ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент А.А. Ратова, магистрант Е.С. Агаркова, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10131
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы. функционирования Многофункциональных центров услуг (МФЦ), а также проанализированы. итоги создания таких центров как фактора формирования конкурентной среды, и повышения качества предоставления государственных услуг. Составлен рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства по Центральному федеральному округу.
Ключевые слова: Многофункциональный центр, Росстат, Единый портал государственных и муниципальных услуг, органы местного самоуправления, Мои документы.
Многофункциональный центр в настоящее время может быть учреждением любой организационной правовой формы, которое соответствует требованиям и функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, и другим условиям, которые устанавливаются законодательством РФ.
В роли организатора МФЦ выступает процесс предоставления государственных и муниципальных услуг. Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, которые фиксируют порядок документационного и информационного обмена, в определенные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения дошкольного образования (детские сады), свое дело или новый дом - в таких ситуациях людям важно получить необходимые им документы без проблем и как можно скорее вернуться к решению своих текущих вопросов. Система МФЦ стремится быть надежным спутником для человека на протяжении всей жизни, быть
рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным [1].
МФЦ определен ключевыми ценностями единого бренда, такие как: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
Росстат опубликовал итоги ежегодного исследования доли граждан, которые используют электронные госуслуги - в 2016 году, согласно результатам, показатель в среднем по России составил 51,3% при плановом значении 50%.
Согласно указу президента РФ №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги и МФЦ, в 2018 году должен составлять 70%.
На сегодняшний день лидером остается Республика Татарстан, где электронными услугами, согласно Росстату, пользуются 79,7% граждан. Остальные лидеры из топ-5 по сравнению с прошлым годом полностью сменились. Выделим в таблице 1 - 10 первых регионов.
В прошлом году общий показатель по стране составил 39,6%, лидерами были Татарстан, Москва, Калининградская область, Тульская область, Приморский край [2].
Таблица 1. Результаты 2016 года по регионам в порядке убывания показателя, %
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и МФЦ
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
Республика Татарстан (Татарстан) 63,0 65,2 79,7
Ханты-Мансийский автономный округ 62,3 27,4 74,1
Чувашская Республика — Чувашия 51,6 48,4 69,0
Калужская область 34,0 40,7 68,7
Тюменская область 54,8 37,5 67,7
г. Москва 54,9 64,3 65,3
Воронежская область 16,8 39,2 64,2
Владимирская область 39,8 45,6 62,5
Амурская область 27,1 38,9 62,0
Тульская область 23,5 55,6 61,5
Плановый показатель в 50% преодолело более 30 регионов. Наибольшие изменения в 2016 году по сравнению с 2015-м произошли в Ханты-Мансийском автономном округе (с 27,4% до 74,1%), в Курской области (с 13,1% до 53,8%), в Республике Алтай (с 23,4% до 56,3%), в Ставрополь-
Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муни-
ском крае (с 28% до 60,1%), в Тюменской области (с 37,5% до 67,7%).
Больше всего снизили долю Архангельская (с 43,8% до 29,9%), Ленинградская области (с 51 до 39,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (с 52,7% до 40,4%), Саратовская область (с 35,6% до 26%) [2].
ципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр пре-
Таблица 2. Результаты 2016 года по округам в порядке убывания показателя, %
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
Центральный федеральный округ 37,6 48,0 56,3
Приволжский федеральный округ 38,1 42,6 55,3
Уральский федеральный округ 47,1 35,3 53,1
Южный федеральный округ 25,1 34,6 48,4
Дальневосточный федеральный округ 41,8 33,8 48,0
Северо-Кавказский федеральный округ 16,9 19,9 45,5
Северо-Западный федеральный округ 31,9 39,3 43,7
Сибирский федеральный округ 29,0 30,2 40,8
доставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
- формирование запроса;
- прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение результата предоставления услуги;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Главное отличие Центров для деловых кругов - это работа исключительно с предпринимателями и юридическими лицами. Глобальное развитие анонсировано премьер-министром РФ в январе 2016 года, к марту появилось несколько пилотных точек для деловых кругов. МФЦ для бизнеса - профильные филиалы бренда «Мои документы», работающие исключительно с предпринимателями и юридическими лицами. Широкий спектр услуг, предоставляемых данными учреждениями, позволяет решать различные вопросы, стоящие перед организацией: от регистрации до получения лицензий [3].
Проанализировав документы, которые определяют деятельность подобных центров, можно выделить их основные особенности. Прежде всего - это универсальность. Все услуги предоставляются в одном «супермаркете»: отпадает необходимость посещать несколько государственных органов.
Далее - экстерриториальность. Сервис необходимый гражданам можно получить независимо от места нахождения организации. Конечно же, и высокий уровень обслуживания. В организациях такого типа должен быть не только вежливый персонал, но и условия для ожидания, консультаций с менеджерами.
Определяющей является благожелательная атмосфера. Ещё один важный фактор продуктивной работы - это взаимное уважение, за счёт которого все стороны
работы получают удовольствие от сотрудничества. Это и является идеальной картиной МФЦ.
Более 2 млн. обращений граждан ежегодно обрабатывается со средним уровнем удовлетворенности качеством предоставления услуг 95% (требование - не менее 90% к 2018 году). Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, ликвидации очередей и, как следствие, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти. Наш регион, по мнению Министерства экономического развития, является ярким примером того, что предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» стало одной из самых успешных и перспективных форм взаимодействия государства с населением.
У МФЦ очень простая, но чрезвычайно значимая цель - содействовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по всем направлениям, и создавать в МФЦ условия для привлечения граждан к предпринимательской деятельности в различных сферах. Перечень предоставляемых услуг для представителей малого бизнеса регулярно актуализируется, добавляются наиболее востребованные услуги.
В настоящее время согласно методическим рекомендациям Министерства экономического развития ведется разработка концепции развития проекта «МФЦ для бизнеса» в Липецкой области на период до 2018 года. Опыт Липецкой области отмечен на федеральном уровне как необходимый к тиражированию по всей стране. Создание и развитие специализированных центров «Мои Документы» для бизнеса позволит снизить административные барьеры, исключить избыточные требования, максимально улучшить инвестиционный климат в регионе.
Центры «Мои Документы» области не только предоставляют разноплановые услуги для представителей бизнеса, но и стали образовательной площадкой для предпринимателей, на которой регулярно
проходят семинары, бизнес-слёты, обуче- ность МФЦ должны стать фактором, кото-ние начинающих бизнесменов, студентов рый увеличит количество субъектов мало-и граждан, уже осуществляющих пред- го предпринимательства в регионе, а, сле-принимательскую деятельность. довательно, приведет к росту доли налого-
Снижение административных барьеров, вых поступлений от этого сектора эконо-повышение комфортности и качества об- мики в областной бюджет и послужит раз-служивания, просветительская деятель- витию региона.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), 6 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
2. Куркина М.П. Технологии управления социальной сферой региона / М.П. Куркина. -Курск, 2014. - С. 17-18.
3. Погорелова Н. В. Социальная эффективность маркетинга территории на примере Ростовской области // Практический маркетинг. - 2014. - №12 (214). - С. 40-48.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROVIDING GOVERNMENT AND MUNICIPAL SERVICES IN MULTIFUNCTIONAL CENTERS
N.V. Klimovskiy, candidate of economic sciences, associate professor
A.A. Ratova, graduate student
E.S. Agarkova, graduate student
Kuban state agrarian university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses the problems. functioning of the Multifunctional Service Centers (MFC), as well as analyzed. the results of the creation of such centers as a factor in creating a competitive environment, and improving the quality of public services. The rating of the subjects of the Russian Federation by the level of implementation of e-government in the Central Federal District.
Keywords: Multifunctional center, Rosstat, Single portal of state and municipal services, local governments, My documents.