Научная статья на тему 'Состояние современной агропродовольственной политики на федеральном и региональном уровнях'

Состояние современной агропродовольственной политики на федеральном и региональном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЦЕПЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ / РОСТ ИМПОРТА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗ ВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / THE CONCEPT OF FOOD SAFETY / RESERVE FUNDS / GROWTH OF IMPORT / ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина И. П., Блинов Д. В.

В статье отражены меры агропродовольственной политики, которые необходимо скорректировать на региональном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF A MODERN AGROFOOD POLICY AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

In article measures of an agrofood policy which are necessary for correcting at regional and federal levels are reflected.

Текст научной работы на тему «Состояние современной агропродовольственной политики на федеральном и региональном уровнях»

333^»^ Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011

Экономика 'ЦЙ5'

состояние современной агропродовольственной политики на федеральном и региональном уровнях

и. п. чупина,

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА, Д. В. БЛИНОВ, кандидат экономических наук, доцент, УГТУ УПИ

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: концепция продовольственной безопасности, резервные фонды, рост импорта, экономическое развитие территории.

Keywords: the concept of food safety, reserve funds, growth of import, economic development of territory.

Агропродовольственная политика представляет собой упорядоченную деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию экономических, социальных, правовых условий обеспечения продовольствием населения страны. Ее формирование заключается в разработке комплекса научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, гарантирующих создание необходимых условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны, его отраслей и товаропроизводителей в целях стабильного продовольственного обеспечения населения, физической и экономической доступности продуктов питания.

Меры регулирования в аграрной политике усложняются тем, что в результате преобразований в сельском хозяйстве около 62 % сельхозугодий перешло в частную собственность. Основными сельхозпроизводителями являются крупные предприятия, которые существенно изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей продукции.

Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически приватизированы. Развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции. Заметные изменения произошли и в подходах к государственному регулированию аграрного сектора на федеральном и региональном уровнях. От прямого вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной деятельностью товаропроизводителей государственные органы все более переходят к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более усложняется и обогащается с развитием рыночных отношений.

Цель и методика исследований. В статье отражены меры, которые необходимо скорректировать на региональном и федеральном уровне. Трансформация законодательной базы должна проходить по следующим основным направлениям: дифференциация налоговых ставок по наиболее значимым видам налогов в зависимости от направления расходования полученных доходов; установление законодательно закрепленного соотношения между доходами бюджетов разного уровня; установление аналогичного порядка для

финансирования целевых программ развития аграрного сектора экономики, имеющих смешанные источники финансирования.

На федеральном уровне необходимо принять базовые акты, обеспечивающие эффективную реализацию региональной политики. В соответствии с действующим законодательством к началу 2012 г. должен быть полностью завершен процесс разработки схем территориального планирования российских регионов.

Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в экономике, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение. В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных средств привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4 % от общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Основными источниками финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80 %.

Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено примерно 30 млн га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв. А результатом этого является спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно-хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции, рост неплатежей

между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением закупок готовых продуктов питания. Ситуация в животноводстве оказалась еще хуже, чем в растениеводстве. Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50 % потребности населения страны в молоке и мясе.

Острейшей проблемой АПК является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется незначительными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта; нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита; высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Правовая неурегулированность проблемы равного доступа к рыночной информации в АПК становится фактором несправедливой конкуренции на рынке агропродовольственной продукции: крупные компании, имеющие возможность собирать собственную информацию о рынках, или компании, имеющие доступ к официальной информации, получают рыночные преимущества перед остальными. Кроме того, неравный доступ к официальной информации становится фактором коррупции в органах управления АПК.

В сложившихся макроэкономических условиях хозяйствующие субъекты сектора планируют свою деятельность в среднем на 3-4 года вперед, в то время как аграрная политика формируется только на 1 год. Это вносит дестабилизацию в условия функционирования сектора. Таким образом, назрела необходимость принятия периодических законов по государственной поддержке АПК на 3-4 года с примерными бюджетными ориентирами, которые могли бы ежегодно пересматриваться, но давать возможность субъектам рынка иметь среднесрочные ориентиры для своего функционирования.

Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо

118

www. m-avu. narod. ru

333^*~ Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011 г.-1 -

Экономика ^т!

незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой рост со стороны посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозпроизводителями по приемлемым ценам. Существенным сдерживающим фактором роста агропромышленного производства является отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка. Старые административно-распределительные органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики, не созданы. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения. Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям.

Предприятия, поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к потребностям отечественного сельского хозяйства. Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений). Первая группа предприятий столкнулась с резким сужением рынка своей продукции и оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшийся процесс их реструктуризации и модернизации привел к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей современного типа, формирование лизинговых компаний. Экспортно ориентированные отрасли не очень пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, т. к. нашли свою нишу на внешнем рынке. Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, а также приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.

Сложившаяся в стране система налогообложения сельского хозяйства все эти годы не учитывала длительный производственный цикл в отрасли: первую половину года сельхозпредприятие аккумулирует долговые обязательства, а поступления от продаж начинаются только во второй половине года. Налоги и обязательные платежи, тем не менее, начисляются равномерно в течение года, что приводит к накоплению существенных штрафных санкций.

Проблемы развития сельской местности сегодня являются не только социальными. Они оказывают негативное воздействие

на экономику аграрного производства.

Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объема сельскохозяйственной продукции (51 %) производится в личных подсобных хозяйствах населения, т. е. в мелкотоварном секторе.

Слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Свыше 75 % составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной. Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчете на единицу обрабатываемой площади в России отстает от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50 % от технологически необходимой.

Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов — в 3 раза, кормоуборочных — в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран. А энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платежеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Финансовое состояние аграрного сектора определяется целым спектром факторов, и для решения этой проблемы нужно принимать меры по каждому из этих направлений. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий не сводится только к реструктуризации накопленной ими задолженности, а является результирующей очень широкого спектра экономики.

Выводы.

Аграрный сектор в целом находится в кризисном финансовом состоянии. Даже в самые лучшие в финансовом смысле годы доля убыточных хозяйств составляет половину всех действующих предприятий. А совокупная просроченная задолженность в несколько раз превышает совокупный валовой доход отрасли. На 2009 г. суммарная задолженность сельхозпредприятий составила 365 млрд руб. А сальдированный финансовый результат — только

3,4 млрд руб. Просроченную кредиторскую задолженность имели 83,5 % сельхозпредприятий.

Проведенный специалистами министерства совместно с учеными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии.

АПК играет все более активную роль на внешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достиг более 5 млрд долл. Проблемы на селе связаны прежде всего с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка

финансовых ресурсов для освоения новейших технологий. Высокой доли импортной продукции. Если в 2008 г. цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6 %, то на промышленную — на 15, 7 %. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2009 г. Так, цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2008 г. увеличились на 10 %, а на промышленную — на 21 %. Диспаритет цен еще более углубился. В результате ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд руб. Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. По данным таможенной статистики в 2009 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 21,6 млрд долл., т. е. вырос по сравнению с 2008 г. на 24 %.

Примерно 60 % сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2009 г. в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд долл. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В то же время с растущим расслоением по доходам все более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стала сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение десятков тысяч деревень.

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая должна включать ряд основных стратегических направлений:

— стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

— придание аграрной реформе основной целевой функции — рост производства;

— внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьезных мер решения. Прежде всего необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития

и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства.

При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной продукции.

Интеграция России в мировую

www.m-avu. па^. ги

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.