Научная статья на тему 'Социальные инновации в муниципальном образовании'

Социальные инновации в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / «ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР» / «ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понамаренко С. А.

Статья представляет обзор проектов административной реформы в г. Шахты, одним из которых является единственный в своем роде проект «Зелёный коридор», который стал прочной основой для создания одного из первых в области многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) г. Шахты в 2007г..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации в муниципальном образовании»

п, ^ к • п ^ И; • •• п ^ и .

1 1’ 2 V n n

Система индикаторов оценки развития промышленного комплекса может включать следующие их группы:

1. показатели мероприятий развития промышленного комплекса;

2. показатели изменения объемов производства промышленного комплекса;

3. показатели состояния бюджета развития промышленного комплекса субъекта РФ;

4. показатели состояния налогов в результате развития промышленного комплекса;

5. показатели доходов работников, занятых в промышленном комплексе;

6. показатели уровня занятости в промышленном комплексе;

7. показатели инвестиционной деятельности в промышленном комплексе;

8. показатели развития состава и инфраструктуры промышленного комплекса;

9. показатели эффективности мероприятий развития промышленного комплекса;

Использование предлагаемой модели и показателей развития промышленности позволяет определять

симптомы, причины возникновения кризиса и способы его нейтрализации. Вместе с тем устойчивое развитие предприятий промышленности связано не только с конкретными показателями, которые отслеживаются статистикой и отчетностью предприятия. Успех функционирования предприятия в большей части зависит от «нечетких показателей», отражающих социальные, имиджевые и другие аспекты, существенно влияющих на экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобелев Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем. М.: Дело, 2003.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пискулькина. М.: ЮНИТИ.1999.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПОНАМАРЕНКО С.А.

Администрация г. Шахты, мэр, кандидат экономических наук, 346500, г. Ростовская обл., г. Шахты, ул. Советская, 158, к. 101.

Статья представляет обзор проектов административной реформы в г. Шахты, одним из которых является единственный в своем роде проект «Зелёный коридор», который стал прочной основой для создания одного из первых в области многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) г. Шахты в 2007г..

Ключевые слова: административная реформа; многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; «Зеленый коридор»; «электронная очередь»

Коды классификатора JEL: H 52, H 75

Город Шахты лидирует в реализации административной реформы РФ в Ростовской области. Первой среди российских органов местного самоуправления администрация г. Шахты внедрила в свою деятельность систему менеджмента качества (СМК) и прошла процедуру сертификации на соответствие международным требованиям. В итоге, в 2006 году СМК администрации г. Шахты признана соответствующей международному стандарту ИСО 9001:2000 «в отношении оказания муниципальных услуг».

В 2007 году сертификацию прошли все отраслевые (функциональные) подразделения администрации и городская Дума г. Шахты. Политика в области качества администрации города Шахты однозначно определила стратегический курс на обеспечение устойчивого развития муниципального образования и непрерывное повышение качества жизни шахтинцев.

Реализуя принцип ориентации на потребителя, в 2006 году администрация г. Шахты провела инновационную, не имеющую аналогов, работу по применению процессно-системного подхода для установления порядка ускоренного прохождения документов при предоставлении муниципальных услуг и получившую название «Зелёный коридор», с дальнейшим формированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В проект «Зеленый коридор», в первую очередь, были включены процессы согласования и оформления документов для утверждения проекта границ и предоставления земельных участков. Выбор был обусловлен следующими факторами:

- наибольшее количество обращений граждан;

- отсутствие контрольного срока и длительность оформления документов заявителя;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

- бесконтрольное контактирование заявителя с чиновниками;

- возможность появления злоупотреблений;

- ограниченное время приема документов, проблема очередей возле кабинетов;

- сложная процедура выпуска двух распоряжений (об утверждении проекта границ и о предоставлении земельного участка в аренду или собственность);

- территориальная разобщенность участвующих в процессе согласования и оформления документов административных структур;

- недостаток контроля со стороны городской администрации;

- отсутствие ответственности чиновников за своевременность и качество выполнения работ.

Дело в том, что традиционная, принятая до реализации проекта «Зеленый коридор», технология оказания услуг населению характеризовалась множеством проблем.

Во-первых, принимаемые регламенты оказания услуг федеральными службами не предусматривают оказание услуг через многофункциональные центры, с позиций их непосредственного участия в приеме документации, консультации заявителей, выдаче сведений, справок или согласованной документации.

Во-вторых, во всех регламентах существует понятие «заявительный характер»: физическое (юридическое) лицо само должно заявлять об оказании услуги, либо его представитель с нотариально заверенной доверенностью, что связано с дополнительными затратами. В результате заявитель должен заполнить более 7 заявлений для оказания услуг.

В-третьих, подготавливаемая информация федеральных либо региональных учреждений и ведомств (кроме инспекции федеральной налоговой службы), не совместима друг с другом: она либо хранится на бумажном носителе, либо все учреждения (ведомства) самостоятельно выбирают свои программные продукты, которые, в конечном итоге, не совместимы.

С позиций взаимодействия МФЦ с Шахтинским отделом Управления федеральной регистрационной службы (ШО УФРС) по Ростовской области были выявлены следующие трудности:

- нет законодательно установленной возможности постоянного присутствия представителя ШО УФРС непосредственно в МФЦ, в связи с чем, заявителей приходится сопровождать в регистрационную службу для сдачи и получения документов;

- штатная численность ШО УФРС по РО не позволяет выделить специалиста, занимающегося только приемом и обработкой документов из многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;

- срок регистрации документов в регистрационной службе неоправданно высок (минимум 14 дней со дня приема заявления), а документы в ШО УФРС принимаются только в определенные дни.

В связи с этим, цели проекта «Зеленый коридор» предусматривали не только разработку процесса движения документов и оптимизацию всех факторов, влияющих на результат, но и установление персональной ответственности специалистов на каждом этапе прохождения документов.

Результатами реализации проекта «Зеленый коридор», с формированием и функционированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, являются следующие:

- до внедрения проекта для оформления земельного участка в аренду или собственность заявителю приходилось контактировать со специалистами различных структур не менее 32 раз, после внедрения ускоренного порядка прохождения документов он контактирует только 3 раза с одним и тем же специалистом, который, при этом, не является исполнителем требуемой услуги;

- до внедрения проекта процесс предоставления земельного участка занимал 12 месяцев и более, после разработки и внедрения блок-схемы процесса (с конкретизацией сроков и ответственности на каждом этапе оформления документов) этот процесс занимает 18 дней;

- несмотря на то, что значительно уменьшились сроки предоставления услуг и количество контактов с чиновниками различных структур, дополнительные выплаты за срочность выполнения работ (оказываемых услуг) не осуществляются, а общая стоимость существенно сократилась за счет ликвидации необоснованных требований и платежей в процессе оказания услуг;

- до внедрения проекта заявитель оплачивал отдельные выезды специалистов организаций технической инвентаризации, землеустроительной организации и получения сведений дежурной кадастровой карты территориального отдела № 11 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, после внедрения специалисты перечисленных ведомств единовременно выезжают на земельный участок, а сведения дежурной кадастровой карты запрашиваются администрацией МФЦ;

- после внедрения проекта осуществлено территориальное объединение ведомств (представители всех участвующих в процессе структур находятся в одном месте, что позволяет отследить согласованность между службами и скорость оформления документов);

- прием заявителей осуществляется шесть дней в неделю с 8.00 до 18.00 часов (включая субботу);

- перемещением документов по кабинетам занимается специалист, а не заявитель;

- выдача квитанций на оплату всех услуг осуществляется в одном подразделении в день приема заявления (в здании администрации МФЦ расположена касса, где заявитель может оплатить услугу);

- итогом реализации проекта является такой важный факт, как отсутствие очередей;

- в условиях реализации проекта изменилась психология поведения чиновника с направленностью на максимальное удовлетворение потребностей заявителей;

- резко повысилась производительности труда специалистов.

В соответствии с требованиями проекта процессы его апробации, описания и корректировки выполнялись параллельно, что позволило избежать бюрократических проволочек, сопутствующих внедрению любых инноваций. Проведенный по итогам работы «Зеленого коридора» сравнительный анализ количества выданных администрацией г.Шахты распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду или собственность (за период с марта по август в течение трех лет) показал, что до внедрения проекта «Зелёный коридор» (2005г.) таких правовых актов выдано 114, в первый год реализации проекта (2006 г.) - 460, во второй год, то есть в 2007 г. - 1201, то есть количественные показатели выросли примерно в 10 раз.

Кроме этого, стоимость услуг заявителю (на оформление проекта границ, госпошлину и т.д.) сокращена фактически на треть за счет ликвидации ранее требуемой платной документации.

Единственный в своем роде проект «Зелёный коридор» стал прочной основой для создания одного из первых в области многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) г. Шахты в 2007г. Использование принципов «зелёного коридора» при разработке процессов в сфере архитектурной и градостроительной деятельности позволило за короткий срок существенно расширить спектр муниципальных услуг в области имущественно-земельных отношений (с 4 до 40).

Деятельность многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг можно представить в виде взаимодействия «сферы услуг» (сектор приема документов, сектор консультирования и выдачи документов) и «сферы контроля» (контрольно-аналитический сектор). Для обеспечения эффективности в работе МФЦ разрабатываются и внедряются императивы взаимодействия с потребителем в рамках перехода на новые формы обслуживания с применением стандартов комфортности.

При посещении многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг с целью получения услуг заявитель непосредственно контактирует только со специалистом МФЦ соответствующего сектора «сферы услуг».

После формирования и регистрации в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг пакет документов заявителя передается в службы, осуществляющие необходимую обработку документов.

Процесс изготовления необходимых документов сопоставим со «сферой производства»: во-первых, разработаны и внедряются стандарты внутреннего и внешнего взаимодействия (описан порядок прохождения, точные сроки исполнения документов и ответственность на каждом этапе); во-вторых, движение документов между специалистами организовано с использованием поточных методов.

Деятельность многофункциональных центров предусматривает включение в эту работу смежных служб, участвующих в процессе оказания услуг. Размещение специалистов этих служб в одном помещении позволило исключить такой распространенный негативный фактор, как «беготня по городу» в поисках очередного «кабинета власти».

В 2008 году на территории города функционируют уже три многофункциональных центра:

- многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ г. Шахты) (около 100 видов услуг);

- многофункциональный центр предоставления социальных услуг «Социум» (55 видов услуг);

- Центр коммунальных услуг (50 видов услуг).

В общей сложности на базе многофункциональных центров населению города Шахты предоставляется более двухсот видов услуг. О том, какие преимущества получает потребитель услуг в многофункциональных центрах, можно судить по следующим, только самым значимым, фактам:

- появилась возможность самостоятельного выбора заявителем времени посещения (с указанием его в талоне) конкретного специалиста МФЦ;

- отсутствие длинных очередей обуславливает экономию времени и психологическую комфортность при получении услуг;

- минимизировано количество посещений многофункционального центра предоставления услуг в процессе оформления документов;

- реализуется возможность решения сразу нескольких взаимосвязанных проблем в одном месте;

- наблюдается корректное обслуживание с комфортными условиями предоставления услуг.

С целью максимального качества оказания услуг осуществляется их стандартизация. Так, в настоящее время в МФЦ г. Шахты подготовлено более 10 стандартов оказания услуг. В стандартах описаны непосредственно сами процессы оказания услуг с установлением четких временных рамок и ответственных за каждым этапом, а также установлены требования к комфортности предоставления услуг.

Кроме этого, для эффективной и результативной работы многофункциональных центров на территории города определены требования к:

- достаточному количеству «окон», в каждом из которых осуществляется предоставление услуг;

- местам ожидания для получателей услуг;

- времени обслуживания посетителя в одном окне;

- наличию терминала системы "электронная очередь";

- необходимому количеству автоматизированных рабочих мест;

- присутствию в зале ожидания консультантов по вопросам получения услуг;

- наличию оборудованного места для оплаты услуг;

- обеспечению охраны МФЦ, наличию видеокамер в зале ожидания;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

- наличию туалета;

- ксерокопированию и распечатке документов на платной основе;

- использованию электронной почты на бесплатной основе;

- возможности получения информации и предварительной записи через Интернет;

- наличию СаИ-центра, возможности предварительной записи, консультированию по телефону;

- автоинформированию по электронной почте и через саИ-центр.

Суть работы системы «электронная очередь», установленной в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, заключается в следующем: войдя в зал обслуживания, заявитель подходит к чековому регистратору, выбирает необходимую услугу из предложенного списка и, нажав соответствующую кнопку на чековом регистраторе, получает распечатанный на принтере талон, в котором указан номер заявителя в очереди. При необходимости, администратором зала МФЦ может оказываться помощь посетителю при работе с чековым регистратором.

Система «электронная очередь» позволяет избавить заявителя от утомительного ожидания в очереди, так как, получив талон, он может свободно распоряжаться временем, оставшимся до приема. Когда освобождается оператор, в зале ожидания раздается голосовое оповещение с указанием номера клиента и номера окна, одновременно на центральном табло системы и на табло оператора появляется номер приглашаемого клиента.

Среди преимуществ реализованной системы «электронная очередь», наряду с возможностью самостоятельного выбора времени посещения конкретного специалиста МФЦ заявителем, следует также отметить эффективное распределение потока заявителей, что позволяет сократить время ожидания в очереди, обеспечить психологическую комфортность и отслеживать время, фактически затраченное на каждого посетителя.

Оперативное формирование статистических данных по общему количеству принятых посетителей, количеству консультаций и приемов, проведенных каждым специалистом, позволяет определить точное количество обслуживающего персонала.

Особое внимание уделяется уровню подготовки и квалификации специалистов. Во все многофункциональные центры приняты молодые профессионалы, прошедшие специальное обучение программой, разработанной в администрации г. Шахты.

Обобщение накопленного опыта по созданию и обеспечению функционирования многофункциональных центров на территории города Шахты позволяет сделать выводы о том, что создание сети МФЦ в муниципальном образовании обеспечивает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- переход на новый уровень отношений власти и общества;

- сокращение сроков и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

- исключение коррупции;

- повышение информированности граждан о порядке, способах и условиях получения услуг;

- реализацию принципа взаимозаменяемости специалистов;

- повышение производительности труда и ответственности специалистов, согласно разработанных стандартов и регламентации деятельности.

Дальнейшее развитие этого направления может стать фундаментом для перехода к работе над проектом «Электронная администрация», предполагающим максимально широкое использование возможностей сети Интернет для предоставления муниципальных услуг, в том числе в рамках программы «Электронная Россия».

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика. 1999.

2. Алешин А.В. Анализ международного опыта совершенствования инновационного прогресса и механизмы повышения инновационной производительности экономики// Инновации. № 10. 2004.

3. Альтудов Ю.К., Кетова Н.П. Созидательный потенциал инновационных факторов развития экономики Юга России// Социально-гуманитарные знания. №5. 2002.

4. Бабков А.Г. Индикативное управление воспроизводственным развитием региональных экономических систем. Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2004.

5. Бездудуный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация / Инновация. № 2-3. 1998.

6. Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2001.

7. Бромберг Г.В. Оценка инновационных проектов: выбор приоритетов. М.: ИНИЦ Роспатента. 2002.

8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер. 2001.

9. Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике» // Мировая экономика и международные от-

ношения. № 10. 2002.

10. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. № 4. 2005.

11. Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект. 2005.

12. Вольский А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость // Экономист. № 4.

1999.

13. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. №1. 1999.

14. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-пресс. 2000.

15. Гремнигер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях // Проблемы теории и практики управления. №6. 1997.

16. Дынкина А.А. и др., Инновационная экономика. М.: Наука. 2001.

17. Дынкина А.А., Иванова Н.И., Грачев М.В. Инновационная экономика / Журнал экономической теории. 2004. № 1.

18. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.И. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий // Инновации. №2. 2006.

19. Инновационная система России: Модель и перспективы ее развития. М.: РУДН. 2003.

20. Инновационная экономика/ Под ред. Дынкина А.А. и Ивановой Н.И. М.: Наука. 2004.

21. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы. М.: МАКС-Пресс. 2005.

22. Инновационные приоритеты государства / Под ред. Дынкина А.А. и Ивановой Н.И. М.: Наука. 2005.

23. Инновационные социальные технологии устойчивого развития 0 В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Т. Гал-лиев. Уфа: Дизайн Пилиграф Сервис. 2003.

24. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. №3. 2003.

25. Комков Н.И., Шатраков Ю.Г. Технологические инновации - основа будущей экономики России. http:// innovbusiness.ru.

26. Кортов С.В. Анализ региональных эволюционных процессов на базе эволюционной модели // Журнал экономической теории. № 1. 2004.

27. Макаров В.Г. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. №5. 2003.

28. Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационное развитие экономической системы: обобщенный показатель // Инновации. № 2. 2006.

29. Месяц Г.А. Инновации предшествуют инвестициям // Инновации. 2005. № 2.

30. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика.

2000.

31. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА

- М.2002.

32. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Росстат. 2005. с. 666-681, 770-813.

33. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Росстат. 2006. с. 685-701, 788-825.

34. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. 2005.

35. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс. 1990.

36. Снегирев В.И., Веретенникова И.И., Сергеев А.И. Научно-технический прогресс и экономика. М.: Перспектива. 2004.

37. Тихонов И.П., Хрусталев Е.Ю. Инновационный механизм научно-технического развития экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. №5. 2006.

38. Фальцман В. Комплексная программа НТП: достижения, уроки и перспективы // Вопросы экономики. №5. 1997.

39. Яковец Ю.В. Экономические инновации XXI века. М.: Экономика. 2004.

40. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА - М. 2002.

41. http:// www.rambler.ru

42. http:// www.informika.ru

43. http:// www.moarcc.aris.ru

44. http:// www.innovation.ru

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.