Научная статья на тему 'Функционально-организационные характеристики АИС МФЦ при оптимизации процесса предоставления услуг населению'

Функционально-организационные характеристики АИС МФЦ при оптимизации процесса предоставления услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-организационные характеристики АИС МФЦ при оптимизации процесса предоставления услуг населению»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС МФЦ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Рыбина М.В.

Рыбина Марина Владимировна - магистрант, кандидат филологических наук, кафедра управления и делового администрирования, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область

В ряде регионов Российской Федерации (Тамбовская область, Алтайский край, Пензенская область и др.) в течение нескольких лет активно и успешно внедряется в работу многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению автоматизированная информационная система МФЦ, или АИС МФЦ, целью которой является не только повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, но и экономия времени сотрудника МФЦ и времени заявителя.

В этой связи к программному обеспечению АИС МФЦ, специально разработанной для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предъявляются особые требования: АИС не должна противоречить нормативно-правовым актам, регламентирующим работу МФЦ (Постановление Правительства Российской Федерации № 1376 от 22 декабря 2012 г., Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 21 от 22 января 2014 г.) [1, 2].

Предъявляемые к автоматизации МФЦ требования имеют целью достижение определённых результатов к числу которых относятся

-повышение уровня информационной открытости и прозрачности для заявителей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в контенте предоставления услуг;

-повышение информационной грамотности граждан, юридических лиц и их осведомленности об услугах, оказываемых органами власти на площадках многофункциональных центров;

- экономия физического и материального ресурса физических и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг посредством «одного окна»;

- активизация межведомственного информационного обмена, повышение его эффективности и взаимодействия для обеспечения открытого доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти;

- повышение качества предоставления услуг населению специалистами МФЦ и повышение производительности труда при оказании государственных и муниципальных услуг заявителям МФЦ;

- активация контроля над процессом оказания услуг гражданам и юридическим лицам посредством МФЦ.

Для реализации поставленных перед АИС МФЦ задач автоматизированная система наделена определённым функционалом:

- возможностью взаимодействия с СМЭВ, РСМЭВ, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА», позволяющей иметь гражданам доступ к порталу Госуслуг;

- оказанием экспертной поддержки заявителей и специалистов многофункционального центра по вопросам процедуры и оснований предоставления государственных и муниципальных услуг;

- интеграцией с СЭД в части приема и передачи заявлений и статусов оказания услуги в электронном виде в формате структурированных данных XML;

- конструирует услуги, что позволяет без сложных манипуляций программирования создавать новые услуги и редактировать существующие по различным параметрам (название, описание, сроки предоставления, результаты предоставления с возможностью выбора альтернативы получения услуги, если это предусмотрено регламентом);

- поддерживает деятельность специалистов МФЦ в приёме, выдаче, обработке документов, поэтапной фиксации процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг с возможностью контроля сроков предоставления государственной или муниципальной услуги и проведения отдельных административных процедур;

- формирует бланки документов, необходимых для получения услуги;

- автоматизирует курьерскую доставку с помощью автоматического формирования описей/путевых листов, формирования, печати и использования двумерных штрих-кодов для оптимизации деятельности процессов электронной курьерской доставки;

- имеет возможность сканировать документы с рабочего места специалиста и приобщать их скан-копий к электронному делу;

- формирует электронные пакеты документов, которые содержат заявления, или запросы, о предоставлении конкретной услуги в форме электронного документа;

- создаёт и сохраняет электронные образы документов, обязательных для положительного решения при оказании государственной или муниципальной услуги;

- поддерживает и реализует решения о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса в различные органы и организации;

- поддерживает формирование пакета документов для передачи в орган власти в соответствии с требованиями регламентов предоставления услуги, нормативных правовых актов органа власти и соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти;

- хранит сведения об обращениях заявителей и их персональных данных;

- автоматически распределяет заявителей и нагрузку между работниками многофункционального центра;

- использует электронные подписи в соответствии с нормативно- правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими их функционал, при обработке электронных документов, при обмене электронными документами с федеральными органами власти, с государственными органами внебюджетных фондов, органами, представляющими исполнительную власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, привлекаемыми для оказания услуг организациями и учреждениями;

- информирует заявителя о этапах предоставления государственной или муниципальной услуги;

- формирует статистическую и аналитическую отчетность по итогам деятельности МФЦ за отчетный период;

- работает по технологии тонкого клиента (web-браузер) без необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на рабочих станциях пользователей;

- организует распределенные по территории субъекта или региона МФЦ с одним основным сервером и разделением оперативных данных по МФЦ входящих в систему МФЦ, как правило, УМФЦ, его филиалы и ТОСП;

- интегрирует с УЭК;

- интегрирует с Колл-центром, ведущим телефонное обслуживание;

- интегрирует с мониторингом качества государственных и муниципальных услуг -ИАС МКГУ;

- осуществляет сбор и автоматическую передачу информации;

- взаимодействует с ГИС ГМП: учитывает и передаёт информацию о начислениях, платежах и их квитировании;

- осуществляет централизованное хранение справочно-нормативной информации и предоставляет к ней доступ [2].

В заключение хотелось бы отметить, что АИС МФЦ, являясь актуальной и многофункциональной системой, облегчающей и ускоряющей процесс предоставления и получения услуг в рамках «одного окна», выполняет ряд очень важных функций к числу которых, прежде всего, относятся хранение истории обращений и персональных данных заявителя, экономию времени и средств на доставку документов, интеграцию в АИС других органов власти и информационные системы, необходимые для предоставления услуг. Безусловно, что система пока апробируется в эксплуатации, апробация позволяет находить слабые стороны АИС и оперативно их устранять, так как процесс предоставления услуг населению является процессом живым и связан с непосредственной коммуникацией специалиста и заявителя, уже посредством АИС и специалиста МФЦ заявитель общается, а точнее, обращается в орган власти с просьбой предоставить ему услуг.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 02.08.2018) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139747/92d969e26a4326c5d02fa7 9b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 23.01.2019).

2. Приказ Минэкономразвития России от 22.01.2014 № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139747/92d969e26a4326c5d02fa7 9b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 23.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.