84
ECONOMICS / <<ШЦШМУМ~^©и©Ма1>#Щ12)),2©1]9
Михайлова Светлана Сергеевна
Магистрант института экономики и управления ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» имени Д.Банзарова,
г. Улан-Удэ
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10206 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ЦЕНТРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Mikhailova Svetlana Sergeevna
Master student of the Institute of Economics and Management FSBEI of HE "Buryat State University" named after D. Banzarov, Ulan-Ude
CURRENT STATE OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF MULTIFUNCTIONAL CENTERS IN
THE REPUBLIC OF BURYATIA
Аннотация.
В статье затронут актуальный вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры «одного окна». Представлено современное состояние развития многофункциональных центров в Республике Бурятия. Abstract.
The article touches upon the topical issue of providing state and municipal services to the population through multifunctional centers of "one window". The current state of development of multifunctional centers in the Republic of Buryatia is presented.
Ключевые слова: многофункциональный центр, государственные услуги Keywords: multi-center, public services
Одним из важнейших направлений развития системы предоставления государственных услуг на территории Российской Федерации является концепция многофункциональных центров предоставления услуг по принципу "одного окна".
В целях совершенствования организации предоставления государственных услуг, повышения их качества и доступности был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», описывающий основные принципы взаимодействия органов государственной власти в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, а также вопросы эмиссии универсальной электронной карты.
На основе многолетнего опыта работы в субъектах РФ по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, разработано и широко внедряет в регионах типовое решение АИС МФЦ (являющееся концептуальным дополнением типовой системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде), позволяющее правительствам субъектов Российской Федерации качественно решать задачи предоставления услуг через МФЦ с соблюдением всех действующих нормативных правовых актов.
Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» создано на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2008 года №2 284 «О создании государственного учреждения «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) услуг», постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 ноября 2010 года № 505 «Об утверждении Перечня республиканских бюджетных и создаваемых казенных учреждений».
В настоящее время функционируют 24 филиала МФЦ РБ в районах Республики Бурятия и количество окон обслуживания в них составляет 389 окон.
Государственные и муниципальные услуги оказываются в филиалах ГБУ «МФЦ РБ» по Железнодорожному району г. Улан-Удэ, Кяхтинскому, Заиграевскому, Иволгинскому, Прибайкальскому, Северо-Байкальскому, Селенгинскому, Хорин-скому, Кижингинскому, Курумканскому, Бичур-скому, Кабанскому, Баунтовскому эвенкийскому, Окинскому, Кижингинскому, Еравнинскому, Бар-гузинскому, Тункинскому, Джидинскому, Тарбага-тайскому, Мухоршибирскому, Муйскому, Закамен-скому районам и г. Северобайкальск.
Уполномоченным МФЦ были заключены соглашения и дополнительные соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов внебюджетных фондов по вопросам организации предоставления услуг, республиканских органов исполнительной власти и местных образований.
Всего ГБУ «МФЦ РБ» заключено соглашений о взаимодействии, в т.ч. 10 с федеральными органами исполнительной власти (УФМС по РБ, Управление Росреестра и филиала КП, Роспотребнадзора по РБ, УФНС по РБ, МВД по РБ, Гострудинспекцией труда, УФССП по РБ, ТУ Росимущества в РБ), 9 соглашений с органами исполнительной власти Республики Бурятия (РГУ ЦСПН, ЦЗН РБ, Управлением ЗАГС, Минимуществом РБ, Минстроя РБ, Минобразования РБ, Минпромом РБ, Минтрансом
ECONOMICS / <<шцшетим~^©у©мак>>#щ12)),2©1]9
85
РБ, Бурприроднадзором), двумя органами государственных внебюджетных фондов (ГУ РО ФСС РО РБ, ОПФР по РБ), 23 соглашения с муниципальными образованиями муниципальный район и 177 соглашений с сельскими и городскими поселениями участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг [1].
Штатная численность ГБУ «МФЦ РБ» составляет 425 шт.ед. Кадровый состав учреждения имеет следующие характеристики:
- уровень образования сотрудников учреждения: высшее образование - 84%, средне специальное образование - 11% , среднее образование - 5% (обслуживающий персонал);
- средний возраст сотрудника - 36 лет;
- половой состав: женщины- 70% женщины, мужчины - 30%.
Учреждение создано в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, повышения качества их предоставления, повышения информи-
рованности граждан и организаций о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
Структура управления учреждения выглядит следующим образом. Возглавляет учреждение руководитель, которому подчиняются три заместителя, один из которых является первым заместителем. В учреждении функционируют 4 отдела: отдел информационного обеспечения, отдел предоставления государственных и муниципальных услуг, отдел снабжения, кадрово-правовой отдел, а также бухгалтерия и клиентская служба (рис. 1).
Органами управления Учреждения являются Учредитель и руководитель Учреждения. Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель Учреждения (далее - руководитель). Назначение руководителя, досрочное прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним осуществляется Учредителем.
Срок полномочий Руководителя учреждения определяется трудовым договором (контрактом) на срок до 5 лет.
Ка дро во- пр а во во й отдел
Отдел информационного обеспечения
филиалы
Заместитель руководителя
Рис. 1. Структура ГБУ «МФЦ РБ»
Руководитель Учреждения подотчетен Учредителю и осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, настоящего Устава, решений Учредителя и заключенного с Учредителем трудового договора [3].
За 2017 год в Уполномоченном многофункциональном центре (далее - УМФЦ), его 23 филиалах и территориально-обособленных структурных подразделениях (далее - ТОСП) было зарегистрировано 1 660 385 обращений, из них:
- принято заявлений - 610 117;
- оказано консультаций - 252 039, в т.ч. в общественной приемной «Негосударственным Центром оказания бесплатной юридической помощи» -456 обращений, на сайт ГБУ «МФЦ РБ» с вопросами о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг поступило 380 обращений;
- выдано готовых документов по услугам - 394
239;
- са11-центром принято звонков - 274 330;
- по вопросам регистрации в федеральной государственной информационной системе ЕСИА,
подтверждения личности и восстановления паролей - 129 660.
Среднее количество обращений в день в отчетном периоде составило - 6 233, среднее время ожидания в очереди составило 11 минут 31 секунда.
За отчетный период в УМФЦ, его филиалы и ТОСП поступило:
- 891 999 обращений граждан и организаций по государственным услугам, оказываемым территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, внебюджетных фондов, что составляет 53,72% от общего количества обращений;
- 192 118 обращений по государственным услугам исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, что составляет 11,57% от общего количества обращений;
- 58 606 обращений по услугам органов местного самоуправления, что составляет 3,53% от общего количества обращении;
-111 328 обращений по услугам, оказываемыми организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг,
ECONOMICS / <<ШЦШМУМ~^©и©Ма1>#Щ12)),2©1]9
86_
что составляет 6,71% от общего количества обращений;
- 274 330 обращений в са11-центр - 16,52%;
- 131 168 обращений по вопросам регистрации в федеральной государственной информационной системе ЕСИА, подтверждения личности и восстановления паролей, в т.ч. 1508 консультаций по вопросам регистрации на ЕПГУ - 7,9%.
Во всех структурных подразделениях МФЦ обеспечивается регистрация граждан на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Республика Бурятия занимает 20 место в рейтинге субъектов по доле зарегистрированных граждан на ЕПГУ, при этом львиную долю регистрации граждан - 53,4% осуществляют специалисты МФЦ.
В Информационно-аналитической системе мониторинга качества государственных услуг (далее -ИАС МКГУ) зарегистрирован 201 объект сети многофункциональных центров - это 24 МФЦ и 177 ТОСП. На 01.01.2018 в ИАС МКГУ передано 211 887 оценок по услугам федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в МФЦ - 97,03%.
За 2017 год заключено 25 соглашений о взаимодействии и 222 дополнительных соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» подписано соглашение о взаимодействии по предоставлению 6-ти услуг.
В июне 2017 года был принят пакет законов об отмене открепительных удостоверений на выборах. 5 июля 2017 года было подписано соглашение о взаимодействии с Избирательной комиссией Республики Бурятия по организации в МФЦ и его филиалах приема и обработки заявлений о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Главы Республики Бурятия, проходивших 10 сентября 2017 года. Заявления принимались с 26 июля по 4 сентября 2017 года. Количество граждан, принявших участие в выборах главы региона, составило 297491 человек, количество принятых заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения избирателя в регионе составило 6 761 заявление, специалистами многофункционального центра было принято 229 заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.
27 ноября 2017 г. было заключено соглашение о взаимодействии с Избирательной комиссий Республики Бурятии предметом которого является по-
рядок взаимодействия МФЦ и Избирательной комиссии РБ при приеме заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту нахождения и направлении соответствующей информации в территориальные избирательные комиссии на выборах Президента Российской Федерации.
Целевой моделью «Поддержка малого и среднего предпринимательства», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 г. № 147-р, дорожной картой по внедрению целевой модели, утвержденной главой Республики Бурятия 22.02.2017 года, установлено, что количество созданных и функционирующих окон МФЦ, ориентированных на предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 до 500 тыс.человек должно быть не менее 3-х «окон». В целях оказания услуг указанной категории заявителей в г.Улан-Удэ организована работа четырех территориально-обособленных подразделений центра на базе финансово-кредитных организаций - Сбербанк, Бин-Банк, Промсвязьбанк, а также на базе республиканского Бизнес-инкубатора.
По состоянию на 31.12.2017 г. в УМФЦ по ул. Ключевской 76а оказывалось 140 услуг, из них: 44 государственные услуги двенадцати территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, 55 государственных услуг десяти органов исполнительной власти Республики Бурятия, 30 государственных и муниципальных услуг Администрации г.Улан-Удэ, 5 услуг ООО «Единый информационно-расчетный центр» и 6 услуг АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Среднее количество обращений в день по УМФЦ составило 2 412.
В УМФЦ организовано предоставление услуг экспресс-фото, копировально-множительных
услуг, установлены банкоматы, платежные терминалы ОАО «СберБанк», ООО «Госплат», кофе-ма-шины,инфомат с доступом к ИАС МКГУи шесть рабочих мест с доступом к Единому порталу государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
1. Отчет государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» за 2015 г. [Электронный ресурсу/mfagovrb.m
2. Проблемы регионов при создании МФЦ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://economy/buryatia.ru/econ/MF_problem. html/ (дата обращения: 09.11.2018).
3. Регламент работы Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Утвержден приказом от 1 июня 2015 г. № 71.
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»