Научная статья на тему 'Состояние сети организаций здравоохранения и кадров в Республики Казахстан и их структура в современных условиях (2010-2012гг. )'

Состояние сети организаций здравоохранения и кадров в Республики Казахстан и их структура в современных условиях (2010-2012гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское население / сеть здравоохранения / сельские участковые больницы / фельдшерско-акушерские пункты / сельские врачебные амбулатории. / rural population health network / rural district hospitals / medical and obstetric centers / rural medical ambulance.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А И. Анамбаева

В соответствии с вышеуказанными документами областные управления здравоохранения проводят целенаправленную работу по созданию оптимальной модели сельского здравоохранения, направленной на обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью в необходимом объеме. Во всех областях осущестляются меры по обеспечению самостоятельности организаций системы ПМСП в связи с введением подушевого финансирования, в сельской местности создаются семейные врачебные амбулатории (СВА) с правами юридического лица и полномочиями фондодержателя. В настоящее время в системе ПМСП на селе получают развитие такие новые формы медицинского обслуживания, как центры амбулаторной хирургии, поликлинические центры восстановительного лечения, дневные стационары и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А И. Анамбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF NETWORK OF HEALTH CARE AND OF PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND STRUCTURE IN CONTEMPORARY CONDITIONS (2010-2012.)

In accordance with the above mentioned documents the regional Department of Health carried out purposeful work on the creation of an optimal model for rural health care, aimed at providing the population with primary health care services to the extent necessary. In all areas osuschestlyat measures to ensure the independence of the organizations of the system of primary health care in connection with the introduction of per capita financing in rural areas are family medical ambulance (FMA) as a legal entity and authority stockholder. Currently, primary care in rural areas are being developed new forms of medical care as an outpatient surgery center, outpatient rehabilitation center, day care, etc.

Текст научной работы на тему «Состояние сети организаций здравоохранения и кадров в Республики Казахстан и их структура в современных условиях (2010-2012гг. )»

УДК 614.2 (574)

А.И. АНАМБАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра общей гигиены и экологии

СОСТОЯНИЕ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И КАДРОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ИХ СТРУКТУРА В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2010-2012ГГ.)

В соответствии с вышеуказанными документами областные управления здравоохранения проводят целенаправленную работу по созданию оптимальной модели сельского здравоохранения, направленной на обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью в необходимом объеме. Во всех областях осущестляются меры по обеспечению самостоятельности организаций системы ПМСП в связи с введением подушевого финансирования, в сельской местности создаются семейные врачебные амбулатории (СВА) с правами юридического лица и полномочиями фондодержателя. В настоящее время в системе ПМСП на селе получают развитие такие новые формы медицинского обслуживания, как центры амбулаторной хирургии, поликлинические центры восстановительного лечения, дневные стационары и т.д.

Ключевые слова: сельское население, сеть здравоохранения, сельские участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные амбулатории.

В настоящее время существует прочная база для медицинского обслуживания населения и болшое количество подготовленных медицинских работников, на основе чего можно создать новую инфраструктуру общественного здравоохранения.

Система здравоохранения работает через сеть организаций республиканского и местного уровня, на которые, по сложившейся традиции, возложено исполнение следующих функций: обеспечение качества и доступности медицинского обслуживания населения, предупреждение эпидемий и распространения заболеваний, принятие мер при стихийных бетствиях и т.д. В целях совершенствования системы здравоохранения и обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи в соответствии с Указом Президента РК «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан» разработана Государственная программа «Здоровье народа» [1], призванная преодолеть тяжелую эпидемиологическую ситуацию в республике, коренным образом улучшить качество медицинского обслуживания, обеспечить увеличение объема предоставляемых услуг и реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Большинству менеджеров, занятых в системе здравоохранения, постоянно приходится сталкиваться с болезненными проблемами, вызванных недостатком средств, а темпы роста финансирования общественного здравоохранения отстают от темпов роста инфляции. Для того чтобы понять всю глубину проблем здравоохранения, обратимся к данным Европейского регионального бюро ВОЗ об удельном весе расходов от валового внутреннего продукта (ВВП) на здравоохранение в странах Европы в 2012 г. Отставание Казахстана (2%) от некоторых стран СНГ, например Белоруси (5,1%), превышает 2,5 раза, а от передовых стран (Германие-10,5%) - более 5 раз [5]. Бюджетное финансирование здравоохранения села проводится по четырем статьям бюджета - зароботная плата, питание, медикаменты, хозяйственные расходы, и то в неполном объеме. Из-за недостаточного финансирования сокращено число лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) -сельским жителям.

Отмечается ряд негативных моментов в проведении оптимизации лечебной сети. В республике, сельское население которой составляет 44,8%, в последнее время без всяких обоснований закрывались сельские участковые больницы и фельшерско-акушерские пункты. В период с 2010 по 2012гг. Количество сельских участковых больниц сократились с 167 в 2010 г. до 135 в 2012 г., количество фельшерско-акушерских пунктов - с 4372 до 4311 соответственно, ЦРБ - с 180 до 169 [3,4,5]. Причем в таких областях, как Костанайская, Западно-Казахстанская, Жамбыльская, Павлодарская,

Акмолинская, процесс «оптимизации» сельских лечебно-профилактических учреждений принял лавинообразный характер, и в некоторых районах целевые населенные пункты такие как Мангистауская Северо-Казахстанская Западно-Казахстанская области остались без участковых больниц.

Например, в 2010 г. В Кызылординской области работало 32 сельских участковых больниц, а в 2012 г. из них осталась всего 9 участковых больниц. В таких областях как Мангистауская Северо-Казахстанская Западно-Казахстанская области с 2010 г. по 2012 г. остаются без участковых больниц [3,4,5]. Причем, в связи с объединением ряда областей, «оптимизация» в большей степени происходила в сельских районах. Необходимо отметить, что финансирование ПМСП на селе составляет всего 1,8% от расходов на здравоохранение в целом по Казахстану (доклад Всемирного банка). Продолжение подобной тактики закрытия организаций первичного звена здравоохранения на селе приведет к большим потерям сегодня и в будущем.

Главной особенностью организации медицинской помощи на селе является ее этапность, которую составляет комплекс от фельшерско-акушерского пункта до областных и республиканских учреждений. При проведении оптимизации необходимо учитывать большую территорию страны, отдаленность многих населенных пунктов от областных и районных центров, неразвитость транспортной системы, телефонной сети, неблагоприятные экологические и климатические условия во многих регионах и т.д.

Одним из достижений действующей государственной системы здравоохранения является проверенная временем стройная система оказания медицинской помощи населению, принципы которой были одобрены Всемирной организацией здравоохранения. В результате

организации разветвленной сети лечебно-профилактических учреждений была обеспечена доступность, своевременность и этапность оказания квалифицированной медицинской помощи. Проведение необоснованной политики закрытия ЛПУ в республике привело к сокращению коечного фонда в стационарах. Коечный фонд за изучаемый период в 2010 г. в республике он составил 119026 коек, в 2012 г. -117655. Сократилась обеспеченность населения койками в целом по республике (2010 г. - 72,4, 2012 г. - 69,6 на 10 000 населения). Снижение обеспеченности населения койками по республике повлияло на объем помощи, оказываемой стационарными учреждениями. Так, в 2010 г. ее получил каждый шестой житель, а в 2012 г. -каждый седьмой. Произошло сокращение сельских жителей, поступивших в больничные организации: 2010 г. - 1105700 человек, 2012 г. - 1096465. Обеспеченность транспортом сельских ЛПУ составляет лишь от 20 до 50%. Сегодня более 250 СУБ и СВА не имеют автотранспорта. Например, по Жамбыльской области в 1/3 СУБ и СВА нет автотранспорта, а из имеющихся автомашин более 50% по срокам эксплуатации и пробегу подлежат списанию. 67,5% автомашин сельских ЛПО простаивают из-за отсутствия ассигнований на приобретение запчастей. Материально-техническая база сельских ЛПУ находится в неудовлетворительном состоянии. Из общего числа сельских медицинских учреждений 22% центральных районных больниц, 79% сельских участковых больниц, 92% сельских врачебных амбулаторий и фельшерско-акушерских пунктов размещены в приспособленных, зачастую аварийных помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Большество этих учреждений не имеет ни холодного, ни горячего водоснабжения. Более 80% ФАПов в стране не телефонизированы, а в 95-100% ФАПов Карагандинской и Мангистауской областей вообще отсутствует телефонная связь.

К проведению оптимизации сети и структур в отдельных областях отнеслись формально, поверхностно, без учета объективных обстоятельств.

Например, в 2012 г. Аксуйская СУБ Селектинского района Акмолинской области с населением 8427 человек реорганизована в СВА, в то время как расстояние от данного населенного пункта до ближайшего стационара составляет 80 км; или Челкарская СУБ Целеноградского, Новодолинская и Павлодарская СУБ Ерейментауского районов реорганизованы в СВА. В этих пунктах проживают от 2500 до 5000 населения, а расстояние от них до ЦРБ или ближайшего стационара составляет 50100 км. Эти примеры свидетельствуют не о рациональном подходе к данному вопросу, а являются результатом формального отношения местной власти и органов здравоохранения. В той же области из-за отсутствия финансовых средств Новоалександровская СВА Атбасарского района с населением 4357 человек реорганизована в ФАП. ФАПы сс. Ушсарт, Шубар, Кийкбай с населением 400 и более человек закрыты. В результате этого снижена доступность сельского населения не только к стационарной помощи, но и к ПМСП, что является нарушением статьи 29 Конституция РК о праве каждого гражданина на получение медицинской помощи, отсутствие транспортных средств для доставки больных в сельские стационары резко снизило обращаемость сельских жителей в сельские ЛПУ и стало причиной многих осложнений, летальных

исходов в результате несвоевременного оказания медицинской помощи [2].

Сокращение ЛПУ привело к сокращению числа врачей и средних медицинских работников в республике. За изучаемый период количество врачей сократилось на 18679 человек, или с 67632 в 2010 г. до 48953 в 2012 г. (с 40,0 на 10 тыс. населения до 33,0 соответственно), что составило 27,6%. Средний медицинский персонал сократился с 196320 человек в 2010 г. до 79757 в 2012 г. (-116563), или в 2,5 раза (с 116,2 на 10 тыс. нас. до 53,7 соответственно).

Основные причины оттока медицинских кадров: низкая заработная плата, отсутствие необходимых жилищно-бытовых условий в сельской местности, неясная перспектива профессионального роста, не предоставление законных льгот - компенсаций за коммунальные услуги, обеспечение топливом и т.д. Вопросы социальной защиты работников сельского здравоохранения не решаются акимами на местах. В целях реализации мероприятий по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи,

предусмотренных государственной программой «Здоровье народа», и дальнейшего повышения уровня медицинской помощи, оказываемой сельскому населению, Правительством РК издано постановление №472 «О мерах по улудшению первичной медико-санитарной помощи сельскому населению», где утвержден минимальный государственный стандарт развития сельского здравоохранения [2]. Данным постановлением акимам областей поручено провести паспартизацию действующих ФАПов с доведением до норматива, обеспечить востановление необоснованно закрытых или реорганизованных СУБ, СВА и ФАПов. Рекомендовано акимам областей предусмотреть в структуре аппарата акимов районов отделы здравоохранения.

В соответствии с принципом многоукладности здравоохранения Закона Республики Казахстан от 19.05. 1997 г. «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», в республике, наряду с государственными организациями здравоохранения, существует частный сектор здравоохранения. В основном, частный сектор представлен компаниями, занимающимися реализацией медикаментов, стоматологической и консультативной помощью, а также мелкой сетью диагностических, оздоровительных и косметических салонов [6]. Кроме того существует совершенно бесконтрольная сеть различного рода знахарей, фитотерапевтов, целителей и биоэнегргетиков. Платная стационарная помощь осуществляется, главным образом, государственными предприятиями. В соответствии с вышеуказанными документами областные управления здравоохранения проводят целенаправленную работу по созданию оптимальной модели сельского здравоохранения, направленной на обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью в необходимом объеме. Во всех областях осущестляются меры по обеспечению самостоятельности организаций системы ПМСП в связи с введением подушевого финансирования, в сельской местности создаются семейные врачебные амбулатории (СВА) с правами юридического лица и полномочиями фондодержателя. В настоящее время в системе ПМСП на селе получают развитие такие новые формы медицинского обслуживания, как центры амбулаторной хирургии, поликлинические центры восстановительного

лечения, дневные стационары, стационары сестринского ухода и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа «Здоровье народа». - Астана: 1998.

2 Постановление Правительства Республики Казахстан №472 «О мерах по улучшению первичной медико-санитарной помощи сельскому населению».

3 Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2010 году. Статистический сборник. - Астана: 2011.

4 Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2011 году. Статистический сборник. - Астана: 2012.

5 Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2012 году. Статистический сборник. - Астана: 2013.

6 Постановление коллегии Министерства здравоохранения от 28.03. 1997 г. «Программа развития сельского здравоохранения в условиях рыночной экономики».

А.И. АНАМБАЕВА

ДЕНСАУЛЫ^ СА^ТАУ УЙЫМНЫН, ЖАЕДАЙЫ ЖЭНЕ ^АЗА^СТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫН, КАДРЫНЫН, ЖЭНЕ ОНЫН,

ШАРТТАРЫНЫН, ^¥РЫЛЫМЫ (2010- 2012 ЖЖ)

Туйш: Жогарыда керсеттген к^жаттарымен облысты; денсаулы; са;тау бас;армасы ауылды; денсаулы; са;тау ж^мысын толы; багытта, жогары Yлгiде еткiздi, елдi мекедерде алгаш;ы медико-санитарлы; кемек ;ажетп келемде багытталды. Ал барлы; облыстарда езiндiк ^йымдармен, ауылды; жанрлы; дэрiгерлермен толыгымен ;амтамасыз етiлген. ^азiрri кезде АМСК ЖYЙесiнде ауылды жерлерде жаца медициналы; кемек керсету формасы орталы; амбулаторлы; хирургия, орталы; емханада ;алпына келтiру ем^ KYндiзгi статционарлар жэне тагы бас;а.

ТYйiндi сездер: ауылды; елдi мекен, денсаулык; са;тау ^йымы, ауылды; учаскелт аурухана, фельшерлiк акушерлiк пункт, ауылды; дэр^ерлт амбулатория.

A.I. ANAMBAYEVA

STATE OF NETWORK OF HEALTH CARE AND OF PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND STRUCTURE IN

CONTEMPORARY CONDITIONS (2010-2012.)

Resume: In accordance with the above mentioned documents the regional Department of Health carried out purposeful work on the creation of an optimal model for rural health care, aimed at providing the population with primary health care services to the extent necessary. In all areas osuschestlyat measures to ensure the independence of the organizations of the system of primary health care in connection with the introduction of per capita financing in rural areas are family medical ambulance (FMA) as a legal entity and authority stockholder. Currently, primary care in rural areas are being developed new forms of medical care as an outpatient surgery center, outpatient rehabilitation center, day care, etc.

Keywords: rural population health network, rural district hospitals, medical and obstetric centers, rural medical ambulance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.