УДК 612.843.63-053.6:377.3:621.941.025
Канд. мед. наук А. Д. Храмцова, Б. И. Гутник
СОСТОЯНИЕ РЕФРАКЦИИ ГЛАЗ У УЧАЩИХСЯ ОДНОГОДИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ ТОКАРЯ, В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
Всесоюзный научно-нсследсвательский институт профтехобразования! Ленинград
Основной задачей данной работы являлось изучение функционального состояния зрительного анализатора у учащихся-токарей одногодичного технического училища в динамике двух недельных срезов (в начале обучения и в конце первого полугодия) в зависимости от условий режима облучения. Как известно, зрительный анализатор у токарей выполняет важные профессионально значимые функции и участвует в формировании рабочего динамического стереотипа при освоении профессии (С. А. Ко-снлов).
В качестве важнейшей функции зрительного анализатора была выбрана рефракция, которая в значительной степени отражает состояние центрального зрения (Н. М. Сергиенко). От нее зависят и другие важные зрительные функции: острота зрения, объем аккомодации, быстрота различия деталей и др. (С. В. Кравков). Таким образом, целесообразно предположить, что от состояния рефракции может зависеть успешность освоения профессии токаря.
Изучение рефракции глаза проводили способом, предложенным А. И. Дашевским, на приборе собственной конструкции. Прибор состоял из двух тубусов, в один из которых вставлен тест-объект (слово «север»), тест-тубус, а в торец другого жестко укреплена собирательная линза +30 — тубус окуляр. Конструкция прибора предусматривала подвижное соединение тубусов и перемещение их по отношению друг к другу вдоль продольной оси, при этом измерялось расстояние между торцами тубусов (между линзой и тест-объектом) от 290 до 370 мм. Тест-объект равномерно освещался лампочкой 4,5 В; освещенность во время опытов оставалась строго постоянной. Испытуемому предлагалось фиксировать взгляд на тесте, добиваясь четкого различения всех букв шрифта (при этом он должен был смотреть одним глазом в тубус-окуляр). При расположении теста на расстоянии 333 мм от глаза (линзы) объект фиксации будет находиться в фокусе линзы и идущие от теста лучи достигнут глаза испытуемого параллельным пучком. При эмметропической рефракции испытуемый четко фиксирует объект с данного расстояния. В случае гиперметропии или миопии лучи пересекутся в фокусе, расположенном за сетчаткой или впереди нее: в этом случае перемещением тубуса-окуляра по продольной оси (изменением расстояния между тестом и линзой) испытуемый добивается четкой фокусировки теста на сетчатке, т. е. хорошей видимости объекта. Степень перемещения тубуса-окуляра, определяемая по шкале прибора в миллиметрах, соответствует величине клинической рефракции глаза. Превышение фокусного расстояние по нониусу шкалы прибора (более 333 мм) свидетельствует о гиперметропической рефракции, а уменьшение — о наличии миопии.
Первый срез исследовали в начале учебного года (в октябре), второй — в конце первого полугодия (в конце декабря). Длительность каждого среза — 1 учебная неделя (от понедельника до субботы). Исследования проводились 3 раза в день: до занятий, спустя 3 ч (непосредственно перед обеденным перерывом) и после занятий. Во втором срезе выполняли одно дополнительное исследование после обеденного перерыва. Недельная учебная нагрузка у подростков составляла 38 ч, из которых 12 ч отводилось непосредственно на производственное обучение. В начале года осуществлена оптимизация учебного процесса в соответствии с физиолого-гигиеническими рекомендациями (А. Д. Храмцова). Производственное обуче-
ние проводилось 3 раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу (по 4 ч во второй половине дня) в сочетании с 3 уроками теоретического обучения. Уроки физкультуръ" бывали в дни только теоретического обучения, что спо собствовало переключению учащихся на новый вид деятельности. В субботу предусматривался укороченный учебный день (6 уроков). В расписании планировались 10-минутные перерывы после каждого урока и 65-минут-ный перерыв на обед через 3 ч после начала занятий.
Для оптимизации учебного режима использовали элементы физических упражнений в виде вводной гимнастики до начала уроков, а также физкультпауз, проводимых на 25-й минуте 2-го и 5-го уроков (или часов) производственного обучения. Все это должно было в какой-то мере отразиться на общей работоспособности учащихся. Имеются сообщения, где указывается на то, что для оптимизации учебного процесса большое значение имеет не только рационально составленное расписание, но и научная организация урока в соответствии с педагогическими и физиоло-го-гигиеническими принципами (С. Громбах). Совершенствование дидактических методов обучения при преподавании специальных дисциплин (телелекции, семинары, лабораторно-практические занятия, широкое применение экранных пособий и других технических средств обучения) проводилось под контролем опытных педагогов — сотрудников института.
Первоначальные данные клинической рефракции (в понедельник утром) были во время первого среза примерно одинаковыми у всех обследуемых: невыраженная гипер-метропия 0,07—0.09Д, или 7—9 мм в линейном выражении. Учитывая погрешности, связанные с пространственным расположением клинического фокуса, гиперметропию такой степени можно не учитывать и глаз может считаться эмметропическим (Н. М. Сергиенко).
Исследования показали, что обучение в техническом училище сопровождается ежедневными изменениями степени клинической рефракции, что особенно выражено в первой половине учебного дня, во второй половине она либо незначительно изменялась (в понедельник, вторник, четверг, субботу), либо достоверно (Р < 0,05) увеличивалась (в среду, пятницу), о чем свидетельствовали данные первого среза.
Появление миопической рефракции можно объяснить нагрузкой цилиарных мышц глаз при напряженной зрительной работе, к которой, по-видимому, можно отнести зрительную деятельность учащихся на уроках теоретического обучения при изучении специальных дисциплин (спецтехнологии, технологии машиностроения, допусков и технических измерений, чтения чертежей и др.). В расписании они в подавляющем большинстве случаев планировались на первую половину дня. На этих уроках учащимся часто приходилось пользоваться экранными пособиями, рассматривать мелкие тексты и обозначения в таблицах и на экране, зачастую находящихся на пределе видимости. Большое напряжение зрительного анализатора отмечалось при сопоставлении чертежей с реальными деталями объектов, при внимательном изучении графиков и таблиц на доске. Помимо коллективного изучения чертежей, от учащихся требовалось рисовать индивидуальные эскизы в тетрадях, что требовало быстрой перестройки аккомодативного аппарата глаз при работе на близком расстоянии. Таким образом, понятно, почему наибольшие сдвиги рефракции в сторону миопии отмечались в дни.
Таблица 1
Усредненные показатели клинической рефракции (в мм) у учащмхся-токарей в динамике учебной недели в начале учебного года
(М±т)
День недели Правый глаз Леяый глаз
1 3 1 2 3
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота 339,4+2,5 340,2+2,4 340,0±2,7 340,7±3,1 340,1+2,8 341,9+2,8 331,7+3,3 3334,7+3,0 329,2+4,1 339,3+2,3 324,4+4,5 322,1+2,8 328,1 + 1,9 333,1+2,9 337,9+1,7 337,9+2,5 336,7+2,4 330,2+3,9 339,7+3,1 341,9±2,8 340,4+2,5 341,3+2,2 339,2+2,6 338,8+2,5 330,9±3,4 335,9+1,9 331,9+3,6 340,0+2,4 323,2+4,9 327,2+3,7 323,9±3,4 332,4+2,4 332,7+3,2 342,8+ 5,5 337,4+2,3 326,8+3,5
Примечание. 1,2иЗ — порядковый номер исследования.
Таблица 2
Усредненные показатели клинической рефракции (в мм) у учащихся-токарей в динамике учебной недели в конце первого полугодия
(М±т)
День недели Правый глаз Левый глаз
1 2 з 4 . | 2 3 * 4
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота 335,9+1,1 334,8+1,9 335,8+1,7 334,3+1,8 336,1 + 1,9 334,7±2,8 325,8±2,0 320,7± 1,6 321,2+1,1 328,6+2,2 322,6+2,1 324,1+2,8 336,2+1,0 331,1+2,7 331,5+2,2 333,2+2,3 329,6+1,6 333,7+1,9 331,1 + 5,9 332,8+3,9 331,8+2,0 329,1+2,5 326,5±3,6 335,6+1,2 335,3+1,8 334,7+2,1 334,6+1,6 336,1+2,0 334,9±2,9 324,7±2,3 320,3+2,2 321,7+1,9 328,4± 1,9 322,1+2,1 323,8+2,7 335,5+0,9 330,8+2,8 330,7+1,8 332,8+2,3 330,1 + 1,6 333,7+1,5 333,1+5,7 332,7±4,4 332,3+2,0 328,4+2,3 325,9±3,4
Примечание. I, 2, 3 и 4 — порядковый номер исследования; данные отсутствуют.
когда в расписании занятий преобладали специальные дисциплины (в понедельник, среду, пятницу и субботу).
Наибольшие различия по степени миопической рефракции в субботу от первого ко второму исследованию свидетельствовали о большом функциональном напряжении аккомодативного аппарата глаза к концу недельного среза (Я <0.001).
Как видно из табл. 1, от второго к третьему исследованию в динамике для дальнейшего сдвига рефракции в сторону миопии не отмечалось, а в среду и пятницу реф-реакция даже улучшилась к концу дня по сравнению с данными второго исследования (Я < 0,05). Такая степень рефракции в среду к концу учебного дня у подавляющего большинства учащихся фактически соответствовала первоначальным утренним данным (Я < 0,05).
Динамика рефракции глаз у учащихся технического училища к концу полугодия носила несколько иной характер (табл. 2). Так, к концу 3-го урока данные рефракции второго среза во вторник, среду и четверг достоверно сдвигались в сторону миопии (Р < 0,05). Аналогичный сдвиг к концу полугодия отмечался и в начале учебного дня в четверг по сравнению с утренними данными в понедельник (Я < 0,05). Если в начале года изменение степени рефракции глаз в середине недели (в четверг) в динамике дня было недостоверным, то к концу периода наблюдения отмечались выраженные миопические нарушения уже через 3 ч учебных занятий. Непосредственно после 65-минутного перерыва установлены достоверное улучшение состояния рефракции и сдвиги ее к первоначальным утренним данным (Я < 0,05). Это явление наблюдалось во все дни недели, за исключением субботы, когда первоначальная степень рефракции не восстанавливалась. Интересно, что восстановление рефракции до исходной (утренней) отмечалось уже после 65-минутного перерыва (в первые 4 дня недели).
Мы считаем, что улучшение состояния клинической рефракции во второй половине дня (как в начале года, так и в конце первого полугодия) обусловлено наличием в расписании общеобразовательных дисциплин (политэко-
номии, эстетики, советского права и др.), не требующих большого зрительного напряжения. Рациональное сочетание теоретических и производственных уроков с предметами общеобразовательного цикла, а также уроки физкультуры способствуют переключению организма подростков на другой вид деятельности, оптимизируют нагрузки на мышечный (аккомодационный) аппарат глаза. Например, показатели рефракции в течение дня в четверг в начале учебного года практически не изменялись (Я > > 0,05), что, по-видимому, связано с наличием в этот день 4 уроков (в том числе физкультуры), не требующих большого зрительного напряжения. Можно считать, что на улучшение состояния клинической рефракции во второй половине учебного дня существенно влияют и 65-минутные обеденные перерывы.
К началу каждого дня данные рефракции полностью-восстанавливались до исходного уровня (установленного при первом исследовании в понедельник), что свидетельствовало об обратимых (благоприятных) функциональных сдвигах рефракции в динамике недельного учебного процесса как в начале, так и в конце первого полугодия. В то же время миопический сдвиг клинической рефракции в четверг после 3-го урока (в конце полугодия) и некоторое миопическое изменение ее утренних данных в этот день могут свидетельствовать о снижении работоспособности двигательного аппарата зрительного анализатора подростков. Это подкрепляется тем, что не только в субботу (как было в начале полугодия), но и в пятницу показатели рефракции к концу учебного дня не достигали первоначального (утреннего) уровня.
Учитывая, что характер сдвигов клинической рефракции у подавляющего большинства учащихся был неодинаковым в начале, середине и конце недели, ухудшаясь (изменяясь по миопическому типу) к концу недели, а также после уроков теоретического обучения, связанных с изучением специальных дисциплин, основное внимание следует обратить на физиолого-гнгиеническое совершенствование теоретического обучения.
Выводы
I. Изменения степени рефракции в целом отражают характер зрительной нагрузки в период учебного процесса и может использоваться как критерий при нормировании работ, связанных со зрительной нагрузкой (экран-
ЛИТЕР
Громбах С. —В кн.: Гигиена детей и подростков. М.,
1978, вып. 6, с. 9—24. Дашевский А. И. — В кн.: Многотомное руководство по глазным болезням. М., 1962, т. 1, кн. 2, с. 182—195. КосиловС. А. Физиологические основы производственного
обучения. М., 1975. Кравков С. В. Глаз и его работа. М. — Л., 1950.
ные пособия: кино, диапозитивы, телевидение, таблицы и др.).
2. Помимо оптимизации режима обучения, следует осуществлять дальнейшее нормирование при использовании различных форм, методов и средств обучения в плане восприятия учебной нагрузки через зрительный анализатор.
АТУ РА
Сергиенко И. М. Клиническая рефракция человеческого
глаза. Киев, 1975. Храмцоза А. Д. — В кн.: Физиолого-гигиенические факторы, определяющие работоспособность учащихся средних профтехучилищ. Л., 1977, с. 16—27.
Поступила 5/11 1980 г.
УДК 615.91.015.11
Н. А. Егорова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТОКСИЧНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАВИСИМЭСТЕЙ СТРУКТУРА — АКТИВНОСТЬ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Нами установлена возможность прогнозирования параметров острой и хронической токсичности на примере группы производных бензола с использованием зависимо-■сти химическая структура — биологическая активность по методу Ханча (Г. Н. Красовский и соавт.).
Проведенная работа позволила выявить математические зависимости между показателями хронической токсичности — максимально недействующей дозой (МНД), острой токсичности (LD60) и химической структурой других групп веществ: производных фенола, фенилмочевины, анилина, эфиров жирных кислот, альдегидов, кетонов, амииосоединений жирного ряда. Исходные данные о токси-ко-метрических параметрах взяты из отечественных работ по гигиеническому нормированию веществ в воде, причем для исследования отбирали только те соединеиия, для которых установлены точные значения МНД хронического опыта. В качестве параметров, характеризующих структурные особенности веществ, были взяты коэффициент распределения октанол/вода (Р), константа гидрофобности Ханча (л), молекулярная рефракция (mR), электронная константа Гаммета (а), электронная константа для алифатических соединений (а,), стерическая константа Тафта (Е,) (Hansch и соавт.; Jaffe; Taft).
Анализ исходных данных проводили на ЭВМ, рассчитывали коэффициенты парной и множественной корреляции между показателями токсичности и физико-химическими константами в пределах каждой из групп веществ, объединенных по принципу сходства химической структуры. Определяли также, не носит ли зависимость параметров токсичности от гидрофобных свойств веществ (Р, я) параболический характер. Получены соответствующие уравнения регрессии. Лучшее уравнение для каждой группы веществ выбирали по двум критериям: наибольшему коэффициенту корреляции (г) и наименьшей стандартной ошибке определения (S). В уравнения вводили индикаторные коэффициенты (/), характеризующие вклад отдельных групп-заместителей в суммарную активность молекулы того или иного химического соединения.
При изучении зависимостей показателей хронической токсичности от физико-химических констант, связанных с молекулярной структурой веществ, получены следующие .результаты.
Для групп веществ — производных фенола лучшим оказалось уравнение:
МНД = 0,176 ^Р +0,466 2ст — 1,967/^,^ — 2,907/СН1—
- 1,225/0Г10-1,153/с1-0,530 (1)
п=23, /-=0,909, 5=0,577 (3,8 раза в абсолютных цифрах), где п — число веществ; 1моа. СН3, С1 — индикаторные коэффициенты для N0^—, СН3—, С1—групп-заместителей в молекуле фенола; 1ОГ10 — индикаторный коэффициент для заместителей, стоящих в ог!о-положении.
В группе альдегидов, кетонов и эфиров жирных кислот связь между химической структурой и хронической токсичностью выражалась уравнением:
МНД = — 1,2422л2 + 4,2342я —0.0802О1 — 2,048/х —
— 1,816/г—2,949 (2) »
п=12. г=0,952, 5=0,391 (2,5 раза). ¡х — индикаторный коэффициент для соединений, имеющих в молекуле двойные связи; /2 — индикаторный коэффициент для метиловых эфиров жирных кислот, альдегидов и кетонов, содержащих в молекуле бензольное кольцо.
Для производных фенилмочевины лучшим было уравнение:
МН Д = — 0,0972я — 0,5972а + 0,1732®! + 0,132Е, —
— 0,888/! +0,232 (3 «=10, г=0,854, 5=0,371 (2,3 раза),
где /х — индикаторный коэффициент для веществ, имеющих ОСН3- и ОН-группы.
Зависимость МНД амииосоединений жирного ряда от их химической структуры выражалась параболическим уравнением:
^МНД= — 0,030 +0,611ШР- 0,7252а! +
+ 0,7092£, —0,724/, — 1,728 (4) *
п—14, л=0,876, 5=0,429 (2,7 раза),
где /! — индикаторный коэффициент для дизамещенных и изосоединений.