Научная статья на тему 'Состояние рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности'

Состояние рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1457
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / MARKETING ACTIVITIES / SOFTWARE / AUTOMATION / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Илья Вячеславович

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения программного обеспечения для автоматизации маркетинговой деятельности компаний, а также состояние и тенденции развития рынка таких продуктов в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF MARKETING AUTOMATION SOFTWARE MARKET

Problems of developing and implementing software for automation of marketing activities of companies are considered in the article, as well as the status and trends of this market development in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности»

И. В. Рожков

Состояние рынка программного обеспечения автоматизации

маркетинговой деятельности

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения программного обеспечения для автоматизации маркетинговой деятельности компаний, а также состояние и тенденции развития рынка таких продуктов в России и за рубежом.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, программное обеспечение, автоматизация,

Интернет.

Подверженная влиянию кризисных явлений, современная экономика нуждается в оптимизации и повышении эффективности бизнес-процессов. Одна из наиболее остро стоящих перед менеджментом задач — организация комплексного информационного обеспечения рыночной деятельности. В новых экономических условиях эффективное управление маркетингом возможно только на основе современных информационных технологий и систем, тесно увязанных с глобальной информационной средой — Интернетом. Это обеспечит сбор, обработку, анализ и распространение релевантных данных, позволяющих принимать объективные маркетинговые управленческие решения, а в конечном итоге — повысить качество обслуживания и взаимодействия с потребителями, увеличить потребительскую удовлетворенность и лояльность, победить в конкурентной борьбе и сократить затраты на продвижение.

В решении такой глобальной задачи ключевым вопросом становится исследование передовых разработок в области программного обеспечения для автоматизации маркетинговой деятельности (далее — ПО). Как показывает зарубежный опыт, в мире сформировалась и в последнее десятилетие активно развивается индустрия готовых программных решений для автоматизации маркетинга. В связи с этим для большинства отечественных предприятий представляет практический интерес исследование современного состоя-

ния и направлений развития рынка ПО для автоматизации маркетинговой деятельности, а также оценка возможностей и перспектив их внедрения.

Автоматизация маркетинговой деятельности (англ. Marketing Automation) — это использование в маркетинговых подразделениях компаний программной платформы для решения типовых маркетинговых задач. При этом специалисты в области маркетинга указывают критерии и результаты выполнения маркетинговых процессов, которые затем на базе соответствующего ПО обрабатываются, интерпретируются и хранятся. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность маркетинговой деятельности и снизить влияние человеческого фактора.

Можно выделить три категории программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности:

• маркетинговая разведка (Marketing Intelligence);

• маркетинговая автоматизация

(Marketing Automation);

• автоматизация маркетингового документооборота (Advanced Workflow Automation).

Программное обеспечение для маркетинговой разведки ориентировано в основном на отслеживание поведения потенциальных потребителей в Интернете (в социальных медиа, на почтовых серверах, веб-страницах и т. д.), позволяя анализировать информацию о наиболее посещаемых пользователем

Илья Вячеславович Рожков — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: ivr1@yandex.ru

группах в социальных сетях. Важным источником информации выступают ссылки, по которым человек переходит на сайты из поисковых систем или почтовых серверов, а также его поисковые запросы. Автоматизация процесса отслеживания поведения позволяет более точно воздействовать на потенциальных потребителей и в соответствии с их интересами осуществлять целевое маркетинговое воздействие.

Программное обеспечение для маркетинговой автоматизации концентрируется на целевых потребителях. Для управления осведомленностью потребителя и его интересом к продукции осуществляется комплексное маркетинговое воздействие — от начала рекламной кампании до момента продажи и послепродажного обслуживания. Сферы применения этой категории ПО — рынки B2B, B2G, или циклы длительных продаж на В2С рынке1. Таким образом, автоматизация маркетинга включает в себя несколько областей взаимодействия с потребителями на основе CRM-систем2.

Автоматизация документооборота предполагает использование специализированного ПО для работы с внутренней маркетинговой информацией и внутрифирменными маркетинговыми процессами. Как правило, оно включает реализацию функций бюджетирования и планирования, документооборота и внутренних согласований, и, по сути, всей работы, относящейся к внутреннему маркетингу. При этом требуется администратор для настройки (в зависимости от компетенций кадрового состава предприятия и выполняемых ими функций) конкретных алгоритмов составления и отправки корреспонденции, рассылки электронных писем. Такое ПО позволяет маркетологам увеличить возможности доставки релевантных данных внутренним пользователям в кратчайшие

сроки. Основные функции программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности:

- получение и аналитическая обработка маркетинговой информации;

- управление маркетинговыми кампаниями;

- автоматизация процессов управления отношениями с потенциальными клиентами и продаж;

- управление потребительской информацией и хранение данных;

- интеграция с бэк-офисом;

- анализ результативности маркетинговой деятельности.

Вице-президент по маркетингу услуг Xerox Global Services Сюзан Л. Келли (Susan L. Kelly) выделяет четыре взаимосвязанные вида деятельности, составляющие основу автоматизации маркетинга, так называемые «четыре Си»3:

1. Сбор (collection). Каталогизация, отбор и централизация управления данными о клиентах. На первых этапах внедрения эта деятельность требует значительных временных и финансовых затрат, которые окупятся в будущем, поскольку обеспечивают прочную основу для осуществления бизнес-аналитики и оценки эффективности маркетинга, сбыта и других бизнес-процессов менеджмента предприятия.

2. Сотрудничество (collaboration). За счет аккумулирования маркетинговых данных облегчается задача сотрудничества предприятия с маркетинговыми агентствами, поставщиками программного обеспечения для автоматизации маркетинга и баз данных, а также другими маркетинговыми посредниками.

3. Конвергенция (convergence), которая основана на интеграции традиционных и Интернет-каналов маркетинговых коммуникаций. Данный вид деятельности позволяет маркетологам взаимодействовать с потенциальными и целевыми клиентами, где бы они ни находились.

1B2B (англ. business to business) — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица.

B2G (англ. business-to-government) — отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.

В2С (англ. business-to-consumer) — отношения участников рынка. Подразумеваются отношения между юридическим лицом и конечным потребителем/физическим лицом.

2CRM-система (англ. Customer Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с клиентами. Прикладное ПО для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками.

3 Increasing The Life Expectancy Of CMOs [Электронный ресурс].

URL: http://b2bmarketingpost.com/2010/08/16/increasing-the-life-expectancy-of-cmos/

4. Коммуникации (connectivity). Объединяя креативные подходы и методы маркетингового управления с общим доступом к маркетинговым данным и цифровым активам, маркетологи могут интегрировать маркетинг в общую систему менеджмента в масштабах всего предприятия. Такой подход позволяет не только улучшить качество обслуживания и потребительскую удовлетворенность, но и разрабатывать более эффективные программы повышения лояльности потребителей.

По оценкам экспертов, более чем 60 тыс. компаний в настоящее время развивают ПО на основе CRM-систем, из них только около 7 % от общего числа разрабатывают средства маркетинговой автоматизации4 (данные на июнь 2011 г.).

За прошедшее десятилетие венчурные инвесторы уже вложили около $400 млн в развитие этого направления5. По оценкам экспертов, в частности аналитика CRM-систем Лаурена Карлсона (Lauren Carlson), объем рынка программного обеспечения маркетинговой деятельности имеет значительный потенциал роста6. На рис. 1 приведена

гистограмма, характеризующая динамику венчурных инвестиций в рынок ПО для автоматизации маркетинговой деятельности в период с 1998 по 2010 гг.

Рынок современной маркетинговой автоматизации начал привлекать венчурный капитал с 1998 г. в эпоху рассвета доткомов7 (см. рис.1, цикл 1). Последовавший вскоре в 2000 г. крах доткомов привел к значительному сокращению инвестиций в эту отрасль в последующие несколько лет (рис. 1, цикл 2). Однако по мере выздоровления экономики, начиная с 2005 г., активность инвесторов заметно выросла (цикл 3). Финансовый кризис 2008-2009 гг. снова снизил объемы инвестирования, хотя и на более короткое время (цикл 4). Наиболее значительный объем привлеченных средств на рынок маркетинговой автоматизации пришелся на 2010 год (цикл 5).

На рис. 2 приведены данные об объеме финансирования по шести компаниям-лидерам, действующим в сфере автоматизации маркетинга, с учетом их доходности и размера клиентской базы.

70

« SO

Е -40

30

if 20

Ю

199В 199-9 2000 2001 2002 2003 200-4 2005 2006 2007 200S 2009 2010

Рисунок. 1. Динамика венчурных инвестиций в рынок ПО для автоматизации маркетинговой деятельности в 1998-2010 гг.8

4 Marketing Automation Market Size [Электронный ресурс].

URL: http://www.leadliaison.com/revenue-generation-blog/marketing-automation-market-size/ (дата обращения: 01.03.2012).

5 Там же

6 Marketing Automation Venture Funding: Profitable or Profligate? [Электронный ресурс].

URL: http://www.marketingautomationsoftware.com/blog/marketing-automation-venture-funding-1051111/ (дата обращения:

01.03.2012).

7 Дотком (англ. dotcom, dot-com, также возможно dot.com) — термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в сети Интернет.

8 Marketing Automation Venture Funding ... (дата обращения: 01.03.2012).

Рисунок 2. Распределение крупнейших компаний, действующих в сфере маркетинговой оптимизации, по величине привлеченного капитала9

К настоящему времени сформировался рейтинг лидирующих поставщиков ПО для автоматизации маркетинговой деятельности. Согласно топ-листу портала Topseos.com по состоянию на февраль 2012 г., к числу лучших программных решений для автоматизации маркетинговой деятельности относятся компании Net-Results, HubSpot, Aprimo, Neolane, Pardot, Genius, SilverPOP, SilverPOP, Marketo, Loopfuse (см. табл.).

По мнению президента и исполнительного директора компании Pedowitz Group Джеффа Педовитца (Jeff Pedowitz), на данном этапе развития глобального рынка ПО для автоматизации маркетинговой деятельности есть пять основных причин, сдерживающих еще более динамичный рост10:

1) неправильное таргетирование;

2) неспособность вертикального расширения;

3) нехватка квалифицированных кадров;

4) значительная техническая сложность;

5) ошибочная модель ценообразования;

6) гиперконкуренция.

К сожалению, российская практика пока не изобилует примерами успешной разработки ПО для маркетинговой деятельности. Представленные на рынке отечественные программные продукты, как правило, функционально ограничены с маркетинговой точки зрения, не имеют возможности интеграции с информационными системами предприятия, не обеспечивают полной автоматизации процессов сбора, обработки и распространения маркетинговой информации11.

Не находят широкого применения в нашей стране и многие зарубежные разработки. Такое положение дел во многом объясняется особенностями отечественного рынка информационных технологий (ИТ) и спецификой маркетинговой деятельности наших предприятий и организаций

Как отметил президент компании Citrix Systems Марк Темплтон, «за последние три года, в период с 2007 по 2010 гг., рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое — до более чем $ 6 млрд»12. Несмотря на

9 Marketing Automation Venture Funding ... (дата обращения: 01.03.2012).

10 Pedowitz J. Why the Marketing Automation Market Is Floundering & 5 Fixes to Fuel It [Электронный ресурс]. URL: http://blog. softwareadvice.com/articles/crm/why-the-marketing-automation-market-is-floundering-5-fixes-to-fuel-it-1020111/ (дата обращения:

01.03.2012).

11 Рожков И. В. Информационная и маркетинговая инфраструктура рынка инноваций. Маркетинг и современность: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. С. В. Карповой; отв. ред.: Р Ю. Стыцюк, О. Б. Авдиенко. М.: ООО «Эльф ИПР», 2011.

12 Стратегия — догонять! Российский ИТ-рынок вырос втрое, но по-прежнему отстает от развитых стран. // «Российская газета». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/08/02/it.html (дата обращения: 01.03.2012).

впечатляющие темпы роста, объемы отрасли ИТ в России остаются скромными: рынок ИТ составляет всего 1,4 % от ВВП России. Для сравнения: в США объем рынка ИТ составляет более 5 % от ВВП14. Этим объясняется недостаток числа предприятий-разработчиков, способных на профессиональном уровне решать задачи информационного обеспечения маркетинга.

На российском рынке наблюдается сильный крен в сторону импортного аппарат-

но-технологического и программного обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном российских) составляет лишь 30 % от общего объема, а рынок программных продуктов — 14 %. Причем зарубежное ПО зачастую не адаптировано к нашим условиям ведения бизнеса.

По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ-показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя

Таблица 1

Десять ведущих поставщиков программного обеспечения маркетинговой деятельности13

Рейтинг Название компании Год создания Число операторов Число клиентов Ценовая категория ПО Клиенты Сайт

1 Net-Results 2003 11-25 Более 200 Средняя Нет данных www.net-results.com

2 HubSpot 2006 11-25 Более 50 Высокая Fresno Pacific University, National Institite for Fitness and Sport и др. www.hubspot.com

3 Aprimo 1999 26-50 228 Низкая Merrill Lynch, Warner Bros., Bank of America, Johnson Financial Group и др. www.aprimo.com

4 Neolane 2006 26-50 Более 100 Высокая Accor Hotels, Dior, EF Education First, Nissan, DHL International, IKEA, Samsung, Sony Music и др. www.neolane.com

б Pardot 2007 26-50 Более 340 Средняя PIKA Technologies, INgage networks, Arketi Group, Deposco и др. www.pardot.com

6 Genius.com 2006 Более 100 Более 170 Высокая Нет данных www.genius.com

7 SilverPOP 2003 Более 100 1200 Средняя Heinz Australia, Thai Airways International, USA Financial, Fossil, Mazda North American Operations и др. www.silverpop.com

В SalesFusion 2003 11-25 150+ Средняя HealthPort, Baxa, Marlin Business Services, Hammerton и др. www.salesfusion.com

9 Marketo 2005 Более 100 900+ Средняя Intel, Kelly Services, Canon Business Solutions, Dell Retail, Hitachi Consulting и др. www.marketo.com

10 Loopfuse 2006 51-100 117 Высокая TerraGo Technologies, DiTech Computer, Infobright и др. www.loopfuse.com

13 В таблице использованы данные рейтинга Rankings of Best Marketing Automation Software. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.topseos.com/rankings-of-best-marketing-automation-software (дата обращения: 01.03.2012).

14 Там же.

выручка лидирующих индийских и ирландских компаний, специализирующихся на продаже ПО и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответ-ственно15. Поэтому инвестиции в разработку ПО, адаптированного под различные бизнес-задачи, незначительны.

Активным потребителем информационных технологий в России выступает государство. Значительный объем спроса приходится также на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства («Газпром», «РЖД», «Аэрофлот», «Связьинвест» и др.) и отличающихся слабой рыночной ориентированностью и, как следствие, низкой потребностью в ПО для маркетинговой деятельности.

Влияние вышеперечисленных факторов на развитие рынка программного обеспечения маркетинговой деятельности усугубляется тем, что, несмотря на более чем 20-летнюю историю своего становления в нашей стране, в большинстве случаев маркетинг не смог прочно утвердиться в качестве центрального элемента системы менеджмента российских предприятий. Это

обусловлено следующими причинами16:

- специфичность структуры экономики, опирающейся на сырьевой сектор;

- слабая клиентоориентированность многих предприятий и отраслей бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неразвитость информационной инфраструктуры российского рынка;

- частые кризисные потрясения, приводящие к сокращению инвестиций в маркетинг;

- нехватка профессиональных и квалифицированных маркетологов и т. д.

Проблема автоматизации маркетинговой деятельности может быть решена на базе программных продуктов, разработанных специалистами ИТ-индустрии при участии профессиональных маркетологов, владеющих необходимой информацией и знакомых с особенностями российского рынка, его отраслевой спецификой.

Исследование зарубежных разработок ПО для маркетинга и выполняемых им функций, изучение опыта внедрения зарубежными предприятиями таких программных продуктов и адаптация их к нашим условиям будут способствовать совершенствованию отечественной практики маркетинга и менеджмента.

Литература

1. Рожков, И. В. Информационная и маркетинговая инфраструктура рынка инноваций. Маркетинг и современность : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. В. Карповой ; отв. ред. : Р. Ю. Стыцюк, О. Б. Авдиенко. - М. : ООО «Эльф ИПР», 2011.

2. Рожков, И. В. Методология маркетинговых информационных систем предприятий малого и среднего бизнеса. Проекты Правительства Российской Федерации: экономические возможности реализации. Научные труды Вольного экономического общества / И. В. Рожков. - М. : МАТИ, 2006. - 212 с.

3. Стратегия — догонять! Российский ИТ-рынок вырос втрое, но по-прежнему отстает от развитых стран. // «Российская газета». [Электронный ресурс].

URL: http://www.rg.ru/2011/08/02/it.html (дата обращения: 01.03.2012).

4. Increasing The Life Expectancy Of CMOs [Электронный ресурс].

URL: http://b2bmarketingpost.com/2010/08/16/increasing-the-life-expectancy-of-cmos/

5. Marketing Automation Market Size [Электронный ресурс].

URL: http://www.leadliaison.com/revenue-generation-blog/marketing-automation-market-size/ (дата обращения: 01.03.2012).

15 URL: http://www.topseos.com/rankings-of-best-marketing-automation-software (дата обращения: 01.03.2012).

16 Рожков, И. В. Методология маркетинговых информационных систем предприятий малого и среднего бизнеса. Проекты Правительства Российской Федерации: экономические возможности реализации. Научные труды Вольного экономического общества / И. В. Рожков. - М. : МАТИ, 2006.

6. Marketing Automation Venture Funding: Profitable or Profligate? [Электронный ресурс].

URL: http://www.marketingautomationsoftware.com/blog/marketing-automation-venture-funding-1051111/ (дата обращения: 01.03.2012).

7. Pedowitz, J. Why the Marketing Automation Market Is Floundering & 5 Fixes to Fuel It [Электронный ресурс]. URL: http://blog.softwareadvice.com/articles/crm/why-the-marketing-automation-market-is-floundering-5-fixes-to-fuel-it-1020111/ (дата обращения: 01.03.2012).

8. Rankings of Best Marketing Automation Software. [Электронный ресурс].

URL: http://www.topseos.com/rankings-of-best-marketing-automation-software (дата обращения: 01.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.