Научная статья на тему 'Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров'

Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирова Я.А.

В статье рассмотрен процесс формирования многофункционального центра (МФЦ), основы его создания, функционирования и развития. Изучены способы и методы дальнейшего расширения и усовершенствования службы «одного окна». Сделан вывод о том, что МФЦ является одним из важнейших показателей формирования модели сервисного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирова Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров»

Список литературы:

1. Тимофеев Д.Н. Инновационно-ориентированный подход в обеспечении социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований / Ф.З. Аралбаева, Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин. - Оренбург, 2013.

2. Тимофеев Д.Н. Концепция структурно-логической модели предпринимательской компании / Д.Н. Тимофеев // Экономика и предпринимательство. - 2011. - № 6. - С. 176-178.

3. Тимофеев Д.Н. Управление промышленными предприятиями при реализации инновационно-ориентированной стратегии / Д.Н. Тимофеев // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 2 (40). - С. 133-139.

4. Тимофеев Д.Н. Управление промышленными предприятиями при реализации инновационно-ориентированной стратегии / Д.Н. Тимофеев // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 2 (40). - С. 133-139.

5. Тимофеев Д.Н. Организационные формы управления инновационно ориентированной деятельностью предприятия / Д.Н. Тимофеев // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5 (34). - С. 347-353.

6. Тимофеев Д.Н. Концепция структурно-логической модели предпринимательской компании / Д.Н. Тимофеев // Экономика и предпринимательство. - 2011. - № 6. - С. 176-178.

7. Тимофеев Д.Н. Определение базовой стратегии инновационно ориентированного управления промышленных компаний / Д.Н. Тимофеев // Вестник экономической интеграции. - 2012. - № 10. - С. 89-94.

8. Тимофеева Т.Н. Целевая направленность управления в инновационно-ориентированной стратегии развития промышленных предприятий / Д.Н. Тимофеев, Т.Н. Тимофеева // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 10 (39). - С. 508-515.

9. Цыпин А.П. Изучение развития промышленности России в 19302011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 1 (39). -С. 54-59.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

© Темирова Я.А.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

В статье рассмотрен процесс формирования многофункционального центра (МФЦ), основы его создания, функционирования и развития.

* Аспирант кафедры «Налоги и налогообложение».

Изучены способы и методы дальнейшего расширения и усовершенствования службы «одного окна».

Сделан вывод о том, что МФЦ является одним из важнейших показателей формирования модели сервисного государства.

Ключевые слова: многофункциональный центр, государственная услуга, муниципальная услуга, принцип «одного окна».

При получении государственных и муниципальных услуг у физических и юридических лиц, на основе оценки работы конкретных чиновников, формируется представление о функционировании государственной власти в целом. Существующие проблемы, такие как недоступность необходимой информации об условиях предоставления услуг, коррупция, затягивание сроков принятия решения - это всего лишь часть проблем, с которыми сталкиваются граждане при получении государственных услуг. Особенно сложно приходится при получении услуг, в предоставлении которых участвуют несколько органов государственной власти. Проблема ограниченного информационного обмена между ведомствами приводит к тому, что все заботы о сборе необходимой информации, различных справок и прочих документов ложатся на гражданина.

Процесс предоставления государственных услуг вариативен.

В одном из вариантов гражданин или юридическое лицо для получения сложной услуги, например, такой как покупка земельного участка под строительство офиса последовательно проходит несколько этапов оформления документов. Процедура получения услуги в этом случае становится достаточно продолжительной и с финансовой точки зрения более затратной, так как совокупные затраты гражданина на получение услуги и государства на ее предоставление увеличиваются.

При втором варианте для получения услуги гражданин или организация одновременно обращается в несколько инстанций. Параллельное рассмотрение заявок органами власти сокращает время на предоставление услуги, но не уменьшает издержки по ее получению и предоставлению.

В третьем случае, при предоставлении услуги в режиме «одного окна», заявитель обращается только в один орган власти, который обеспечивает все необходимые согласования в случае предоставления «сложной» услуги, либо самостоятельно предоставляет все согласования в случае элементарной услуги. В этом случае повышается качество предоставления государственных услуг, сокращаются затраты на обеспечение стандарта предоставления услуг, обеспечиваются комфортные условия труда государственных служащих, сокращается рынок посреднических услуг.

Перспективной формой обслуживания населения становится оказание государственных услуг в режиме «одного окна» с помощью создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Такие центры зарекомендовали себя как успешная модель

взаимодействия государства и граждан в ряде зарубежных государств, таких как Германия, Канада, Бразилия, Португалия, Индия, Греция и др. Используемые в них технологии позволяют осуществить переход от бюрократического к «сервисному» государству.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая установленным нормативно-правовым требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [2, ст. 2].

В обязанности многофункциональных центров входит обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, выполнение функций приема и выдачи документов, обработки персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг. В случае желания гражданина воспользоваться реализацией принципа «одного окна», ему необходимо только подать заявление и получить услугу в установленный срок. Это освобождает от необходимости ходить по разным инстанциям для получения справок, тратить свое время на простаивание в очередях в государственных учреждениях и в банках при уплате различного рода штрафов и других платежей, оплачивать услуги посредников. Развитие сети многофункциональных центров позволяет повысить эффективность взаимодействия государственных ведомств, сократить временные и денежные затраты на содержание государственного аппарата, повысить качество работы органов власти, минимизировать возможность проявления коррупционной составляющей государственной службы, поскольку чиновник того или иного ведомства практически лишен возможности общения непосредственно с клиентом.

Сеть многофункциональных центров в Российской Федерации постоянно разрастается. На сегодняшний день, по данным Министерства экономического развития РФ, в нашей стране работает 1350 многофункциональных центров. До конца 2015 года планируется увеличить их количество вдвое. Есть регионы, лидирующие по количеству центров, такие как Москва, Краснодарский край, Ростовская область. Но есть и так называемые регионы-«аутсайдеры», где до сих пор не открыто ни одного МФЦ.

Согласно Указу Президента от 7 мая 2012 г. № 601, к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна увеличиться до 90 %. Для этого нужно увеличить количество МФЦ почти в 3 раза, причём это нужно сделать так, чтобы единый пункт приёма и выдачи документов в целом был в каждом городском округе и муниципалитете.

Важно, чтобы подобные центры оснащались качественными каналами связи и современными информационными системами.

В 2014 и 2015 гг. на развитие сети МФЦ будет выделено 6 миллиардов рублей. Конечно, центры не должны полностью финансироваться за счет средств федерального бюджета. Для того чтобы МФЦ были финансово устойчивыми, рациональным нам видится распределение госпошлины за предоставление соответствующих государственных услуг между федеральными и региональными бюджетами. Помимо этого, можно использовать субсидии из федерального бюджета на компенсацию расходов МФЦ по предоставлению государственных услуг населению.

В мае 2014 года Минэкономразвития России представило новый единый бренд для системы МФЦ, под названием «Мои документы». Бренд для МФЦ был разработан для приведения многочисленных и разнородных по качеству способов оформления центров предоставления государственных услуг к единому, узнаваемому стилю. Как считают в министерстве, элементы оформления и сам бренд «Мои Документы» должны передавать открытость, дружественность сервиса, личный подход. Позиционирующий слоган новых учреждений - «На все случаи жизни».

Для удобства, как граждан, так и чиновников, предполагается также активно развивать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, которое обеспечивается с помощью портала государственных услуг РФ. Портал gosuslugi.ru обеспечивает доступ к информации о государственных и муниципальных услугах страны, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Все услуги соотнесены с конкретным регионом.

На данный момент Минкомсвязи РФ принято решение улучшить сайт из-за невысокой скорости работы, неэффективного поиска и навигации, сложности заполнения форм и отсутствия мобильного использования. Во II квартале 2015 года заработает новая версия сайта. Портал получит новый внешний вид, переработанную навигацию и поиск. Развитие электронного обеспечения государственных услуг поможет сократить время оформления документов непосредственно в МФЦ, так как некоторые документы, например анкеты на паспорт, граждане будут заполнять через Интернет. Предо ставле-ние государственных услуг в электронном виде может способствовать снижению размера госпошлины.

В перечень предоставляемых услуг службы «одного окна» гражданам входит 15 услуг федеральных ведомств. Среди них услуги сфер, рекомендованных Минэкономразвития России: недвижимость, социальная, определение гражданско-правового статуса и предпринимательская деятельность

(регистрация прав собственности на недвижимость, подача документов на загранпаспорт, получение справки о правонарушениях в области дорожного движения и другие).

Следует отметить, что до настоящего времени не все МФЦ в нашей стране являлись по-настоящему многофункциональными. С 1 ноября 2014 года в силу вступили новые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны [4]. К уже предоставляемым госуслугам добавились еще семь, такие, например, как постановка иностранных граждан на миграционный учет, информирование людей о начисленных им налогах и правилах их уплаты, предоставление земельных участков, получение справки об отсутствии уголовного преследования и судимости. Кроме того, с этого года жители девяти регионов нашей страны в рамках эксперимента смогут получать в МФЦ дополнительные госуслуги. Со временем этот список должен расширяться, чтобы граждане всех регионов страны могли своевременно и качественно получать разнообразные государственные и муниципальные услуги в самых разных ситуация, к примеру, при рождении или усыновлении ребёнка, выходе на пенсию, восстановлении документов и других.

В октябре 2014 года Минэкономразвития разработал две системы мониторинга многофункциональных центров, одна из которых уже введена в эксплуатацию и позволяет контролировать развитие сети МФЦ.В ней регионы размещают планы создания МФЦ и отчитываются об их исполнении. Вторая система будет обслуживать сбор данных о количестве оказанных услуг, межведомственных запросах и другой информации.

В заключении подчеркнем, что создание современных и удобных для граждан способов предоставления государственных услуг является одной из приоритетных задач формирования модели сервисного государства в нашей стране. Многофункциональные центры - это действительно, по сути, первые институциональные единицы государственного управления, в которых реально действует механизм сокращения сроков предоставления государственных услуг.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 133-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 496 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797».

5. Приказ Роспотребнадзора от 28.03.2008 N 98 «Об утверждении Плана мероприятий по организации государственных услуг на базе МФЦ».

6. Гладкова Т.А. Комплексный подход к процессу организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ // Совершенствование государственного управления в условиях развития инновационного общества: Сборник материалов научно-практической конференции 18-19 сентября 2013 года, Липецкая область. - Липецк: ООО «Принт Мастер», 2013. - С. 13-14.

7. Шр://мфц.рф /агйс^/4073/2014 (дата обращения 10 января 2014 г. 16:08:45).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

© Яковлева М.Л.*, Каячев Г.Ф.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье анализируются особенности регулирования процессов в сфере малого и среднего бизнеса в Красноярском крае. Так как это одна из самых актуальных проблем в свете применения экономических санкций для нашего экономического сектора. Это коснулось всех субъектов России в том числе и Красноярского края.

Сегодня мы с вами находимся в непростой экономической ситуации, так как ситуация на политической арене заставила ведущие европейские страны и США прибегнуть в отношению к нашей стране к излюбленному экономическому инструменту - к экономическим санкциям для различных секторов экономики.

Мы наблюдаем постоянный рост курса доллара и евро. И это заставило наше правительство по поручению президента попытаться перестроить экономику страны, а это очень и очень не просто. Так как мы очень сильно от этого зависим, но как считают ведущие специалисты вполне возможно, хотя естественно на это надо время.

Перестройка экономики коснется всех ее секторов, в том числе и сферы, которая в нашей стране развиваться начала только в постперестроечную эпоху. Это сфера малого и среднего бизнеса.

Наличие слоя успешных предпринимателей средней и малой величины -характерный признак процветания экономики успешного государства. Когда нечто подобное в сфере сельского хозяйства мечтал создать великий рус-

* Магистрант.

* Профессор кафедры ЭУБП, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.