Научная статья на тему 'Состояние развития многофункциональных центров в Российской Федерации'

Состояние развития многофункциональных центров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многофункциональный центр / государственные услуги / муниципальные услуги

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Александра Вячеславовна

В статье рассматривается актуальный для России вопрос развития многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных. Представлены данные, характеризующие нынешнее состояние развития многофункциональных центров, выявлены проблемы и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Александра Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние развития многофункциональных центров в Российской Федерации»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каюмов С., Сергеев М. Прибыльный салон красоты, 2014. - 320с.

Левошич Н.В. Рынок услуг салонов красоты. Теория и практика современной науки, 2015. - 187-191с.

Нефедова, К.Л. Салоны красоты: реальности новой индустрии. Маркетинг услуг, 2013. - 236-243с.

Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. -336с.

Матвеева А. В. 1 Московский гуманитарный университет Состояние развития многофункциональных центров в Российской Федерации

В статье рассматривается актуальный для России вопрос развития многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных. Представлены данные, характеризующие нынешнее состояние развития многофункциональных центров, выявлены проблемы и даны рекомендации.

Ключевые слова: многофункциональный центр; государственные услуги; муниципальные услуги

За последние несколько десятилетий в Российской Федерации построена новая система предоставления государственных и муниципальных услуг. Жители пользуются многофункциональными центрами «Мои документы» - единым местом получения наиболее востребованных услуг. Основной качественной составляющей многофункциональных центров

1 Матвеева Александра Вячеславовна - магистрант Московского гуманитарного университета

57

(МФЦ) является возможность получать различный спектр сервисов, сосредоточенных в едином центре обслуживания. Широкий перечень государственных услуг, возможность оплаты госпошлины, дополнительные сервисы в виде бесплатного доступа в Интернет, детского уголка, гибкого графика работы - все это делает МФЦ привлекательным для жителей России, обеспечивая единую точку входа для решения значительной части вопросов, связанных с жизнедеятельностью человека.

МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг в последнее время стали рядовым явлением во всех регионах России. Они явились подлинным воплощением реализации идеи повышения эффективности органов государственного и муниципального управления в работе с широкими слоями населения за счет внедрения средств автоматизации и информатизации.

Общий объем финансирования программы создания МФЦ оценивается в 30 млрд. рублей. Большую часть денег на создание МФЦ должны выделять сами регионы. Кроме того, они могут получить поддержку из федерального бюджета. Очень много по стране открывается Многофункциональных центров, но, к сожалению, далеко не вся еще работа налажена на должный уровень.

Более 100 центров "Мои Документы" было создано в Москве. Более 90 МФЦ функционирует в Свердловской области. Крупные сети созданы в Ростовской области, Республике Башкортостан, Алтайском крае, Санкт-Петербурге, Челябинской области, Краснодарском крае. Очень достойно и качественно реализован этот проект в Дагестане. Там создано около 60 центров "Мои Документы" с очень высоким качеством работы.

По данным мониторинга развития сети МФЦ, по состоянию на 1 марта 2017 года на территории РФ было создано 2777 МФЦ, 10 214 территориально обособленных структурных подразделений, 312 офисов на базе

58

привлекаемых организаций. В них по всей стране работают свыше 33 тыс. универсальных специалистов. Порядка 350 тысяч граждан Российской Федерации в день обращаются в МФЦ за получением консультаций и услуг. В 2016 году в МФЦ оказано более 60 млн. услуг.

Минэкономразвития на протяжении последних трех лет ведет ежеквартальный рейтинг субъектов. За II квартал 2017 года группу лидеров, как и год назад, возглавляет Воронежская область. Это демонстрирует то, что в регионе ведется системная работа, уделяется внимание всем аспектам работы многофункциональных центров. В первой пятерке расположились Республика Дагестан, Приморский край, Липецкая область, а также Республика Саха (Якутия). В группе отстающих регионов находятся Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Псковская область, Республика Крым (Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации).

В МФЦ предоставляется широкий перечень услуг региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В среднем в одном МФЦ можно получить порядка 110-130 государственных и муниципальных услуг. В 2015 году во всех МФЦ страны было предоставлено более 50 млн. услуг, и к концу прошлого МФЦ вышли на показатель ежедневного обслуживания порядка 300 тыс. человек (Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ).

Так же в настоящее время в субъектах Федерации уже сложилась практика организации деятельности МФЦ для бизнеса. В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров. В подавляющем большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров (93%), в них предоставляются такие услуги, как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование

59

имущества физических и юридических лиц, приём заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов, и ряд других. Среднее количество обращений представителей бизнес-сообщества за получением одной государственной (муниципальной) услуги в 2016 году составило 1,97 раза, в то время как в 2012 году - 3,14 раза, в 2013 году - 2,86 раза, в 2014 году - 2,03 раза, в 2015 году - 1,83 раза (Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации).

Благодаря созданию сети центров только за последние несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением государственных услуг сократилось в 2,5 раза. За эти полчаса времени, которые люди стали экономить, если их умножить на 93 миллиона услуг, то общая экономия времени для граждан нашей страны - это более двух миллионов человеко-дней. Посетители МФЦ оценили усилия. В 2004 году проводились социологические замеры, исследующие, какое количество граждан удовлетворено качеством предоставления государственных услуг, - тогда цифра составляла 14%. В 2015 году этот же показатель достиг 83,8% (Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации).

Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс в качестве предоставления государственных и муниципальных услуг, значительная часть проблем сохраняется. По данным ежегодного социологического исследования уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг, 76,2% респондентов сталкивались с трудностями при получении государственных и муниципальных услуг в 2015 году (Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации).

Основные трудности при получении услуг являлись:

- большие очереди;

- сложность заполнения официальных форм;

60

- большие сроки получения услуги;

- требования избыточных документов, сведений;

- недостаточная компетентность, грубость сотрудников.

В результате решения перечисленных выше проблем каждой конкретной услуге может быть поставлена в соответствие адаптированная система требований к процессу и результату предоставления, а также установлена степень значимости услуги и отдельных показателей качества. В частности, необходимо развитие стандартизации качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Для определения степени качества конкретной услуги, целесообразно использовать паспорт, определяющий критерии и оценку услуги, который позволит чётко выявить приоритетные направления повышения качества услуги на основе сравнения с лучшими практиками. Определение значимости показателей может проводиться с привлечением экспертов, например, представителей различных органов власти, а также потребителей, компетентных в предоставлении и потреблении соответствующей услуги.

Чтобы своевременно реагировать на снижение удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами, нельзя пренебрегать оценкой такого важного показателя, как качество предоставляемых услуг. Запросы к качеству и удобству предоставления государственных и муниципальных услуг постоянно повышаются, и необходимо такое же постоянное совершенствование стандартов их предоставления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. garant.ru

Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://economy .gov.ru/minec/main

Погосова А. А.1 Московский гуманитарный университет

Погосов А. А.2 Московский гуманитарный университет Разработка организационной структуры управления проектом Двадцать первый век принёс нам генную инженерию, глобализацию и жесточайшую, на гране фола, конкуренцию. Любая ниша рынка занята множеством мелких и крупных игроков, которых, кажется, едва ли не больше, чем потенциальных клиентов. Выжить и тем более развиваться в такой непростой ситуации очень сложно, поэтому приходится постоянно искать способы опередить конкурентов, сделать своё предприятие более конкурентоспособным.

Ключевые слова: проект; управление; задачи; цели; стратегии; организация; эффективность; люди

Успех любого проекта в современной жизни зависит от множества факторов, главным и основополагающим из которых, является правильно подобранный и хорошо обученный коллегиальный состав, ведь именно с

1 Погосова Альбина Ашотовна — магистрант Московского гуманитарного университета.

2 Погосов Артем Ашотович — магистрант Московского гуманитарного университета.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.