Научная статья на тему 'Зарубежный опыт криминализации содействия террористической деятельности'

Зарубежный опыт криминализации содействия террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3405
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ASSISTANCE / TERRORIST ACTIVITY / FINANCING THE TERRORISM / RELUCTANCE / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебряков Артур Владимирович

В с татье пр ов о д и тс я с рав ни тел ь но-пр аво в о й анал из кр ими но ло г и чес ко г о и уго л о в но г о законодательства о противодействии содействию террористической деятельности в зарубежных государствах. На основе компаративистского исследования законодательства Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Испании, Турции, Франции, США автор делает ряд выводов об основных направлениях оптимизации противодействия содействию терроризму в РФ. Прежде всего, вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы противодействия терроризму, сочетающего в себе нормы криминологического и уголовного законодательства; вывод о необходимости широкой трактовки категории "содействия" террористической деятельности; вывод о необходимости криминализации в законодательстве РФ создания террористического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт криминализации содействия террористической деятельности»

Серебряков Артур Владимирович

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государтвенного университета

(тел.: 89184435621)

Зарубежный опыт криминализации содействия террористической деятельности

Аннотация

В статье проводится сравнительно-правовой анализ криминологического и уголовного законодательства о противодействии содействию террористической деятельности в зарубежных государствах. На основе компаративистского исследования законодательства Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Испании, Турции, Франции, США автор делает ряд выводов об основных направлениях оптимизации противодействия содействию терроризму в РФ. Прежде всего, вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы противодействия терроризму, сочетающего в себе нормы криминологического и уголовного законодательства; вывод о необходимости широкой трактовки категории "содействия" террористической деятельности; вывод о необходимости криминализации в законодательстве РФ создания террористического сообщества.

Annotation

In the article is conducted relatively-legal analysis criminological and criminal legislation about reluc-tance assistance to terrorist activity in foreign state. On the base of comparatice studies legislation to Austria, Australia, Belgium, Great Britain, Germany, Israel, Italy, Spain, Turkey, France, USA author does the row a conclusion about the main trends of the optimization of the reluctance assistance terrorism in RF. First of all, conclusion about need of the complex approach to decision of the problem of the reluctance terrorism, combining in itself rates criminological and criminal legislation; the conclusion about need of the broad interpretation to categories "assistances of" terrorist activity; the conclusion about need criminalizaision in legislation RF creation terrorist community.

Ключевые слова: содействие, террористическая деятельность, финансирование терроризма, противодействие, терроризм.

Key words: assistance, terrorist activity, financing the terrorism, reluctance, terrorism.

Закон "О противодействии терроризму" определяет, что террористическая деятельность включает в себя помимо иных действий: подготовку и финансирование террористического акта; подстрекательство к террористиче-скому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к

осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ст. 3).

Таким образом, террористическая деятельность представляет собой не только непосредственное совершение

террористического акта, но и целый ряд других действий, способствующих терроризму.

Аналогичные подходы закреплены и в международных документах. В частности, в Европейской конвенции "О пресечении терроризма" (Страсбург, 27 января 1977 г.) , Международной конвенции "О борьбе с бомбовым терроризмом" (15 декабря 1997 г.) , Международной конвенции "О борьбе с финансированием терроризма" (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) , Шанхайской конвенции "О борьбе с терроризмом,

Эб

сепаратизмом и экстремизмом" (Шанхай, 15 июня 2001 г.). Так, в частности, Конвенция Совета Европы "О предупреждении терроризма" 2005 года предусматривает, что: "Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы за преступления, указанные в ст. 5 "Публичное подстрекательство к совершению террористического преступления"; ст. 7 "Подготовка террористов"; ст. 9 "Сопутствующие преступления" настоящей Конвенции, предусматривались эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие наказания."

В абсолютном большинстве государств, ратифицировавших указанные конвенции, эта рекомендация выполнена. Сопоставительный анализ зарубежного законодательства в сфере антитеррористической деятельности показывает, что в США, Израиле, Франции, Германии, Великобритании, Турции вектор мер по усилению ответственности за терроризм направлен в сторону ужесточения уголовной политики в отношении террористической деятельно-сти, в том числе путем перекрытия финансовых источников, питающих терроризм, за счет усиления уголовной ответственности и увеличения объема превентивных мер уголовноправового характера. Вместе с тем, следует констатировать, что система антитеррористического законодательства зарубежных государств (Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Испании, Израиля, Италии, США) представлена тремя основными моделями: комплексной, уголовно-правовой и криминологической.

Характерной особенностью комплексной модели является регламентация мер п р о т и в о д е й с т в и я т ерро риз м у, к а к в специализированных криминологических законах, так и в уголовно-правовых нормах. Так, например, во Франции, наряду с регламентацией ответственности за терроризм в статьях уголовного кодекса приняты специальные законы о противодействии терроризму ("О применении на территории Франции Европейской конвенции о наказании за терроризм" (1977 г.) и "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986 г.)). Невозможно не согласиться с французскими юристами в том, что последовательное наступление на терроризм началось с момента принятия в 1986 г. законов о борьбе с терроризмом. В этом году Франция, последней в Западной Европе, принимает законы, содержащие меры, направленные на борьбу с терроризмом.

Уголовный закон Франции выделяет главу 1 "О террористических ак-тах" в разделе 2 Книги 4. Но отдельной статьи об ответственности за содействие террористической деятельности в н е й н ет. О д н а к о н е кот орые д ея н ия , составляющие такое содействие включены в общее понятие террористического акта. Так, после изменений, внесенных в июле 1996 г. ст. 421-1 УК Франции к террористическим актам относит "участие в сформированной группе или объединении, созданном с целью подготовки террористических актов" . Помимо этого, согласно ст. 121-6 уголовная ответственность предусмотрена и для юридического лица, предоставляющего любую помощь террористам в террористических целях. Ответственность же за финансирование терроризма в УК Франции не предусмотрена. Она регламентируется в нормах вышеназванных криминологических законов.

Законодатель Италии избрал аналогичный подход, предусмотрев уголовную ответственность за преступления террористической направленности в УК Италии, а также в "Законе против терроризма". В последнем криминализированы действия организационного и подготовительного характера, имеющие перспективу перерастания в акции терроризма, а также действия составляющие финансирование терроризма. Как и в большинстве законов других стран, в итальянском антитеррористическом законе нет четкого определения терроризма. В ст. 1 данного Закона говорится об объединениях, цель которых - совершение террористических актов и разрушение демократического порядка. Наряду с этим, в ст. 270-1 УК Италии установлена уголовная ответственность за создание организации с целью совершения акта терроризма и саботажа общественного порядка. Согласно этой статье, наказывается тюремным заключением на срок до 15 лет всякий, кто поощряет, создает, организует или руководит объединением, пропагандирует таковое, совершает насильственные действия, чтобы нарушить демократический правопорядок.

Итальянские юристы выделяют в уголовном законодательстве Италии, ориентированном на борьбу с терроризмом, следующие направления, позволяющие, по их мнению, успешно с ними бороться:

привлечение к уголовной ответственности лиц, входящих в объединения, имеющих целью совершение террористических актов и нарушение конституционного порядка в государстве (Закон 1980 г.), а также лиц, входящих в объединения мафиозного типа (Закон

36

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

1982 г) и в объединения, производящие и торгующие наркотическими веществами (Закон 1990 г.);

привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающихся отмыванием денег. Развитие итальянского законодательства по борьбе с отмыванием денег, особенно в последние годы, находится под влиянием международного сотрудничества, в частности, на его развитие оказала влияние Страсбургская Европейская конвенция 1990 г., которую Италия ратифицировала в 1993 г. Законом № 328/1993 г.

В США, аналогичным образом, вопросы противодействия терроризму нашли закрепление наряду с Уголовным кодексом США и в законе о борьбе с терроризмом, именуемом "Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему" или "Акт патриота США 2001 года". И, если в нормах УК США ответственность за непосредственное содействие террористической деятельности не предусмотрена, то в указанном акте в ст. 792 устанавливается ответственность за укрытие террористов. На взгляд Фарида Рамиз оглы Аббасова, принятые после событий 11 сентября 2001 года законодательные и иные нормативные правовые акты США входят в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Они ограничивают права и свободы человека, а также процедуры их обеспечения, применительно к отдельным лицам и группам: заключение под стражу и справедливый суд; право на неприкосновенность частной жизни; прозрачность действий спецслужб и контроль закона над ними; экстрадиция или высылка "нежелательных" элементов; иммиграционная политика в отношении беженцев и людей, ищущих убежища; право на свободный поиск и распространение информации.

Комплексная система противодействия терроризму существует и в ряде стран СНГ. В большинстве из них приняты антитеррористические законы .

Наряду с этим, предусмотрена и уголовная ответственность за совершение террористического акта в уголовных законах названных стран. Однако криминализация содействия террористической деятельности осуществлена лишь в УК Украины, УК Узбекистана и УК Грузии.

Так, в соответствии с Законом Украины "О борьбе с терроризмом" (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 31 мая 2005 года, № 2600-^) под

террористической деятельностью понимается деятельность, охватывающая планирование, организацию, подготовку и реализацию террористических актов; подстрекательство к совершению террористических актов, насилия над физическими лицами или организациями, уничтожение материальных объектов в террористических целях; организацию незаконных вооруженных формирований, преступных группировок (преступных организаций), организованных преступных групп для совершения террористических актов, так же как и участие в таких актах; вербовку, вооружение, подготовку и использование террористов; пропаганду и распространение идеологии терроризма; финансирование заведомо террористических групп (организаций) или другое содействие им. Наряду с этим ч. 4 ст. 248 УК Украины криминализовано "материальное, организационное или иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации".

Подобным образом построена система противодействия терроризму и в Узбекистане, где наряду с законом "О борьбе с терроризмом" от 15 декабря 2000 г. (в ред. от 30 апреля 2004 г.) ответственность за содействие террористической деятельности предусмотрена и в уголовном законе. Так, ч. 1 ст. 242 УК Республики Узбекистан содержит ответственность за "деятельность, направленную на обеспечение деятельности преступного сообщества, его существование и функционирование". И хотя эта норма касается не только террористических организаций, она призвана оказывать противодействие поддержки их деятельности.

Криминологическая система противодействия содействию терроризму отличается тем, что ее правовые основы, в силу специфики правовой "семьи" закреплены лишь в нормах специализированных законов. Ярким примером здесь выступает Великобритания. В этой стране разработана долгосрочная антитеррористическая стратегия, известная под аббревиатурой Contest. В ней четыре направления: "предотвращение", "преследование", "защита" и "готовность". История антитеррористического законодательства Великобритании насчитывает пять специализированных законов. В 1974 г. принят закон "О предупреждении терроризма", в результате которого, в 1976 г. была установлена уголовная ответственность за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме. Анализ законодательства Великобритании о борьбе с терроризмом показывает, что до конца ХХ в. оно было

37

направлено на решение проблем, существовавших в Северной Ирландии, имело временный характер и считалось чрезвычайным. По мере того как терроризм стал принимать более глобальные формы законодательство поступательно ужесточалось, и нормы, когда-то носившие чрезвычайный характер, стали обычными. Об этом отчетливо свидетельствует содержание принятого в 2000 г. Акта о терроризме. Он был принят, чтобы впервые предоставить Великобритании постоянную законодательную базу, которая охватит все формы терроризма. Среди преступлений, подпадающих под действие Акта, были названы: организация или прохождение обучения, использования и производства огнестрельного оружия, взрывчатых материалов, химического, биологического или ядерного оружия; или приглашение другого лица обучаться этому на территории или за пределами Великобритании;

руководство организацией, занимающейся террористической деятельностью;

подстрекательство другого лица к совершению террористического акта полностью или частично за пределами Великобритании;

сбор или предоставление денежных средств или собственности террористам;

отказ от предоставления информации, которая могла бы предотвратить террористический акт.

Помимо дефиниции "терроризма" указанный акт содержал ряд составов, криминализирующих любые действия в поддержку террористов и террористических организаций. Так, в ст. 54 "вооруженная тренировка" Акта о Терроризме предусмотрена ответственность за деятельность по непосредственной подготовке террористов и террористических актов, в ст. 55 - за руководство террористической организацией. Отдельный блок составляли преступления, относящиеся к финансовым аспектам террористической деятельности (ст. ст. 15-18). Среди них перечислены: активная или пассивная причастность к финансированию террористов; использование денег или другой собственности или владение ими для целей терроризма; заключение сделки по привлечению ресурсов для целей терроризма и отмывание денег в интересах террористов. За все перечисленные преступления предусмотрено наказание в виде 10 лет лишения свободы.

Акт о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности 2001 года, принятый в ответ на события 11 сентября 2001 года, расширил возможности противостояния терроризму. Ключевые положения Акта включили в себя возможность задержания лиц, подозреваемых в

международном терроризме и являющихся иностранными гражданами, до вынесения решения о депортации, а также более жесткие меры, касающиеся финансирования террористической деятельности, в том числе замораживание активов отдельных лиц или организаций, представляющих угрозу для граждан Великобритании или резидентов.

В 2005 г. принят Закон о предотвращении терроризма. На смену которого, пришел Закон о терроризме 2006 года. Данный закон ввел новое определение терроризма и установил ответственность за новые правонарушения, связанные с подстрекательством к терроризму, распространением публикаций террористических организаций и подготовкой террористических актов, а также дополнительные правонарушения, связанные с обучением террористов. Он также расширил полномочия государственного секретаря, позволив ему объявлять вне закона группировки, которые считаются причастными к восхвалению терроризма, а также полномочия полиции и следственных органов. Достаточно широко в этом законе трактуется содействие террористической деятельности. Так, из ст. 1 (2)Ь следует, что человек может быть признан виновным в способствовании терроризму своими публикациями и заявлениями, даже в том случае, когда он не преследует цель разжигания розни, и лишь имеет основания полагать, что материалы могут быть истолкованы таким образом именно в этом ключе. Сходные основания можно отметить и в пункте 2(2)Ь, согласно которому литература, использованная для подготовки к теракту и содержащая важную информацию, признается преступной. Названный закон предусматривает обязательность для лиц, имеющих отношение к банковской деятельности, доносить о предполагаемом отмывании денег при наличии "разумных" предположений отмывания денег. Отмывание средств, предназначенных для терроризма и (или) связанных с отмыванием доходов от терроризма, приравнивалось к терроризму. Предусмотрено также ограничение банковской тайны: при наличии минимальных подозрений о связях лица с террористами полиция уполномочена истребовать данные о переводах, а с санкции суда и узнавать баланс и размеры этих переводов.

К рассматриваемой системе относится и антитеррористическое законодательство Израиля. На его территории происходит постоянная модификация законодательства, направленного на то, чтобы оградить граждан страны от террористической деятельности. В настоящее время принят ряд законов, в

38

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

соответствии с которыми те или иные действия, способствующие возникновению и осуществлению террористического акта, являются уголовными. Последний из подобных законов о противодействии терроризму был принят в 2007 г. В соответствии с его нормами дана широкая трактовка содействия террористической деятельности. Так, например, объявляются поддерживающими террористическую организацию, а потому преступными, действия, выражающиеся в устном или письменном восхвалении, одобрении или поощрении насильственных действий, хранении материалов, пропагандирующих деятельность террористической организации, демонстрации солидарности с ней (поднятие флага, демонстрация эмблемы или лозунга, распевание гимна в общественном месте) и т.д. Согласно принятой в Израиле контр террористической доктрине, физическому уничтожению должны подвергаться не только исполнители, но и организаторы, а также идейные и финансовые вдохновители террористических акций.

В 2007 г. принят новый антитеррористический закон Турции. Наряду с преступлениями, которые во всем мире квалифицируются как терроризм, к аналогичным деяниям, согласно закону, в Турции теперь относятся: проституция, контрабанда и торговля людьми, наркотиками и оружием, подделка кредитных карт, загрязнение окружающей среды, взлом компьютерных систем, умышленное убийство и препятствование получению образования. Предусмотрено также уголовное преследование лиц, публикующих в прессе воззвания и заявления террористических организаций, а также "пропагандирующих их идеи". Закон предполагает крупные штрафы в отношении печатных изданий и приостановление выпуска газет на срок до 15 дней.

Правовые основы противодействия терроризму закрепляются в нормах специализированных законов Японии и Филиппин. В УК названных стран антитеррористические нормы не содержаться.

Уголовно-правовая модель противодействия содействию террористической деятельности предусматривает его криминализацию только в рамках уголовного закона.

Так, например, УК Испании 1995 г. соответствующие составы преступлений включает в главу V (о приобретении, сбыте и хранении оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ и о терроризме). В частности, ст. 517 УК Испании, гласит: "Кто, находясь в составе, действуя по найму или сотрудничая с вооруженными бандами, формированиями или

группами, целями которых является свержение конституционного строя либо серьезное нарушение общественного спокойствия, совершит взрыв или поджог, наказывается соответственно тюремным заключением на срок от 15 до 20 лет, если в их действиях не содержится признаков другого преступления, состоящего в покушении на жизнь, физическую целостность и здоровье людей."

Заслуживает пристального внимания § 278d УК Австрии, предусматривающий ответственность за финансирование терроризма. В частности, в нем указано, что всякий, кто предоставляет или собирает имущественные ценности с умыслом, что они, хотя и частично, будут применяться для выполнения:а) воздушного пиратства или создания умышленной угрозы безопасности воздушного сообщения, б) похищения с целью шантажа или угрозы шантажом, в) посягательства на жизнь, здоровье или свободу лица, находящегося под международноправовой защитой, или насильственное нападение, которое способно поставить под угрозу здоровье, жизнь или свободу данного лица, на его жилище, служебное помещение или транспортное средство такого лица, или таким образом создать угрозу для него.

К рассматриваемой системе относится и антитеррористическое законодательство Вьетнама. Законодательные акты Вьетнама строго запрещают все действия, связанные с терроризмом, и содержат четко определенные надлежащие положения, призванные предотвращать и пресекать такие действия преступников, их сообщников и посредников.

В Уголовном кодексе Вьетнама определены преступления и меры наказания,

предусмотренные за совершение различных преступных действий, включая терроризм и другие преступления, связанные с терроризмом.

Вьетнамское законодательство строго запрещает вербовку, поставки оружия и другие виды помощи террористам. Насильственные действия, которые причиняют огромный ущерб в результате гибели людей и уничтожения материальных ценностей, действия, которые нарушают общественный порядок, подрывают национальную безопасность, организованные преступления представляют собой тяжкие уголовные преступления, которые подлежат строгому запрету и за которые предусматриваются суровые наказания.

Терроризм и другие, связанные с ним преступления (влекущие за собой большие людские и материальные потери, нарушение общественного порядка и подрыв национальной

Э9

безопасности, организованная преступность, похищение людей, захват и угон транспортных средств, незаконное использо-вание оружия и т.п.), представляют собой серьезные и особо серьезные уголовные преступления, которые подлежат наказанию вплоть до пожизненного тюремного заключения или смертной казни.

В статье 84 Уголовного кодекса содержится определение преступления терроризма, хотя в несколько более узком смысле этот термин трактуется как угроза или нанесение ущерба жизни и психическому здоровью людей. В других статьях предусмотрены наказания в отношении других серьезных, связанных с терроризмом последствий. Максимальная мера наказания по приговору, применяемая в соответствии только с одной этой статьей, может предусматривать от 20-летнего до пожизненного заключения и вплоть до смертной казни. В Уголовном кодексе и других законах Вьетнама преступления и соответствующие меры наказания в связи с такими действиями, как захват и угон воздушных и морских судов, незаконное складирование и использование оружия, нанесение ущерба жизни и имуществу, разрушение общественных зданий и сооружений.

В Германии нет специального закона, консолидирующего все или хотя бы основные нормы об ответственности за терроризм. Правда, существует Закон "О борьбе с терроризмом" от 19 декабря 1986 г. , но по существу он является законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ФРГ и в Закон о судоустройстве ФРГ с тем, чтобы приспособить их нормы к нуждам борьбы с терроризмом. Девятью годами раньше был принят еще один закон, в печати, а нередко и в юридической литературе, неофициально тоже называемый законом о борьбе с терроризмом, - это Закон от 30 сентября 1977 г. "Об изменении Вводного закона к Закону о судоустройстве" , который был призван в срочном порядке урегулировать вопрос о запрете контактов арестованного террориста с внешним миром.

С учетом сказанного основным источником правовых норм по борьбе с терроризмом в Германии является Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1998 г.) Так, § 129а УК ФРГ устанавливает ответственность за создание террористических сообществ, чьи цели или чья деятельность направлены на совершение: 1) тяжкого убийства, убийства или геноцида §211; 212 или 220а), 2) преступных деяний против личной свободы в случаях, предусмотренных § 239а или § 239 Ь или 3) преступных деяний,

предусмотренных § 305, или общеопасных преступных деяний в случаях предусмотренных § 306 - 308, 310Ь, абзац 1, § 311, абзац 1, § 311а, абзац 1,§ 312, 315, абзац 1,§ 316Ь,абзац 1, § 316с, абзац 1, или § 319, или в отношении тех, кто является членом подобного сообщества. Данные действия наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет. Если лицо является организатором или подстрекателем, то оно наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. Тот, кто поддерживает деятельность указанного сообщества или вербует для него людей, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. В ч. 3 указанной статьи криминализованы действия по поддержке террористической деятельности преступного сообщества или вербовке для него людей .

В качестве специфической профилактической меры борьбы с терроризмом Закон о борьбе с терроризмом от 19 декабря 1986 г. включил в Уголовный кодекс ФРГ § 1 30а, имеющий подзаголовок "Подведение к совершению преступлений". По существу это подстрекательство к преступлению, но УК ФРГ предусматривает данное подстрекательство в качестве специального усеченного состава и дает ему особое название: не подстрекательство (Anstiftung), а подведение к преступлению (Ап1еКипд). Такого рода подведение (подталкивание) к преступлению существует тогда, когда лицо распространяет, публично выставляет, рекламирует или иным образом делает доступным сочинение, которое по своему содержанию предназначено для создания у другого человека готовности совершить то или иное из преступлений, нарушающих общественное спокойствие.

К этой категории преступлений, помимо уже перечисленных (в связи с § 129а УК ФРГ) деяний, относятся еще следующие: массовые беспорядки (Landfriedensbruch), причинение тяжких телесных повреждений (включая отравление), похищение людей для вывоза за границу или обращения в рабство, разбой и разбойное вымогательство, умышленное высвобождение ионизирующих лучей, создание угрозы безопасности дорожного транспорта, разрушение телекоммуникационных сооружений, умышленное повреждение важных для обеспечения общественных нужд сооружений (дамб, водопроводов, шлюзов, мостов, транспортных путей, защитных устройств и т.п.).

За совершение данного преступления ч. 2 § 130а УК ФРГ предусмотрела наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет или штрафа

40

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

(последний назначается судом в виде дневных ставок - от 5 до 360, причем размер каждой ставки тоже определяется судом в пределах от 2-х до 10 тыс. марок в зависимости от личного и материального положения виновного).

Такое же наказание в силу ч. 2 § 130а грозит тому, кто публично или на собрании восхваляет или призывает к совершению указанных выше деяний, чтобы создать у другого лица готовность к их совершению.

Криминализовано содействие

террористической деятельности и в УК Грузии. Так в ст. 328 ответственность установлена за оказание помощи в террористической деятельности только иностранной террористической организации или организации, подконтрольной иностранному государству. Однако в рассматриваемом законе не предусмотрена ответственность за финансирование указанной деятельности.

Подводя итог сравнительно-правовому исследованию криминализации содействия террористической деятельности в зарубежных странах, отметим следующее:

к началу XXI в. в зарубежных государствах сложилось три модели антитеррористического законодательства: комплексная (Италия, Украина, Узбекистан, Франция), криминологическая (Великобритания, Израиль, Филиппины, Япония) и уголовно-правовая (Вьетнам, Германия, Грузия, Испания);

более предпочтительна комплексная модель построения антитеррористического

законодательства, так как в ней сочетается уголовно-правовые и криминологические нормы. Такая модель формируется в настоящий период и в России;

прежде всего, следует отметить отсутствие унифицированной дефиниции террористической деятельности. Большинство стран, внемля угрозам нового тысячелетия, пошли по пути расширения перечня деяний, составляющих ее. Так, турецкий законодатель включил в перечень указанных деяний проституцию, контрабанду и торговлю людьми, наркотиками и оружием, п од д ел к у к р ед и т н ы х к арт, заг ря з н е н и е окружающей среды, взлом компьютерных

систем, умышленное убийство и препятствование получению образования. Такой подход представляется неоправданным, поскольку влечет трудности отграничения смежных составов и проблемы квалификации деяний террористической направленности;

в большинстве зарубежных государств криминализировано содействие

террористической деятельности. Наиболее широкая ее трактовка дана в израильском "Законе о противодействии терроризму". Так, например, объявляются поддерживающими террористическую организацию, а потому преступными, действия, выражающиеся в устном или письменном восхвалении, одобрении или поощрении насильственных действий, хранении материалов, пропагандирующих деятельность террористической организации, демонстрации солидарности с ней (поднятие флага, демонстрация эмблемы или ло-зунга, распевание гимна в общественном месте) и т.д.;

несмотря на предписание Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, 9 декабря 1999 г., в зарубежном законодательстве лишь в редких случаях установлена самостоятельная ответственность за финансирование терроризма (Великобритания, Франция, Италия). При этом ее регламентация осуществлена, как правило, в нормах криминологических законов о противодействии терроризму;

заслуживает пристального внимания опыт французского законодательства по установлению ответственности юридического лица, предоставляющего любую помощь террористам в террористических целях (ст. 121 -6 УК Франции);

не меньший интерес вызывает § 129а УК ФРГ, устанавливающий ответственность за создание террористических сообществ;

вызывает интерес "Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему", который в ст. 792 устанавливает ответственность за укрытие террористов.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.