УДК 612.143(045)
БОГДАНОВ Роман Борисович, вахтенный помощник капитана ОАО «Северное морское пароходство». Автор 7 научных публикаций
ЛУПАЧЕВ Валерий Валентинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры стратегического прогнозирования «Институтауправления» (г. Архангельск), член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Петровской академии наук и искусств, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии. Автор 83 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и 15 учебно-методических пособий
ЛОГВИНЕНКО Александр Тихонович, врач функциональной диагностики Северного медицинского центра имени Семашко. Автор 10 научных публикаций
СУТОЧНОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНЫХ МОРСКИХ РЕЙСОВ
У 49 моряков, работающих на судах в иностранных компаниях, на протяжении семи 5-месячных морских рейсов изучались показатели системы кровообращения и проводилось суточное мониторирование артериального давления. Изменения показателей артериального давления связаны со стажем работы в плавсоставе, должностью и видом морской специальности.
Cердечно-сосудистaя система, суточное мониторирование артериального давления, длительные морские рейсы
Введение. Российские моряки востребованы на международном рынке морских перевозок и многие из них работают в иностранных международных компаниях. В связи с этим состояние здоровья моряков должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям, стандартам международных морских организаций. Кровообращение служит своеобразным маркером успешности адаптации организма к различным условиям среды. Заболевания сердечно-сосудистой сис-
темы постоянно занимают первое место в структуре причин профессиональной непригодности моряков и списания с флота [1]. С целью изучения показателей центральной гемодинамики у моряков, работающих в иностранных компаниях, нами было впервые использовано суточное мониторирование артериального давления (СМАД) в условиях длительных морских рейсов. Данное исследование у моряков, работающих под российским флагом, проводилось в межрейсовый период в базовом порту Архан-
© Богданов Р.Б., Лупачев В.В., Логвиненко А.Т., 2011
гельск на базе Северного медицинского центра имени Н.А. Семашко, но эта проблема у плавсостава, работающего на судах иностранных компаний, вообще не изучалась, поэтому наше исследование является актуальным [2].
Материалы и методы исследования. Всего обследовано с помощью данной методики 49 моряков в возрасте 30-39 лет в течение семи 5-месячных рейсов в районах Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Никто из обследованных не состоял на диспансерном учете в поликлинике Северного медицинского центра имени Н.А. Семашко и не предъявлял жалоб на момент обследования. Среди принявших участие в исследовании: 14 судоводителей (28,5%), 12 механиков и электромехаников (24,5%), 14 матросов (28,5%) и 7 мотористов (18,5%). Обследование проводилось на системе «Кардиотехника-4000» (фирма ИНКАРТ, Санкт-Петербург). Всего проведено 164 измерения (всем - в начале и конце 5-месячного рейса и, в зависимости от особенностей работы, при резкой смене климатогеографических регионов плавания) [3]. При проведении СМАД использовался стандартный режим, рекомендованный Объединенным национальным комитетом по лечению повышенного артериального давления (ОНК VI 197). Автоматическая регистрация АД (артериального давления) проводилась с интервалом 15 мин днем (07.00-23.00) и 30 мин ночью (23.00-07.00), в течение выходных дней. Обязательным условием оценки параметров СМАД являлось 50 и более измерений в сутки, согласно рекомендациям рабочей группы национальной программы №ВВЕР США 1990 года.
Статистическая обработка данных осуществлялась на компьютере ІВМ-РеПіит в стандартных программах Statistica 6.0 для среды Windows ХР. Определялись средние величины, которые представлены как средняя арифметическая ± ошибка средней (М±т), достоверность различий оценивали с помощью ^крите-рия Стьюдента. Статическая достоверность присваивалась при значении р<0,05. Использовали пакет компьютерных программ SPSS (Уг. 11,0).
Результаты исследования и их обсуждение. Объединив судоводителей и матросов в группу палубной команды - 22 чел. (44,9%) от общего числа обследованных моряков, а механиков и мотористов в группу машинной команды - 27 чел. (55,1%), мы попытались сравнить показатели суточного профиля АД в зависимости от специфики выполняемых обязанностей по техническому принципу. Полученные данные представлены в таблице. При сравнении показателей суточного профиля АД представителей различных команд выявлены достоверно более высокие средние значения средних величин САД (систолическое артериальное давление) в ночное и ДАД (диастолическое артериальное давление) в дневное время у представителей палубной команды (р<0,05). В то время как ДАД в ночное время был достоверно более высокий у представителей машинной команды (р<0,05).
Объединив обследованный плавсостав по принципу рядового состава (23 моряка, или 47,0%) и командного (26 офицеров, или 53,0%) от общего числа обследованных, мы попытались выяснить зависимость профиля АД от превалирования в выполняемых обязанностях физического или умственного труда, а также различного уровня ответственности рядового и командного состава [4]. Группа рядового плавсостава характеризовалась более низкими средними значениями большинства показателей суточного профиля АД, за исключением вариабельности САД в дневное время и вариабиль-ности ДАД днем и ночью, а также индекса времени САД за сутки и индекса времени ДАД днем. У офицеров средние значения средних величин САД за сутки и в ночное время, ДАД за сутки и индекса времени гипертензии ДАД за сутки были достоверно выше показателей рядового плавсостава (р<0,05).
У рядовых машинной команды суточный профиль АД отличался наиболее низкими показателями САД в дневное время и суточным индексом ДАД в дневное время (см. таблицу).
У рядовых машинной команды суточный профиль АД отличался наиболее низкими пока-
ПОКАЗАТЕЛИ СМАД У МОРЯКОВ (М ±Щ ПАЛУБНОЙ И МАШИННОЙ КОМАНДЫ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ (N=49)
Показатель СМАД Палубная команда (п=28) Машинная команда (п=21) Рядовые (п=23) Командный состав (п=26) Стаж работы от 1 до 10 лет (п=25) Стаж работы более 10 лет (п=24)
САД, С мм рт. ст. Д Н 116,8±2,17 I 20 ,4±2 ,38 II 3, 8±1,01 116,9±1,22 119,4±1,54 110,0±1,3* 114,8±1,37 118,7±1,56 107,9±1,16 117,9±1,01* 120,5±1,78 111,2±1,14 117,8±1,17 120,9±1,18 116,9±1,09 114,3±1,13* 117,4±1,17 107,2±1,69**
ДАД, С мм рт. ст. Д Н 73,2±1,38 76 , 3± 1 ,37 65,6± 1 ,43 2,1±1,12 7 3,3± 1 , 1 5 * 6 9 ,6±1,23* 72,1±1,08 74,3±0,97 66,6±1,03 75,2±0,96* 76,3±1,23 68,5±1,32 72,1±0,98 73,6±0,79 67,6±0,97 75,3±0,88* 76,8±0,95* 68,8±1,14
ИВ, САД(с),% САД(д), % 6,8±1,51 8,9±1,72 6,4±1,23 7,3±1,74 7,1±1,33 8,6±1,55 6,5±0,3 9,3±1,74 6,8±1,17 8,2±1,02 6,1±1,46 8,3±2,17
ИВ, ДАД(с),% ДАД(д),% ДАД(н),% 8, 9 ±1 ,23 10,2±2,21 9,9±1,34 9,05±2, 1 7 10,6±2,72 11,8±1,84 9, 1 ±1,03 12,3±2,01 10,6±1,77 12, 5 ±1,17* 10,6±1,72 13,8±1,64 7,7±1,25 9,8±1,16 9,9±1,64 9,3±2,03 11,2±2,16 10,9±2,14
ВАР, САД(д), мм САД(н), мм 12,8+1,62 9, 9 ±1 ,37 1 3, 1± 1 ,85 10,8±1,31 10,8±0,62 9,5±1,13 10,3±1,05 9,8±1,66 12,9±1,07 10,9±0,82 13,6±0,89 10,2±1,01
ВАР, ДАД(д), мм ДАД(н), мм 10,2±0,77 7,9±1,86 10,6±1,77 8,9±2,32 10,1±1,27 9,4±1,48 8,2±1,17 8,9±1,23 10,2±0,55 8,6±0,76 10,8±0,87 8,8±1,32
Сут.И, САД ДАД 9,9±1,04 1 2, 0±1,14 8,1±1,74 8,5±1,89* 9,9±1,04 12,0±1,14 8,1±1,74 8,5±1,89 9,1±1,12 9,9±1,15 8,3±1,87 10,4±1,66
Примечания. 1. * - p < 0,05 ;** - p < 0,01; 2. АД - артериальное давление; ВАР - вариабельность артериального давления; ДАД - диастолическое артериальное давление; Д - день; ИВ - индекс времени гипертензии; Н - ночь; С - сутки; САД - систолическое артериальное давление; СМАД - суточное мониторирование артериального давления; Сут.И - суточный индекс
зателями САД в дневное время и суточным индексом ДАД в дневное время.
При увеличении стажа работы в плавсоставе время воздействия многочисленных неблагоприятных факторов судовой среды пропорционально увеличивается. В связи с этим нами была поставлена задача: определить особенности суточного профиля АД у моряков с различным стажем работы в плавсоставе. Моряки были разбиты на две группы: со стажем работы в плавсоставе до 10 лет и со стажем работы более 10 лет. В первую группу вошло 25 чел. (51%), во вторую - 24 (49%). Все об-
следованные входили во вторую градацию зрелого возраста (30-39 лет). Достоверных отличий среднего возраста в исследуемых группах нами не получено.
При увеличении стажа работы в море более 10 лет средние значения САД в дневное и ночное время имели достоверную тенденцию к снижения (р<0,05) по сравнению с таковыми у моряков с стажем работы в море до 5 лет. В противоположность этому ДАД имел достоверную тенденцию к повышению (р<0,05) при увеличении стажа работы в море более 10 лет. Средние значения индексов
времени гипертензии ДАД были также выше у моряков с большим стажем работы в плавсоставе, но достоверных различий получено не было. Если вариабельность САД была более высокой в группе плавсостава с большим стажем работы, то вариабельность ДАД была более характерной для начинающих моряков. Такие же результаты были получены [5] у моряков, работающих под российским флагом при обследовании в базовом порту Архангельск.
Заключение. Использование методики СМАД во время морских рейсов является весьма перспективным при обследовании моряков с артериальной гипертензией и наличием пограничных показателей артериального давления во
время прохождения ежегодных медицинских освидетельствований.
При увеличении стажа работы в море более 10 лет значения САД имели достоверную тенденцию к снижению. В противоположность этому ДАД имел достоверную тенденцию к повышению, что говорит о снижении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
У офицеров палубной команды некоторые значения средних величин САД и ДАД за сутки были достоверно выше одноименных показателей рядового плавсостава и представителей машинной команды соответственно, что, вероятно, связанно с единоличной ответственностью за принятие решений связанных с безопасностью мореплавания.
Список литературы
1. Попов В.В., Лупачев В.В. Причины медицинских отводов у плавсостава северного бассейна // Диагностика и лечение. 1995. №> 9-10. С. 102-103.
2. Лупачев В.В., Попов В.В., Мозер А.А. О важности медико-социальной реабилитации моряков // Современные подходы к медицинской и профессиональной реабилитации спасателей: тез. докл. конф. М., 1999. С. 43.
3. Стенько Ю.М., Виноградов С.А., Филатова Т.А. Влияние комплекса климатических и судовых факторов на состояние психофизиологических функций у моряков Арктического флота // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1986. N° 1. С. 28-31.
4. Богданов Р.Б., Лупачев В.В., Логвиненко А. Т. Показатели системы кровообращения у российских моряков при работе на судах иностранных фирм // Экология человека. 2008. N° 6. С. 27-29.
5. ШувалкинаЮ.В. Суточный профиль артериального давления у моряков в норме и при мягкой артериальной гипертензии: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Архангельск, 2005.
Bogdanov Roman, Lupachev Valery, Logvinenko Alexandr
DAILY MONITORING OF ARTERIAL BLOOD PRESSURE IN CONDITIONS OF LONG SEA VOYAGES
The circulation system indices were studied in 49 Russian seamen working on the ships of foreign companies during seven five-month voyages, daily monitoring of arterial blood pressure (DMAP) being conducted. Changes in the DMAP indices are connected with work experience as part of the crew personnel, position and rating.
Контактная информация: Богданов Роман Борисович e-mail: [email protected] Лупачев Валерий Валентинович e-mail: [email protected] (для Лупачева)
Рецензент - ИшековН.С., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной физиологии и валеологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова