоянии условий и охраны труда в организациях Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии условий и охраны труда в организациях Орловской области»

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Иванов, заместитель начальника Управления труда и занятости Орловской области,

начальник отдела охраны труда Е.Н. Арбузова, главный специалист отдела охраны труда Управления труда и занятости Орловской области

Органами исполнительной власти и местного самоуправления во взаимодействии с органами государственного надзора, объединениями профсоюзов и работодателей и работодателями проводится определенная работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников организаций области, совершенствованию региональной системы управления охраной труда.

В целях вовлечения органов местного самоуправления в систему государственного управления охраной труда реализуется закон Орловской области «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере трудовых отношений». Во всех муниципальных районах и городских округах данные полномочия осуществляют главные специалисты по труду. Указанным законом органы местного самоуправления области наделены в том числе и отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда.

Большое значение в работе по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности придается реализации подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Орловской области» государственной программы Орловской области «Содействие занятости населения Орловской области» с общим объемом финансирования в сумме 208,1 млн рублей, в том числе из средств областного бюджета - 2230 тыс. рублей.

В 2016 году на реализацию подпрограммы израсходовано 29,1 млн рублей (107 % к запланированному объему финансирования), в том числе 150 тыс. рублей из средств областного бюджета и 28,9 млн рублей из средств Фонда социального страхования Российской Федерации. За счет средств областного бюджета организовано проведение областного смотра-конкурса по охране труда и премирование его победителей, обучение и проверка знаний требований охраны труда 30 руководителей и специалистов бюджетных организаций области, проведена специальная оценка условий труда 36 рабочих мест в восьми организациях, финансируемых из областного бюджета.

За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 343 организации области воспользовались правом финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. В основном эти средства направлены на приобретение средств индивидуальной защиты (13,8 млн рублей), проведение медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (8,7 млн рублей) и проведение специальной оценки условий труда на 5,7 тыс. рабочих мест (5,6 млн рублей).

В текущем году на реализацию мероприятий подпрограммы планируется направить 27,7 млн рублей, в том числе 150 тыс. рублей из областного бюджета и 27,5 млн рублей за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В Орловской области с 2005 года проводится ежегодный областной смотр-конкурс на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, муниципальных образованиях области по двум номинациям: «Лучшая организация Орловской области в сфере охраны труда» и «Лучшее муниципальное образование Орловской области в сфере охраны труда». По итогам смотра-конкурса за 2015 год, заявки на участие в котором подали 51 организация и 26 муниципальных образований, три лучшие организации (АО «Орелоблэнерго», АО «Газпром газораспределение Орел» и ООО «Северное сияние») и три лучшие муниципальные образования области (Покровский, Колпнянский и Болховский районы) признаны победителями и награждены денежными премиями и дипломами Губернатора Орловской области.

Заявки на участие в смотре-конкурсе по итогам работы за 2016 год в установленные сроки поступили от всех 27 муниципальных образований и 50 организаций области. Наиболее организованно смотр -конкурс прошел в Колпнянском, Ливенском, Кромском, Корсаковском, Урицком и Мценском районах, городах Мценск и Ливны.

Лучших результатов в работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих по итогам смотра-конкурса в прошлом году добились следующие организации: АО «Орелнефтепродукт», ОАО «Гамма», АО «Газпром газораспределение Орел», ООО «Газпром трансгаз Москва», ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский», ОАО «Колпнянский элеватор», Орловский филиал ПАО «Ростелеком» и другие. Итоги смотра -конкурса будут подведены во втором квартале 2017 года.

Практически все муниципальные образования проводят аналогичные районные (городские) смотры-конкурсы.

Во всех муниципальных образованиях созданы и работают районные (городские) межведомственные комиссии по охране труда.

Орловская область принимает участие во Всероссийских конкурсах по охране труда, проводимых Минтрудом России.

В конкурсе «Успех и безопасность» в текущем году поданы заявки на участие от Орловской области, всех 27 муниципальных образований и 11 организаций области.

Продолжается работа по обучению и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций области. За 2016 год в обучающих организациях области, имеющих соответствующие разрешительные документы на право проведения этой работы (10 организаций), обучено 4823 чел., что составляет 84,5 % к уровню 2015 года и 94,6 % к запланированному объему обучения. За три года (срок действия обучения) обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 14,6 тыс. руководителей и специалистов организаций области.

Важнейшим направлением в работе по охране труда является специальная оценка условий труда, основная задача которой - проведение оценки условий труда на рабочих местах для выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В 2014 году специальная оценка условий труда проведена в 204 организациях области на 4357 рабочих местах, в 2015 году - в 971 организации на 25262 рабочих местах (в том числе на 4588 рабочих местах установлены вредные условия труда), в 2016 году - в 668 организациях на 20974 рабочих местах (в том числе на 4593 рабочих местах установлены вредные условия труда).

Большое значение придается осуществлению Управлением труда и занятости Орловской области государственной экспертизы условий труда, которая проводится с целью оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе проведения госэкспертиз выявляются многочисленные нарушения государственных нормативных требований охраны труда и наиболее характерными из них являются не предоставление или предоставление в не полном объеме положенных гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Административным регламентом предоставления Управлением труда и занятости Орловской области государственной услуги по организации государственной экспертизы условий труда (с 2012 года).

Постановлением Правительства Орловской области в регионе с декабря 2015 года установлен размер платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда в отношении одного рабочего места Управлением труда и занятости Орловской области.

Принимаемые меры по решению проблем безопасности труда способствовали снижению в Орловской области общего уровня производственного травматизма, который за последние шесть лет уменьшился почти в 2,5 раза, а затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника увеличились в 1,3 раза.

По данным органов госстатистики в 2016 году в результате несчастных случаев на производстве в организациях области пострадало 153 работника, что на 22,3 % ниже уровня 2015 года. Коэффициент частоты несчастных случаев составил 1,3 и по сравнению с 2015 годом снизился на 23,5 %. Коэффициент тяжести несчастных случаев составил 49,9 и по сравнению с 2015 годом снизился почти в 1,9 раза. Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника уменьшились на 5,5 % и составили 5444 рубля.

В организациях сельского хозяйства в результате несчастных случаев на производстве пострадал 21 работник, коэффициент частоты составил - 1,2, коэффициент тяжести - 55,4, затраты на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работника - 3226 рублей. По данным органов госстатистики за 2016 год уровень производственного травматизма выше среднеобластного зафиксирован в организациях строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи, где частота травмирования составила соответственно 3,2, 1,7 и 1,4.

Уровень смертельного и тяжелого травматизма на производстве в организациях области остается высоким.

По данным Государственной инспекции труда в Орловской области в результате несчастных случаев на производстве в организациях области в 2016 году погибло 12 работников и 21 получил тяжелые травмы. Число пострадавших со смертельным исходом на производстве осталось на уровне 2015 года, а число работников, получивших тяжелые травмы сократилось на 32,3 %.

В организациях, осуществляющих деятельность на территории 19 муниципальных районов и городских округов, в прошлом году не допущено случаев смертельного и тяжелого травматизма на производстве.

В разрезе видов экономической деятельности несчастные случаи со смертельным исходом произошли в организациях сельского хозяйства и строительства - по 4, транспорта и связи - 2, образования и

здравоохранения - по 1, а с тяжелым исходом: в организациях сельского хозяйства - 6, оптовой и розничной торговли - 5, обрабатывающих производств и строительства - по 3, транспорта и связи - 2, образования и предоставления коммунальных услуг - по 1.

Основными причинами несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом являются: неудовлетворительная организация производства работ (54,5 % от общего числа указанных случаев), нарушение правил дорожного движения (21,2 %) и недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (9,1 %).

Основными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям со смертельным и тяжелым исходом на производстве являются: воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин (36,4 %), падение пострадавшего с высоты (33,3 %) и дорожно-транспортные происшествия (15,2 %).

По данным Государственной инспекции труда в Орловской области по состоянию на 21 апреля 2017 года в организациях области на производстве не допущено гибели работников, 6 работников получили тяжелые травмы. За аналогичный период прошлого года на производстве было смертельно травмировано 3 работника и 9 человек получили тяжелые травмы.

В нарушение требований действующего законодательства не все работодатели обеспечивают своевременное проведение обучения по охране труда, предоставление в полном объеме компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Допускаются многочисленные нарушения правил обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

В организациях области существенно не улучшаются условия труда. По данным органов госстатистики на начало 2017 года 24,3 % работников (16,8 тыс. чел.) заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и 23,9 % (16,5 тыс. чел.) - имеют право на предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Анализ состояния условий и охраны труда показывает, что основными причинами такого положения с обеспечением здоровых и безопасных условий труда являются:

отсутствие на федеральном уровне действенных механизмов экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда;

игнорирование работодателями элементарных требований охраны труда при условии отсутствия должного надзора контролирующими органами;

недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;

недостаточная информированность работодателей и работников по вопросам условий и охраны

труда.

Исходя из вышеизложенного, в области принимаются дополнительные меры, направленные на обеспечение прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда: внедрение специальной оценки условий труда;

активизация работы по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;

совершенствование деятельности районных (городских) межведомственных комиссий по охране труда;

проведение семинаров, совещаний по вопросам условий и охраны труда; усиление ответственности работодателей за соблюдением требований охраны труда; реализация мер экономического стимулирования работодателей по улучшению условий труда; обобщение и распространение передового опыта работы в области охраны труда; освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы.

Реализация мероприятий позволит обеспечить снижение уровня производственного травматизма, улучшения условий и охраны труда в организациях области и приведет к улучшению социально-экономического состояния организаций и Орловской области в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.