Научная статья на тему 'Формирование и развитие новых видов бизнеса: зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных'

Формирование и развитие новых видов бизнеса: зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗАБОТЫ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ / ЗООИНФРАСТРУКТУРА / ЗООГОСТИНИЦЫ / CARE MARKET / HOUSEHOLDS / DOMESTIC ANIMALS / ZOO INFRASTRUCTURE / ZOO HOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена изучению проблем появления новых рынков, на основе которых формируются новые виды бизнеса. Автор сфокусировал внимание на рынке заботы о домашних животных и рассмотрел динамику изменения потребностей на товары и услуги для ухода за животными. В качестве главного элемента анализа выступили объекты зооиндустрии, в особенности зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying the problems of the emergence of new markets, on the basis of which new types of business are formed. The author focused on the pet care market and looked at the dynamics of changing needs for pet care products and services. Objects of the pet-industry, especially pet-hotels and other means of temporary accommodation for pets, were the main element of the analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие новых видов бизнеса: зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных»

Формирование и развитие новых видов бизнеса: зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных.

Formation and development of new types of business: pet hotels and other means of temporary accommodation for pets.

Джанджугазова Е.А. E.Dzhandzhugazova

Статья посвящена изучению проблем появления новых рынков, на основе которых формируются новые виды бизнеса. Автор сфокусировал внимание на рынке заботы о домашних животных и рассмотрел динамику изменения потребностей на товары и услуги для ухода за животными. В качестве главного элемента анализа выступили объекты зооиндустрии, в особенности зоогостиницы и другие средства временного размещения домашних животных.

The article is devoted to studying the problems of the emergence of new markets, on the basis of which new types of business are formed. The author focused on the pet care market and looked at the dynamics of changing needs for pet care products and services. Objects of the pet-industry, especially pet-hotels and other means of temporary accommodation for pets, were the main element of the analysis.

Ключевые слова: рынок заботы, домохозяйства, домашние животные, зооинфраструктура, зоогостиницы.

Key words: care market, households, domestic animals, zoo infrastructure, zoo hotels. Введение

Постиндустриальный мир формирует новые потребности, новые рынки и как следствие новые бизнесы. Сегодня эта парадигма не вызывает сомнений, но 100 лет назад очень трудно было представить как изменится уровень хозяйственной жизни и какие потребности выдвинутся на передний край. Однако для

выдающегося экономиста Дж. М. Кейнса, экономические возможности будущих поколений были очевидны, что он прозорливо описал в своей научной статье «Economic Possibilities for our Grandchildren», вышедшей в 1930 г.

В частности Кейнс отмечал, что сама скорость происходящих изменений становится болезненной, ставит трудные проблемы и в том числе проблему технологической безработицы. Ее проявление Кейнс объяснил тем, что скорость освоения трудосберегающих технологий превосходит способность находить новое применение высвобождающемуся труду.1 Вместе с тем человечество сможет решить эту экономическую проблему в долгосрочном периоде путем трансформации глобальных материальных условий человеческого существования. Эти перемены отразятся на природе обязанностей человека по отношению к ближнему. То есть если экономическая целеустремленность по отношение к самому себе будет терять смысл, то это не значит, что она потеряет смысл в отношении ко всем остальным.

Практическим продолжением этих идей стала работа Ролфа Иенсена «Общество мечты» , в которой автор сформулировал ключевые тенденции развития потребностей и в том числе представил прогноз развития рынка товаров и услуг, обосновав появления новых перспективных сегментов и в частности «Рынка заботы». Совершенно очевидно, что люди нуждаются в заботе и помощи и также готовы проявлять заботу к ближнему и в том числе к домашним животным, растениям и всему живому. Рынок заботы о домашних животных

Рынок заботы о домашних животных существует в мире с 1970-х годов. В России свое развитие он получил 1990-е, но по-настоящему оформился в начале 2000-х. На сегодняшний день рынок заботы о домашних животных является важным и перспективным сегментом сферы услуг. Он включает разнообразные товары и услуги для ухода за животными: корма, витамины,

1 Keynes J. M. Economic Possibilities for our Grandchildren // Essays in Persuasion. N.Y.:

2 Йенсен Р. «Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес». Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. С. 272.

одежду, услуги зоогостиниц, груминга, зоотакси и многое другое. Информационная эпоха и развитие сетевых коммуникаций сформировала особую информационную среду зоозащитников и любителей домашних животных. Многочисленные электронные ресурсы, тематические и развлекательные блоги и форумы, предоставляющие разнообразные видеоматериалы, включая on-line трансляции, создали необыкновенно привлекательный виртуальный образ братьев наших меньших, который широко используется для продвижения товаров, услуг, идей, сообществ и отдельных персон в интернете. Совершенно особое место в общественной жизни занимает такое социальное явление как зоозащита и в.т.ч. волонтерство, связанное с уходом за бездомными и больными животными.

В настоящее время продажа товаров и услуг для домашних животных -это динамично развивающийся бизнес, построенный на ответственном и гуманном отношении к животным. Оценивая перспективы любого бизнеса необходимо правильно оценивать емкость рынка, опираясь на его количественные и качественные параметры.

По данным Mars Petcare общая популяция домашних животных в России составляет - 60 млн., из них численность домашних кошек - 33,7 млн., а численность собак - 18,9 млн., численность других домашних животных (грызунов, декоративных птиц, аквариумных рыбок и пр.) составляет 7,4 млн. Домашних животных в России имеют 55 млн. домохозяйств (53% от общего количества домохозяйств). В свою очередь в 15% домохозяйств есть и кошка и собака. Самый большой рынок заботы о домашних питомцах в Москве, по данным исследовательского холдинга «РОМИР» в московских домохозяйствах насчитывается около 2 млн. собак и кошек.

Впечатляет и общая сумма расходов на содержание домашних животных озвученная газетой «Известия» - 950 млрд. руб.4 в год. При этом важно заметить, что доля расходов на домашних животных в общем семейном бюджете в условиях сокращения реальных доходов не сокращается, а наоборот растет. Это

3 Mars Petcare - ведущий производитель продуктов питания и ухода за домашними животными.

4 https://iz.ru/news/623807

объясняется тем, что люди склонны скорее ограничить собственные расходы, но не ущемлять своих домашних питомцев. По данным аналитического центра НАФИ средние месячные расходы на одного домашнего питомца составила 4542 рубля. Распределение расходов отражено на рис.1.

Расходы на содержание ЖИВОТНЫХ

14%

18% 33% Корм Зоогостиницы, передержка Груминг Ветпомощь Другие

20% 15%

Рис. 1. Структура расходов на содержание домашних животных.5

Анализ структуры расходов на содержание домашних животных показывает, что в настоящее время самую значительную долю занимают расходы на корм и уход за животными, услуги временного размещения и в.т.ч. расходы на зоогостиницы пока составляют 15%, но, тем не менее, потребность в них постоянно возрастает, особенно в крупных городских агломерациях, где люди мобильны и им необходимы качественные услуги по временному содержанию домашних животных. Следует также отметить, что параллельно растет качество предоставляемых услуг временного размещения животных, так как коренным образом меняется отношение людей к своим домашним питомцам. Большинство хозяев воспринимают своих животных как членов семьи, компаньонов и друзей, что, несомненно, влияет на количественные и качественные характеристики расходов домохозяйств.

Следует отметить, что за последние 20 лет отношение россиян к домашним животным сильно изменилось. Согласно данных ВЦИОМ, 70% опрошенных дружелюбно относятся к домашним животным, при этом 68%

5 Опрос НАФИ, 2016 г. - 1600 респондентов.

респондентов из числа не имеющих животных хотят завести питомца при удобном случае.6

Причем если раньше домашние животные выполняли чисто утилитарные функции - ловили мышей и охраняли дома, то сегодня они по праву становятся членами семьи, что предполагает более ответственное и эмоциональное отношение к ним хозяев. Многочисленные опросы подтверждают серьезные перемены в отношении россиян к своим к домашним питомцам. Подавляющее большинство людей считают, что их домашние животные приносят пользу и гармонизируют внутрисемейные отношения (показано на рис.2).

Польза от домашних животных

* 95%

X 90% Щ 85% 01 Э 80% о с 75% о £ 70% о сС 1

1

лечат дают позитивные эмоции улучшают самочувств ие делают ребенка общительн ым делают ребенка ответственн ым способству ют развитию детей

■ Варианты ответов 79% 93% 80% 92% 91% 83%

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос: «Какую пользу приносят домашние животные?».

Анализ ответов о пользе домашних животных показывает уже отмеченное выше дружелюбное отношение россиян к своим питомцам. Подавляющее большинство опрошенных (более 90%) считают, что домашние питомцы вносят свой позитивный вклад в воспитание детей, делая их более ответственными. Этот факт подтверждает, что животные по-настоящему становятся членами семьи, а, следовательно, их можно учитывать при определении численности семей, в особенности это относится к кошкам и собакам. Конечно, с точки зрения человеческой этики этот тезис можно считать спорным, но с точки зрения экономики домохозяйств он вполне состоятелен.

6 Опрос ВЦИОМ по заказу бренда PURINA, октябрь 2016г. - 1600 респондентов.

Совершенно очевидно, что домашние животные в условиях общества потребления становятся полноправными потребителями, а, следовательно, они не должны дискриминироваться по причине того, что относятся к иному биологическому виду, чем люди. На этом утверждении во многом строится концепция растущего общественного движения, выступающего за соблюдение прав животных, получившее название - «зоозащита». Последователи этого движения - зоозащитники, представляют собой определенную субкультуру, во многом построенную на идеях зоогуманизма, в основе которого лежит представление о том, что животные как и люди обладают сознанием и чувствами, а, следовательно, их права не должны ущемляться. Одним из ярких проявлений этого подхода является Dog friendly медиа проекты, способствующие созданию инфраструктуры для людей и их домашних животных: зоотакси, зоогостиницы, рестораны и кафе для хозяев и их питомцев и пр.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры для домашних животных являются средства временного размещения, к которым относятся зоогостиницы. Следует отметить, что предоставление средств размещения для животных - это довольно новый для РФ бизнес. Так, например ГОСТ Р 570142016 «Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования» , был введен в 2016 г. впервые и в настоящее время является одним из основных нормативных документов, регулирующих рынок средств размещения домашних животных. Этот документ раскрывает суть основных терминов: «услуги по временному содержанию непродуктивных животных», «место временного содержания непродуктивных животных», «зоогостиница» и др. Согласно статье 23, ГОСТ Р 57014-2016, зоогостиница - это специально приспособленное и оборудованное нежилое помещение для временного содержания непродуктивных животных. В данном нормативном документе приведена классификация средств размещения для непродуктивных животных, включающая следующие виды размещения:

7 https://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_57014-2016

• Передержки

• Зоогостиницы

• Приюты.

Следует отметить, что зоогостиницы являются наиболее

приспособленными средствами временного размещения для домашних животных и именно они формируют цивилизованную зооинфраструктуру городских агломераций. Рассмотрим состояние зооинфраструктуры в крупных городах РФ (рис.3).

Степень беспеченности зооинфраструктурой в крупных городах

РФ

тт значение тах значение

75%

Магазины зоотоваров

Ветклиники

Зоогостиницы

Рис. 3. Степень обеспеченности зооинфраструктурой в РФ.8

Анализ данных представленных на рис. 3 позволяет отметить высокую обеспеченность городов торговыми предприятиями, предлагающими корма и товары для животных (54-75%), среднюю обеспеченность ветеринарными клиниками (16-32%) и низкую обеспеченность зоогостиницами (2-6%). Несмотря на то, что зоогостиницы - это востребованный и перспективный формат средств размещения животных, о чем в том числе свидетельствует специализированный сервис zoobooking.com., практически весь рынок средств размещения для животных (90%) занимает сектор частных передержек (содержание животных в частных квартирах и домовладениях). Совершенно очевидно, что данная ситуация сдерживает развитие цивилизованных средств

8 Источник (электронный ресурс) https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/zoogostinitsa-zhivotnykh/

размещения, так как качество услуг частных передержек никто не контролирует, о чем не раз сообщалась в СМИ и в том числе по инициативе зоозащитников. В этой связи необходимо глубоко и системно изучать новые рынки и прежде всего рынок зооинфраструктуры и в том числе для того, чтобы пропагандировать развитие новых видов бизнеса, повышая к ним интерес самозанятых граждан. В настоящих условиях, когда рынок труда претерпевает серьезные изменения, а десятки профессий становятся невостребованными, новые рынки способны генерировать новые бизнесы, создающие новые рабочие места.9

Сегодня увлечение, хобби или приобретенные хозяйственные умения и ремесленные навыки могут стать основой для освоения нового бизнеса. Это в полной мере относится к содержанию домашних животных, так как в орбите этой деятельности, так или иначе находятся сотни тысяч людей, способных ухаживать за животными на профессиональной основе. Но для этого необходимо создать информационную среду, дающую возможность получить необходимые сведения для организации и ведения бизнеса связанного, например, с временным содержанием и выгулом животных. К ним можно отнести сведения о формате зоогостиниц, нормативно-правовой базе, емкости рынка, технологических и финансовых особенностях ведения этого бизнеса. Важно понимание его динамики, так как предоставление средств размещения для животных - это сезонный бизнес, где пик спроса приходится на время летних отпусков (май - август). При этом средняя загрузка в межсезонье составляет 15-20%, а в высокий сезон она достигает до 60-70%. В целом рост зооинфраструктуры способствует развитию туризма, так как владельцы домашних животных становятся более свободными в выборе видов отдыха и продолжительности путешествия.10 Вместе с тем, нельзя не отметить такой факт, что спрос на услуги зоогостиниц зависит от размера домохозяйств.

9 Джанджугазова Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблемы и решения. 2016.№3(75), С. 48-57.

10 Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М.: Теис, 2004.

Например, малые домохозяйства будут острее испытывать потребность в средствах временного размещения животных, а в больших домохозяйствах потребность в них будет минимальной, потому что чем больше домочадцев, тем больше возможностей оставить питомцев дома в каникулярно-отпускной период. На рис. 4 представлено соотношение отдельных типов домохозяйств с учетом их численности.

Размер домохозяйств в РФ (доля в %)

■ 1-2 чел. НЗчел. 4 чел. ■ 5 чел. >6и более чел.

40%

Рис. 4. Соотношение отдельных типов домохозяйств (в %)."

В России средний размер домохозяйств составляет 2,6 чел. При этом доля малых домохозяйств (1-2 члена семьи) составляет - 40%. Этот факт указывает на хорошие перспективы роста спроса, на услуги зоогостиниц. Выводы

В заключении следует отметить, что формирование и развитие новых эмоциональных рынков инициирует появление новых видов бизнеса, к которым относится, в том числе и рынок заботы о домашних питомцах. Вместе с тем развитие новых рынков продолжается и в том числе растет спрос на услуги гостиниц для домашних растений. Пока размеры этого рынка невелики, так как покрывают 5-7% потенциального спроса на временное содержание и профессиональный уход за «зелеными питомцами», но экономический потенциал этого рынка, учитывая количество домашних растений, может быть

Всероссийская перепись населения 2010 (2010). М.: Росстат. http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogil612.htm

довольно существенным, с учетом того, что в среднем стоимость содержания одного растения составляет 20-25 руб. в сутки. Кроме того суммарная ёмкость этого рынка может включать стоимость дополнительных сервисов, включая доставку и пр. Литература

1. Keynes J. M. Economic Possibilities for our Grandchildren // Essays in Persuasion. N.Y.: W.W. Norton & Co, 1963. Р. 358—373.

2. Йенсен Р. «Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес». Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. С. 272.

3. Газета «Известия» (Электронный ресурс), https://iz.ru/news/623807

4. Опрос ВЦИОМ по заказу бренда PURINA, октябрь 2016г. (Электронный ресурс), https://wciom .ru/index.php?id=236&uid=115957

5. ГОСТ Р 57014-2016 «Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования». (Электронный ресурс), https://standartgost.ru/g/ГОСТ Р_57014-2016 .

6. Электронный ресурс: https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/zoogostinitsa-zhivotnykh/

7. Джанджугазова Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблемы и решения. 2016№3(75), С. 48-57.

8. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М.: Теис, 2004. С. 168.

9. Всероссийская перепись населения 2010 (2010). М.: Росстат. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.