Актуальные проблемы уголовного права
подрастающего поколения перед лицом великои опасности, которую таят в себе все формы наркомании и наркотизма, слишком дорого обойдется государству4. Успех же возможен только в результате дальнейшего совершенствования нормативной базы, хорошо скоординированной работы заинтересованных министерств и служб, наступательной тактики, рассчитанной на опережение этих преступных проявлений, совершенствования форм и методов противодействия, высокого оперативного искусства со стороны руководящего и оперативного состава5.
В заключении следует отметить, что успех в предупреждении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, и, как следствие, минимизация социальных последствий этого оборота, в первую очередь зависит от снижения спроса на них и сокращения количества их потребителей. Вместе с тем, к примеру, отсутствие законодательного закрепления ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача не позволяет в полной мере реализовать это направление.
Представляется, что оптимизация деятельности правоохранительных органов по минимизации социальных последствий преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагает решение комплекса взаимосвя-
занных задач по созданию системы выявления наркозависимых лиц, а также осуществление контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях. Преодоление негативных явлений, способствующих наркотизации общества, возможно только путем комплексного анализа, который важно проводить без отрыва теории от практики, используя при этом всю научно-методологическую базу в рамках предупредительной деятельности преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Однако, главным направлением предупреждения и преодоления социальных последствий незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, правовых и воспитательных мер является основным условием эффективной государственной политики. Все это должно найти закрепление в государственных программах и реали-зовываться в долгосрочной российской антинаркотической стратегии.
4 Романова Л.И. Наркомания и наркотизм. СПб., 2003. С. 359.
5 Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: моногр. М., 2005. С. 107.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI вв.
М.У. МЕДОВ,
докторант Академии управления МВД России, генерал-майор полиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются различные подходы к определению характеристики преступности. Ключевые слова: терроризм, преступление, юридический словарь.
CONDITION OF THE PROBLEM OF TERRORISM IN COUNTRIES OF WESTERN EUROPE AT THE END OF THE XX BEGINNING OF THE XXI CENTURIES
M.U. MEDOV,
doctoral candidate of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, major general of police
Annotation. In article various approaches to definition of the characteristic of crime reveal. Keywords: terrorism, crime, legal dictionary.
Существуют различные подходы к определению криминологической характеристики преступности. Так, в юридическом словаре под криминологической характеристикой понимается описание свойств,
закономерностей, факторов и последствий преступности, а также свойств личности преступника.
Среди отечественных и за рубежных ученых также нет единства взглядов на этот счет. Ю.И. Авдеев счи-
Актуальные проблемы уголовного права
тает, что криминологическим подход к изучению преступности направлен на выявление причин и условий преступления, особенностей характеристик лица, совершающего преступление, социальных последствий преступного поведения1, а В.Ф. Антипенко под криминологической характеристикой преступности понимают изучение уровня, структуры и динамики преступности, личности преступника, причин и условий преступности, мер ее предупреждения2.
На наш взгляд, наиболее приемлемым является широкий подход к изучению криминологической характеристики, который предусматривает не только изучение преступности, ее свойств, но и изучение личности преступника, причин и условий преступности, мер ее предупреждения.
В таком случае, криминологическая характеристика терроризма включает следующие элементы.
1. Состояние, структура и динамика терроризма.
2. Причины и условия распространения терроризма.
3. Предупреждение терроризма и меры борьбы с ним.
Говоря о состоянии проблемы терроризма в странах Западной Европы следует отметить, что XXI в. принес человечеству новые всплески террористической активности, которые наблюдаются не только в странах ближневосточных государств с авторитарным строем правления (Северная Корея, Иран, Ирак, Судан, Сирия и другие государства), но и в таких развитых странах Европы, как Великобритания, Франция.
Хронологическое исследование террористической активности в мире за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. позволило установить, что за этот период произошло не менее 7999 террористических инцидентов в 101 государстве мира. По степени интенсивности террористических преступлений, Великобритания, Франция, а также Россия входят в первую десятку государств.
Так, за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. в Великобритании было совершено 341 террористических преступлений; во Франции — 326 террористических преступлений; в России — 341 террористических преступлений.
Кроме того, в последние десятилетия терроризм интернационализировался, появились транснациональные террористические организации, возникла связь между некоторыми террористическими организациями, например, между рядом арабских экстре-
мистских групп и террористическими группировками в Европе. Основными террористическими организациями в Европе в настоящее время являются «Серые волки» (Турция), «Красные бригады» (Италия), «ИРА» (Великобритания), «ЭТА» (Испания), «Афронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Вооруженная исламская группа» (Алжир, Франция), в Германии действует Фракция «Красная Армия» (РАФ), «движение Бритоголовых» и др.
В Северной Ирландии временная Ирландская республиканская армия уже несколько десятков лет стремится освободить свою территорию от англичан, что в свою очередь ввергает страну во времена опасно близкие к полной гражданской войне и ярко демонстрирует проблемы, провоцируемые терроризмом в его жесткой форме. ИРА, сформированная в 1969 г. как боевое крыло партии «Шинн Фейн», ведет свою историю с боевых националистических организаций, созданных в 1920-х гг. Своей главной целью ИРА всегда называла объединение Ирландии, северная часть которой, входит в состав Соединенного королевства. В результате террористических актов за последние 30 лет в Великобритании боевиками ИРА убито и ранено 38 тыс. человек. В пик насилия с 1969 по 1984 гг. погибло 2400 человек. Совокупные затраты на ликвидацию последствий от терроризма Британской и Ирландской казны составили более 11,5 млрд фунтов стерлингов.
В своем исследовании. И.И. Бассцкий, О.А. Без-людов, Н.А. Легенченко, сопоставляя уровень смертности в связи с терроризмом в Северной Ирландии с ежегодным показателем убийств в Чикаго (около 1000 в год) относительно численности населения Великобритании и США, приходит к выводу, что поскольку в США население в 138 раз превосходит население Ольстера, а население Великобритании больше приблизительно в 35 раз, чем в Ольстере, то совокупный показатель смертности в Ольстере с 1969 г. эквивалентен почти 333 304 смертям в США и более 84 280 в Великобритании.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в июле 2005 г. руководство ИРА заявило, что намерено прекратить вооруженную борьбу, но не отказывается от основ-
1 Авдеев Ю.И. // Круглый стол. Взаимодействие внутреннего и международного терроризма. 2001.
2 БассцкийИ.И., Безлюдов О.А., Легенчеико Н.А. Организованная преступность: опыт теоретико-правового осмысления и поиска адекватных средств противодействия. Мн., 1997.
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы уголовного права
ной своей цели — объединения Ирландии. Международные инспекторы подтвердили, что ИРА окончательно сдало оружие. Однако, июльские события, связанные с взрывами в Лондонском метро 2005 г., показывают, что на смену терроризма ИРА приходит исламский терроризм. Поводом для терактов в Великобритании явилось участие английских военнослужащих в оккупации Ирака в 2003 г.
В Испании от боевиков Баскской сепаратистской организации. ЭТА с 1968 г. погибло 799 человек (в основном представителей правоохранительных органов, армии, политических кругов), 70% населения считают баскский терроризм главной проблемой страны и принимаемые государством меры по борьбе с вооруженными бандами существующей необходимостью.
Во Франции за период с 1981 г. по 1982 г. число террористических актов выросло с 665 до 1270, а число жертв с 65 до 311, а с 2001 г. до 2005 г. количество террористических преступлений возросло с 72 до 326. Согласно статистическим данным, Франция по рангу террористической активности стоит на девятом месте.
Кроме того, следует отметить, что террористические организации за рубежом имеют целые концерны с внутренним разделением труда, мастерскими, складами, типографиями, лабораториями, убежищами, госпиталями, доходными предприятиями, превращают захваты банков, рэкет, взятие заложников с целью получения выкупа в разновидность высокодоходного бизнеса. Внедряют своих агентов в различные звенья государственного аппарата, промышленного и финансового мира.
В России в 2008—2011 гг. было зарегистрировано 2499 преступлений террористической направленности (в 2008 г. — 642; в 2009 г. — 654; в 2010 г. — 581 и в 2011 г. — 622). Кроме того, ежегодно регистрируется еще около одной тысячи преступлений экстремистского характера, что позволяет отнести нашу страну к категории стран средней интенсивности указанных проявлений, т.е. терроризма и экстремизма. Вместе с тем, говоря о террористической активности либо о террористических преступлениях в странах Западной Европы, на наш взгляд, следует указать на существование правовой проблемы: в большинстве этих стран (за исключением Великобритании) нет понятийного термина терроризм.
Вместе с тем, наличие множества классификаций видов терроризма в различных национальных источниках привело к тому, что в настоящее время нет еди-
ного понятия терроризм, поскольку одни и те же акты насилия различными государствами квалифицируются по-разному. К примеру, партизаны и террористы постоянно прибегают к сходным методам борьбы: взрывы, поджоги, захваты заложников или иных объектов, угон транспортных средств и т.д.
С одной стороны, многие называют борцов за освобождение — террористами, с другой, террористы, ссылаясь на п. 2 ст. 1 Устава ООН 1945г.3, Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, утвержденную Резолюцией 1514 (XV) на сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г., нередко именуют себя борцами за свободу, равноправие народных интересов и т.п., ратующими за освобождение от колониализма и связанной с ним сегрегации и дискриминации. Понятие «терроризм» является ключевым для ответа на многие вопросы, связанные с поиском наиболее эффективных средств борьбы с этим явлением. Необходимость разработки его дефиниции не в последнюю очередь обусловлена тем, что в национальных правовых системах существуют различные подходы к его определению.
Так, например, в исследовании законодательства Франции по борьбе с терроризмом объективные трудности выработки общепринятого юридического определения терроризма может выражать террор и варварство, устрашение, а также целую серию различных актов, включая насилие.
Даже этимологическое происхождение термина терроризм вызывает споры в литературе. В.И. Даль в толковом словаре русского языка дал свое толкование терроризма, как «Устрашенье смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства». Понятию «террор» придают два значения: 1) устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до физического уничтожения; 2) жестокое запугивание, насилие. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона слово террор толкует, как «Политическую систему, достигающую своих целей путем бесчисленных казней, убийств, метания бомб и пр.». Известная исследовательница тоталитаризма X. Арендт, трактует его, как форму правления, которая осуществляется, когда насилие, уничтожив власть, не исчерпывает себя, а получает новый контроль. В свою очередь, страх, — это
3 Устав ООН 1945 г. Международное право в документах: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 197.
Актуальные проблемы уголовного права
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник реальной или воображаемой опасности. Эта эмоция имманентно присуща природе человека.
Общественная опасность террористических преступлений аналогична международным преступлениям. Позиция отечественных ученых по вопросу об отнесении терроризма к международному преступлению можно полагать, однозначна, ибо терроризм по своему характеру наиболее тяжкое преступление, и нередко совершается он в области международных отношений, посягая на отношения между государствами в условиях мирного сосуществования.
По этой причине в системе международных преступлений — терроризм как международное правонарушение занимает свою нишу4. Нельзя не согласиться что акты, методы и практика терроризма представляет собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН, что угрожает международному миру и безопасности, ставит под угрозу дружественные отношения между государствами и ведет к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества.
Вместе с тем, странами Западной Европы подписана Европейская конвенция о пресечении терроризма (Совет Европы, Страсбург, 27 января 1977 г.)5, Рамочное решение Совета Европейского Союза о пресечении терроризма (Совет Европы, Страсбург, 27 января 1977 г.), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.), ратифицированная ФЗ от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ6.
К разряду террористических, Европейская Конвенция о пресечении терроризма, относит преступления, подпадающие под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г., Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г., а также, иные преступления, связанные с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность лиц, пользующихся международной защитой, захватом заложников, применением бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями и иные преступления.
Анализ Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г. показывает, что Конвенция также
не дает определение терроризма, а только перечисляет деяния, признаваемые террористическими. Вместе с тем, она подчеркивает, что вышеуказанные террористические преступления не квалифицируются в качестве политического правонарушения или преступления, совершаемого по политическим мотивам. Кроме того, она указывает на необходимость выдачи террористов иностранному государству как общеуголовных преступников.
13 июня 2002 г. Совет Европейского Союза на основании ст. 29, 31, 34 Договора о ЕС принял Рамочное решение о борьбе с терроризмом, которое нацелено на устранение различий в нормах материального права, устанавливающих ответственность за терроризм. Данное Решение обязывает каждое государство-члена принять необходимые меры, к тому, чтобы указанные в ст. 1 Решения, умышленные деяния, квалификация которых как преступных установлена национальным правом, были признаны в качестве террористических преступлений, в случае, если эти деяния по своему характеру или в силу обстановки способны нанести серьезный ущерб стране, либо международной организации и совершаются с целью: серьезно устрашить население или неправомерным образом заставить публичные власти либо международную организацию совершить какое-нибудь действие или воздержаться от его совершения, или серьезно дестабилизировать или разрушить основополагающие политические, конституционные, экономические или социальные структуры страны либо международной организации. Несмотря на то, что Рамочное решение Совета ЕС не дает определение терроризм в понятийном значении, характерные для терроризма признаки нашли в нем свое отражение. В Рамочном решении определен круг террористических преступлений, которые подразделяются на три группы деяний: террористические преступления; преступления, связанные с функционированием террористической группы; преступления, сопряженные с террористической деятельностью. Данные действия, рассматриваются как террористические при условии, что они были совершены с вышеуказанными целями.
4 Бородин А.М. Политические проблемы современного терроризма: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
5 Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27ян-варя 1977 г. // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
6 Рамочное решение Совета Европейского Союза о пресечении терроризма (Совет Европы, Страстбург, 27 января 1977 г.) и Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.), ратифицированное ФЗ от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ.
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы уголовного права
Рамочное решение унифицирует санкции за террористические преступления, верхний предел которых не может быть менее 15 лет (за руководство террористической группой) и 8 лет (участие в деятельности террористической группы) лишения свободы, устанавливает ответственность юридических лиц за совершение любого из преступлений террористического характера.
В науке существуют различные мнения относительно того, в каких международных документах наиболее точно дана дефиниция «терроризм» и можно ли вообще дать всеобъемлющею его формулировку?
Общее международное понятие терроризм не существует и не будет найдено в обозримом будущем, так как невозможно выработать полное и объективное его определение, ибо этот термин перегружен значением по своей природе. Схожую позицию занимает Г.Ф. Байрак7. По мнению автора учебного пособия «Терроризм: Борьба и проблемы противодействия» под общей редакцией Антонян Ю.М., в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определение терроризм универсально, поскольку первая ее часть носит отсылочный характер, а во второй части конвенции охватываются те его проявления, которые могут не подпадать под действие указанных в Приложении международных конвенций8.
Таким образом, на наш взгляд, общей проблемой терроризма в странах Западной Европе является отсутствие его четкого определения, что в свою очередь приводит к различным его разновидностям:
♦ международный терроризм (который, в свою очередь, классифицируется в зависимости от ситуации, когда субъектом выступает государство, физическое лицо или организация);
♦ социально-политический терроризм (преследующий цель коренного или частичного изменения социально-экономического устройства как отдельной страны, так и мирового сообщества);
♦ националистический терроризм (включающий организации этносепаратистского толка, которые своей целью считают борьбу против экономического и политического диктата инонациональных государств и монополий);
♦ религиозный терроризм (ставящий целью борьбу религиозных организаций (сект), которые, в свою очередь, представляют различные концессии за власть и влияние в обществе),
♦ государственный терроризм (преследующий цель оказать давление одной страны на другую для достижения политических интересов);
♦ экологический терроризм;
♦ уголовный терроризм (например, борьба с конкурентами в преступном мире по законному и незаконному предпринимательству, связанная с перераспределением подконтрольных организованным преступным формированиям сфер деятельности, хозяйствующих субъектов или участков территории, поддержка порядка и дисциплины внутри преступного формирования и т.д.).
С тенденцией терроризма в определенной мере контролируется и динамика организованной преступности. Проблема терроризма заключается и в том, что высокий уровень и неблагоприятные тенденции организованной преступности в ряде стран западной Европы в целом являются серьезной базой для организованной террористической деятельности. Специа-листы-террологи отмечают тенденцию слияния терроризма и организованной преступности. Так, организованные преступные формирования зачастую являются одним из субъектов террористической деятельности и используют устрашение (терроризм) и непосредственное насилие в различных формах как главное средство воздействия на власть, ее представителей, лоббистов, на своих конкурентов по незаконному и законному бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности, финансовых потоков, видов преступной и правомерной деятельности. Сами по себе террористические деяния (в чем бы они ни выражались) носят организованный характер: они совершаются с заранее обдуманным умыслом, планируются и проходят стадию приготовления. Для совершения акта терроризма, как правило, нужно оружие или иные, запрещенные к открытому обороту средства, включая отравляющие вещества и, естественно, финансовое обеспечение всех этих стадий. Все эти тенденции свидетельствуют о превращении терроризма в фактор глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству в своей внутренней и внешней политике и мировому сообществу в целом. По этой причине некоторые специалисты считают, что ввиду многоаспектности такого сложного социально-политического и криминального явления, какое из себя
7 Байрак Г.Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с терроризмом: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
8 АнтонянЮ.М. Терроризм. М., 1999. С. 38.
Актуальные проблемы уголовного права
представляет терроризм, создание полностью тождественной его содержанию дефиниции крайне сложно. В этой связи появилось суждение о том, что понятие терроризм в современных условиях излишне.
Так, например, члены Европейского сообщества полагают, что успешная борьба с терроризмом возможна и при отсутствии его дефиниции, поскольку для того, чтобы эффективно противостоять терроризму достаточно приравнять любых нарушителей защищаемого правового и публичного порядка к террористам. При этом, правоприменительные органы наделяются чрезвычайными полномочиями, которые позволят им успешно бороться с терроризмом. Такая позиция подвергается жесткой критике зарубежных и российских юристов. Зарубежные исследователи полагают, что подобный подход к борьбе с терроризмом ведет к ликвидации демократических ценностей, а ряд российских ученых считают, что такая позиция порождает отказ от борьбы с терроризмом, причину отсутствия общей дефиниции терроризма видят в размытости границ и расширительном толковании государств в его определении. Определяющим фактором проблемы разногласий государств по вопросу дефиниции терроризма является различие в идеологических подходах: какие режимы считать прогрессивными, а какие репрессивными, т.е. в отношении каких борьба и насилие будут справедливыми, а в отношении каких — преступными. На наш взгляд, широкое толкование терроризма означает объединение под одним термином разных по своей уголовно-правовой и криминологической характеристике явлений: это и использование бомб, и убийство, и захват заложников, и нападения на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующих международной защитой и т.д., что осложняет законодательную регламентацию этого преступления.
Так, например, в Конвенции о борьбе с захватом воздушных судов (1970 г.)9, в Европейской Конвенции о пресечении терроризма (1977 г.)10, в преамбуле Конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.)11, в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.)12 указывается, что захват заложников — проявление терроризма. В российском праве не всегда захват заложников является терроризмом. Это связано с тем, что содержание общественной безопасности как объекта преступления по-разному толкуется учеными-юристами.
Например, К.П. Анцифиров справедливо отмечает, что многие деяния, выразившиеся в захвате за-
ложников, угоне или захвате воздушного судна, убийстве лиц, пользующихся международной защитой, могут стать разновидностью терроризма, но с той же степенью вероятности они могут приобрести и другие качества. Именно этим объясняется тот факт, что одни и те же правонарушения относятся к разновидности терроризма, другие к разновидности пиратства, третьи — и к захвату заложников и к угону воздушного судна, и к терроризму, и к пиратству и поэтому рассматриваются как самостоятельные преступления13.
Так, например, во Франции — 5,98 млн, в Великобритании — 1,48 млн, в Германии, население которой составило 82 млн человек, проживало более семи млн иностранцев, из них 3,2 млн мусульман (в том числе два млн турецких иммигрантов). С каждым годом рождаемость у мусульман в три раза выше, чем у не мусульман, и уже 20% детей и молодых людей в Европе — выходцы из мусульманских семей. Например, одна треть мусульман во Франции — моложе 20 лет, в то время как из числа собственно французов в этом возрасте — только 21%; одна треть мусульман в Германии — моложе 18 лет, тогда как для немецкого населения эта цифра составляет 18%; одна треть мусульман в Великобритании — моложе 15 лет, а среди британцев — только 20%. Исследователи отмечают, что сегодня существует больше возможностей и оснований для формирования исламистского радикализма в предместьях Парижа, Мюнхена, Лондона или Амстердама, а не в Карачи, Джакарте или Дидде. Оторванная от своих корней космополитическая интеллигенция, чей язык преимущественно английский, а не арабский, очень часто оказывается носителем радикальных идей и идеологии.
Таким образом, следует согласиться с рядом авторов, считающих, что Западная Европа стоит перед вызовом исламизации, более быстрой, чем в любом регионе мира.
9 Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.: сб. док. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом / под ред. В.С. Овчинского. М., 2003.
10 Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.: сб. док. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом / под ред. В.С. Овчинского. М., 2003.
11 Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., одобренная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: Международное право.
12 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. // Московский журнал международного права. 2001. № 2.
13 Анцифиров К.П. Ответственность за захват заложников (уголовно-правовой и криминологические аспекты): дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 23.