Научная статья на тему 'Правовое регулирование и практика оказания государственных услуг через многофункциональный центр (на примере Тюменской области)'

Правовое регулирование и практика оказания государственных услуг через многофункциональный центр (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2592
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕЖИМ "ОДНОГО ОКНА" / ЕДИНАЯ СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MULTIFUNCTIONAL CENTER / LEGAL REGULATION OF STATE SERVICES / TYUMEN REGION / ONE STOP SHOPPING PRINCIPLE / COMMON SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хажеева Ирина Викторовна, Бакустина Евгения Андреевна

Статья посвящена анализу правового обеспечения функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению России. В исследовании представлена характеристика законодательных и нормативных правовых актов федерального уровня, а также проанализирована региональная регламентация создания и деятельности МФЦ на примере Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хажеева Ирина Викторовна, Бакустина Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the legal support of multifunctional centers for rendering state and municipal services to the public in Russia. The research includes characteristics of legislative and regulatory legal acts of Federal level, and, also, it analyzes the regional regulation on the establishment and activities of the multifunctional centers on the example of Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и практика оказания государственных услуг через многофункциональный центр (на примере Тюменской области)»

172

Юридическая наука. 2015. № 4

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР (на примере Тюменской области)

ХАЖЕЕВА Ирина Викторовна, БАКУСТИНА Евгения Андреевна

Аннотация. Статья посвящена анализу правового обеспечения функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению России. В исследовании представлена характеристика законодательных и нормативных правовых актов федерального уровня, а также проанализирована региональная регламентация создания и деятельности МФЦ на примере Тюменской области.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the legal support of multifunctional centers for rendering state and municipal services to the public in Russia. The research includes characteristics of legislative and regulatory legal acts of Federal level, and, also, it analyzes the regional regulation on the establishment and activities of the multifunctional centers on the example of Tyumen region.

Ключевые слова: многофункциональный центр, правовое регулирование государственных услуг, Тюменская область, режим «одного окна», единая система межведомственного электронного взаимодействия.

Keywords: multifunctional center, legal regulation of state services, Tyumen region, one stop shop-

ping principle, common system of interdepartmental

В последние годы проблематика предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках многофункциональных центров (далее - МФЦ) стала достаточно актуальной. Начиная с 2009 года, вышел целый ряд публикаций, в которых освещается региональный опыт создания и организации функционирования системы МФЦ в России1. Авторами статей исследованы вопросы реализации принципа «одного окна» и формы предоставления государственных услуг населению в данном формате, а также подводятся итоги применения подобной практики, обсу-

electronic interaction.

ждаются проблемы и направления совершенствования системы предоставления государственных услуг в формате МФЦ2.

Нормативная регламентация организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ имеет обширную нормативноправовую базу. В ее составе выделяются федеральные законы, постановления Правительства РФ, постановления и распоряжения субъектов РФ. В рамках данной статьи будут проанализированы нормативные правовые документы, являющиеся основой функционирования системы МФЦ на примере Тюменской области.

1 Фурин А.Г., Ларионова Н.И. Государственные услуги в «одном окне». Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 43-52 ; Гамазетдинова Э.Я., Абака-чаева М.Б. Многофункциональный центр как один из методов предоставления государственных и муниципальных услуг // Экономика и социум. 2013. № 4-1(9). С. 355-359 ; Гончарова Е.А. Региональная практика создания системы предоставления государственных услуг в формате МФЦ // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 2. С. 5-7 ; Она же. Региональная модель предоставления государственных услуг в формате многофункциональных центров // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 94-96.

2 Дрожжинов В.И. Многофункциональный центр: от центра предоставления услуг к центру решения проблем граждан // Интернет и современное общество (IMS-2011) : тр. XIV Всерос. объединенной конф. / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. 2011. С. 176-182 ; Дорошенко Н.Н. Мировой опыт модернизации социальной политики: многофункциональный центр как инструмент снятия административных барьеров // Современные проблемы международной экономики : сб. материалов междунар. науч.-метод. семинара / под ред. Н.Н. Покровской. М., 2014. С. 92-99 ; Гаврилова Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 2. С. 3-10.

Административное право; административный процесс

173

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, являясь государственным автономным учреждением, регулирует свою деятельность в соответствии с федеральными законами от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3. Данные законы определяют правовое положение автономного учреждения, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, цели, формирование и использование его имущества, основы управления учреждением, отношения с учредителями, гражданами, ответственность учреждения по своим обязательствам4.

Многофункциональный центр выполняет свои услуги посредством системы электронного документооборота, следовательно, его деятельность базируется на положениях федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»5 и от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»6, которые регулируют отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, а также отношения в области использования электронных подписей при оказании государственных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»7 отношения МФЦ с заявителями и ведомствами, являющимися поставщиками услуг, осуществляются на основе исполнительно-распорядительных полномочий. Данным законом определена особенность предоставления государственных услуг в МФЦ - по принципу «одного окна». Это значит, что предоставление государственной или муниципальной услуги выполняется после однократного обращения человека с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими услуги, ведется сотрудниками МФЦ без

3 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2014. № 2. Ст. 8.

4 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2014. № 2. Ст. 8.

5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2014. № 2. Ст. 8.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 12.

7 Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муници-

пальных услуг» // СЗ РФ. 2011. № 5. Ст. 20.

участия обратившегося в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Также законом установлено, что организовывать деятельность МФЦ -задача органов государственной власти субъектов РФ. Законодательно регламентированы функции, права, обязанности и ответственность МФЦ, а также использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении услуг8.

Правительство РФ издало ряд постановлений, регулирующих организацию и деятельность многофункциональных центров, их взаимодействие с органами власти, порядок включения в единую систему межведомственного электронного взаимодействия и др.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»9 определило основу деятельности многофункциональных центров, а также закрепило, что все услуги осуществляются бесплатно. В документе представлена характеристика автоматизированной информационной системы, используемой МФЦ, дано определение уполномоченного МФЦ, разъяснено его особое положение наряду с остальными МФЦ, описаны функции и права.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 7697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодей-ствия»10 определило назначение и правила образования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Автоматизированная информационная система МФЦ подключается к единой системе для реализации своих функций на безвозмездной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления госу-

8 Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна”» // СЗ РФ. 2012. № 5. Ст. 20.

9 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2013. № 5. Ст. 20.

10 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. 2010. № 9. Ст. 10.

174

Юридическая наука. 2015. № 4

дарственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления»11 утвержден Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» через МФЦ.

Правительством РФ в постановлении от 17 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 20142015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»12 установлены порядок и условия распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ на завершение работ по созданию сети МФЦ. Этот порядок отражают Правила распределения и предоставления в 20142015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; в данном документе перечисляются основания выделения средств субъекту РФ для достижения необходимого количества окон обслуживания МФЦ, а также указаны методики проведения мониторинга значения показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна”» через МФЦ.

Этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде обозначены в сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами

11 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 2012. № 9. Ст. 10.

12 Постановление Правительства РФ от 17 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014-2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде13. Данный документ перечисляет сферы предоставляемых услуг: образование и наука, здравоохранение, социальная защита населения, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сфера имущественных земельных отношений, строительство и предпринимательство.

Сотрудничество МФЦ с иными организациями и учреждениями осуществляется на основе соглашения, форма которого представлена в приказе Министерства экономического развития РФ от 18 января 2012 г. № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле-ния»14. В соглашении указываются видовой состав предоставляемых государственных услуг, их перечень, порядок участия МФЦ в их предоставлении, права и обязанности сторон, особенности межведомственного информационного взаимодействия между ними.

Министерством экономического развития РФ определены подходы к организации работы информационных систем МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, их средств безопасности, каналов связи, необходимых для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов и иными учреждениями. Аспекты организации и поддержки информационных систем МФЦ отражены в Методических рекомендациях по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муници-

13 Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // СЗ РФ. 2010. № 9. Ст. 10.

14 Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 января 2012 г. № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 2012. № 9. Ст. 10.

Административное право; административный процесс

175

пальных услуг в части функционирования информационных систем при предоставлении государственных и муниципальных услуг15.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ при обращении в МФЦ за предоставлением государственной услуги заявитель должен оплатить государственную пошлину16. В момент оказания таких услуг в МФЦ информация о платежах заносится в государственную информационную систему о государственных и муниципальных пла-тежах17. Система позволяет систематизировать и интегрировать полученные данные об уплате государственной пошлины гражданином из МФЦ в орган Федерального казначейства.

Создание сети МФЦ регулируется в значительной мере через региональное нормотворчество. Исследуя процесс создания и организации деятельности системы МФЦ в Тюменской области, следует указать ряд нормативных актов, послуживших основой для их функционирования. Постановления Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. № 393-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Тюменской области и внесения в них изменений»18 и от 31 января 2011 г. № 18-п «О порядке осуществления органами исполнительной власти Тюменской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тюменской области»19 установили процедуры создания, реорганизации, из-

15 Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 января 2014 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

16 Налоговый кодекс РФ (часть 2). М., 2015.

17 Приказ Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. № 19-н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 10.

18 Постановление Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. № 393-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Тюменской области и внесения в них изменений» // СЗ РФ. 2011. № 9. Ст. 10.

19 Постановление Правительства Тюменской области

от 31 января 2011 г. № 18-п «О порядке осуществления органами

исполнительной власти Тюменской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тюменской области» // СЗ РФ. 2011. № 9. Ст. 10.

менения типа и ликвидации государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности Тюменской области. Также была определена процедура утверждения уставов государственных учреждений Тюменской области и внесения в них изменений.

Основой создания сети МФЦ в Тюмени и Тюменской области стало распоряжение Правительства Тюменской области от 21 февраля 2013 г. № 234-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области”»20. В данном нормативном правовом акте обозначены предмет и цели деятельности учреждения, а также содержится поручение аппарату Губернатора Тюменской области быть учредителем. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на заместителя Губернатора Тюменской области и руководителя аппарата Губернатора.

Постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 г. № 578-п21 был утвержден перечень взаимодействующих с МФЦ ведомств на основе соглашений и предоставляемых услуг, который довольно обширен. К числу таких ведомств относятся Пенсионный фонд России, Министерство внутренних дел РФ, Управление строительства Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент социального развития Тюменской области, Федеральная налоговая служба и др. Взаимодействие между уполномоченным МФЦ и исполнительными органами государственной власти Тюменской области, иными учреждениями базируется на основе заключенных соглашений о взаимодействии .

20 Распоряжение Правительства Тюменской области от 21 февраля 2013 г. № 234-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области”» // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 10.

21 Постановление Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 г. № 578-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 10.

22 Постановление Правительства Тюменской области от 5 июля 2013 г. № 265-п «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг с исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна”» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

176

Юридическая наука. 2015. № 4

Взаимодействие может осуществляться посредством автоматизированной информационной системы «Единый центр услуг», которая обеспечивает доступ к информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия или путем обмена документами на бумажном носителе в ряде определенных нормативными актами случаев.

Уполномоченный МФЦ также ведет реестр заключенных соглашений, им организованы филиалы для приема заявителей на местах, осуществляется методическая и консультационная помощь, обучение и повышение квалификации работников МФЦ, ведется наблюдение за соблюдением требований нормативных правовых актов при предоставлении услуг. Распоряжением Правительства Тюменской области от 7 декабря 2012 г. № 2525-рп23 был утвержден План-график организации предоставления государственных и муниципальных услуг. План включает перечень определенных мероприятий, сроки выполнения, ожидаемые результаты и определяет ответственных за исполнение. План подразделяется на три секции: организационное, нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг по принципу «одного окна», а также конкретные мероприятия по внедрению данного принципа. Целью данного плана являлось рациональное и поэтапное планирование предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в отделениях МФЦ, а также повышение качества таких услуг в Тюменской области.

Постановлением Правительства Тюменской области от 5 июля 2013 г. № 266-п24 были определены правовое обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, порядок направления заявления о предоставлении государственной услуги, документы, необходимые для ее предоставления с использованием единого портала государственных

23 Распоряжение Правительства Тюменской области от 7 декабря 2012 г. № 2525-рп «Об утверждении Плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна” в Тюменской области» // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 10.

24 Постановление Правительства Тюменской области

от 5 июля 2013 г. № 266-п «Об утверждении Порядка действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области по нормативно-правовому обеспечению возможности предоставления государственных услуг в электронном виде» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

и муниципальных услуг, системы «Личный кабинет» на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.

Единственной официальной информационной системой, используемой для обеспечения деятельности МФЦ в Тюменской области, является Автоматизированная информационная система «Единый центр услуг» (далее -АИС ЕЦУ)25. Система применяется для обработки, накопления и систематизации межведомственных запросов ведомственных инфор-26

мационных систем .

В Положении об автоматизированной информационной системе обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области представлены основные термины, используемые в работе с системой, указана цель внедрения АИС ЕЦУ и ее основные задачи, перечислены группы пользователей программы .

Также важным для рассмотрения является локальное нормативное регулирование деятельности МФЦ. Государственное автономное учреждение Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» осуществляет свою деятельность на основе устава, положений о филиалах, регламента организации приема заявителей с использованием системы управления электронной очередью, инструкцией по делопроизводству и рядом иных локальных нормативных актов. Анализ организационно-правовых документов позволяет выявить особенности функционирования работы с документами в режиме «одного окна». Внутренние локальные акты учреждения в контексте задач и функций МФЦ уточняют и организационно закрепляют его права, функции и направления работы.

25 Распоряжение Правительства Тюменской области от 30 июля 2013 г. № 1474-рп «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

26 Автоматизированная информационная система «Единый центр услуг» (АИС ЕЦУ) МФЦ Тюменской области. URL : http://ecu.mfcto.ru (дата обращения: 03.06.2015).

27 Приложение к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30 июля 2013 г. № 1474-рп «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 10.

Административное право; административный процесс

177

Таким образом, на уровне государства работа МФЦ регламентирована в части применения электронного документооборота, электронной подписи при взаимодействии учреждений через системы межведомственного электронного взаимодействия, правового положения, управления и ответственности автономного учреждения. Также нормативно закреплены особенности предоставления услуг в формате «одного окна», состав государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, статус МФЦ и его взаимодействие с органами власти, права заявителей при обращении за услугами в МФЦ.

Организация и функционирование деятельности МФЦ, порядок работы с документа-

ми при предоставлении государственных услуг посредством МФЦ имеют достаточно широкую и детально проработанную законодательную базу федерального и регионального значения. Такая серьезная регламентация позволяет сотрудникам МФЦ и взаимодействующим с ними органам власти четко выстраивать свои рабочие процессы и отношения, а гражданам-заявителям - определять свои права и обязанности в получении государственных и муниципальных услуг. Опыт отдельных регионов показывает, что идея предоставления различных по составу и подведомственности услуг на основе однократного обращения гражданина за их получением в одно учреждение, стала весьма востребованной и популярной.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (часть 2). - М., 2015.

2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2011. - № 5. - Ст. 20.

3. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна”« // СЗ РФ. - 2012. - № 5. -Ст. 20.

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. -2014. - № 2. - Ст. 8.

5. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. -2014. - № 2. - Ст. 8.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. -2014. - № 2. - Ст. 8.

7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. -2014. - № 7. - Ст. 12.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // СЗ РФ. - 2010. - № 9. - Ст. 10.

9. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. - 2010. - № 9. - Ст. 10.

10. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» // СЗ РФ. - 2012. - № 9. - Ст. 10.

11. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2013. - № 5. - Ст. 20.

12. Постановление Правительства РФ от 17 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014-2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

178

Юридическая наука. 2015. № 4

13. Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 января 2012 г. № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // СЗ РФ. - 2012. - № 9. - Ст. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Приказ Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. №19-н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» // СЗ РФ. - 2013. - № 9. - Ст. 10.

15. Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 января 2014 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

16. Постановление Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. № 393-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Тюменской области и внесения в них изменений» // СЗ РФ. - 2011. - № 9. - Ст. 10.

17. Постановление Правительства Тюменской области от 31 января 2011 г. № 18-п «О порядке осуществления органами исполнительной власти Тюменской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тюменской области» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2011. - № 9. - Ст. 10.

18. Постановление Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 г. № 578-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2013. - № 9. - Ст. 10.

19. Постановление Правительства Тюменской области от 5 июля 2013 г. № 265-п «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг с исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна”« // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

20. Постановление Правительства Тюменской области от 5 июля 2013 г. № 266-п «Об утверждении Порядка действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области по нормативно-правовому обеспечению возможности предоставления государственных услуг в электронном виде» // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

21. Распоряжение Правительства Тюменской области от 7 декабря 2012 г. № 2525-рп «Об утверждении Плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна” в Тюменской области» // СЗ РФ. - 2013. - № 9. - Ст. 10.

22. Распоряжение Правительства Тюменской области от 21 февраля 2013 г. № 234-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области”« // СЗ РФ. -2013. - № 9. - Ст. 10.

23. Распоряжение Правительства Тюменской области от 30 июля 2013 г. № 1474-рп «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

24. Приложение к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30 июля 2013 г. № 1474-рп «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 10.

Административное право; административный процесс

179

25. Автоматизированная информационная система «Единый центр услуг» (АИС ЕЦУ) МФЦ Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ecu.mfcto.ru (дата обращения: 03.06.2015).

26. Гаврилова, Л.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования // Сервис plus. - 2015. - Т. 9. -№ 2.

27. Гамазетдинова, Э.Я. Многофункциональный центр как один из методов предоставления государственных и муниципальных услуг / Э.Я. Гамазетдинова, М.Б. Абакачаева // Экономика и социум. - 2013. - № 4-1(9).

28. Гончарова, Е.А. Региональная модель предоставления государственных услуг в формате многофункциональных центров // Юридическая наука. - 2015. - № 2.

29. Гончарова, Е.А. Региональная практика создания системы предоставления государственных услуг в формате МФЦ // Гражданское общество и правовое государство. - 2015. - Т. 2.

30. Дорошенко, Н.Н. Мировой опыт модернизации социальной политики: многофункциональный центр как инструмент снятия административных барьеров // Современные проблемы международной экономики : сб. материалов междунар. науч.-метод. семинара / под ред. Н.Н. Покровской. - М., 2014.

31. Дрожжинов, В.И. Многофункциональный центр: от центра предоставления услуг к центру решения проблем граждан // Интернет и современное общество (IMS-2011) : тр. XIV Всерос. объединенной конф. / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. - СПб., 2011.

32. Фурин А.Г., Ларионова Н.И. Государственные услуги в «одном окне». Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг / А.Г. Фурин, Н.И. Ларионова // Российское предпринимательство. - 2009. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.