Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ В СЕРИДИНЕ ХIХ В ПО МАТЕРИАЛОМ А.БЁРНСА'

СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ В СЕРИДИНЕ ХIХ В ПО МАТЕРИАЛОМ А.БЁРНСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. БЁРНС / ТОРГОВЛЯ / БУХАРА / РОССИЯ / СОЦИАЛНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / КИТАЙ / ИНДИЯ / ПЕРСИЯ / АФГАНИСТАН / БАЗАР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Негматов Давлатшо, Мирзоев Мирзо

Автор в своёй статье рассматривает состояние торговли в Бухарском эмирате в половине ХIХ века по материалам А. Бёрнса. Бухара в то время имело хорошие экономические отнеошения с Россией, но Англия по всеми путями стрелмилась не допускать торговли России с Бухарой. Кроме этого англиские товары вытеснели русские товары в северной Индии, Китае, Персии и Афганистана . По материалам А. Бёрнса торговля в Бухаре достигла пик своего развития и государство всячески стремилась улучшить положение торговли. Как отмечал, А. Бёрнс, в то время в Бухарских базарах, цены на товары строго контролировались. Таким образом, А. Бёрнс был одним из исследователей, который глубоко узнал экономические и социальные проблемы Бухарского эмирата в первой половине ХIХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADE SYSTEM OF BUKHARA EMIRATES IN THE MIDDLE OF XIX CENTURY BY THE MATERIALS OF A.BYERNS

The author writes about trading condition in Bukhara Emirates in the middle of XIX century based on A. Byerns. At those times Bukhara had good trading relations with Russia, but England tried to do everything for not letting Russians to the market of Bukhara. Except this, English productions limited Russians’ position in Northern India, China, Persia and Afghanistan. According to A. Byerns trade reached the top in Bukhara, and the state made arrangements in all ways for the development of trade. A. Byerns notes that at those times the price of the products in Bukhara was strictly controlled. Thus, A. Byerns was part of the researchers group that deeply explored economic and social problems of Bukhara Emirates in the first half of XIX century.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ В СЕРИДИНЕ ХIХ В ПО МАТЕРИАЛОМ А.БЁРНСА»

Душанбе: Ирфон, 2013. 240 с; он же: Тарих-и Мас?уди Абулфазла Байхаки о Дехистане//Очерки Истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2010. С.20-25; он же: Духовенство и его роль в социально-

политической истории X-XI вв.//Вестник Таджикского национального университета. №3/2 (108), 2013. -С.3-7.

6. Салдадзе Л. Ибни Сина. Страницы великой жизни. - Ташкент 1985.-с.380 (464 с)

7. Завадовский Ю.Н. Абу Али ибн Сина.-Душанбе 1980.- С.116 (304 с.)

8. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина.- М.., 1966.- С.94 (450 с.)

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУАЛИ

ИБН СИНО

В данной статье автор ставит на обсуждение научные и философские воззрения Абуали ибни Сино и показывает его роль в развитие науки и в частности философии. Также в статье автор показывает политическую обстановку того времени и дает разъяснение взаимосвязанности политических событий с деятельностью Абуали ибни Сино.

В данной статье автор анализирует научно -философские взгляды Абуали ибни Сино. Здесь автор раскрывает научную деятельность, которая развивалась в период правления Газнавидов и делает вывод о философско- научных взглядах Абуали ибни Сино. Несмотря на неблагоприятные условия того периода Абуали ибни Сино внес огромной вклад в развитие науки. Сино используя основные философские законы и связывая их с общественной жизнью провел научные исследования, которые до сегодняшнего дня является актуальными и востребованными.

Ключевые слова: ученый, развитие, лекарь, газневиды, наука, философия, закон.

HISTORICAL AND PHILOSOPHIC-MATERIALISTIC IDEAS OF ABUALIIBN SINO

In this article author give attention to scientifically and philosophical aspect of Abuali ibn Sino's (Avicenna) activity. Author also notes the state of political situation in region and its influences and relationship with Abuali ibni Sino activity.

In this article the author analyzes scientifically-philosophical sights of Abuali ibni Sino. Here the author opens scientific activity which developed in the period of board Gaznavids era and does a conclusion about scientifically and philosophical views ofAbuali ibni Sino. Despite adverse conditions of that period ofAbuali ibni Sino has brought huge contribution to science development. Sino using the basic philosophical laws and connecting them with public life has conducted scientific researches which is actual even today.

Kew words:scientist, development, cure man,geznevience, science, philosophy, law.

Сведения об авторах:

Абдурахмонов Зевар Вафоназарович - кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных дисциплин Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино, E.mail: zevar-1986@mail.ru, тел.: (+992) 935984497 Алимшоев Мамадризо Мамадхасанович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Хорогский государственный университет имени М. Назаршоева E.mail: alimshoev-56@mail.ru, тел.: (+992) 935984596

About the autors:

Abdurahmonov Zevar Vafonazarovich -candidate of Historical Sciences Assistant professor of department of social sciences Avicenna Tajik State Medical University. E.mail: zevar-1986@ mail.ru, тел.:(+992) 935984497

Alimshoev Mamadriso Mamadkhasanovich- candidate of Historical Sciences Assistant professor of department History of Khorog state University after M. Nazarshoev E.mail: alimshoev-56@mail.ru, тел.:(+992) 935984596

СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТА В СЕРИДИНЕ ХГХ В ПО МАТЕРИАЛОМ А.БЁРНСА

Негматов Д.Н., Мирзоев М.Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Особый интерес для А. Бёрнса представлял Бухарский рынок. Александр Бёрнс, был детищем английской геополитики, которая с жадностью искала все новые и новые рынки, для сбыта своих товаров. У Бухары, были тесные экономические связи с Россией, и Англия хотели всеми путями не допустить русских на Бухарский рынок. [7, с.231

Бухарский рынок по многим причинам был чрезвычайно важен для России, и англичане это прекрасно понимали. Сырье, вывозившееся из Бухары, было значительно дешевле, чем в Европе, что было выгодно для России. Россия нуждалась в новых рынках сбыта, так как многие товары российских мануфактурных и промышленных предприятий не выдерживали конкуренции с европейскими, и не пользовались спросом не только в Европе, но и в самой

России. Кроме того, английские товары вытесняли русские из Северной Индии, Китая, Персии, Афганистана. Значение бухарского рынка, как хлопковой базы, было важно для России не только, в начале XIX в., но и в 60-е годы, так как в США началась гражданская война и резко сократился экспорт американского хлопка. И, наконец, контроль над среднеазиатскими ханствами был необходим России с целью обороны внешних границ своей империи.

Во-вторых, в создавшейся ситуации Россия должна была бы пойти на уступки Англии в решении политических вопросов, как в Европе, так и на Востоке. В- третьих, Англия приобрела бы выгодный плацдарм для дальнейшего наступательного движения к Каспийскому морю и Закавказью. В-четвертых, переход Бухары под английский контроль свёл бы на нет русскую торговлю с Центральной Азией и восточным Ираном, которая в те времена достигла значительных размеров.

По сведениям А. Бёрнса, торговля в Бухаре находилась в стадии подъема и государство всячески благоприятствовало ее развитию: «Никто так не благоприятствует торговле, как правители Бухары; в царствовании последнего государя пошлину взимали не прежде, как при распродаже товаров, также как по закладной системе британской таможни». [1, с. 4141

Безусловным центром торговли в эмирате, считались ее базары. Базары и караван сараи Бухары, куда стекались представители практически со всего торгового мира от Европы до Дальнего Востока, Китая и Индии, являл собой де-факто богатейший источник самой разнообразной, и безусловно ценной экономической и военно-политической информации. Посещая многолюдные бухарские рынки и переполненные гостиничные дворы, А. Бёрнс внимательно выслушивал длинные рассказы каравановожатых и купцов о своих приключениях на торговых путях, конъюнктуре на товарных рынках, таможенных постах и налоговых сборах, качестве и цене различных изделий, отношениях к купечеству местных правителей, конкуренции между Россией, Индией, Китаем и Англией.

В Бухаре, по сведениям А. Бёрнса, строго контролировались цены на рынках и правильность весов. Если торговец обвешивал или обсчитывал покупателя, его сурово наказывали - везли в полуголом виде на арбе по базару и заставляли произносить раскаяние. В Средней Азии, в частности в Бухаре, базары выполняли не только хозяйственные задачи. Вместе с тем они были своеобразными общественными и культурными центрами. Например, на базарах читали указы правителя, наказывали нарушителей, а в праздничные дни устраивали представления. Интересное для чужеземца на базаре в Бухаре та его часть, где выставлены товары, производимые местной промышленностью; двухцветные полосатые узкие хлопчатобумажные ткани, называемые «аладжа», шелк - от тонких платков, напоминающих паутину, до тяжелого атреса - и особенно изделия из кожи, которые играют здесь главную роль. В Бухаре, по данным А. Бёрнса выделывали отличную булатную сталь, из которой изготовляли великолепные ножи. Ножевые изделия вывозились в соседнюю Персию и Аравию. В Бухаре, по свидетельствам путешественников, существовали и столярные мастерские, изготовлявшие двери, колыбели, сундуки. Бухарские ювелиры оправляли в серебро ножи, сабли, перстни; изготовляли украшения для конской упряжи и седел; оправляли в золото женские головные уборы. Бухарские рукодельницы: славились своим мастерством вышивальщиц. Они расшивали золотыми, серебряными и шелковыми нитками халаты, поясные платки, тюбетейки. Следует отметить искусство изготовителей поясов, но больше впечатляет мастерство сапожников. Мужские и женские сапоги совсем неплохи: мужские - на высоких заостренных каблуках, суживающихся на концах до размеров шляпки гвоздя, женские немного неуклюжи, но часто украшены тончайшей шелковой вышивкой. Нельзя также не упомянуть базар и лавки, где разложены одежды светлых тонов, блестящие, со множеством складок.

Житель Востока, который только здесь раскрывается во всей своей оригинальности, любит «чахчух», т. е. шуршание одежды, и мне доставляло большое удовольствие наблюдать, как покупатель в новом чапане (костюме) прохаживался взад и вперед, чтобы проверить силу звука. Все это - изделия местной промышленности, и все они очень дешевы; именно поэтому бухарский рынок одежды снабжает всех правоверных вплоть до Китайской Татарии фешенебельными костюмами. Киргизы, кипчаки и калмыки обычно тоже заглядывают сюда из пустыни, и дикий татарин с косыми глазами и выдающимся вперед подбородком смеется от радости, обменяв свой костюм, сделанный из грубой лошадиной шкуры, на легкий ектай (вид летней одежды). Здесь для него - высочайший уровень цивилизации; Бухара - это и Париж, и Лондон. [2, с. 2691

На рынках Бухары по сведениям А. Бёрнса, а также А. Вамбери, преобладают российские товары. А. Вамбери пишет: Я держался рядом со своими спутниками и бросал беглые взгляды на лавки, в которых было больше русских галантерейных и мануфактурных товаров и совсем немного западноевропейских, прибывших через Оренбург. Для путешественника они интересны в этом далеком городе только потому, что при виде куска ситца или наклеенной на него

фабричной марки он испытывает чувство, словно увидел земляка. Как забилось мое сердце, когда я прочитал слова «Манчестер», «Бирмингем», и как я боялся одним только чтением этих слов выдать себя! Крупных лавок и крупных купцов очень мало, и, хотя кроме Рестейи чит фуруши (торговый ряд, где продается чит, т. е. ситец), насчитывающего 284 лавки, еще во многих других местах в городе торгуют ситцем, коленкором и перкалем, все же я берусь смело утверждать, что мои друзья Ханхарт и К° в Тебризе одних лишь этих товаров сбывают столько, сколько весь город Бухара, несмотря на то, что его по праву именуют столицей Средней Азии». [2, с. 1391

Он отмечает чрезвычайно оживленный характер торговли Бухары с Астраханью, Оренбургом, Уралом и Южной Сибирью. Отсюда в среднеазиатские ханства поступали сахар, олово, чугунные котлы, ведра, сукна, льняные и ситцевые ткани, металлическая посуда, оружие, железо, медь, скобяные и кожаные изделия. Бухарские купцы ввозили в Россию хлопок, сухофрукты, скот, шкуры, выделанные кожи и другие товары. Любопытно замечание А. Вамбери о том, что «во всей Средней Азии нет ни одного дома и ни одной кибитки, где нельзя было бы найти какого-либоль изделия из России».[1, с.15]

Русские промышленные изделия, как указывает путешественник, успешно конкурировали с английскими товарами на среднеазиатских рынках. Для России Бухара являлась своего рода главным промежуточным пунктом в вывозе товаров в другие восточные страны, и наоборот, ввоза явнее азиатских изделий. Второе место после России в торговых сношениях Бухары, занимал Кашгар. По сведениям русского исследователя, Е. Мейендорфа ежегодно из Бухары в Кашгар направлялись 700-800 навьюченных верлюбдов: «бухарцы везли в Кашгар те же русские товары, которые они не смогли продать в Бухаре, а также те, которые отправляют русские в Кульджу, Аксу и Кашгар». [6, с. 128]

Другой русский исследователь края Ф. И. Лобысевич писал: «Бухара, которая по своему географическому положению не прикасалась промышленным характером своего населения, особенно дорожила мирными торговыми сношениями с Россией и составляла важнейший среднеазиатский рынок для сбыта наших произведений». [5, с. 63] П. В. Голубков, ещё один выдающийся русский ученый, в предисловии к книге А. Бёрнса пишет следующие: «На бухарском базаре русское купечество в продолжении последних 300 лет против Ост - Индйского постоянно соперничает и отношения между Россией и Бухарой так тесны, что Москва наполнена бухарцами, и наоборот это самое можно сказать о Бухаре». [3, с. 5]

Первенство России в торговых отношениях с Бухарским эмиратом, также подчеркивают таджикские ученые Б. И. Искандаров и Р. М. Масов. По их данным, если в начале XIX века суммарный вывоз товаров из России в Среднею Азию составлял около 1 млн. руб., а ввоз равнялся 2 млн. руб., то спустя четверть века, то есть в 1825 году, взаимные товаропоставки оценивались соответственно в 4 и 6 млн. рублей». [4, с.12]

Анализируя экономическую ситуацию в эмирате, А. Бёрнс приходит к выводу, что - Англия способна увеличить ввоз товаров в Туркестан, и «если русские пользуются судоходством Волги, самой большой реки в Европе, то Великобритания найдет такие же удобств на двух реках Азии -Ганге и Инде, более значительных и столь же судоходных». [1, с. 420]

Бухарский эмират по своей сути являлся аграрным государством, все земли которого, по сведениям А.Бёрнса, делились на три основные категории: государственные (амляк, мемлеке, подлохи), частновладельческие (мульк, мильк) и вакуфные, т. е. принадлежащие духовенству.

В Бухарском эмирате по сведениям А.Бёрнса существовали два основных вида податей и налогов: «прямые» - «мукарари», и «косвенные» - «ихраджат». Наряду с вышеназванными налогами существовали натуральные повинности, которые также лежали на плечах населения Бухары: «амалят» - сборы на содержание поместной ирригационной администрации и посыльных; «джамалга» или «джамарга» - повинность по перевозке, приему и содержанию следующих по службе административных чинов; «конарга» - повинность по постою и кормлению проходящих войсковых частей, «улак» - подводно- перевозная повинность, и «мардикар» - выставление рабочих для тех или иных натуральных повинностей (вроде очистки оросительных каналов, ремонта дорог и т. д.), а также «промысловые налоги», которых было 32 по числу ремесел и означали сбор с каждого ремесла.

По сведениям А. Бёрнса, земледелец отдавал четвертую часть урожая в ханские закрома. Три десятых урожая взимались с вакуфных земель, так как большая часть земель принадлежала духовным лицам. Денежные сборы производились со всех садов и огородов - «танасапэ». Во время военных действий, все жители Бухарского ханства облагались чрезвычайным военным налогом «джуль» (подворный). Доходы Бухарского эмирата составляли не только поземельные налоги, но и торговые пошлины, налог со скота - «зякет» и налоги с немусульман - «джизья» от 1 до 4 таньга.

Согласно сведениям, А. Бёрнса, Мир - Иззатуллы и других путешественников, купцы обязаны были платить сороковую часть стоимости товаров. Весь государственный доход (исключая «десятины», предназначавшийся на нужды мечетей) расходовался на содержание армии, пенсии, стипендии учащимся медресе, ученым, а все личные расходы: эмира, как отмечает А. Бёрнс, производились за счет джизья. [1, с. 4171

Ещё одним важным источником дохода для эмира, служили добровольные подношения беков эмиру - так называемый тортук. [6, с. 1381

Небольшие налоги также поступали из новейших в то время завоеваний эмирата, какими являлись Джизах и Балх. Из Балха, по сведениям А. Бёрнса, поступало 20 тыс. тилль. Но подсчетам А. Бёрнса, чистый доход государства достигал 3, 6 миллионов рупий.

Александр Бёрнс попытался осветить и ремесленное производство в эмирате. Согласно А. Бёрнсу, ремесленничество имело важное значение в экономической жизни городов Бухарского эмирата. Одним из основных его видов было ткачество. Бухарские ткани «олача», «буз», ситец и шелк, самаркандский плюш темно- красного цвета были известны далеко за пределами эмирата. Также широкое распространение получили платки, постельное белье и чалмы, сотканные из пряжи. Еще одним видом ремесленничества было кузнечное мастерство, обработка металла.

Изготовляли ножи, серпы, а также оружие: мечи, кинжалы, топоры, луки, стрелы и щиты. Делали даже пушки. Ювелирное и гончарное искусство, обработка дерева, также были важными отраслями ремесленничества. Из дерева делали рамы для окон и дверей, бешик (колыбели), арбы, сундуки, лодки и др. Особенно ценились изделия с применением резьбы по дереву. Из прутьев плели корзины. Развивалось изготовление в домашних условиях ковров, паласов, седел для лошадей, чехлов для ножей и сумочек из кожи. В 40-х годах XIX века, по данным исследователей в Бухаре было 38 караван-сараев, в которых жили приезжие и местные купцы. В караван-сараях располагались склады, лавки, мастерские и гостиницы. Одни принадлежали эмиру, другие - частным лицам, третьи - вакфу. В бухарские караван-сараи ежегодно прибывало товаров на 12-15 тысячах верблюдов. Торговыми делами управлял караванбаши - управляющий эмира.

Рассматривая социальное положение в эмирате А. Бёрнс, подробно остановился на торговле рабами, которая в это время весьма процветала в Бухаре. А. Бёрнс даже посетил невольничий базар в Бухаре: «Воспользовавшись первым удобным случаем, я посетил невольничий базар Бухары, который бывает каждую субботу утром. Узбеки ведут все свои дела через посредство невольников, которых большею частью привозят Туркмены из Персии. Здесь выставляют этих несчастных на продажу, размещая их в тридцати, или сорока балаганах, где покупатели осматривают их как животных, с тою только разницею, что этот товар сам даст о себе отчет». [1, с. 4011

В этой связи необходимо отметить, что торговля невольниками-мусульманами, имевшая весьма ограниченный характер в эпоху раннего ислама, обрела большой размах с образованием державы Шейбанидов в Средней Азии и Иране. В XVI в., после возникновения этого феодального государства, проводившийся им захватнический курс облачался, как правило, в форму религиозного противоборства.

По сведениям А. Бёрнса и других исследователей, именно узбеки, заложили основы работорговли в Средней Азии. А.Бёрнс пишет: «Говорят, что обыкновение хватать в плен Персиян не было известно до вторжение Узбеков, и уверяют, что оно началось не более как сто лет тому назад». [1, с. 4851 Очень интересно описывает этот порок узбекских правителей А. Вамбери, который как и А. Бёрнс, лично посещал невольничий базар Бухары. А. Вамбери пишет: «Это был один из тех караван-сараев, которые предназначены для торговли рабами и о которых я обязан сказать несколько слов нашим читателям. Четырехугольное строение имело 30-35 келий, которые снимали три крупных торговца, занимавшихся этим отвратительным делом, частично» как помещение для их собственного товара, частично для того товара, который они получали на комиссию от туркмен. Как известно, каракчи, поскольку он сам не может долго ждать, продает обычно своих людей более зажиточному туркмену. Тот привозит их в Бухару и благодаря этой транспортировке получает большую прибыль, так как приобретает товар из первых рук. Тех, кого удается сбыть в первые дни его пребывания в столице, он продает, остальных передает в руки маклера (деллала), который заключает по-настоящему крупную сделку. На базарах в Бухаре и Хиве продаются люди в возрасте от трех до шестидесяти лет, если они из-за каких-либо пороков не именуются калеками. Согласно предписаниям религии, только неверных можно продавать в рабство. Однако лицемерная Бухара не считается с этим, и кроме персов-шиитов, которых Молла Шемседдин (в 1500 г.) объявил неверными, в рабство обращают многих суннитских единоверцев, избиениями и пытками вынуждая их выдавать себя за шиитов.

Довольно интересные сведения приводит А. Бёрнс о состоянии бухарских бань. А. Бёрнс насчитал в Бухаре 18 бань и даже подсчитал доходы, которые те приносят за год своим владельцам: «В Бухаре считается восемнадцать бань; но не многие из них построены в большом размере. Они по большой части приносят по 150 тилль (1000 рупий) годового доходу. Каждый, входящий в баню, платит её содержателю десять бронзовых монет, коих на рупию полагается 135. Следовательно, за одну тиллу могут выматся сто человек, а за 150 тилл, 15,000 человек в каждой бане; в восемнадцати же банях ежегодно наслаждается этой роскошью 270, 000 человек». [1, с. 4121

А. Бёрнс также очень подробно описывает учебные заведения Бухары, которые в то время играли ведущею роль в регионе. По сведения А. Бёрнса в Бухаре функционировало около 366 больших и малых медресе: «из коих одна треть занимает обширные здания, вмещающие в себе от семидесяти до восьмидесяти студентов. Многие имеют не более двадцати, а некоторые только десять учеников». [1, с. 4311

В развитие и содержание этих медресе государство тратило огромные суммы. Согласно А. Бёрнсу одна четвертая часть всех доходов направлялась на подержание веры. А. Бёрнс пишет, что даже таможенные сборы в эмирате делятся между духовенством. [1, с. 432]

Таким образом, А. Бёрнс входит в числе тех западных исследователей, который серьезно изучал вопросы социально - экономических положений Бухары первой половины XIX века. Рассматривая социальное положение в эмирате А. Бёрнс, подробно остановился на такие проблемы как административное управление эмирата, уровень торговли, судопроизводство, состав население, духовенства, государственные и духовные чины и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бёрнс А. Путешествие в Бухару. - Т. 11. - М.,1848.

2. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. - СПб.,1865.

3. Голубков П. В. От издателя. В кн. Бёрнса А. Путешествие в Бухару. - 4. 1- М., 1848.

4. Искандаров Б. И., Масов P. M. Россия и Таджикистан. - С. 12.

5. Лобысевич Ф. И. Поступательное движение в Среднюю Азию в торговом и дипломатическо-военном отношениях. Дополнительный материал из истории Хивинского похода 1873 г. (из официальных источников). - СПБ, 1900.

6. Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренгбурга в Бухару. - М.: Наука, 1975.

7. Халфин Н. А. Рапссадина Е. Ф. Николай Ханыков востоковед и дипломат, - М.: «Наука «, 1977.

СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ В СЕРИДИНЕ XIX В ПО МАТЕРИАЛОМ А.БЁРНСА

Автор в своей статье рассматривает состояние торговли в Бухарском эмирате в половине XIX века по материалам А. Бёрнса. Бухара в то время имело хорошие экономические отнеошения с Россией, но Англия по всеми путями стрелмилась не допускать торговли России с Бухарой. Кроме этого англиские товары вытеснели русские товары в северной Индии, Китае, Персии и Афганистана.

По материалам А. Бёрнса торговля в Бухаре достигла пик своего развития и государство всячески стремилась улучшить положение торговли. Как отмечал, А. Бёрнс, в то время в Бухарских базарах, цены на товары строго контролировались.

Таким образом, А. Бёрнс был одним из исследователей, который глубоко узнал экономические и социальные проблемы Бухарского эмирата в первой половине XIX века.

Ключевые слова: А. Бёрнс, торговля, Бухара, Россия, социално-экономический, Китай, Индия, Персия, Афганистан, базар.

THE TRADE SYSTEM OF BUKHARA EMIRATES IN THE MIDDLE OF XIX CENTURY BY THE MATERIALS OF A.BYERNS

The author writes about trading condition in Bukhara Emirates in the middle of XIX century based on A. Byerns. At those times Bukhara had good trading relations with Russia, but England tried to do everything for not letting Russians to the market of Bukhara. Except this, English productions limited Russians' position in Northern India, China, Persia and Afghanistan.

According to A. Byerns trade reached the top in Bukhara, and the state made arrangements in all ways for the development of trade. A. Byerns notes that at those times the price of the products in Bukhara was strictly controlled.

Thus, A. Byerns was part of the researchers group that deeply explored economic and social problems ofBukhara Emirates in the first half ofXIX century.

Key words: A. Burnes, trade, Bukhara, Russia, economic and social, China, India, Afghanistan,

market.

Сведения об авторах:

Негматов Давлатшо - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Тел.: (+992) 934237985

Мирзоев Мирзо - преподаватель кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел.: (+992) 881888501 About the authors:

Negmatov Davlatso - candidate if historical sciences, associate professor of the Tajik State Sedagogical University named after Sadriddin Aini. Tel.: (office) (+992) 934237985 Mirzoev Mirzo - lecturer of the chair of the general history of the Tajik state pedagogical university named after Sadriddin Ayni. Tel.: (office) (+992) 881888501.

УДК: 9+891.550

БОСМАЧИГАРЙ ВА РАФТИ МУБОРИЗА БАР ЗИДДИ ОН ДАР БУХОРОИ ШАРКИ

Мирзоев Ф., Наямуддинов Т.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Пас аз сарнагун гардидани тартиботи амирй Бухорои Шаркй ба макони куввахои зидцишуравй табдил ёфта буд. Зеро, шароити кухии ин мулкхо аз як тараф харакати кисмхои аскарони сурх, махсусан техникаи чангии онхоро душвор гардонида, аз тарафи дигар он ба куввахои зиддишуравй имконияти хар лахза ба мукобили тартиботи нав мубориза бурдан ва дар вакти зарурй панохшуданро медод. Баъд аз он ки шуриши зиддишуравии нохияхои Шерободу Шурчй (декабри соли 1920) аз тарафи кисмхои аскарони сурх пахш карда шуд, душманони сохти нав боз хам шарктари чумхурй-дар водии Дисору Кулоб, Вахшу Каротегин чамъ омаданд. Илова ба хамаи ин дар водихои номбурда дастахои бокимондаи амирй хам кам набуданд.

Дангоми ба хоки Афгонистон гурехтани амир Олимхон уро тахминан 300 нафар сарбозони содикаш хамрахй карданд.

Кисми зиёди сарбозони амирй, ки дар хоки чумхурии Бухоро мондаанд, низ ба гуруххо таксим шуда, дар нохияхои гуногуни сархадй бо Афгонистон пинхон шуда буданд. Онхо дар аввал аз мукобилияти руйрост бо кисмхои аскарони сурх худдорй намуда, барои баромади умумй мавкеи кулайро интизорй мекарданд. Дузду горатгарон вазъиятро истифода бурда, мардумро берахмона тороч мекарданд. Дар натича дар сарзамини Бухорои Шаркй чамъияти нав хануз пойдор нагардида, онро харакати нав-зиддишуравй фаро гирифта буд. [6, с. 319]

Ба ин куввахо яке аз собик амалдор ва саркардаи номии амирй Иброхимбек сарварй мекард. Мувофики баъзе маълумотхо, хамон лахза дар атрофи Иброхимбек аллакай такрибан 10 хазор нафар мардум чамъ омадаанд. Ин кувваи бузург ба Иброхимбек имконият дод, ки дар бисёре аз махалхои (мулкхои) номбурда Докимияти Шуравиро бархам дода, тартиботи кухнаи амириро аз нав баркарор намояд. [5, с. 74]

Инак, дар нимаи дуюми бахори соли 1921 куввахои дар атрофи Иброхимбек чамъ гардида, аллакай барои мавчудияти Докимити Шуравй хавфноктарин кувва на танхо дар мулкхои Кулоб, балки кариб барои тамоми Бухорои Шаркй ба хисоб мерафт. Барои пахш намудани харакати зиддишуравии ин мулкхо кисмхои асосии аскарони сурхи дар тамоми мулкхои Бухорои Шаркй буда, аз он чумла дар водии Кдротегин маскангирифта, сафарбар карда шуданд. Вале хамин, ки аскарони сурх дар самти Кулобу Балчувон (нимаи дуюми мохи май) амалиёти чангиро сар карда, баъзе гуруххои Иброхимбекро шикаст доданд, кисмхои чудогонаи он ба водии Каротегин ва Дисор гузаштанд. Дар натича охири мохи май ва аввали июни хамон сол водии Каротегинро низ харакати зиддитттуравй фаро гирифт, ки ба он Фузайл Махсум, Эшони Султон ва дигарон сарварй мекарданд. [5, с. 7.]

Охири мохи май ва аввали июни соли 1921 дар водии Каротегин, Вахон ва Дарвоз тартиботи Шуравй бархам дода шуд ва тартиботи амириро аз сари нав баркарор намуданд.

Иброхимбек, баъди шикастхурй дар самти Кулобу Балчувон, дастахои худро асосан аз хисоби лакайхо зиёд намуда, барои ба по хезонидани бокимонда мардуми лакай ва мардуми водии Дисор кушид. Дар нохияхои Кулобу Балчувон бошад куввахои зиц,цишуравй минбаъд бештар дар атрофи Давлатманбий чамъ омаданд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.