УДК 613.68:616.89-02-057
СОСТОЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
У РОССИЙСКИХ моряков, работающих на судах
ФИРМ
© 2009 г. Р. Б. Богданов, *В. В. Лупачев
ОАО «Северное морское пароходство»,
*Институт физиологии природных адаптаций УрО РАН, г. Архангельск
Существенное значение в возникновении невротических реакций у моряков имеет психологическая атмосфера в коллективе [2]. Важным фактором поддержания высокой работоспособности экипажа и профилактики нервно-психических расстройств является уровень совместимости членов коллектива, под которой понимают такое благоприятное сочетание различных характеристик человека или группы людей, которое при данных целях, средствах и условиях деятельности повышает ее эффективность и удовлетворенность от нее [5].
О взаимоотношениях в интернациональных экипажах имеются лишь единичные работы [3, 4]. Многие моряки в настоящее время работают по контракту на судах иностранных фирм, поэтому актуальным является изучение психологических аспектов такой работы.
Материалы и методы исследования
Обследовались 86 российских моряков в возрасте 30—55 лет в течение двух пятимесячных морских рейсов (в начале, середине и конце каждого) на судах иностранных фирм. Использовались шкала Спилбергера — Ханина [8], тест С. Розенцвейга в адаптации
Н. В. Тарабриной [7], методика «Диагностика межличностных отношений» — адаптированный Л. Н. Собчик вариант интерперсональной диагностики Т. Лири [6]. Часть плавсостава в количестве 54 человек обследовалась по методике «Шкалы депрессии Бека» и «Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге».
По возможности обеспечивалось единообразие процедуры тестирования, участвовать в котором морякам предлагалось за два дня до его начала. Объяснялись цель и характер тестов, давались общие советы относительно их выполнения. Моряки убеждались в необходимости предоставлять наиболее полную информацию, в обеспечении тайны личности, а также им сообщалась цель использования тестовых показателей. Особо подчеркивалось, что результаты тестирования никак не отразятся на их карьере и не будут приниматься во внимание на ежегодном медицинском освидетельствовании плавсостава [1].
Статистическая обработка данных осуществлялась в стандартных программах Statistica 6.0, Excel 7.0 для среды Windows 2000. При оценке достоверности различий использовался параметрический критерий t-Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости t < 0,05.
Результаты исследований
Субъективное состояние оценивалось с помощью тестов САН и Спилбергера — Ханина. Анализ полученных материалов обследования (табл. 1) свидетельствует о том, что в начале рейса все три категории
Проведено обследование 86 российских моряков, работавших на судах иностранных фирм, в течение двух пятимесячных рейсов. Использовались психологические методики Спилбергера - Ханина, Розенцвейга, теста «Диагностика межличностных отношений». Часть плавсостава в количестве 54 человек обследовалась по методике «Шкалы депрессии Бека» и «Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге». Выявлено, что работа наших моряков на судах под иностранным флагом сопряжена с выраженным психотравмирующим фактором и может способствовать возникновению нервных срывов и депрессивных состояний. Ключевые слова: работа российских моряков, иностранные фирмы, психотравмирующие факторы, нервные срывы, депрессивные состояния.
^
признаков методики САН оценивались близкими, притом высокими цифрами, а уровни реактивной и личностной тревожности оставались низкими. Причем у 20 человек (23,3 % обследованных) низкий уровень тревожности (как реактивной, так и личностной), а 66 (76,7 %) — умеренный. Это подтверждает мнение о том, что российские моряки имеют высокую мотивацию на работу в иностранных фирмах и основным стимулом, безусловно, является высокая оплата труда.
К концу рейса отмечено достоверное (р < 0,01 —
0,001) снижение по всем трем шкалам опросника САН
— меньше к окончанию рейса снизились показатели самочувствия, а самыми низкими были показатели настроения. Уровень реактивной тревожности после пятимесячной работы в море возрос до (50,8 ± 1,4) балла, причем у 53 обследованных моряков (61,6 % от общего числа) показатели реактивной тревожности (РТ) оценивались как высокие. В сравнении с РТ уровень личностной тревожности (ЛТ) вырос не столь значительно — с (36,4 ± 1,5) балла в начале рейса до (40,2 ± 1,3) балла в конце; t < 2.
Таблица 1
Показатели субъективного состояния моряков (п = 86) в течение рейса (М ± т)
Время обследо- вания Само- чув- ствие Актив- ность Настро- ение Уровень реактивной тревожности Уровень личностной тревожности
Начало 6,61± 5,32± 5,48± 36,2± 36,4±
рейса 0,08 0,09 0,11 1,8 1,5
Конец 5,11± 4,06± 3,86± 50,8± 40,2±
рейса 0,13 0,08 0,1 1,4 1,3
Р < 0,01 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001
В отличие от результатов применения методики САН у рыбаков в условиях длительного океанического промысла в тропиках и Заполярье [9] у моряков при работе на судах иностранных фирм отмечена дивергенция самочувствия, активности и настроения по мере нарастания утомления.
В течение первого месяца работы изучались изменения показателей методик в зависимости от резкой смены климатогеографических регионов плавания (табл. 2). В исследовании, в котором в течение первого пятимесячного рейса приняло участие 86 человек, не выявлено достоверной разницы изучаемых показателей методик САН и Спилбергера — Ханина в зависимости от смены районов рейса.
Известно, что стоянки в российских портах, особенно кратковременные, сопровождаются значительным психоэмоциональным напряжением [3, 4] и это проявляется повышением уровня РТ у обследованных лиц командного состава. Однако при работе на морских судах, которые несут флаг другого государства, такой закономерности мы не выявили. Обследовав лиц командного состава (судоводители, механики)
Таблица 2
Показатели методик САН и Спилбергера - Ханина (М ± т) у моряков (п = 86) во время смены контрастных регионов плавания
Район лавания Само- чувс- твие Актив- ность Настро- ение Уровень реактивной тревож- ности Уровень личностной тревож- ности
Норвежское море 5,59± 0,81 5,34± 0,11 5,46± 0,16 36,4± 2,1 36,6± 2,4
Средиземное море 5,56± 0,16 5,32± 0,14 5,51± 0,18 36,2± 2,4 35,8± 2,6
при стоянке в российских портах в течение первых двух месяцев работы (чтобы не было выявлено значительной продолжительности рейса) мы отметили лишь незначительное (1,5 — 2,2 балла) повышение уровня РТ. Это связано, как мы полагаем, с тем, что суда под чужим флагом избегают многочисленных проверок инспектирующих лиц, прежде всего в портах приписки.
Влияние длительной работы в море на самооценку личности
Морякам было предложено оценить себя с помощью метода «Диагностика межличностных отношений» [6] в начале и конце пятимесячного рейса на судах иностранных фирм. Результаты такой самооценки представлены в табл. 3.
Использование данной методики показало, что отношение моряков к самому себе, к своему «Я» изменилось мало. Достоверных различий средних значений методики, кроме четвертого («недоверчивый-скептический»), не выявлено. Среднее значение
IV октанта в конце рейса (7,22 ± 0,54) балла было достоверно выше, чем в начале работы в море — (5,22 ± 0,52) балла; р < 0,01. Обращают на себя внимание высокие показатели III октанта («прямолинейный-агрессивный»), что свидетельствует о недружелюб-ности, вспыльчивости и несдержанности испытуемых. Показатели III октанта и в начале, и в конце рейса преобладали над другими.
Таким образом, методика «Диагностика межличностных отношений» может использоваться для самооценки личности в экстремальных условиях работы, а значительное увеличение показателей IV октанта после пяти месяцев рейса подтверждает мнение [6] о том, что конфликтность может кумулироваться. Сходные данные получены при обследовании рыбаков, работавших в условиях бербоут-чартера [3, 4].
Изучение депрессивных состояний у плавсостава
Поскольку в рейсе на плавсостав действует много негативных факторов, влияющих на психоэмоциональную сферу и приводящих к возникновению депрессивных состояний, часть плавсостава в количестве 54 человек обследовалась по методике «Шкалы депрессии Бека» и «Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге». Депрессия рассматривается как один из видов психических состояний, которые выражаются в особенностях переживаний и
Таблица 3
Средние значения октантов методики «Диагностика межличностных отношений» (М ± т) у моряков (п = 86)
в начале и конце рейса
Время обследования Октанта
I II III IV V VI VII VIII
Начало рейса 5,06± 0,58 5,24± 0,48 8,02± 0,98 5,22± 0,52 5,26± 0,61 5,02± 0,52 6,12± 0,48 5,68± 0,44
Конец рейса 5,74± 0,61 5,68± 0,51 8,04± 0,41 7,22± 0,54 5,02± 0,58 4,98± 0,68 6,02± 0,54 5,46± 0,46
Р - - - <0,01 - - - -
поведения: понижении настроения, пессимизме, чувстве недовольства собой, неудовлетворенности, вины, самообвинения, раздражительности, неспособности к работе, нарушении сна, влечении к смерти и т. д.
В отличие от других проективных методик вышеуказанные используются для исследования психоэмоционального состояния моряков впервые.
В начале и в конце рейса морякам предлагалось ответить на 21 пункт, характеризующий симптомы депрессии по «Шкале депрессии Бека», и 19 пунктов «Методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге». В начале рейса (рис. 1) отмечено отсутствие депрессивных состояний у подавляющего большинства моряков — 80 (93 %). У пятерых (5,85 %) отмечена легкая депрессия и у одного члена экипажа (1,2 %), впервые вышедшего в море, — депрессия умеренной степени. Сходная картина складывалась и при обсчете полученных данных согласно «Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге» (рис. 2).
аотсутствие депрессии а легкая депрессия пумеренная депрессия п выраженная депрессия
А Б
Рис. 1. Соотношение депрессивных состояний у моряков (п=86) согласно методике «Шкалы депрессии Бека» в начале (А) и конце (Б) рейса
пбез депрессии ■легкая депрессия псубдепрессивное состояние пистинная депрессия
Рис. 2. Соотношение депрессивных состояний у моряков (п=86) согласно «Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге» в начале (А) и конце (Б) рейса
У 80 (93 %) человек уровень депрессии колебался от 20 до 50 баллов, что диагностирует состояние «без депрессии». От 50 до 59 баллов набрали 3 (6 %) обследованных, что характерно для «легкой депрессии ситуативного или невротического генеза». У одного количество баллов достигало 67, что диагностирует «субдепрессивное состояние, или маскированную депрессию».
К окончанию пятимесячного периода показатели обоих исследований значительно изменились. Число членов экипажа, не имеющих проявлений депрессивного состояния, уменьшилось до 14 (16 %) моряков по шкале Бека и 8 (9 %) — по методу Зунге. В противоположность этому число имеющих проявления легкой и умеренной депрессии увеличилось до 70 (82 %) человек по шкале Бека и 76 (90 %) человек по методу Зунге. Страдающие истинной, или выраженной, депрессией — 2 (2 %) человека и один (1 %) человек соответственно.
Использование методик изучения депрессивных состояний у плавсостава, которые были опробованы в рейсовый период впервые, показало, что моряки более охотно отвечали на вопросы методики Бека. Вероятно, это связано с более интересной и понятной постановкой вопросов в указанном опроснике, что дает нам право рекомендовать данную методику для диагностики депрессивных состояний у моряков и людей, работа которых связана с вахтовыми условиями труда.
Выводы
1. У моряков, работающих по найму в иностранной фирме, в отличие от моряков рыбопромыслового флота России во время плавания практически отсутствует динамика изучаемых психологических показателей в зависимости от продолжительности рейса.
2. У российских моряков при работе на судах иностранных фирм проявляются признаки психологической дизадаптации с увеличением продолжительности плавания, поэтому следует проводить тщательный отбор экипажей и не допускать заключения контрактов с психологически неустойчивыми лицами.
3. Низкие значения показателя степени социальной адаптации у работающих на судах иностранных фирм свидетельствуют о наличии возможностей для возникновения конфликтов среди членов экипажа.
4. Работа российских моряков на судах иностран-
ных фирм должна рассматриваться как психотравмирующий фактор, часто приводящий к появлению депрессивных состояний у моряков в конце продолжительных рейсов.
Список литературы
1. Богданов Р. Б. Психологические аспекты работы российских моряков на судах иностранных фирм / Р Б. Богданов // Вестник Поморского университета. — 2006. - № 3. - С. 4-6.
2. Зубарев Ю. Г. Психосоциальные аспекты реабилитации плавсостава / Ю. Г. Зубарев // Научные основы гигиены и физиологии адаптации человека к условиям Мирового океана : материалы пленума Проблемной комиссии. — Владивосток, 1991. — С. 37-39.
3. Лупачев В. В. Донозологические механизмы и особенности формирования заболеваемости плавсостава северного бассейна в период длительных рейсов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Лупачев В. В. - Архангельск, 1999. - 38 с.
4. Лупачев В. В. Некоторые показатели функций организма моряков и рыбаков Севера / В. В. Лупачев, П. И. Сидоров, В. В. Попов, А. А. Мозер. - Архангельск, 1999. - 1 12 с.
5. Сапов И. А. Состояние функций организма и работоспособность моряков / И. А. Сапов, А. С. Солодков. - Л., 1980. - 192 с.
6. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений : метод. рук-во / Л. Н. Собчик. - М., 1990. - 48 с.
7. Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций / Н. В. Тарабрина. - Л., 1984. - 24 с.
8. Ханин Ю. Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Л., 1976. - 28 с.
9. Юрьев Ю. Ю. Кардиореспираторная система и психоэмоциональный статус у рыбаков в динамике арктического рейса : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Юрьев Ю. Ю.
— Архангельск, 2005. — 18 с.
PSYCHOEMOTIONAL STATE OF RUSSIAN SEAMEN WORKING ON FOREIGN COMPANIES' SHIPS
R. B. Bogdanov, *V. V. Lupachev
JSC «Northern Shipping Company»,
*institute of Environmental Physiology, Russia Acad.
Sci. Ural Branch, Arkhangelsk
An examination of 86 Russian seamen working on foreign companies' ships was carried out during four five-months voyages. The psychological methods of Spilberg-Khanin, Rosentsveig, the test “Diagnosis of interpersonal relatonships” were used. 54 seamen were examined according to the method “Beck depression scale” and the “Zunge method of depression differential diagnosis”. It has been detected that work of Russian seamen on ships under foreign flags was linked to the pronounced psychotraumatic factor and could contribute to beginning of nervous and depressive states.
Key words: work of Russian seamen, foreign companies, psychotraumatic factors, nervous break-down, depressive states.
Контактная информация:
Лупачев Валерий Валентинович — доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник Института физиологии природных адаптаций УрО РАН
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 249 Тел. (8182) 28-67-14
Статья поступила 08.04.2008 г.