СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Самарина Т.С.
Самарина Татьяна Сергеевна - магистрант, Кафедра теории и методологии государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Аннотация: на сегодняшний день многофункциональные центры становятся неотъемлемой частью жизни во многих современных странах, в том числе и в России. Мы можем наблюдать постоянный процесс совершенствования системы взаимодействия МФЦ и органов государственной власти. Но перед тем как совершенствовать процесс взаимодействия, необходимо выявить существующие проблемы, которые обязательно нужно устранить. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы во взаимодействии многофункциональных центров и органов государственной власти на территории города Екатеринбурга. Ключевые слова: многофункциональный центр, взаимодействие, органы государственной власти, проблема, государственные услуги.
УДК 316.77
В системе взаимодействия государства и граждан, государство действует косвенно через уполномоченные органы государственной власти и должностных лиц. Родной из главных функций государства в этой системе взаимодействия является оказание государственных услуг своим гражданам. А одним из основных показателей деятельности органов государственной власти является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных услуг.
Взаимодействие органов государственной власти и многофункциональных центров - это деятельность по организации и предоставлении государственных услуг населению. Одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных услуг.
В работе МФЦ имеется целый ряд проблем, которые, в частности, касаются взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной и муниципальной власти.
В качестве таковых можно выделить следующее:
1. Отсутствие полномочий у многофункциональных центров по выдаче документов в момент обращения. По целому ряду услуг, заявителям необходимо обращаться в иные органы власти за получением результата услуги. Тем самым многофункциональные центры становятся дополнительным звеном между органом власти и заявителем, а принцип единого окна не соблюдается. Эта проблема - прямое следствие проблем взаимодействия многофункциональных центров и с отдельными органами государственной и муниципальной власти. Определенным решением этой проблемы в настоящее время являются курьерские службы (на базе «Почты России» или других организаций). Однако, обращение в курьерскую службу не всегда эффективно. Документы при передаче в ряде случаев теряются, а найти их бывает очень сложно - ведь за сроки и потерю документов в МФЦ не отвечают. Кроме того, практика работы МФЦ свидетельствует, что на курьерскую службу «закладывают» 4 дня рабочих дня (2 на передачу и 2 на получение от адресата). Такое решение, на фоне стремительного развития информационных технологий, внедрения электронной подписи, выглядит, по
112
меньшей мере, весьма странно - ведь заверенную копию практически любого документа можно получить буквально за несколько секунд. Решение этой проблемы, на наш взгляд должно идти по пути отказа от курьерских служб и дальнейшей автоматизации обмена документами между МФЦ и органами власти.
2. Еще одна проблема, заключается в отсутствии единой нормативной правовой базы по регулированию предмета деятельности многофункциональных центров. Она заключается в том, что сотрудники многофункциональных центров, при предоставлении услуги, руководствуются административными регламентами органов власти, что крайне неудобно - в силу того, что специалисты не осуществляют предоставление услуги, а лишь организуют прием документов.
Правила организации деятельности МФЦ установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 года №1376.[1] Однако прописаны они в этом документе в весьма общем виде. Как следствие, многие органы местного самоуправления приняли регламенты МФЦ. В этих регламентах установлен порядок приема, выдачи и хранения документов, принятых от заявителя. В отличие от административных регламентов предоставления услуг, общепринятого шаблона такого регламента не существует, поэтому процедуры описаны в них по-разному. Считаем, что типовой регламент МФЦ должен быть разработан и утвержден отдельным Постановлением Правительства РФ.
3. Следующая проблема, на которой необходимо акцентировать внимание - тот факт, что изложенные в ст. 2 ФЗ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понятия «государственных услуг» и «муниципальных услуг» весьма размыты и трактуются очень широко.
Отсутствие четких критериев, регламентирующих понятие «государственная и муниципальная услуга» ведет к возможностям чрезмерного и неоправданного расширения полномочий многофункциональных центров, а также необоснованного увеличения объемов их ответственности.
Кроме того, это ведет к чисто практическим коллизиям, которые заключаются в проблемах разграничения «организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (что входит в предмет деятельности многофункциональных центров), от непосредственного предоставления данных услуг (что является прерогативой соответствующих органов). Единственный отличительный признак, здесь - это заявительный характер (подача заявления). Однако этого критерия недостаточно для решения существующей проблемы, поэтому она остается открытой и требует решения.
Решение этой проблемы, возможно, также в рамках разработки и утверждения предложенного выше типового регламента МФЦ. Именно в нем должны быть решены вопросы такого разграничения.
4. Еще одна проблема, на которой необходимо акцентировать внимание -вопросы хранения и актуализации документов «личного хранения» (документы, перечисленные в п. 6 ст. 7 ФЗ №210). Ст. 21. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 года №1376 содержит перечень задач, выполняемых автоматизированной системой МФЦ, п. «ж» устанавливает, что система должна обеспечить «формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги», а п. «к» обязывает систему обеспечить хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных.
Процедура такого сбора и хранения «личных документов», а также получения согласия на обработку персональных данных регламентирована не четко и решается, в основном в рамках регламентов конкретных МФЦ, которые, как мы указало выше, отнюдь не отличаются унификацией.
Считаем необходимым, для того чтобы освободить заявителей от необходимости повторно предоставлять документы лично, создать механизм проверки действительности и актуальности сведений и документов «личного характера».
Как правило, документы личного характера, оформлены на специальных бланках и имеют особые реквизиты (серию, номер и т. п.). Для проверки их действительности и актуальности достаточно создать механизм проверки действительности по реквизитам. Кроме того, необходимо в законодательном порядке прописать механизм заверения копий таких документов в МФЦ их действительность при оказании услуг в органах государственной и муниципальной власти и юридическую силу в судебных спорах.
5. МФЦ работает по принципу логистического центра, принимая заявления, группируя их и отправляя по точному адресу. Эту работу делает, в основном, курьерская служба, несмотря на высокоскоростной интернет и оборудованные необходимой техникой рабочие места. Время выполнения государственных и муниципальных услуг сокращается, но по-прежнему теряется на доставку корреспонденции.
Обработка документов при оказании услуг используется бумажным документооборотом и электронным. Традиционный бумажный документооборот основывается в значительной мере на нормативных актах инструктивного уровня, которых накопилось уже великое множество. Он имеет две составляющие -материальный бумажный носитель и зафиксированную на нем информацию. [2] Бумажная основа связывает смысловую часть документа с дополнительными фрагментами текста, называемыми «реквизитами» и служащими для идентификации как документа, так и физического лица, которым данный документ создан или подписан. Электронный документооборот означает, что все операции с документами производятся в электронном виде. Юридическая сила документа обеспечивается за счет использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) — механизма, который позволяет доказать, что автор присланного электронного документа является именно тем лицом, за кого он себя выдает, и что документ не был изменен в процессе доставки [3]. Для использования данного способа электронного взаимодействия АИС исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействующие через СМЭВ/РСМЭВ, должны обеспечивать соответствие установленным требованиям и рекомендациям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и операторами данных государственных информационных систем.
В Екатеринбурге деятельность Многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг осуществляется бумажным документооборотом с использованием персональных компьютеров.
Итак, рассмотрим цикл приема документов при оказании государственной или муниципальной услуги:
1) Оператор вызывает заявителя в окно приема и узнает, за какой услугой обращаются.
2) Оператор информирует заявителя о порядке, сроках и условиях предоставления интересующей его услуги через МФЦ и начинает приём документов у заявителя.
3) Оператор вносит данные о заявителе в программу.
4) Представленные документы заявителем оператор проверяет и вносит необходимые о них сведения в программу, а также принимает оригиналы необходимых документов или снимает копии с них.
5) Регистрируется обращение.
6) Оператор распечатывает заявление и запрос в 2 экземплярах на оказание услуги и дает его на проверку и подпись заявителю.
7) После подписания заявления и запроса оператор отдает один экземпляр запроса заявителю и информирует его о дате готовности готового результата и месте получения.
8) Оператор проставляет регистрационный номер на всех документах.
9) Оператор передает свой экземпляр запроса, заявление и принятые документы документоведу.
10) Документовед проверяет принятые документы на соответствие требованиям законодательства и локальных нормативных актов МФЦ.
11) Документовед формирует ведомость для отправки документов с курьером в орган государственной власти и карту курьера.
12) Документовед передает принятые дела по ведомости с курьером в ОГВ.
13) По истечении срока оказания государственной услуги орган власти передает курьеру ведомость с результатом оказания услуги.
14) Курьер передает ведомость с результатом оказания услуги документоведу.
15) Документовед проставляет статусы о готовности результата и передает их на выдачу.
16) Специалист по приему и выдаче документов выдает их заявителю.
При оказании услуги данные на заявителя вносятся вручную, хотя эти данные уже присутствуют в базах данных других организаций. Некоторые персональные данные могут быть запрошены из пенсионного фонда и налоговой службы, такие как СНИЛС и ИНН. Существующие межведомственные связи имеют эпизодический характер, только по некоторым объектам оказания услуги данные могут быть «подкачены» из профильных баз данных. Это доступно только для объектов, имеющих отношение к РосРеестру, Кадастру и Картографии. В остальных случаях информация вручную копируется с бумажных документов. При оформлении услуги первичные документы сканируются и прикрепляются к делу или заявлению. Одновременно, бумажные копии, формируются в пакет, который с помощью курьера передается в соответствующие организации, то есть имеет место дублирование документов в двух видах: бумажном и электронном.
При выборе эффективной системы документооборота следует изучить преимущества и недостатки каждой.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 24.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7932.
2. Басаков М.И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс; Издание 4-е, перераб. и доп. Москва, 2013.
3. Анодина Н.Н. Документооборот в организации / Н.Н. Анодина. М.: Омега-Л, 2014.