Научная статья на тему 'Правовые аспекты противодействия подразделениями уголовного розыска преступлениям террористического характера'

Правовые аспекты противодействия подразделениями уголовного розыска преступлениям террористического характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / TERRORISM / TERRORIST ACT / TERRORIST CRIMES / COUNTER-TERRORISM / COMBATING ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А. В., Хазов Е. Н.

В статье рассматривается значение и основные направления деятельности подразделений уголовного розыска в борьбе с терроризмом. Анализируется законодательство в сфере правового регулирования противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF COMBATING CRIMINAL INVESTIGATION UNITS WITH THE TERRORIST CRIMES

The article discusses the importance and focus of criminal investigation units in the fight against terrorism. Analyze legislation in the sphere of legal regulation of counter-terrorism.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты противодействия подразделениями уголовного розыска преступлениям террористического характера»

ности и борьбы с преступностью, потому что круг общественно опасных деяний, запрещенных законом, четко определен и в достаточной мере стабилен»8. Учет причин общественно опасных деяний, подлежащих криминализации, имеет существенное значение в плане как правильного установления уголовно-правового запрета, так и определения его пределов. При всей стабильности, кстати, весьма относительной, и формальной определенности системы законодательства возникает необходимость в совершенствовании уголовно-правовых норм.

Влияние причин общественно опасных деяний на процесс криминализации носит сложный характер. С одной стороны, эти причины служат одним из оснований установления уголовно-правового запрета, а с другой — криминализация того или иного деяния порождает необходимость изучения причин не просто антиобщественного поведения, а преступления.

Оценка законодателем негативных явлений действительности должна адекватно отражать объективные социальные основания нормотворчества. Объективные причины преступлений превалируют над субъективными. Именно они играют решающую роль в этиологии преступного поведения. В любом преступлении объективные причины не проявляются в чистом виде, сами по себе, а трансформируются в личностные. Влияние внешней среды преломляется через социально-психологические качества личности, социальные условия жизни и лишь затем проявляется в поведении.

Большое значение в отношении криминализации и пенализации деяний имеет так называемая шкала оценок преступного и наказуемого, которая сводится к тому, за что наказывать и как наказывать.

Существование и развитие уголовного закона с IX в. и по настоящее время обусловлено теми ценностями,

которые государство считает наиболее приоритетными и подлежащими уголовной охране с его стороны. На определенных этапах развития России уголовная ответственность и наказание за преступления изменялись.

Анализом и оценкой оснований криминализации и пенализации завершаются те стадии процесса криминализации и пенализации, на которых решается главный вопрос — о допустимости, возможности и целесообразности установления уголовно-правового запрета.

На следующем этапе — стадии формирования уголовно-правовой нормы — возникает необходимость учета целого ряда факторов, которые требуют детальной проработки.

1 Кузнецова Н.Ф. Социальная обусловленность уголовного закона, перспективы развития. М., 1989. С. 32.

2 Яковлев А.М. Социальные функции процесса криминализации // Россия — Франция: социальные вопросы правотворчества. М., 1991. С. 101.

3 Углин П.П. Уголовная ответственность: основания и порядок реализации: межвуз. сб. науч. ст. Самара, 1991. С. 58.

4 Фурсов В.Т. К вопросу о типологии (классификации) преступников. Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. С. 46.

5 Алексеев А.А. Общественное правосознание. М., 1997.

6 Шапиев С.М. Понятие и содержание уголовной ответственности в истории советского уголовного права // Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. 1981. № 23. Вып. 4. С. 63.

7 Эстерин А.Я. Развитие советской уголовной политики. М., 1933. С. 83.

8 Кудрявцев В.Н. Криминализация: оптимальные модели // Уголовное право в борьбе с преступностью. М., 1981. С. 6.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО

ХАРАКТЕРА

А.В. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, МосУ МВД России

Е.Н. ХАЗОВ,

кандидат юридических наук, МосУ МВД России

Аннотация. В статье рассматривается значение и основные направления деятельности подразделений уголовного розыска в борьбе с терроризмом. Анализируется законодательство в сфере правового регулирования противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, преступления террористического характера, противодействие терроризму, борьба с терроризмом, борьба с организованной преступностью.

LEGAL ASPECTS OF COMBATING CRIMINAL INVESTIGATION UNITS

WITH THE TERRORIST CRIMES

A.V. BOGDANOV,

Candidate of Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

E.N. KHAZOV,

Candidate of Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

The summary. The article discusses the importance and focus of criminal investigation units in the fight against terrorism. Analyze legislation in the sphere of legal regulation of counter-terrorism. Key words: terrorism, terrorist act, terrorist crimes, counter-terrorism, combating organized crime.

Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, препятствующим нормальному развитию международных отношений, дестабилизирующим безопасность многих регионов и стран.

За 2008 г. на территории России в 8 раз снизилось количество террористических актов, однако эта проблема по-прежнему вызывает особую обеспокоенность. Не случайно в Концепции национальной безопасности РФ терроризм числится в перечне факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз.

Один из ключевых факторов, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму, — выяснение современных тенденций его формирования. В современном мире они во многом определяются глобальными явлениями и особенностями развития современной цивилизации.

Многие эксперты рассматривают борьбу с международным терроризмом как четвертую мировую войну. Война эта неотделима от процессов глобализации мира, поскольку по большому счету она — одно из проявлений кризиса индустриальной фазы развития. В этой войне сражаются даже не страны, а глобальные проекты будущего: китайский, арабский, американский, германский, европейский, японский и русский. Столкновение проектов будет происходить по большей части в пространствах геокультуры и геоэкономики. Но будут и военные действия, которые примут вид террористических актов. Терроризм часто определяется как мотивированное насилие с политическими целями.

Современный терроризм — это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни показывают, что терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» (наемники и пр.) и «приложение капитала» (поставка оружия, наркоторговля и др.). Доказано, что именно через зоны активной деятельности террористических группировок на мировые рынки идет основной поток наркотиков и наркосодержащего сырья, а это — многие миллиарды долларов.

Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций. Международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать через нелегальные каналы большие массы оружия и боевиков.

В условиях переустройства всех сторон общественных отношений в России преступления террористического характера представляют серьезную угрозу для жизни людей и безопасности государства.

В 2006 г. было зарегистрировано 1750 преступлений террористического характера, в 2007 г. — 759, в

2008 г. — 6411. Сотрудники уголовного розыска ОВД в 2006 г. раскрыли 635 преступлений (59,7%), в 2007 г. — 343 (51,9%), в 2008 г. — 364 (66,2%). Осталось нераскрыто за три года 1870 преступлений. Выявлено 2103 лица, совершивших эти преступления.

Несмотря на то, что в общем числе зарегистрированных преступлений преступления террористического характера составляют незначительную часть, они вызывают негативную реакцию общественности, исполнительной и законодательной власти, привлекают постоянное пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто пишут о неспособности правоохранительных органов противостоять уголовному террору.

В Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что темпы развития преступности приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества. Для борьбы с нею необходимо развивать правовую базу как основу надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны и их поступления из-за рубежа.

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая на заседании расширенной коллегии МВД России 6 февраля

2009 г., в своей речи подчеркнул возможность ухудшения криминогенной ситуации в стране в условиях кризиса. Он потребовал от сотрудников ОВД обратить особое внимание на усиление борьбы с преступлениями террористического характера и экстремистской направленности.

В России неизмеримо возросли роль и степень ответственности подразделений уголовного розыска и служб ОВД за обеспечение безопасности граждан и интересов государства. Эффективная борьба с преступностью террористического характера требует систематического изучения правовых, тактических и организационных основ оперативно-розыскной деятельности, а также обобщения опыта, расширения сферы и повышение качества использования достижений науки, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время МВД России совместно с Генеральной прокуратурой РФ издано указание от 16 декабря 2008 г. № 268/851-2 «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности».

В соответствии с Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/783/353/399 «О едином учете преступлений», а также в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в России введен в действие с 1 января 2009 г. Перечень статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности. Так, в перечне № 22 к преступлениям террористического характера отнесены преступления, регулируемые ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 277, 360, и борьба с ними возложена в соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» на МВД России.

Приказами МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316» и от 31 октября 2008 г. № 944 «О некоторых организационных вопросах МВД России» (ОРБ № 2, 9, 14) определена борьба с преступлениями террористического характера.

Анализ совершенных преступлений террористического характера показывает, что этот вид преступных посягательств имеет устойчивую тенденцию. В России ежегодно регистрируется свыше 520 преступлений, квалифицируемых по ст. 208 УК РФ (организация незаконного формирования или участия в нем).

Организованные преступные формирования получили правовую оценку в качестве банд (в оперативных документах используется термин «бандформирования», чтобы подчеркнуть жесткую дисциплину и их формирование по принципу армейской организационно-штатной структуры), реже — как незаконные вооруженные формирования, в небольшом числе случаев — преступные сообщества (преступные организации).

Сотрудники уголовного розыска ОВД в 2006 г. раскрыли 289 таких преступлений (52%) из 570 зарегистрированных, в 2007г. - 324 (60,8%) из 592 и в 2008г. - 352 (77,4%) из 522 преступлений.

Одной из причин такого положения в сфере борьбы с преступлениями террористического характера является отсутствие современной научно обоснованной методики раскрытия и расследования подобных преступлений и как следствие — недостаточная профессиональная подготовленность сотрудников уголовного розыска. Успех борьбы с современным терроризмом во многом зависит от знания закономерностей его возникновения и распространения. Однако нет достаточных оснований для утверждения, что они в должной степени познаны. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.

Криминологические исследования показывают, что организованные преступные формирования, участники которых совершают террористические преступления, представляют собой устойчивые, сплоченные большие организованные группы, создаваемые для совершения тяжких, особо тяжких и иных преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом оружия, наркотиков, нефтепродуктов, незаконным пересечением Государственной границы РФ, коррупцией. Такие формирования отличаются сложной иерархической структурой, вооруженностью, внутренней сплоченностью, конспиративностью, четким распределением ролей. Причем отдельные группы, совершающие конкретные террористические преступления, — структурные подразделения больших организаций.

Принятие Федеральных законов от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействию терроризму» обозначило направление для преодоления ряда негативных тенденций, наметившихся в законодательстве в сфере противодействия терроризму. Так, Федеральный закон «О противодействии терроризму» предполагает стратегию борьбы, состоящую из следующих элементов:

# предупреждение (в том числе деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов);

# борьба с терроризмом (деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта);

# минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Законом предусмотрено создание полноценной системы противодействия терроризму на всех эта-

пах его проявлений и введены определения понятий «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт», «противодействие терроризму» и «контртеррористическая операция». Кроме того, детально регламентируются порядок и основания применения Вооруженных Сил РФ, применение более жестких мер по пресечению террористических акций с использованием объектов воздушного, водного и морского транспорта, предусмотрено введение правового режима контртеррористической операции со значительным ограничением прав граждан и хозяйствующих субъектов, находящихся на территории ее проведения. Впервые в законодательстве предусматривается денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам, и устранен пробел в определении субъектов противодействия терроризму, куда включены следователи органов прокуратуры.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» взаимосвязан с Федеральным законом «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», направленным на совершенствование международного сотрудничества. Конвенцией определены три основных состава, отнесенные к преступлениям террористического характера: 1) публичное подстрекательство к совершению террористических преступлений; 2) подготовка террористов; 3) их вербовка. Особое значение придается статье о публичном подстрекательстве к совершению террористического преступления, связанной с пресечением доступа террористов и их спонсоров к общественности, средствам массовой информации, Интернету.

Однако перечисленные законодательные акты потребовали внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие антитеррористическую деятельность. В результате принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и «О противодействии терроризму», в соответствии с которым юрисдикция России распространяется на преступления, совершенные гражданами России за ее пределами. Введена ст. 205 (прим. 2) УК РФ, позволяющая российскому законодателю, реализовав положения Конвенции, впервые криминализировать публичные призывы к осуществлению терроризма и публичное его оправдание. Санкции, предусмотренные за совершение этих деяний, не превышают пяти лет лишения свободы. Следовательно, с точки зрения законодателя эти противоправные деяния признаны преступлениями средней тяжести. Квалифицирующим признаком является совершение преступления с использованием средств массовой информации, к которым относятся и интернет-ресурсы.

Кроме того, конкретизируются положения, касающиеся оснований уголовной ответственности за террористический акт и вовлечение в совершение преступлений, а также иное содействие или финансирование терроризма. УК РФ дополняется положениями о конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемых для этих целей.

30 декабря 2008 г. принят Федеральный закон № 321-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму». Этот Закон рассматривает терроризм как социально-политическое явление, проявляющееся в конкретных уголовно наказуемых деяниях, и предусматривает повышение эффективности мер предупреждения и усиление борьбы с этим явлением уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными способами. Для этого в УК РФ внесены изменения в ст. 105, 205, 206, 281 и 316.

Конкретизация диспозиций квалифицированных составов преступлений, предусмотренных ст. 105, 205, 206 и 281 УК РФ, позволяет органу предварительного расследования, возбудившему уголовное дело, проводить следствие в полном объеме без дополнительной квалификации по другим статьям Особенной части.

Распространение действия ст. 316 УК РФ, которая предусматривает более широкий круг преступлений, в том числе связанных с оказанием содействия террористической деятельности, позволяет привлекать к ответственности за укрывательство таких преступных деяний, как захват заложника (ст. 206), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 208). Лица, укрывающие противоправные деяния, относящиеся к категории тяжких преступлений, будут нести уголовную ответственность.

С принятием законов российское законодательство в сфере противодействия терроризму не только претерпело качественные изменения, но и получило мощный положительный импульс для дальнейшего своего развития на новом этапе в этом направлении.

Уничтожение терроризма — длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. Невозможно уничтожить терроризм силовыми террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения — путь, ведущий к катастрофе.

1 Сведения ГИАЦ МВД России о преступлениях террористического характера 2006—2008 гг. «Антитеррор» (282). Сводный отчет, № 34/4/1-126, вх. 1575 от 27.01.09. ДепУР МВД России. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.