Научная статья на тему 'Состояние российского рынка кормов для непродуктивных животных'

Состояние российского рынка кормов для непродуктивных животных Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
3338
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Сметанина Л. Б., Бабурина М. И., Анисимова И. Г.

По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти каждая вторая российская семья (47-48%) держит домашнюю живность. Популярность кошек вне конкуренции. Их, по разным оценкам, от 25 до 30 миллионов. Собак 15-20 миллионов. И с каждым годом россияне готовы все больше денег тратить на своих любимцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of the Russian market for feeds for non-productive animals

By the number of pets per capita Russia ranks second in the world after the United States. Almost every second Russian family (47-48%) keeps domestic animals. The article analyzes the structure of the market, the leading players in it, the principles of segmentation and the ways for promotion of new Russian brands.

Текст научной работы на тему «Состояние российского рынка кормов для непродуктивных животных»

Состояние российского

рынка кормов для непродуктивных

животных

Л.Б. Сметанина, канд. техн. наук, М.И. Бабурина, канд. биол. наук, И.Г. Анисимова, канд. техн. наук

ГНУ ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти каждая вторая российская семья (47-48 %) держит домашнюю живность. Популярность кошек — вне конкуренции. Их, по разным оценкам, от 25 до 30 миллионов. Собак — 15-20 миллионов. И с каждым годом россияне готовы все больше денег тратить на своих любимцев.

Брэнды правят рынком

^ Рынок кормов для домашних животных в России начал формироваться почти 20 лет назад. Его ежегодный прирост составляет 20-25 %, то есть каждые 4-5 лет рынок кормов удваивается. В структуре расходов россиян на корма почти 4/5 приходится на кошачьи «сухарики» и консервы.

Российский рынок кормов для домашних животных оценивается в 1 млрд долларов. Более 70 % занимает импорт. В пятерку крупнейших стран-экспортеров входят Германия, Великобритания, Франция, Китай, США.

Крупнейшими поставщиками являются подразделения многонациональных корпораций — Nestle (торговые марки Alpo, Fancy Feast, Friskies, Mighty Dog, а также продукция Ralston Purina — Dog Chow,

Pro Plan, Purina One), Heinz (9 lives, Amore, Gravy Train, Kibbles-n-Bits, Nature's Recipe), Colgate-Palmolive (HilTs Science Diet Pet Food), Mars (Kal Kan, Mealtime, Pedigree, Sheba, Waltham's) и Nutro.

В настоящее время наблюдается дефицит кормов для домашних животных американского производства. Снижение объемов поставок имеется уже сейчас: многие импортеры не смогли получить разрешение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на ввоз продукции по новым правилам. По этой причине из ассортимента выпали несколько позиций, которые российский рынок восполняет европейскими кормами. Возможно, трудно приходится владельцам животных: если марка была много лет на рынке, и собака не один год сидела на этом корме, то животное может отказаться есть что-то другое, — отмечает BFM.ru представитель сети столичных зоомагазинов «Бетховен». Американские корма премиум-класса — Diamond, Pro Pack — дешевле европейских аналогов.

Все опрошенные BFM.ru представители зообиз-неса отмечают, что в связи с девальвацией рубля стоимость импортных кошачьих и собачьих кормов выросла более чем в полтора раза. Например, пятнадцатикилограммовый пакет элитного корма HilPs вместо 3GGG рублей стоит теперь 5GGG. И если москвичи пока массово не отказывают своим четвероногим в привычной еде, в регионах наметилась тенденция к смещению спроса в более дешевые ценовые сегменты, отмечают эксперты.

Как отмечают участники рынка, в столице некоторое падение спроса в условиях кризиса пока компенсируется бурным ростом цен на импортные корма. Российские производители сейчас в более выгодном положении, чем их зарубежные коллеги, однако, вряд ли они смогут воспользоваться этой ситуацией. — Объемы производства слишком малы, отмечают эксперты.

«Неплохие российские консервы, например, «Зоогурман», «Цезарь», могут составить достойную конкуренцию импортным маркам, — говорит BFM.ru представитель сети «Бетховен». — Но вот сухие корма вряд ли будут конкурентоспособны. Сейчас развивают производство в России зарубежные корпорации. Та же Mars производит на местном сырье корма Pedigree и Chappi».

По результатам 2008 года рост российского рынка кормов для животных был рекордным — прирост составил 36,5 %. «Мы предполагаем, что рост рынка в 2009 году будет продолжаться. Наибольший рост в 2008 году показали два сегмента рынка: сухие корма для кошек и однопорционные влажные корма для кошек», — сообщила Яна Михайлова, управляющая бизнесом «Нестле Пурина ПетКер» в России и на Украине. Несмотря на кризис, российское подразделение Nestle планирует начать строительство второй очереди завода по производству кормов для домашних животных под торговой маркой Friskies. Новое производство влажных кормов начнет свою работу уже летом этого года.

К 2010 году мировой рынок кормов для кошек и собак может увеличиться на 50 %. Тенденции увеличения численности населения на планете в ближайшие годы сохранятся, соответственно возрастет и количество домашних животных. По данным агентства «Ев-ромонитор» делаются следующие выводы и прогнозы:

- Ежегодный рост мировых продаж зоотоваров составит 3 %.

- Доля Северной Америки и Западной Европы будет уменьшаться за счет увеличения доли стран Латинской Америки и Азии.

- Будут расти продажи товаров супер-премиум-класса, то есть продукции высшей ценовой категории.

Влажные (консервированные) и сухие корма

По консистенции все представленные на современном рынке корма подразделяются на консервированные и сухие. Эта дифференциация, кстати, определяет способы их использования для питания домашних животных, а также максимальную продолжительность их хранения. Например, сухие корма могут храниться в течение длительного времени, но, разумеется, в пределах указанного производителем срока годности. Они могут храниться в любом сухом прохладном месте, но использовать для этих целей холодильник совсем не обязательно. Консервированные корма во многом идентичны мясным или комбинированным консервам для людей. В закрытом состоянии они могут храниться в холодильнике длительное время, но в открытом — не более 1-2 суток.

По своему составу как сухие, так и консервированные корма в значительной степени идентичны. Примерно на треть они состоят из мяса; это может быть измельченное мясо, гранулированное сушеное мясо. Для производства мясных кормов обычно используется низкосортное мясное пищевое сырье.

Одни владельцы животных кормят своих питомцев только сухим кормом, другие — только консер-

вами. Причем каждый убежден в своей правоте, хотя в действительности и сухой, и консервированный корма имеют свои преимущества и, лишь дополняя друг друга, обеспечивают наиболее высокое качество питания животных.

Основным различием между консервированным и сухим кормом является содержание влаги: в консервированном корме — 70-80 %, в сухом — максимум 10 %. Такой уровень влаги в консервах обусловлен двумя причинами: во-первых, консервы в основном изготавливаются из мясного сырья, а в сыром мясе содержится около 70-75 % влаги, и, кроме того, в них могут быть добавлены кровь и мясной бульон; во-вторых, это необходимо по технологическим соображениям: высокое содержание влаги в консервах обеспечивает хорошую теплопроводность в процессе консервирования.

В результате различного содержания влаги возникают и другие различия между сухим и консервированным кормами для животных. Одно из них — цена. Равноценные по своим питательным свойствам порции консервированного влажного и сухого гранулированного кормов отличаются по массе примерно в три раза.

Существуют различные мнения относительно качества консервированного и сухого кормов. По данным специалистов корпорации «Alpo Petfoods Inc», тесты на вкус показали, что собаки предпочитают консервированную пищу: в 99 % они охотнее съедали консервы, даже если до этого питались исключительно сухим кормом. Консервированный корм хорошо подходит старым животным, которым твердая пища уже не по зубам.

Для владельцев охотничьих и ездовых собак, которые хотят, чтобы их физически активные питомцы потребляли больше жидкости, имеет значение высокое содержание влаги в консервированном корме.

Консервы для животных предпочтительнее, так как сухой корм усваивается на 65-90 %, а консервированный — на 75-95 %. Способ консервирования пищи приносит также свою пользу. Консервы подвергают обработке высокими температурами длительное время, их содержимое стерилизуют, и в результате, как правило, отпадает необходимость использовать химические консерванты. Консервы помещают в вакуумную упаковку, герметично закрывают — это сводит содержание кислорода в них практически к нулю и, следовательно, уменьшает возможность их порчи. Высокая температура при консервировании уничтожает некоторые витамины, поэтому их добавляют в состав дополнительно, чтобы компенсировать потерю.

Консервы, содержащие мясные продукты в желе, как правило, имеют весь комплекс витаминов и минеральных солей и полностью сбалансированы. Поэтому многие владельцы кошек и собак предпочитают использовать этот вид корма. Животные, которые питаются консервированными мясными продуктами в желе, получают больше влаги. Это особенно важно для кошек: у них при таком рационе учащается мочеиспускание, что полезно для профилактики мочекаменной болезни.

Влажные (консервированные) корма (продаются обычно в банках или пакетиках) дают животному в качестве поощрения, лакомства, во время или после болезни, поскольку считают, что дорогие корма содержат больше полезных веществ. Владельцы животных отмечают следующие преимущества таких кормов перед сухими:

- натуральный внешний вид корма, его схожесть с мясом;

- вкус — зачастую питомцы предпочитают его сухому;

- большая питательность, по мнению части покупателей;

- удобны в качестве компонента для приготовления экономичной смеси корма с кашей.

В то же время, по мнению хозяев животных, сухой корм не лишен своих преимуществ:

- не пачкает посуду;

- не высыхает и не портится (его можно оставлять в миске на целый день);

- благодаря сухой консистенции удобен для кормления питомца во время поездки за город. Консервированные продукты могут храниться от

2 до 3 лет.

В отличие от консервирования, производственный процесс изготовления сухих кормов для кошек и собак сводится к экструзии. Она заключается в измельчении и перемешивании исходного сырья (мускульное мясо и мясные субпродукты, овощные, зерновые культуры, минеральные добавки), его высокой температурной обработке под давлением, затем в формировании пористых гранул, которые на заключительном этапе высушивают и покрывают жирами

животного и растительного происхождения, стабилизированными антиоксидантами, с добавлением необходимого набора витаминов. Средний срок годности сухого корма 10-12 месяцев, некоторых видов — 12-18 месяцев. К моменту, когда корм портится, он становится настолько непривлекательным для животных, что они обычно отказываются от него.

Здоровье кошки и корм

Здоровье и продолжительность жизни любого существа, как человека, так и домашнего животного, в значительной степени зависят от качества, количества, состава и сбалансированности питания — вряд ли кто-то будет оспаривать эту биологическую истину. Зоологи давно подметили, что домашние кошки, которых содержат в неволе и кормят искусственными кошачьими кормами, живут примерно в 34 раза дольше, нежели их дикие собратья и примерно в 2-3 раза дольше, чем домашние кошки сто лет назад. Объясняется это довольно просто: в специальных кошачьих кормах идеальным образом сбалансирован весь состав необходимых кошке питательных веществ.

Кошка нуждается в полноценном питании, содержащем идеально сбалансированное количество всех естественных химических соединений — белков, жиров и углеводов, а также витамины, аминокислоты и значительное количество минералов. Впрочем, необходимо сразу сделать одну существенную оговорку: до сих пор физиологам и биохимикам, работающим в лабораториях крупнейших производителей кормов для кошек, не удалось вывести четкую и стопроцентно доказанную формулу, описывающую потребность кошки в тех или иных веществах, а также их оптимальный баланс в составе рациона. Это вызывает определенные трудности у владельца кошки: несмотря на то, что все корма позиционируются как идеально сбалансированные по составу, необходимо тщательно отслеживать вкусовые пристрастия кошки и модифицировать меню, исходя из ее личных вкусовых пристрастий и потребностей.

Поскольку кошка является хищным млекопитающим, то ее рацион во многом отличается от рациона человека, всеядного примата. В рационе кошки, живущей в естественных природных условиях, пре-

обладают белки и жиры животного происхождения при относительно незначительном количестве растительных углеводов. Примерно такой же состав питательных веществ воспроизводят в своей продукции производители кошачьих кормов. Значительную долю в кормах для кошек составляют белки, а также аминокислоты, из которых эти белки синтезируются. Другой немаловажный ингредиент — эссенциальные аминокислоты. В естественных условиях получение их организмом кошки затруднено, поэтому в кормах обязательно содержится экстракт из рыбы, измельченный яичный белок или соя.

Жиры, как растительные, так и животные, включают в состав своих кормов практически все производители. Кроме того, жиры содержат линолевую кислоту, витамины К, Д и Е. Значительное количество жиров и белковых аминокислот необходимо для полноценного роста и развития прежде всего молодым кошкам. Именно поэтому в линейке продукции каждой компании существуют специальные корма для котят и молодых кошек, в значительной степени отличающиеся по составу от кормов для взрослых животных. Наконец, во всех кормах содержится минеральная добавка. Для укрепления костей всем кошкам необходим кальций и фосфор, для питания крови — железо, марганец, йод и олово — разумеется, в микроскопических количествах. Кроме того, для улучшения работы пищеварительной системы в кормах содержится значительный процент богатых углеводами компонентов.

Все производители добавляют к консервированным и сухим кормам витаминные и минеральные комплексы, а также ряд натуральных добавок. Недорогие корма часто содержат химически синтезированные ароматические и вкусовые добавки, красители, консерванты, а также искусственные усилители вкуса. Покупать такие корма или все же отдавать предпочтение натуральным — решать самому владельцу: добавки могут быть небезвредными для здоровья кошки.

Тот факт, что многие нынешние кошки живут намного дольше 20 лет и до глубокой старости отличаются отменным здоровьем, тогда как еще в начале XX века продолжительность жизни кошки не превышала 15 лет, также объясняется довольно просто. Раньше кошек кормили преимущественно объедками со стола, т.е. продуктами питания для человека, тогда как кошка нуждается в уникальном, предназначенном только для нее рационе. Итак, залогом здоровья кошки и ее долгой жизни является использование специальных кошачьих кормов. Впрочем, и здесь есть целый ряд нюансов. Во-первых, рацион кошки должен быть разнообразным и сбалансированным. Это означает, что при кормлении нужно чередовать различные типы кормов. Кроме того, любой владелец кошки должен внимательно изучать ингредиенты корма, указанные на упаковке.

Общая беда, подстерегающая многих домашних кошек — ожирение. Многим владельцам трудно устоять перед искушением побаловать своего любимца сладостями и другой исключительно человеческой

пищей, непригодной для кошек. Тем не менее, делать этого категорически не следует во имя здоровья своего питомца. К кошачьему ожирению приводит избыток витаминов А и Д, преобладание в пище как растительных, так и животных жиров и, разумеется, избыточное кормление кошки. В идеале, владельцу стоит вести таблицу калорий кошачьего питания и не кормить животное сверх нормы, несмотря на просьбы с его стороны. Наконец, для молодых кошек и кошек в зрелом возрасте необходим свой особый рацион, отличающийся как по составу пищи, так и по ее количеству. Особый режим питания необходим для беременной и для кормящей кошки — в ее рационе должны преобладать белки, жиры и углеводы.

Корма для собак

Консервированные корма для собак занимают на рынке кормов для животных чуть более скромную позицию, чем сухие корма. По оценкам экспертов, на консервированные корма приходится не более 30 % всего объема отечественного рынка кормов для собак, что, кстати, в определенной степени отражает требование к процентному содержанию собачьих консервов в рационе пса. Кинологи и специалисты по диетологии собак подсчитали, что максимальное содержание консервов в ежесуточном питании собак не должно превышать двадцати процентов, оставшуюся часть должны составлять сухие корма, а также естественные корма, в частности творог, вареное мясо или сваренный специально для собаки суп без приправ и соли.

Производством консервированных кормов для собак занимаются практически все компании, специализирующиеся на кормах для животных, однако, значительную долю рынка занимают бренды, традиционно позиционирующие свою продукцию в среднем и низшем качественном и ценовом сегментах. Так, например, на российском рынке представлены, в основном, собачьи консервы, выпускаемые Pedigree и Chappy. По стоимости многие собачьи консервы лишь незначительно уступают консервам для людей, а корма премиум-класса, выпускаемые компаниями Purina, Royal Canin и Iams, по цене значительно превосходят человеческие консервы. Это, кстати, является одной из основных причин, по которой данные бренды не пользуются особым спросом на россий-

ском рынке, а многие собаководы отдают предпочтение недорогим и удобным в использовании сухим кормам.

Производители кормов

Производством кормов и специальных пищевых добавок для кошек занимается несколько десятков компаний во всем мире, так что владельцу кошки предстоит нелегкий выбор среди различных брендов производимой ими продукции, а также среди кормов общего назначения и специализированных, предназначенных для беременных и кормящих кошек, котят и старых кошек, а также стерилизованных кошек. Кроме того, определенные трудности связаны с различением качественных и некачественных продуктов питания кошек; хотя здесь довольно трудно выделить общее правило, но, в целом, отличающиеся низким качеством корма, содержащие значительное количество искусственных добавок, производятся малоизвестными брендами, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии.

Две наиболее известных компании производителя кошачьих кормов, Whiskas и Kitekat, едва ли нуждаются в представлениях: они инвестируют значительные средства в телерекламу, а их продукция представлена практически во всех отечественных магазинах, продающих корма для животных. И действительно, качество продукции этих двух компаний вполне адекватно их рекламной и маркетинговой активности. Хотя обе фирмы производят практически всю линейку кошачьих кормов, Whiskas более известен своими кошачьими консервами, тогда как Kitekat популярен благодаря широкому ассортименту выпускаемых сухих кормов для кошек. Кроме кормов общего назначения, эта компания производит также специальные лечебные корма для кошек, корма для котят и старых кошек.

Чуть менее известен широким слоям покупателей бренд Hill s. Эта американская компания также производит как сухие, так и консервированные кошачьи корма, с природными витаминно-минеральными добавками. В ассортименте российских зоомагазинов также можно встретить отличные корма производства французской фирмы Royal Kanin. Она выпускает продукцию, предназначенную для рациона как взрослых здоровых кошек, так и котят. Среди других брендов, производящих сухие корма, известен также американский Iams. Наконец, владельцам кошек не стоит пренебрегать также специальными витаминными добавками, которые особенно необходимы для полноценного роста и развития маленьких котят. Среди наиболее известных производителей кошачьих витаминов — Доктор Zoo, Kitzim и ряд других фирм.

Уже много лет компании делают все возможное и невозможное, чтобы убедить людей в том, что кормить своих питомцев надо по науке. «Приготовление в домашних условиях пищи, полиостью удовлетворяющей потребностям животного, займет часов восемь, — считает президент компании Royal Canin в России Александр Романович. — А в заводском корме уже содержатся все необходимые витамины и полезные вещества». Корма — пожалуй, единствен-

ный товар для животных, который активно рекламируется. По оценкам агентства Media Wise, крупнейшие мировые производители ежегодно тратят на рекламу своей продукции в России порядка $7 млн. Структура расходов по компаниям не раскрывается. Однако лидером смело можно назвать корпорацию Mars, продвигающую марки Chappi, Kitekat, Pedigree и Whiskas. Первые две относятся к экономичному сегменту (розничная цена 30-50 руб. за 500 граммов сухого корма), а последние — премиум (50-70 руб. за тот же объем).

Производителям кормов удалось добиться такого развития рынка кормов, что покупатели уже обращают внимание не только на брэнд, но и на то, чтобы корм подходил именно их питомцу. То есть появилась некоторая сегментация рынка: диетические корма, корма для щенят, котят и старых животных. С одной стороны, это увеличивает доходы от продажи (ведь специализированный корм можно продать дороже), а с другой, как утверждают производители, правильно подобранный корм повышает продолжительность жизни животного в полтора-два раза. Устойчивый рост рынка, по оценкам специалистов, в ближайшие годы будет продолжаться.

Серьезных игроков на рынке кормов для непродуктивных домашних животных немного. В первую очередь это компания Mars, которая вместе с Royal Canin (40 % её акций Mars приобрел в 2002 году), по некоторым оценкам, контролирует до 70 % рынка в России. Далее идут Nestle и российская компания «Раритет». Дмитрий Макаренко, начальник отдела маркетинга и развития продаж компании «Раритет»: «Производство может быть где угодно, это совершенно неважно. Что важно — это рецепт и модель дистрибуции. Мы смогли вывести наши марки для собак и кошек («Оскар», «Трапеза» и «Мон амии») на рынок так, что они теперь конкурируют с Whiskas, Kitekat, Pedigree, Chappi. На свои корма мы назначаем цену чуть ниже, чем у конкурентов».

По словам Макаренко, самый ответственный этап в производстве корма — разработка рецепта: «Специалистов, которые умеют разрабатывать рецепты кормов, во всем мире единицы. За рубежом, зарплата человека, который может разработать корм, 1500 евро в день. Транснациональные компании платят им даже не за то, чтобы они придумывали рецепты, а чтобы не работали на конкурентов».

После разработки рецепта проводятся испытания его поедаемости и усвояемости. Перед случайно отобранными животными ставят миски с тестируемым кормом. В зависимости от того, сколько животных набросится на еду, и определяется коэффициент поедаемости. Для кормов супер-премиум он будет равен 90 %, 70 % — хороший результат для кормов пониже классом. Коэффициент усвояемости показывает степень использования питательных веществ организмом.

Продвижение: возможности для маневра

Выйти на рынок российскому производителю можно также с высокотехнологичным товаром, до которого у зарубежных производителей еще не

дошли руки. Например, компания «Золотая рыбка», начинавшаяся как сеть зоомагазинов, производит витаминные лакомства для домашних животных, которые продаются по всей России.

А компания «КлинВет» начала свою деятельность в 1998 году с открытия ветеринарной клиники на юго-западе Москвы. В настоящее время это еще и известный российский производитель кормов для собак и кошек, в ассортименте которого «Васька», «Макз^», «Вили Хвост» и др. «КлинВет» — единственная российская компания по производству кормов для кошек и собак, имеющая собственные ветеринарные клиники.

Помимо еды для животных их владельцы готовы покупать еще массу всяческих замысловатых изделий, которые и кормом-то назвать трудно. Например, диетические кроличьи уши, свиные пятачки и хвосты, куриные лапки и бычьи мошонки. Эти «лакомства», как застенчиво называет их производитель, изготавливает компания «Альпинтех» под брэндом «ТГГВГГ».

Подобные экзотические товары покупают в разных целях — например, чтобы собака грызла их вместо любимых тапочек хозяина, но чаще всего — просто веселья ради. Одно ухо, которого псу хватает на день, стоит в рознице около 100 руб., покупают их охотно. Так что оптимизм производителей, продвигающих корма супер-премиум в расчете на заботливых хозяев, вполне оправдан.

Чтобы корма хорошо продавались, западные корпорации используют телерекламу, затрачивая на нее огромные деньги. Отечественные производители, которым на это денег не хватает, вынуждены прибегать к более сложным маркетинговым ходам. Это реклама через клубы любителей животных, спонсирование шоу-выставок собак и кошек и ВТЬ-акции в специализированных магазинах.

Впрочем, и здесь есть сложности. В Европе, например клубы собаководов имеют колоссальный вес. Там все животные регистрируются и продаются с «кормовыми рекомендациями». В России влияние клубов пока значительно слабее, чем на Западе.

От спонсоров выставки победители получают в качестве призов корм. Эффективность такой рекламы подтверждают все участники рынка

Возможно, продажи отечественных производителей увеличатся, когда корма активно начнут продаваться в провинции, куда приходят столичные розничные сети зоомагазинов. Например, магазины «38 попугаев» есть уже в Тольятти, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Андрей Шумаков, коммерческий директор компании «Четвероногий гурман», считает, что наиболее эффективным способом продвижения, из доступных российским компаниям, является спонсирование выставок кошек и собак. Производители кормов предоставляют призы (обычно это их продукция) победителям, оплачивают расходы по организации выставки, получая возможность размещать наружную рекламу в выставочном зале, украшать своей символикой выставочные каталоги и дипломы. Правда, этот способ сильно на покупателя не влияет: в выставках участвуют, как правило, люди искушенные, давно выбравшие нужный корм.

Главная борьба за потребителя разворачивается непосредственно на месте продаж. Правда, прежде чем проводить акции в магазине, надо для начала в эти магазины попасть, что не всегда просто, особенно когда речь заходит о крупных сетях. Специализированные зоомагазины к нашим производителям относятся благосклоннее, но далеко не всегда могут выставить на своих полках весь их ассортимент.

Чтобы расширить представленный в магазинах ассортимент своих товаров, «Раритет», например, дарил свои консервы, но при условии, что на полке будет стоять 20 позиций этой компании.

Зарубежные компании контролируют до 90 % российского рынка кормов для животных.

Помимо «Раритета» в последние годы на российском рынке появилось немало отечественных производителей. В частности, «Продконтрактинвест» выпускает консервы «Ночной охотник» для кошек и «Верные друзья» для собак. Компания «Биосфера» производит корма для рыб, птиц и грызунов, вита-минно-минеральные добавки для кошек и собак под торговой маркой «Вака».

Компания «Вестерн» выпускает зоотовары под торговыми марками «Гоша» и «Кеша» (корма и лакомства, минеральные добавки для птиц, грызунов и земноводных), «Тритон» (корма для рыб), «Котенок» (кошачьи корма). «ЗооМир» выпускает корма и кормовые добавки для рыб, кошек, собак и декоративных птиц под марками «Хомка», «Дуся», «Капитан Флинт».

По содержанию белка и жира готовые корма делятся на 5 классов: экономический (белок — до 18 %, жир — до 8 %), средний (белок — до 19 %, жир — до 7 %), высокий (белок — до 22 %, жир — до 11 %), супер (белок — до 25 %, жир — до 15 %) и ультракласс (белок — до 30 %, жир — до 20 %). Корма, относящиеся к двум последним классам, предназначены, в основном, для животных с высоким уровнем активности (рабочие собаки) или беременных и кормящих сук. Животные, страдающие ожирением, должны получать корм с низким содержанием белка, и, особенно, жира — два первых класса. Выбор же — сухой или консервированный — не принципиален,

хотя по-нашему мнению, сухой предпочтительнее, так как лучше массирует десны и предотвращает образование зубного камня. Некоторые разновидности кормов (диетические) являются важной частью лечения ряда заболевания.

Корма для животных специалисты делят на следующие ценовые сегменты:

- супер-премиум — Cesar (Mars), Royal Canin и Sheba (Mars), Gourmet (Nestle), Kredo (компания «Ирвис») и т.д.;

- премиум — Darling (Nestle), Dr. Clauder^s (Mervo), Felix (Nestle), Friskies (Nestle), Pedigree (Mars), Royal Canin (Mars), Whiskas (Mars), «Оскар» и «Mon Ami» (компания «Раритет»), «Четвероногий гурман» (компания «Сервис Тур») и т.д.;

- экономичный — Chappi (Mars), Kitekat (Mars), «Васька» («КлинВет»), «Лапка» и т.д. Наиболее частым местом приобретения кормов

для животных являются специализированные магазины, следом идут оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины. Корма промышленного производства — как сухие, так и влажные, — в нашей стране больше используют хозяева кошек — 66 %. Среди владельцев собак корма покупают 44,6 %. В целом, большинство владельцев домашних животных чередуют готовый корм с супами, кашами, мясом, рыбой и другими блюдами. Однако, в основном такая ситуация характерна для владельцев собак, которые нередко покупают корма для животных только в качестве добавки к обычным продуктам. Хозяева кошек намного чаще приобретают своим питомцам готовый корм в качестве само-стоятельиой пищи.

Корма премиум и супер-премиум-класса в последние десятилетия идут по пути все большей и большей специализации.

При производстве кормов используется сложнейшая технология, требуются инвестиции в дорогостоящее оборудование. Постоянно совершенствуются составы кормов. Многие производители включают в состав кормов пробиотики, пребиотические волокна, экстракты водорослей, специальные добавки для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата, пищеварительные ферменты, антиоксидан-тные комплексы и хелатные соединения.

По словам производителей кормов, чем выше класс корма, тем более ценные источники белка там используются. Главное, на чём акцентируют внимание производители кормов в своих рекламных обращениях к владельцам собак, — это сбалансированность рациона, обеспечивающего оптимальное развитие и активиость, здоровье и долголетие животных.

Корма премиум и супер-премиум-класса в последние десятилетия идут по пути все большей и большей специализации. Выпускаются специальные корма для собак с учетом их веса, активности, возраста и даже для беременных и кормящих сук. В последние годы появились разработки для собак наи-

более популярных пород с учетом профилактики типичных заболеваний.

У кошек специализация кормов несколько другая — существуют специальные корма для кошек с короткой или длинной шерстью, а также для привередливых.

Поражают своим разнообразием диетические корма. Теперь можно не просто подобрать рацион для животных, страдающих лишним весом или склонных к мочекаменной болезни. Разработаны лечебные и профилактические диеты для кошек и собак, склонных к пищевой аллергии, страдающих заболеваниями сердца, желудка, печени, почек, скелета, зубной системы и др.

Вклад отраслевой науки

В ГНУ ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова разработана рецептура и определены параметры оптимальных условий приготовления сухого полнорационного корма для собак «Лаки» с высокой питательной и биологической ценностью. Проведена проверка разработанной технологии в опытно-промышленных условиях. Выполненными исследованиями показана полная безвредность разработанного корма. В остром и хроническом опытах на животных подтверждено соответствие готового продукта «Ветеринарно-санитарным требованиям и нормам к качеству кормов для непродуктивных животных». Апробирован в эксперименте по контрольному кормлению и физиологическом опыте новый сухой полнорационный корм для взрослых собак. Установлено, что перевариваемость питательных веществ разработанного корма — 85 %. Использование нового корма интенсифицирует в организме собак белковый и липидный обмены, что подтверждается увеличением в крови собак опытной группы, по сравнению с контрольной, значений А/Г (альбумин-глобулинового) коэффициента и липид-ного индекса.

Разработана техническая документация ТУ 9296-792-00419779-03 Корм сухой для собак «Лаки».

В институте разработаны также консервированные корма для непродуктивных животных для фирм «КлинВет» (ТУ 9216-001-18650483-04 — «Васька», ТУ 9216-003-18650483-04 — «Maks's», ТУ 9216-002-186540483-04 — «Вилли Хвост»), «Раритет» (ТУ 9216-908-00419779-2006 — «Оскар», «Mon Ami»), «Сервис Тур» (ТУ 9283-932-00419779-07 — «Четвероногий гурман»), «Ирвис» (ТУ 9283-926-00419779-07 — «KREDO»). Технологии внедрены в промышленность и выпуск консервированных кормов организован на «Великоновгородском мясном дворе». Перечисленные консервированные корма пользуются большим спросом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время институт работает над совершенствованием и созданием новых видов кормов с высокой питательной и биологической ценностью для непродуктивных домашних животных.

Авторы статьи выражают благодарность Г.Б. Нисанову и А.С. Чуйковой (ОАО «Великоновгородский мясной двор») за предоставление материалов при подготовке статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.