Научная статья на тему 'Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка'

Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / ЗАКОН / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВНЕШТАТНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН / НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Олег Нодирович

Предметом исследования являются нормативные правовые акты и правоприменительная практика участия граждан в охране общественного порядка. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Автор подробно рассматривает содержание регионального и федерального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка. Особое внимание уделяется возможностям применения гражданами, участвующими в охране общественного порядка, физической силы в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, в том числе задержания лиц, их совершивших, а также реализации мер профилактического воздействия. Методологическую основу исследования составит диалектический метод познания. При подготовке работы применены статистический, формально-логический, сопоставительного анализа, сравнительно-правовой методы. Основными выводами проведенного исследования являются: система профилактики правонарушений реализовывается в рамках практической деятельности государственных субъектов профилактики при участии физических лиц, общественных объединений и иных организаций; содержательная часть регионального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка представляет фактическое копирование Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» без учёта особенностей региона правоприменения; комплекс полномочий граждан, участвующих в охране общественного порядка, препятствует осуществлению ими законных функций по пресечению правонарушений, охране места происшествия, обеспечения сохранности вещественных доказательств в случаях сопровождающихся активным неповиновением и противодействием со стороны правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка»

Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка

Щербаков Олег Нодирович

преподаватель, ФГКОУ ВО "Дальневосточный юридический инстшуг МЗД России", Владивостокский

690087, Россия, Приморский край, г. Владивосток, уп. Котельникова, 21

И sherbakoff-1 @mail.ru

Статья из рубрики "Актуальная проблема"

Аннотация.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты и правоприменительная практика участия граждан в охране общественного порядка.Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка.Автор подробно рассматривает содержание регионального и федерального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка. Особое внимание уделяется возможностям применения гражданами, участвующими в охране общественного порядка, физической силы в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, в том числе задержания лиц, их совершивших, а также реализации мер профилактического воздействия. Методологическую основу исследования составит диалектический метод познания. При подготовке работы применены статистический, формально-логический, сопоставительного анализа, сравнительно-правовой методы. Основными выводами проведенного исследования являются: система профилактики правонарушений реализовывается в рамках практической деятельности государственных субъектов профилактики при участии физических лиц, общественных объединений и иных организаций; содержательная часть регионального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка представляет фактическое копирование Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» без учёта особенностей региона правоприменения; комплекс полномочий граждан, участвующих в охране общественного порядка, препятствует осуществлению ими законных функций по пресечению правонарушений, охране места происшествия, обеспечения сохранности вещественных доказательств в случаях сопровождающихся активным неповиновением и противодействием со стороны правонарушителей.

Ключевые слова: физическая сила, крайняя необходимость, система профилактики, закон, органы внутренних дел, внештатный сотрудник полиции, общественный порядок, формы участия граждан, народная дружина, необходимая оборона

DOI:

10.7256/2306-9945.2018.2.27245 Дата направления в редакцию:

26-08-2018

Дата рецензирования:

26-08-2018

На современном этапе процесс возрождения института участия граждан в охране общественного порядка в первую очередь был связан с принятием в 1993 г. Правительством Российской Федерации постановления «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и иных населенных пунктов Российской

Федерации» -Ш и отсутствием строго регламентированной нормативной базы в указанном направлении.

В ряде субъектов Российской Федерации привлечение граждан к мероприятиям по охране правопорядка регламентировалось принимаемыми на региональном уровне соответствующими законами, а также нормативными актами органов местного

самоуправления Однако они носили характер точечного разностороннего

воздействия, в связи с чем ожидаемого результата не принесли.

С принятием Федерального закона «Об общественных объединениях»^3! был разрешен вопрос реализации конституционного права граждан на объединение для защиты общих целей и интересов. Однако в данном Законе предметно вопросы участия общественности в мероприятиях по охране общественного порядка не регламентировались. В этой связи учеными административистами активно обсуждались вопросы применения федерального закона «Об общественных объединениях» к урегулированию деятельности общественных

формирований правоохранительной направленности Высказывались предложения о принятии самостоятельного закона регламентирующего вопросы участия граждан в охране общественного порядка в том числе закрепляющего формы участия

населения в мероприятиях по охране общественного порядка [6], разграничивающего компетенцию федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регламентации административно-правового статуса граждан, участвующих в обеспечении правопорядка

Отсутствие законодательной базы не позволяло на должном уровне реализовывать потенциал населения в участии в мероприятиях по охране общественного порядка.

Первым шагом в разрешении накопившихся проблем стала подготовка Проекта федерального закона № 96700168-2 «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 января 1999 года и одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 февраля 1999 года. Однако по причине расхождения с основными положениями Конституции Российской Федерации данный законодательный акт был отклонен Президентом Российской Федерации, а в

последствии снят с рассмотрения

В 2005 г. была предпринята вторая попытка правовой регламентации участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, однако и она не была реализована

на законодательном уровне. Проект Закона был снят с рассмотрения по причине отзыва авторами

В 2011 г. был принят Федеральный закон «О полиции» (далее Закон «О полиции»), который по новому подошел к взаимодействию органов внутренних дел (полиции) с институтами гражданского общества, в том числе по вопросам охраны общественного порядка.

Закон закрепил открытость и публичность деятельности полиции, обеспечил возможность создания и функционирования при органах внутренних дел общественных советов для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия

преступности (ч. 7 статьи 9) МВД России был организован постоянный мониторинг

общественного мнения о деятельности полиции и взаимодействия с институтами

гражданского общества (ч. 5 статьи 9)

Во исполнение положений Закона «О полиции» издан приказ МВД России от 10.01.2012 № 8, закрепляющий порядок организации деятельности внештатных сотрудников

полиции Особенностью сотрудничества полиции и общества признана гласность и добровольность.

На государственном уровне формируется концепция обеспечения общественной безопасности, ключевым моментом которой определено - привлечение граждан к участию в мероприятиях по охране общественного порядка. Это участие является частью достаточно сложной системы профилактики правонарушений в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам, направленной на обеспечение общественной безопасности П^!.

Приведенная совокупность последовательных, согласованных и взаимодополняющих мер способствовала принятию Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»

В числе базовых положений Закона сформулированы цель, предмет регулирования, понятийный аппарат, принципы участия граждан в охране общественного порядка, порядок создания и деятельности народных дружин, правовая и социальная защита народных дружинников и внештатных сотрудников полиции. При этом большинство закреплённых в нём норм права носит бланкетный характер.

Особенностью Закона стало закрепление исчерпывающего перечня форм участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка:

■ содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

■ участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

■ внештатное сотрудничество с полицией;

■ участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (в форме органа общественной самодеятельности), а также народных дружин (в форме общественной организации).

Однако указанные виды деятельности допустимы лишь при их строгом соответствии

основополагающим положениям законодательства об участии граждан в охране общественного порядка, к которым относятся принципы добровольности; законности; приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и

органов местного самоуправления

Законодатель при формулировании положений Закона придает особое значение участию граждан по охране общественного порядка в форме внештатного сотрудничества с полицией, участию граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, а также народных дружин, спектр деятельности которых существенно шире, чем содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Однако возможность применения физической силы, соответствующая подготовка к таковым условиям, закреплена исключительно за членами народных дружин. При в не шне й схо ж е с ти с с пе циа льными ме ра ми пре с е ч е ния , име ющимися в а рс е на ле правоохранительных органов, целевое предназначение исследуемого права в случае с

народными дружинниками существенно отличается I15!. Применение физической силы представителями народной дружины допускается исключительно в целях необходимой

обороны или крайней необходимости I16!. Вместе с тем порядок и условия реализации указанного права аналогичны требованиям, предъявляемым к специальным мерам пресечения - предупредить о намерении применить, предоставить время для исполнения требований, оказать первую доврачебную помощь в случае применения -Ц0!.

С нашей точки зрения, данная законодательная инициатива не оправдана по нескольким причинам. Во-первых, находясь в едином правовом поле действия Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» для каждого участника указанных правоотношений - народный дружинник, представитель общественного объединения правоохранительной направленности, внештатный сотрудник полиции предусмотрены отличающиеся друг от друга условия реализации конституционного права на необходимую оборону и крайнюю необходимость. Во-вторых, противоречит основополагающим положениям Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» - право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми

способами, не запрещёнными законом (пункт 4 статья 4) -Ш1. В третьих, наделяясь признаками специального субъекта в сфере охраны общественного порядка, народный дружинник, внештатный сотрудник полиции, представитель общественного объединения правоохранительной направленности в сравнении с иными представителями гражданского общества лишаются общего гарантированного права применения физической силы для пресечения преступления, задержания и доставления лица его

совершившего органам власти (статья 38 УК РФ)-17!. В то время как отдельными положения Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»

предусмотрено право осуществлять иные права (п. 5 ч. 1 ст. 17) --13!, предусмотренные другими федеральными законами, в частности Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Принятым в 2016 г. Законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» физические лица, общественные объединения и иные

организации, участвующие в профилактике правонарушений, наделены возможностью проведения мероприятий по правовому просвещению и информированию; социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также оказания помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. При этом проведение профилактических бесед; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; ведение профилактического учета; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; осуществление профилактического надзора относится к исключительной компетенции государственных

субъектов профилактики правонарушений ПШ.

Несомненно, что государственные органы выступают в качестве активных субъектов управления в указанной сфере, координируют деятельность представителей гражданского общества, в то время как последние принимают лишь опосредованное участие.

По справедливому замечанию Д.Н. Бахраха сущность исполнительной власти не сводится только к «организованному принуждению» происходит при использовании метода убеждения в различных его формах: непосредственной организаторской работы, согласования, координации, разъяснения, информирования, инструктирования, внушения, стимулирования, поощрения. Убеждение является средством предупреждения преступлений и правонарушений, выступающих угрозами национальной безопасности, способствует воспитанию внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения

Таким образом, система профилактики правонарушений реализовывается в рамках практической деятельности государственных субъектов профилактики при участии физических лиц, общественных объединений и иных организаций.

Обеспечивая реализацию положений Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» МВД России в пределах определенных федеральным законодательством изданы приказы, касающиеся ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности а также подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи П6!.

Вместе с тем значительное число положений об участии граждан в охране правопорядка, не получивших закрепление в законодательных актах на федеральном уровне должны были найти отражение в нормативных правовых актах регионального уровня.

С момента принятия Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» Правительственной комиссией по профилактике правонарушений на протяжении длительного периода времени обозначались недостатки субъектов

Российской Федерации по реализации основных положений данного Закона Однако на 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации были приняты соответствующие нормативные акты, которыми в том числе предусмотрена социальная поддержка дружинников

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» за органами местного самоуправления закреплена обязанность оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создания условия для деятельности народных дружин, в том числе организации охраны общественного порядка на территории муниципального

района, городского округа муниципальной милицией I24!.

Содержание указанной деятельности преимущественно сводится к установлению границ

территории, на которой может быть создана народная дружина [25!; размещению общедоступной информации о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иной общедоступной информации, необходимой для эффективного поиска лиц, пропавших без вести; принятию и ведению учета уведомлений о создании общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин; согласованию планов работ народных дружин, народных дружин из числа членов казачьих обществ, места и времени проведения мероприятий по охране общественного порядка, количества привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных

дружинников [26!; содействию деятельности народных дружин, оказанию им методической помощи, в том числе подготовке методических рекомендаций по

разработке типового устава народной дружины I27!.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления предусмотрено создание на соответствующих уровнях координирующих

органов I28!. К примеру, законом Белгородской области в числе основных функций координирующих штабов отмечены обобщение и анализ информации о деятельности народных дружин по участию в охране общественного порядка; выработка решений и подготовка организационно-практических мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти области, органами местного самоуправления по обеспечению общественного порядка; оказание организационно-методической помощи народным дружинам по охране общественного

порядка [29!. Законом Архангельской области для координирующих штабов муниципального уровня предусмотрено планирование деятельности народных дружин [30!. При этом в большинстве случаев законодателем либо не закреплен перечень полномочий указанных органов [28!, либо не проведена грань между ними в зависимости от выделенного статуса [31!.

Рассматривая содержательную часть регионального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка, в большинстве случаев, возможно отметить фактическое копирование Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» без учёта особенностей региона правоприменения.

В то же время имеются факты неоправданной законодательной инициативы. К примеру, в г. Москва в противовес установленным федеральным законодательством нормам предусмотрены такие формы участия граждан в охране общественного порядка как непосредственная реализация жителями города Москвы своих прав на защиту от противоправных посягательств; содействие, в том числе индивидуальное, органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений; членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел; внештатное сотрудничество с органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации; работа в составе Московской городской

народной дружины; участие в деятельности общественного пункта охраны порядка; оказание помощи самостоятельно или в составе Московской городской народной дружины либо при участии в деятельности общественного пункта охраны порядка органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния; оказание иной помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в формах, не запрещенных федеральным законодательством 1321.

Законодательством Карачаево-Черкесской республики в числе форм участия граждан в охране общественного порядка закреплено содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений I33!.

Законодательством Ненецкого автономного округа в числе форм индивидуального участия граждан в охране общественного порядка предусмотрено содействие полиции в профилактической работе с лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел, а

также с другими лицами, склонными к совершению правонарушений [34].

Несомненно, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, но при условии, что он издан вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации [35].

Однако, данные нормы противоречат не только Закону «Об участии граждан в охране общественного порядка», но и нормам, определяющим основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, а именно - проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений, ведению профилактического учета и надзора относится к исключительной компетенции государственных субъектов профилактики

Таким образом, при внешней структурированности и иерархичности действующего законодательства отсутствует единый и систематизированный подход к вопросу участия граждан в охране общественного порядка.

Принятие Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» не реализовало тот потенциал, который теоретически был в него заложен. Идея всесторонней систематизации и активизации деятельности граждан в мероприятиях по охране общественного порядка на практике превратилась в переоцененную и обособленную от общей системы модель.

В рамках данной части исследования на наш взгляд имеются определенные пробелы правового регулирования института участия граждан в охране общественного порядка.

Прослеживается несогласованность положений Федерального закона от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и норм Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в части деятельности физических лиц по осуществлению профилактического воздействия. Законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» граждане, участвующие в профилактике правонарушений наделены возможностью профилактического воздействия в виде социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также помощи

лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Однако в Законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» об этом не упоминается. Функции граждан связанные с осуществлением профилактического воздействия не указаны.

В этой связи считаем необходимым внести изменения в содержание статей 10, 11, 12 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», закрепив за членами народных дружин, представителями общественных объединений правоохранительной направленности и внештатными сотрудниками полиции в числе основных направлений деятельности оказание профилактического воздействия в виде социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Комплекс полномочий граждан, участвующих в охране общественного порядка, препятствует осуществлению ими законных функций по пресечению правонарушений, охране места происшествия, обеспечения сохранности вещественных доказательств в случаях сопровождающихся активным неповиновением и противодействием со стороны пра в она рушите ле й.

На основе анализа приведенных положений считаем необходимым внести в содержание статьи 19 «Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы» Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» изменений следующего характера:

пункт 1 после слов «в пределах, установленных законодательством Российской Федерации» дополнить словами «в том числе для задержания и доставления лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, органам власти и пресечения возможности продолжения противоправного поведения, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер »;

в пункте 7 слова: «для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также » исключить.

внесения в содержание статьи 10 «Внештатное сотрудничество с полицией» Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» изменений следующего характера:

часть 5 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания: «Внештатный сотрудник полиции при участии в охране общественного порядка может применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей ему или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе для задержания и доставления лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, органам власти и пресечения возможности продолжения противоправного поведения, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер »;

дополнить частью 7.2 следующего содержания: «Внештатному сотруднику полиции при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения ».

Библиография

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и иных населенных пунктов Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. . 1993. № 39. Ст. 3631

2. Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 225.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. 1995. 25 мая.

4. Шкуркин С.И. Административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

5. Овчинникова Л.И. Правовые и организационные основы привлечения негосударственных субъектов правоохранительной направленности к охране общественного порядка: дисс. ...канд.юрид.наук. М., 2008.

6. Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка: дисс. .канд.юрид.наук. М., 2011.

7. Богатова Т.В. Административно-правовой статус граждан, участвующих в обеспечении правопорядка: дисс. .канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14.03.2001 № 1221-Ш ГД «О Федеральном законе «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка»» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1174.

9. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 06.09.2005 № 105 «О проекте Федерального закона № 273623-3 «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка»» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

11. Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 2012. 20 апр.

12. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

13. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. 2014. 04 апр.

14. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

15. Новиков Д.О. Применение физической силы негосударственными субъектами охраны общественного порядка // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. №4. С.167.

16. Приказ МВД России от 18.08.2014 №696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» (вместе с «Порядком подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы,

и по оказанию первой помощи») // Российская газета. 2014. 08 окт.

17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Российская газета. 1996. 18 июня.

18. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 28 июня.

19. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3. С. 14.

20. Кардашова И.Б. О роли административно-правовых методов в обеспечении национальной безопасности // Административное право и процесс. №5. 2016. С.59-63.

21. Приказ МВД России от 21.07.2014 №599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности" Российская газета. 2014. 29 авг.

22. Протокол заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений о реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части совершенствования процедуры подготовки и страхования «дружинников». URL:

https://mvd.ru/upl0ad/site1/f0lder_page/006/597/009/0_realizatsii_44_1.pdf. (Дата обращения: 12.03.2018).

23. Текст официального выступления министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России от 09.03.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54014. (Дата обращения: 01.08.2018).

24. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».

25. Решение Хабаровской городской думы от 19 декабря 2017 года №733 «Об установлении границ территории для деятельности народной дружины «Правопорядок» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.softinfo.ru:8080/lawkhv? d&.nd = 465349422&prevDoc=465349422&spack=111a0%3D%ED%E0%F0%EE%E4%ED %FB%E5 + %E4%F0%F3%E6%E8%ED%FB%26a1%3D%26a14%3D%26a14type%3D1% 26a15from%3D%26a15to%3D%26a15type%3D1%26a17%3D%26a 18%3D%26a 18type %3D1%26a 19from%3D%26a 19to%3D%26a 19type%3D1%26a20from%3D%26a20to%3 D%26a20type%3D1%26a25%3D%26a25type%3D1%26a4%3D%26a4type%3D1%26a5 %3D%26a55%3D%26a55type%3D1%26a5type%3D1%26a6%3D%26a6type%3D1%26a 7from%3D%26a7to%3D%26a7type%3D1%26a8%3D%26a8type%3D1%26a91from%3D %26a91to%3D%26a91type%3D1%26flist%3D%CD%E0%F7%E0%F2%FC + %EF%EE%E 8%F1%EA%26listid%3D010000000100%26listpos%3D6%26lsz%3D61%26sarea%3D1 %26sort%3D7%26w%3D2%26&.c=%ED%E0%F0%EE % E4%ED%FB%E5 + % E4%F0%F3 % E6%E8%ED%FB#I0. (Дата обращения: 13.08.2018).

26. Муниципальный правовой акт думы города Владивостока от 6 апреля 2015 г. №179-мпа «Положение об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории Владивостокского городского округа [Электронный ресурс]. URL: http://vlc.ru/society/publicsafety/Dobrovolnye-narodnye-druzhiny/884. (Дата обращения: 13.08.2018).

27. Постановление администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края от 03.02.2017 № 43 «О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка,

создании условий для деятельности народных дружин на территории городского поселения «Город Амурск» [Электронный ресурс]. URL:

http://amursk.ru/file/2017/043_03022017.pdf. (Дата обращения: 13.08.2018).

28. Закон Омской области от 06.11.2014 № 1672-ОЗ «Об участии граждан в охране

общественного порядка в Омской области» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

29. Закон Белгородской области от 30.10.2014 № 305 «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

30. Закон Архангельской области от 26.09.2014 № 171-10-ОЗ «О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

31. Закон Амурской области от 12.11.2014 № 438-ОЗ «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Амурской области» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

32. Закон г. Москвы от 28.03.2001 № 9 «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

33. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 21.06.2010 № 33-РЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

34. Закон НАО от 06.01.2005 № 525-ОЗ «Об участии жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс».

35. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.