Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития многофункцональных центров в регионах России'

Тенденции и перспективы развития многофункцональных центров в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / MULTIFUNCTIONAL CENTER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасова Нина Рафаэловна, Марфутенко Татьяна Антоновна, Орлянская Анна Александровна, Хубулова Вероника Васильевна

В статье проведен анализ тенденций развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в странах мира и регионах России. Выделены проблемы и приоритеты повышения эффективности взаимодействия граждан и бизнеса с органами власти в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гукасова Нина Рафаэловна, Марфутенко Татьяна Антоновна, Орлянская Анна Александровна, Хубулова Вероника Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and prospects multifunctional centers of providing public and municipal services in Russian regions

This paper analyzes the trends of development of multifunctional centers of providing public and municipal services in the regions of Russia. Challenges and priorities to improve the interaction of citizens and businesses with the authorities in the Russian Federation are highlighted.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития многофункцональных центров в регионах России»

Н.Р. ГУКАСОВА преподаватель Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС*

Т.А. МАРФУТЕНКО доцент Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС"

А.А. ОРЛЯНСКАЯ доцент Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС***

В.В. ХУБУЛОВА старший преподаватель Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС****

Тенденции и перспективы развития многофункцональных центров в регионах России

Модернизация экономики России предъявляет повышенные требования к качеству работы органов власти. Одним из возможных вариантов решения проблемы повышения качества и доступности государственных услуг, активно развивающийся в последние годы в рамках реализации мероприятий административной реформы, является институт многофункциональных центров (МФЦ) - «своего рода «супермаркетов» государственных услуг, представляющих собой единое помещений или комплекс помещений для предоставления государственных и муниципальных услуг

1

различными ведомствами по принципу одного окна» .

* Гукасова Нина Рафаэловна, e-mail: [email protected]

** Марфутенко Татьяна Антоновна, e-mail: [email protected]

*** Орлянская Анна Александровна, e-mail: [email protected]

**** Хубулова Вероника Васильевна, e-mail: [email protected] 1 Смирнов Н.В. Альтернативные формы организации МФЦ: торги за франшизу. [Электронный ресурс] Национальный институт системных проблем исследования проблем предпринимательства. Код доступа: http://www.smb.ru/.

Создание МФЦ, особое внимание привлекает системам взаимодействия, в том числе на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий:

- органов власти - с центрами предоставления услуг по принципу «одного окна»;

- органов власти - с гражданами и бизнесом;

- центров предоставления услуг по принципу «одного окна» - с гражданами и бизнесом1.

Трехканальная модель предполагает взаимодействие органов власти с гражданами и бизнесом через МФЦ, Интернет (Порталы государственных услуг) и с использованием средств телефонной связи (Са11-центры).

Изучая международный опыт и модели реализации электронного правительства, можно выделить три основных типа:

- англо-американская (США, Канада, Великобритания);

- континентально-европейская (Германия);

- азиатская (Южная Корея).

Предоставление услуг населению по принципу «одного окна» в Бразилии началось с конца 1990-х гг. и за последние 10 лет создана целая сеть по всей стране. Программа повышения качества государственных и муниципальных услуг имеет «говорящее» название - Роира1етро -«экономь время».

Особенностями предоставления услуг на базе Poupatempo в Бразилии являются следующие:

- система центра объединяет 68 органов на уровне штата, муниципалитета и федерального правительства, а также общественные группы и частный сектор;

- оказывается около 500 видов услуг в одном месте, в т.ч. предоставляемых отдельными частными компаниями;

- средняя площадь центра - 7 тыс. квадратных метров;

- стоимость строительства и оснащения «под ключ» -22 млн. долл. США;

- среднее число рабочих мест операторов («окон») -130;

1 Хубулова В.В. Многофункциональный центр — центральное звено системы «Электронного правительства». Дни информационного общества — 2012: Материалы Международной научно-практической конференции, Киев, 24-25 апреля 2012 г. / Под ред.: Н.В. Грицук, С.Г. Соловьева. Киев, 2012, с. 18-21.

- общая численность персонала (включая волонтеров) - около 700 человек.

Ключевым звеном системы повышения качества государственных услуг в Греции является сеть центров обслуживания граждан - КЕП.

Отличительными чертами предоставления услуг в электронной форме в Греции является то, что:

- КЕПы позиционируются как «организации по решению ежедневных проблем»;

- КЕПы представляют собой подразделение органа местного самоуправления, финансирование осуществляется за счет средств центрального бюджета (целевая субсидия);

- на базе КЕПов предоставляется 1034 услуги;

- сотрудники КЕПов выполняют функции универсальных специалистов, численность от 5 до 45 человек;

- сотрудники КЕПов законодательно наделены полномочиями по заверению документов от лица государственных органов и муниципалитетов;

- для обслуживания граждан открыт портал www.kep.gov.gr., поддерживающий технологии доступа через мобильный телефон и доступа для граждан с ограниченными возможностями.

Инфраструктура электронного правительства Германии включает в себя мобильное обслуживание граждан (Mobile Burgerdienste = MoBuD).

Сотрудники ЦОН приходят в офисы компаний, библиотеки и супермаркеты, а также на дом к пожилым людям, и с помощью мобильного оборудования осуществляют обработку услуг на месте — от справочной информации и консультирования до приема заявлений и оплаты предоставленных услуг.

В число услуг, предоставляемых мобильными ведомствами, входят вопросы регистрации, выдача паспортов и удостоверений личности, вопросы дотации на аренду жилья и многие другие. При этом граждане получают высокое качество обслуживания и уровня консультаций, а также самую актуальную информацию.

Мобильные терминалы представляют собой чемоданы, оснащенные портативным компьютером, принтером и считывателем банковских карт для оплаты предоставленных услуг и пошлин (стоимость — 4,7 тыс. евро).

Цель проекта «Czech Point» на территории Чехии - создание гарантированного сервиса, который может использоваться как гражданами, так и бизнесом, для взаимодействия с государством через одну контактную точку, где возможно:

- получить и заверить подлинность данных из государственных и негосударственных информационных систем,

- заверить подлинность документов;

- перевести документы из бумажного вида в электронную форму и заверить их (возможен и обратный процесс);

- получить информацию о ходе административного разбирательства и инициировать административное производство.

В системе «Czech Point» можно получить все данные, копии и выписки, зарегистрированные в центральных общественных регистрах, в регистрах физических и юридических лиц, в кадастре недвижимости, а также информацию о законодательстве.

Согласно исследованию среди 193 государств-членов ООН, которое было опубликовано в июне 2014 в обзоре «The United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want», на территории бывшего СССР лишь Литве, удалось за 13 лет преодолеть путь от «бесшовного» до «умного правительства», полностью жизнеспособного, чьи услуги доступны по цене и ничем не уступают по своему качеству, что позволило ей войти в число 20 мировых лидеров по внедрению «E-Government» 1.

Организация работы МФЦ в регионах России идет с различной степенью интенсивности. Основными задачами МФЦ в нашей стране являются:

- упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами общественно значимых государственных и муниципальных услуг;

- сокращение числа документов, требуемых заявителю для получения государственных и муниципальных услуг;

1 Отчёт ООН о состоянии «электронных правительств» в различных странах мира. [Электронный ресурс] Госбук. Код доступа: http://unpan3.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014.

- сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;

- повышения комфортности гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

- противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- развитие и совершенствование межведомственного взаимодействия различных федеральных, краевых и муниципальных служб, организаций;

- отслеживание хода предоставления государственных и муниципальных услуг в ответственных органах и информирование заявителей по их запросам об этапах оказания государственных и муниципальных услуг;

- организация получения результатов государственных услуг из ответственных органов и выдача готовых результатов заявителю.

Специалисты Министерства экономического развития России опубликовали данные о потерях средств при получении государственных и муниципальных услуг традиционным способом в сравнении с работой МФЦ1:

- при регистрации транспортных средств потери населения составляют 800,4 миллиона рублей, потери ВВП

- 1089,6 миллиона рублей;

- при техническом осмотре транспортных средств граждане теряют 589,8 миллиона рублей, ВВП - 802,9 миллиона рублей;

- при регистрации по месту жительства и месту пребывания население теряет 278,9 миллиона рублей, ВВП

- 379,7 миллиона рублей;

- потери населения при выдаче загранпаспортов -103,4 миллиона рублей, ВВП - 140,7 миллиона рублей;

- при выдаче паспортов население теряет 152,5 миллиона рублей, ВВП - 207,6 миллиона рублей.

По количеству МФЦ в России лидируют регионы Центрального и Южного федеральных округов (см. табл. 1).

1 Сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. // Режим доступа:http://www.economy.gov.ru.

Наибольшее число МФЦ создано в городе Москва. Однако по показателю количества МФЦ на 100 тыс. человек населения лидируют Волгоградская и Ростовская области.

Таблица 1

Показатели доступности услуг МФЦ в регионах России1

Субъект Российской Федерации Количество МФЦ Численность населения, тыс. чел. Коэффициент доступности МФЦ для населения, МФЦ/100 тыс. чел.

г. Москва 62 11980 0,5

Краснодарский край 59 5330 1,1

Ростовская область 56 4254 1,3

Московская область 38 7048 0,5

Волгоградская область 35 2583 1,4

Республика Дагестан 7 2946 0,2

Республика Ингушетия 1 442 0,2

Кабардино-Балкарская Республика 3 859 0,3

Карачаево-Черкесская Республика 0 472 0,0

Республика Северная Осетия -Алания 1 706 0,1

Чеченская Республика 2 1325 0,2

Ставропольский край 16 2791 0,6

В регионах Северо-Кавказского федерального округа услуги МФЦ в настоящее время в наибольшей степени доступны населению Ставропольского края, где МФЦ функционируют в нескольких населенных пунктах. В других

1 Официальный сайт МФЦ РФ [Электронный ресурс] Код доступа: мфц.рф/pages/mfc; Официальный сайт государственного комитета статистики РФ [Электронный ресурс]: Код доступа: http://gks.ru.

регионах округа МФЦ открыты в столицах, а в Карачаево-Черкесской Республике еще идет подготовительная работа. В ближайшей перспективе предполагается расширение сети данных учреждений, которое в условиях Северного Кавказа сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, следует отметить низкий уровень урбанизации территорий и наличие труднодоступных горных и протяженных степных территорий с дисперсной системой расселения (см. рис. 1).

Доля сельского населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2012 году, процентов

100 50 0

26 0

54,9 6°Л 45,9 57Д

65,2

36,1

ННд

РФ РД РИ КБР КЧР РСО-А ЧР

42,4

В

СК

РФ - Российская Федерация,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РД - Республика Дагестан,

РИ - Республика Ингушетия,

КБР - Кабардино-Балкарская Республика,

Карачаево-Черкесская Республика,

РСО-А - Республика Северная Осетия-Алания,

ЧР - Чеченская Республика,

СК - Ставропольский край

В сложившихся условиях следует особенно тщательно продумывать расположение МФЦ на периферии региона для обеспечения технических возможностей подключения ко всей необходимой инфраструктуре и транспортной доступности для заявителей.

Сростом числа обращений граждан за получением услуг в МФЦ, деятельность данных центров возможна только с помощью средств автоматизации. Системы электронного документооборота, применяемые в деятельности органов власти, не подходят для автоматизации МФЦ, так как они имеют абсолютно иной цикл обращения. При этом регламенты оказания услуг МФЦ меняется со временем, процессы совершенствуются, вследствие чего средства автоматизации должны адаптироваться к этим изменениям. В таких условиях наилучшим решением для автоматизации внутренней деятельности МФЦ и взаимодействия МФЦ с

органами власти являются системы класса work flow («процессные системы»), обеспечивающие исполнение и контроль процессов по известному заранее алгоритму. Такие системы функционируют по принципу раздачи персональных заданий исполнителям в соответствии с хранящимся в системе эталонным описанием процесса и имеют в своем составе экспертную подсистему.

В дополнение к процессной системе должна быть создана система информирования граждан о деятельности МФЦ. С этой целью используются информационные стенды. Более удобным решением является предоставление информации с помощью электронных информационных киосков, информация на которых всегда полна и актуальна.

В совокупности процессная система и система информирования будут составлять Автоматизированную информационную систему МФЦ (АИС МФЦ).

Нормативно работа АИС МФЦ регламентирована рядом документов: Государственной программой «Информационное общество (2011-2020 гг.)», Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации период до 2020 г., Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг., Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронной форме федеральными органами исполнительной власти, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12. 2012 г. № 1377),

Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного

управления».

С учетом перспективности развития многофункциональных центров для снижения затрат на их создание и упрощения функционирования Министерство экономического развития РФ провело в 2008 году конкурс на создание типовой АИС МФЦ. Такое решение АИС МФЦ на базе свободного программного обеспечения разработано Департаментом комплексных проектов ЛАНИТ и внедрено в Костромской, Смоленской и Астраханской областях, а также в Республике Башкортостан. Решение АИС МФЦ СПО развивается, собирая лучший опыт и учитывая проблемы при организации внедрения в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день данная система внедрена в следующих субъектах РФ: Алтайском и Приморском краях; Воронежской, Липецкой, Курской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской Тверской, Томской, Тюменской областях; Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Карелия1.

Кроме «свободной» версии АИС МФЦ существуют и другие решения: АИС МФЦ - С.К.А.Т. (область распространения - Краснодарский и Пермская края); СОБ.МРС2 (область распространения - Вологодская и Кемеровская области); АИС «МФЦ» ЗАО «Эволента» (область распространения - Новгородская, Самарская, Челябинская области); АИС МФЦ НПО Криста (область распространения - Московская область, Ярославль, Петрозаводск, Омск, Новосибирск, Сыктывкар, Чеченская Республика) и другие.

Указанные системы отвечают такие требованиям к АИС МФЦ, как интегрированность, адаптируемость, распределенность, масштабируемость, надежность, стандартизация и унификация, а также наличие опыта эксплуатации и срока жизни системы.

В состав данных АИС МФЦ входят такие подсистемы: автоматизации процессов оказания услуг, электронной очереди, информационно-справочного обеспечения,

1 Портал поддержки типовых решений Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.pgu-support.ru/

обработки и хранения документов, СМЭВ, аналитическая, администрирования, безопасности.

Исходя из мониторинга приведенных систем, можно сделать вывод о том, что при различии их интерфейсов алгоритм работы в данных систем практически не отличается, что облегчает процесс подготовки сотрудников к профессиональной деятельности в МФЦ.

В деятельность МФЦ на территории СКФО также внедрена АИС. Однако уровень автоматизации процесса оказания государственных и муниципальных услуг значительно отличается. Так на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Ставропольского края используется решение ИИС «МФЦ-регион», разработанное Инновационно-технологическим центром Южно-Российского института-филиала РАНХиГС при Президенте РФ, которое охватывает все МФЦ указанных регионов, реализуя централизованный процесс автоматизации. Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика сотрудничают с ОАО «Ростелеком» по использованию АИС МФЦ. На территории Республики Северная Осетия -Алания в реализации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ используется АИС МФЦ СПО. МФЦ Чеченской Республики организуют свою деятельность на основе АИС МФЦ НПО Криста. Вследствие того, что решения АИС МФЦ на территории СКФО разнятся, возникают сложности в интеграции всего региона с целью реализации принципа экстерриториальности.

Резюмируя, следует отметить, что развитие многофункциональных центров является одной из ключевых тенденций модернизации системы государственного и муниципального управления. Особое внимание должно быть уделено рациональному размещению, материальному, информационному и кадровому обеспечению работы данных учреждений. Функционирование МФЦ позволит повысить удобство получения государственных и муниципальных услуг населением и бизнесом и сэкономить средства бюджета и заявителей.

Гукасова Н.Р., Марфутенко Т.А., Орлянская А.А., Хубулова В.В. Тенденции и перспективы развития многофункциональных центров в регионах России. В статье проведен анализ тенденций развития многофункциональных центров предостав-

ления государственных и муниципальных услуг в странах мира и регионах России. Выделены проблемы и приоритеты повышения эффективности взаимодействия граждан и бизнеса с органами власти в Российской Федерации.

Ключевые слова: многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги, информационная система.

Gukasova N.R., Marfutenko T.A., Orlyanskaya A.A., Khubulova V.V. Trends and prospects multifunctional centers of providing public and municipal services in Russian regions. This paper analyzes the trends of development of multifunctional centers of providing public and municipal services in the regions of Russia. Challenges and priorities to improve the interaction of citizens and businesses with the authorities in the Russian Federation are highlighted.

Key words: multifunctional center, state and municipal services, the information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.