Научная статья на тему 'Динамика развития мирового рынка товаров народного потребления (на примере кормов для домашних животных)'

Динамика развития мирового рынка товаров народного потребления (на примере кормов для домашних животных) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК КОРМОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ / ПРОИЗВОДСТВО / КАНАЛЫ ДИСТРИБУЦИИ / ПРОГНОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попенкова Дарья Константиновна

В статье проанализирован один из рынков товаров народного потребления – производство кормов для домашних животных. Дан анализ состояния отрасли в мире, в отдельных странах, в России. Подробно рассмотрены доли рынка мировых гигантов производителей кормов для животных как в России, так и в мире. Кроме того, выделены перспективы развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития мирового рынка товаров народного потребления (на примере кормов для домашних животных)»

Попутно устраняется пагубное влияние автокорреляции на точность оценки лаговой структуры.

При четном максимальном запаздывании в качестве примера рассмотрим случай N

N = 6; т = — = 3 и убедимся, что он приводит к одному наибольшему лаговому параметру:

У (г) = — 16

X ('+1)х(г - 0 + X (7 - ох(г ~ ¡)

¡=4

1 16

(х(г) + 2х(г -1)+3х(г - 2)+4х(г - 3)+3х(г - 4) + 2х(г - 5) + х(г - 6))+ег.

При нечетном запаздывании N = 7; т-

N -1

: 3 получаем два наибольших пара-

метра:

У (г) = 0,05

X 0' +1) х (г -1) + X (8 - ¡) х (г -1)

! =0

+ £г =

= 0,05 • (х(г) + 2х(г -1) + 3х(г - 2) + 4х(г - 3) + 4х(г - 4) +

+3 х (г - 5) + 2 х (г - 6) + хО; - 7)) + ег.

В обоих примерах для простоты параметр а принят равным единицы: а = 1. Заметим, что коэффициенты при экзогенных переменных в последней модели максимальны равны четырем и встречаются дважды: 4х(г - 3) + 4х(г - 4).

0

2

4

Библиографический список

1. Лебедев В.В. Математическое моделирование нестационарных экономических процессов. / В.В. Лебедев, К.В. Лебедев. - М.: ООО «еТест», 2011. - 336 с.

2. Паршикова Г.Ю. Исследование структуры инвестиционного лага в модели развития экономики города: учебное пособие. / Г.Ю. Паршикова, А. А. Силаев. - М.: Спутник+, 2009. - 75 с.

3. Силаев А.А., Паршикова Г.Ю. О проблеме распределенного лага в системе управления экономикой крупного города // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2004. - № 2 (8). - С. 68-73.

Д.К. Попенкова

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОРМОВ ДЛЯ ДОМАШНИХ

ЖИВОТНЫХ)

Аннотация: в статье проанализирован один из рынков товаров народного потребления - производство кормов для домашних животных. Дан анализ состояния отрасли в мире, в отдельных странах, в России. Подробно рассмотрены доли рынка мировых гигантов-производителей кормов для животных как в России, так и в мире. Кроме того, выделены перспективы развития отрасли.

Ключевые слова: рынок кормов для животных, производство, каналы дистрибуции, прогнозы.

© Попенкова Д.К., 2013

По данным Euromonitor International, в 2011 году мировой объем продаж кормов для домашних животных составил 60 млрд долл. При этом 44 % продаж всех кормов приходится на корма для собак и 27 % - на корма для животных. Прогнозируемые до 2015 года темпы роста - 3,5 % в год. Россия, по прогнозам, займет в 2015 году 8-е место в мире по величине рынка и 3-е по темпам роста (см. рис. 1, 2).

Индия

113,8

Саудовская Аравия 19,8

Россия 18,/

Тайланд

18,3

Турция 18,3

Румыния 18,2

Китай 1 /,/

Украина

1 /,6

Марокко 1 /,Ь

Польша 1 /,Ь

Рис. 1. ТОП 10 быстрорастущих рынков кормов для животных в 2011 году (Источник: Euromonitor International, 2011)

Рынок кормов для домашних животных - сравнительно молодая индустрия в России, чья история насчитывает не более 20 лет. В Советском Союзе не существовало фабричных кормов для животных и 100 % владельцев питомцев кормили их остатками пищи со стола или приготовленной домашней едой. Таким образом, сформировалась традиция использования домашней еды для животных, которая существует до сих пор, особенно в регионах России. Российский рынок кормов для домашних животных только зарождается, развивается, концентрируясь в основном вокруг больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Эксперты прогнозируют рост спроса на корма для животных в связи с возрастанием располагаемых доходов населения и переходом от домашней еды для питомцев на профессиональный, фабричный корм. По мнению аналитиков, Pet Food Institute (PFI), маркетинговые кампании, проводимые международными компаниями-производителями, серьезно повлияли на смену восприятия кормов для животных как потребляемую категорию. Однако недостаточная осведомленность в регионах России о преимуществах готовых кормов для животных до сих пор сильно затормаживает развитие данной отрасли [6].

Кроме вышесказанного, рынок готовых кормов для животных имеет огромный потенциал в силу возрастания потребности в специфических кормах. Сегодня рынок можно поделить по нескольким критериям:

1) по типу корма: сухой и влажный.

2) по ценовому сегменту: экономкласс, премиум и суперпремиум.

3) по потребностям животного: для молодых, взрослых и старых животных.

4) по типу поведения животного: для активной жизни, диетические.

5) по питательности: противоаллегренные или против различных заболеваний.

Емкость рынка в млдр. долл. США

Австралия

] 1,7 ] 1,7 □ 2,1 =12,4

Канада Россия Италия

Германия Великобритания Франция Япония Бразилия

]3,9

4.1

4.2 4,4

] 5,8

США

] 23,1

0

5

10

15

20

25

Рис. 2. ТОП 10 крупнейших рынков кормов для животных, прогноз на 2015 год (Источник: Euromonitor International, 2011)

Для России пока только первые два критерия применимы и пока рано говорить о наличии рынка специализированных кормов. Однако число осведомленных потребителей о пользе органического питания животного или корма без консервантов ежегодно возрастает. Помимо этого, у потребителей появляется интерес к продуктам, содержащим натуральные ингредиенты - фрукты, злаки.

Согласно данным компании "Comcon", в России лишь 58,9 % владельцев собак и 37,3 % владельцев кошек покупают корм для своих животных. Но эти показатели значительно выше тех, что были еще пару лет назад, когда 80 % населения кормило животных едой для людей или остатками пищи со стола.

Россия - вторая в мире страна по количеству домашних животных после США. В нашей стране насчитывается 60 млн. домашних животных, из них 30 млн кошек, 21 млн собак и остальные - прочие (грызуны, рептилии, рыбки). При этом в одной только Москве 5 млн собак и 2,5 млн кошек. Около 54 % российских семей имеет хотя бы одно домашниее животное: 75 % - кошку, 35 % - собаку. Число семей, владеющих и кошкой, и собакой значительно увеличивается в последнее время. Для сравнения - в США 77 млн собак и 88 млн кошек, а в Украине - 3 млн собак и 6 млн кошек.

Среднегодовой объем рынка кормов для животных в России оценивается официальными органами статистики в 1 млрд долларов, а независимые исследовательские агентства оценивают в 1,2 млрд долл. По оценкам экспертов, к концу 2013 года объем российского рынка кормов для домашних животных должен достигнуть цифры 585 000 тонн в натуральном выражении и чуть больше 1 млрд долл. - в денежном.

Согласно данным американского исследования Research Techart, рост рынка готовых кормов для домашних животных (кошек и собак) в России в ближайшие 5 лет составит 10-15 % в год в денежном выражении. В текущем году рост составляет 7-8 % к прошлому году. И данный прогноз основывается не только на том, что возрастает количество собак и кошек у населения России, но также возрастает потребность в сегменте кормов премиум и супер-премиум в общей структуре потребления.

Сегодняшними лидерами продаж в России являются бренды из сегмента «эконом» (цена за кг варьируется от 18 до 75 руб.). Явными лидерами сегодня стали бренды компании «Марс» Kitecat (корм для кошек) и Chappi (корм для собак). На втором месте - бренды сегмента «премиум» (цена за кг - около 170 руб.), и здесь явные лидеры - Whiskas (корм для кошек), Pedigree (корм для собак). Доля рынка сегмента «эконом» - 65 %, доля «премиум» -30-33 %. Доля сегмента «суперпремиум» - всего 1 %. В ближайшие годы, по прогнозам аналитиков, доля продаж кормов для домашних животных в сегменте «эконом» резко сократится и составит к 2020 году лишь 45 % данного рынка. В общем доля компании «Марс» на рынке России составляет более 70 % [3; 10].

По данным Госкомстата, в 2012 году средние затраты владельца домашнего питомца на корм составили около 530 долл., что на 22 долл. больше, чем в 2011 году. Прогнозируется, что эта цифра будет возрастать на 20-30 долл. ежегодно вплоть до 2020 года, и таким образом в России уровень затрат на корма для животных приблизится к западноевропейскому. К примеру, в Северной Америке затраты на корм составляют 225 долл. с ежегодным приростом 4 %, в Восточной Европе - 50 долл. с приростом 60 % за последние годы.

По данным аналитического агентства Nielsen, на сегодняшний день корма для кошек имеют наибольшую долю рынка кормов - 82 % продаж в денежном выражении. Распределение по типам корма выглядит так: 54 % владельцев кошек предпочитают покупать сухой корм, а 46 % - влажный. А для собак: 45,5 % - сухой и 19,5 % - влажный.

В целом в России 90 % рынка кормов для кошек и собак поделено между двумя производителями - «Нестле» и «Марс». Компания «Марс» имеет четыре фабрики по производству кормов в России (в Московской области и в Сибири), у «Нестле» на сегодняшний день три завода и доля рынка этой компании оценивается в 18 %.

В 2008 году в Россию было импортировано кормов для животных на сумму 174 млн долл., в 2009 и 2010 годах этот объем сократился на 8 и 21 % соответственно, что связано с последствиями мирового экономического кризиса, а в 2011 году отмечено оживление, рост доходов населения, увеличение числа питомцев, рост спроса на новые товары и, как результат, повышение импорта на 29 % [10].

Таблица 1

Импорт кормов для домашних животных в Россию, млрд. долл. США

Страна 2008 год 2009 год 2010 год

Всего 175,9 162,4 139,3

Нидерланды 45,9 41,8 36,9

Франция 21,7 32,3 23,5

Германия 34,9 23,2 14,5

Тайланд 6,2 13,4 11,1

Италия 4,8 6,2 9,1

Канада 1,4 2,7 7,6

Венгрия 20,4 12,9 7,3

Австрия 9,2 12,1 6,8

США 12,8 4,5 4,6

Источник: [1].

Среди всех стран Нидерланды - основной партнер России (43 % всего импорта), далее -Франция (19 %), Германия (14 %), а доля США - всего 3,3 %. Доля сухих кормов для кошек и собак составляет 57 % всего импорта, а доля консервированного корма - 41 %, прочего - 2 % (см. табл. 1).

Согласно данным исследования, проведенного аналитической компанией «ВладВ-нешСервис», крупнейшим импортером кормов для домашних животных являются ЗАО «Северо-Западная региональная компания», ООО «Нестле Россия» и ООО «Марс» [2; 6; 9; 10] (см. табл. 2).

Таблица 2

Наиболее крупные импортеры сухих кормов для кошек и собак в Россию в 2009 году

Наименование Регион Доля в общем объеме импорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 год 2009 год

ЗАО «Северо-Западная Ленинградская 32,98 31,00

Региональная компания» область

ООО «Нестле Россия» Москва 29,72 22,4

ООО «Марс» Московская область 6,48 9,79

ЗАО «Вальта Пет Про- Москва 4,68 7,91

дактс»

ООО «Конструктив» Москва 7,29 4,59

ООО «Инсервис» Московская область 1,91 3,0

ЗАО «Рускан» Московская область 1,94 2,98

Другие 15,0 18,2

Источник: аналитическое агентство «ВладВнешСервис».

Как результат всего вышеизложенного эксперты оценивают потенциал российского рынка и указывают на его последующий рост до 1,8-2,1 млрд долл. к 2020 году [5]. Для полного анализа рынка необходимо рассмотреть каналы дистрибуции. В России супермаркеты и гипермаркеты становятся самыми популярными каналами сбыта продукции для производителей всех товаров народного потребления, в том числе и кормов для домашних животных.

В категории кормов для животных покупатели склонны к покупкам известных брен-дированных товаров, однако, по данным Euromonitor International, на мировом рынке кормов 11,6 % от всех продаж приходится на собственные торговые марки торговых сетей (СТМ). В странах Западной Европы доля продаж под СТМ приближается к 20 %, например, в Великобритании маркой № 4 является Tesco (СТМ), на долю которой приходится 6 % продаж, опережаемая только марками крупнейших мировых производителей Mars и Nestle. На немецком рынке в топ 5 марок входят уже три СТМ (см. табл. 3).

Таблица 3

Основные игроки мирового рынка кормов для животных

Компания Доля рынка Объем продаж в 2009 г., млрд долл. Ключевые бренды

2000 г. 2005 г. 2009 г.

Mars Inc 10,2 9,5 % 15,0 % 13,3 Cesar, Pedigree, Royal Canin, She-ba, Whiskas

Nestle S.A. 14,1 30,5 % 32,4 % 12,9 Cat Chow, Dog Chow, Felix, Friskies, Gourmet, One, Pro Plan, Purina

Colgate-Palmolive Co 9,4 12,1 % 11,7 % 3,4 Hill's Science Diet, Hill's Prescription Diet

Procter&Gamble Co 9,4 12,1 % 11,3 % 3,3 Eukanuba, Iams

Del Monte Foods Co - б,б % 9,б % 1,8 Meow Mox, Milk-Bone

Источник: Euromonitor International.

СТМ на российском рынке товаров народного потребления пока находится на начальной стадии развития. По материалам исследования Nielsen Shopper Trends, всего порядка 4% когда-либо приобретали подобные товары [8; 9].

Помимо развития СТМ торговых сетей, очень важным каналом сбыта становится электронная торговля. К примеру, в Бразилии, втором по объему рынке на сегодняшний день, 2% кормов для животных приобретаются в интернет-магазинах. В США в 2012 году этот показатель уже достиг 7,6 %. В Китае доля потребителей, делающих покупки онлайн, достигла 16 %, и из них 0,1 % продаж пришелся на корма для животных. Несмотря на незначительную долю только электронных продаж, считается, что половина потребителей сначала изучает товар в Интернете, а после этого только делает покупку в магазине. Поэтому перспективы данного канала огромны [7].

Таким образом, мировые тенденции рынка кормов для домашних животных выглядят следующим образом:

1. Страны СНГ имеют огромный потенциал роста в виду слабой развитости данного рынка и его полного отсутствия еще 20 лет назад.

2. Рынок поделен между несколькими крупнейшими гигантами-производителями и эта тенденция сохранится и далее.

3. Фокус потребителей будет направлен в сторону здорового питания питомцев, в связи с этим будет развиваться потребление органического корма без содержания консервантов.

4. Очевидно, что к традиционным каналам сбыта в ближайшее время добавятся online продажи.

Библиографический список

1. Хамзина И. Маркетинговое исследование «Обзор рынка кормов для домашних животных» / И. Хамзина. - Сентябрь, 2011.

2. International Markets Bureau. MARKET INDICATOR REPORT: Consumer Trends Pet Food in Russia. - December, 2009.

3. International Markets Bureau. MARKET INDICATOR REPORT: The United States A Growing Pet Food Market. - May, 2010.

4. Market Report: Petfood exports increasing in Ukraine / Vladislav Vorotnikov [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 09.07.2013.

5. Market Report: Pet owners seek new information sources [URL]. - www.petfoodindustry.com. -10.08.2010.

6. Market Report: Russia's petfood market volume keeps growing / Vladislav Vorotnikov [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 09.07.2013.

7. Online petfood sales: Small but growing channel / Debble Phillips-Donaldson [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 03.09.2013.

8. Research: What's in store for pet retail / Mukund Parthasarathy [URL]. - www.petfoodindustry.com. -25.05.2010.

9. Top 25 global petfood companies profiled in database [URL]. - www.petfoodindustry.com. -29.11.2012.

10. USDA Foreign Agricultural Service. Russian Federation: Pet Food Market Brief. - 21.04.2011.

Ю.А. Попова

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БАНГЛАДЕШ

Аннотация: в статье рассматриваются основные моменты, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш по состоянию на 2013-2014 налоговый период.

Ключевые слова: Бангладеш, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, «дополнительный налог».

Бангладеш - густо населенная страна на юге Азии. По данным на 2012 год, население страны насчитывает более 163 миллионов человек. Обладая небольшой по размерам территорией, страна занимает 8 место в мире по численности населения и седьмое место по плотности. Плотность населения Бангладеш равна 1099 человек на квадратный километр [5].

По оценкам ООН, Бангладеш является одной из наименее развитых стран. Неграмотность взрослого населения достигает 48% от общего числа трудоспособных людей. Значительная часть населения страны занята в сельском хозяйстве. Экспорт Бангладеш представлен преимущественно готовой одеждой, текстилем и поставками джута [3, c. 6]. Несмотря на все перечисленные недостатки страна обладает значительным потенциалом роста. Благодаря большому количеству взрослого населения труд в стране достаточно дешев, что привлекает в страну иностранных инвесторов. Также качество выпускаемой одежды на фабриках Бангладеш под контролем иностранных компаний является высоким. Немаловажен тот факт, что некоторые крупные ретейлеры, продающие одежду под своей маркой, производят ее пошив на фабриках Бангладеш. Тем самым на сегодняшний день становятся актуальными вопросы

© Попова Ю.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.