Научная статья на тему 'Правовой нигилизм в сфере получения государственных и муниципальных услуг'

Правовой нигилизм в сфере получения государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИНТЕРНЕТ / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL ECONOMY / MULTIFUNCTIONAL CENTER / INTERNET / ONLINE PORTAL OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходырев Юрий Андреевич, Парамонова Мария Александровна

В статье рассмотрены проблемы правового нигилизма в сфере получения государственных и муниципальных услуг, которые оказывают существенное влияние на эффективность работы многофункциональных центров и интернет-портала государственных и муниципальных услуг. Также в статье рассматриваются возможные пути решение данных проблем. Основным аспектом решения проблемы нигилизма является повышение информированности граждан Российской Федерации о преимуществах получения услуг через многофункциональные центры и интернет-портал государственных и муниципальных услуг.Уделяется внимание необходимости изменений в области информационной безопасности и правового регулирования в деятельности многофункциональных центров и интернет-портала государственных и муниципальных услуг. Особое внимание уделяется комплексному решению проблем правового нигилизма, ключевым фактором которого является недоверие население совре-менным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ходырев Юрий Андреевич, Парамонова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problems of legal nihilism in the sphere of obtaining state and municipal services, which have a signifi cant impact on the effi ciency of multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. The article also discusses possible ways to solve these problems. The most efficient way of solving the problem of legal nihilism is to increase the awareness of citizens of the Russian Federation about the advantages of obtaining services through multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. The article stresses the need to make necessary changes in information security and legal regulation of the operation of multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. Special attention is paid to an integrated solution of the problems of legal nihilism, the key factor of which is the public lack of confi -dence in modern technology

Текст научной работы на тему «Правовой нигилизм в сфере получения государственных и муниципальных услуг»

ШяшШ

УДК 351:34

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ В СФЕРЕ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

LEGAL NIHILISM IN PROVIDING AND RECEIVING STATE AND MUNICIPAL SERVICES

Ходырев Юрий Андреевич

Khodyrev Yuri Andreevich

студент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

student of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Парамонова Мария Александровна

Paramonova Maria Aleksandrovna

студентка кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

student of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены проблемы правового нигилизма в сфере получения государственных и муниципальных услуг, которые оказывают существенное влияние на эффективность работы многофункциональных центров и интернет-портала государственных и муниципальных услуг. Также в статье рассматриваются возможные пути решение данных проблем. Основным аспектом решения проблемы нигилизма является повышение информированности граждан Российской Федерации о преимуществах получения услуг через многофункциональные центры и интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

Уделяется внимание необходимости изменений в области информационной безопасности и правового регулирования в деятельности многофункциональных центров и интернет-портала государственных и муниципальных услуг. Особое внимание уделяется комплексному решению проблем правового нигилизма, ключевым фактором которого является недоверие население современным технологиям.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая экономика, многофункциональный центр, интернет, портал государственных и муниципальных услуг.

The article examines the problems of legal nihilism in the sphere of obtaining state and municipal services, which have a significant impact on the efficiency of multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. The article also discusses possible ways to solve these problems. The most efficient way of solving the problem of legal nihilism is to increase the awareness of citizens of the Russian Federation about the advantages of obtaining services through multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. The article stresses the need to make necessary changes in information security and legal regulation of the operation of multifunctional centers and the Internet portal of state and municipal services. Special attention is paid to an integrated solution of the problems of legal nihilism, the key factor of which is the public lack of confidence in modern technology.

Keywords: information society, digital economy, multifunctional center, Internet, online portal of state and municipal services.

На современном этапе одним из ключевых направлений развития сферы государственных и муниципальных услуг является формирование и активное развитие портала единых государственных услуг наряду с МФЦ (многофункциональными центрами), которые должны обеспечивать более удобный и менее затратный по времени процесс получения документов, необходимых гражданину РФ. Это происходит за счет нескольких факторов, наиболее важными из которых являются: электронный межведомственный документооборот и отсутствие необходимости посещать различные государственные структуры с целью оформления документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг. Активное развитие программы по развитию электронного правительства и МФЦ получили благодаря Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации Информационное общество (2011-2020 годы)» [5]. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Информационное общество (20112020 годы)» [3].

Но как у любой другой политической программы, здесь существуют определенный барьеры и трудности на пути реализации.

В рамках развития системы электронных государственных услуг стоит отметить такую существенную проблему общества, как правовой нигилизм, касающийся как муниципального, так и федерального уровней оказания электронных государственных услуг.

Большинство людей, а особенно категория лиц возраста старше 50 лет, еще не в полной мере осведомлены о возможности получения большинства государственных услуг в электронной форме посредством единого портала госуслуг в интернет, хотя данное положение закреплено в ст. 4 п. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Одним из путей решения этой проблемы является распространение данного выше положения с помощью рекламы через различные медиа-источники, наиболее востребованные у данной возрастной категории граждан (телевидение, газеты, журналы, объявления на

стендах, в отделениях «Почта России», городские медучреждения и прочие государственные структуры). Кроме того, в рамках утвержденной президентом Дмитрием Медведевым программы «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», возможно внедрение в школьную программу основ ознакомления с возможностями портала госуслуг и МФЦ. Такое решение позволит не только подготовить молодых граждан ко взрослой жизни, но и познакомит родителей с работой многофункциональных центров и портала государственных и муниципальных услуг.

Еще одним ключевым фактором укрепления правового нигилизма среди населения в отношении государственных порталов выступает недоверие граждан к информационной безопасности интернет-сайтов. Частые сообщения в средствах массовой информации о взломах коммерческих сайтов и краже личных данных пользователей убеждают людей, в особенности представителей старшего поколения, что оказание разного рода услуг в интернете является небезопасным. На данный момент нельзя говорить о возможности стопроцентной защиты данных в рамках существующей технологии передачи информации. Но существуют различные способы шифрования, благодаря которым данные пользователей портала будут находиться под защитой.

Одним из таких решений является метод блокнотных шифров, основой которого выступает особый рандомный ключ, создаваемый для расшифровки кода. Без этого ключа невозможно узнать, что означает тот или иной знак в последовательности, а значит, и данные хранимые в зашифрованном виде остаются в безопасности. Главная слабость таких систем -возможность перехвата ключа для расшифровки при его передаче. Одним из решений является линия квантовой связи. Благодаря этой технологии, в случае перехвата ключа для расшифровки информационной системе будет известно, и в соответствии с протоколами защиты будут приняты меры для защиты персональных данных. Все сказанное выше необходимо реализовать на практике и обеспечить все связанные с порталом госуслуг организации и ведомства соответствующими технологиями защиты. После чего преподнести гражданам в простой и понятной форме эти нововведения в области защиты персональных дан-

ШшшяШ

ных с помощью, как уже было сказано выше, рекламы и внедрения в школьную программу основ для ознакомления с возможностями портала госуслуг и МФЦ.

Нельзя не сказать об отсутствии единой нормативной правовой базы по регулированию предмета деятельности многофункциональных центров. Как правило, предоставляя услуги, сотрудники МФЦ следуют предписаниям административных регламентов органов власти по той причине, что сами по себе МФЦ не предоставляют государственные и муниципальные услуги как таковые, а являются посредниками между гражданами и государственными структурами, выполняя лишь прием документов. Деятельность организаций, относящихся к многофункциональным центрам, закреплена Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [4], но в этом постановлении отсутствует четкий регламент их деятельности. В этой ситуации большинство органов местного самоуправления приняли свои регламенты МФЦ, в которых прописан порядок приема, передачи, хранения и выдачи документов, полученных от заявителя. Таким образом, деятельность МФЦ имеет небольшие различия в качестве и скорости обработки государственных и муниципальных услуг даже в соседних территориальных образованиях страны. Поэтому Правительством РФ должен быть разработан и утвержден типовой регламент МФЦ в целях повышения качества и стандартизации оказанных услуг посредством МФЦ.

Существует так же проблема, касающаяся вопросов хранения и актуализаций документов «личного хранения», которые перечислены в п. 6 ст. 7 закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. В ст. 21, п. «ж» Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 указывается, что автоматизированная электронная система МФЦ обязана обеспечивать «формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги», а п. «к» обязывает данную систему обеспечить хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требовани-

ями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных.

В процессе описанного выше способа сбора и хранения «личных документов», а также получения согласия на обработку персональных данных отсутствует четкий алгоритм действий. Данная процедура проходит, в основном, в рамках регламентов, определенных МФЦ, которые, как было указано выше, вовсе не отличаются унификацией.

По этой причине, следует освободить заявителей от личного предоставления существующих в базе документов повторно, создать механизм проверки действительности и актуальности сведений и документов «личного характера».

Личные документы имеют строго определенную форму заполнения и особые реквизиты, такие как серия, номер и т. п. По этой причине создание механизма проверки актуальности и действительности предоставляемых данных не потребует особых затрат. К примеру, возможно создание единой базы персональных данных на основе портала государственных услуг. При получении услуг в МФЦ для заявителя будет создана учетная запись на портале (если ее еще нет), куда будут заноситься его личные данные, и при повторном использовании МФЦ данные заявителя уже будут браться непосредственно из базы данных портала государственных услуг. Это избавит заявителя от необходимости каждый раз брать с собой большое количество важных документов, необходимых для получения услуг. В особенности стоит уделить внимание созданию в законодательном порядке механизма заверения ко -пий данных документов в МФЦ. Это необходимо сделать, чтобы подобные копии обладали юридической силой в судебных спорах.

Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что для борьбы с правовым нигилизмом в области оказания государственных и муниципальных услуг необходимо совершенствовать и дополнять законодательную базу, регулирующую данную сферу оказания услуг. Кроме того, должна проводиться воспитательная работа с подрастающим поколением в рамках школьной программы в целях ознакомления с результатами деятельности и изучения правил использования электронного правительства и МФЦ. Особое внимание стоит уделить совершенствованию системы информационной безопасности личных данных пользователей пор-

тала государственных и муниципальных услуг, использовав для это последние разработки в области криптологической защиты и передачи данных. Но все эти мероприятия будут малозначительными, если не будет проводиться информационное освещение работы МФЦ и электронного правительства. По этой причине необходимо распространять сведения об услугах во всевозможных источниках информации: в печатных изданиях средств массовой информации, на билбордах, в образовательных, ме-

дицинских, правоохранительных органах, в социальных сетях и т. д. Информационный охват должен покрыть как можно более обширный слой населения страны. Правовой нигилизм всегда будет жить в умах людей, не зависимо от времени и места, но выполнение вышесказанных действий позволит побороть некоторые предрассудки, незнание и недоверие граждан нашей страны по отношению к электронному правительству и МФЦ.

Библиографический список

References

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституциональными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-Р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 46. Ст. 6026.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы) : Постановление правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2159.

5. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : Постановление правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 53. Ст. 7932.

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsen-arodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Federal'nymi konstitutsional'nymi zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (as amended by the Federal Constitutional Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of02.02.2014 № 2-FKZ, of21.07.2014 № 11-FKZ)] // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398 [Collected legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398].

2. O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011-2020 gody)» : Raspo-ryazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20.10.2010 № 1815-R [On the state program of the Russian Federation "Information Society (2011-2020)": Order of the Government of the Russian Federation of 20.10.2010 № 1815-R] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. № 46. St. 6026 [Collected legislation of the Russian Federation. 2010. №. 46. Art. 6026].

3. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug : Federal'nyy zakon RF ot 27.07.2010 № 210-FZ [On the provision of state and municipal services: Federal Law of the Russian Federation of July 27, 2010 № 210-FZ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. № 31. St. 4179 [Collected legislation of the Russian Federation. 2010. № 31. Art. 4179].

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossi-yskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo» (20112020 gody) : Postanovleniye pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.04.2014 № 313-P [On approval of the state program of the Russian Federation "Information Society" (2011-2020): Decree of the Government of the Russian Federation of15.04.2014 № 313-R] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2014. № 18. St. 2159 [Collected legislation of the Russian Federation. 2014. № 18. Art. 2159].

5. Ob utverzhdenii Pravil organizatsii deyatel'nosti mnogofunktsional'nykh tsentrov predostavleniya gosudarst-vennykh i munitsipal'nykh uslug : Postanovleniye pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22.12.2012 № 1376-P [On approval of the Guidelines for the operation of multifunctional centers that provide state and municipal services: Decree of the Government of the Russian Federation of 22.12.2012 №1376-R] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012 g. № 53. St. 7932 [Collected legislation of the Russian Federation. 2012 № 53. Art. 7932].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.