Научная статья на тему 'О совершенствовании понятийного аппарата в сфере противодействия экстремизму'

О совершенствовании понятийного аппарата в сфере противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORIST ACTIVITY / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TERRORIST ORGANIZATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Максим Николаевич.

Рассматриваются вопросы реализации концептуальных положений обеспечения безопасности России. Изучаются вопросы совершенствования законодательства в области борьбы с экстремизмом и терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving the conceptual apparatus in combating extremism

Examined the implementation of the conceptual provisions of Russia’s security. Studied aspects of improvement of legislation in the fight against extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании понятийного аппарата в сфере противодействия экстремизму»

УДК 343.301 ББК 67.308

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КОСАРЕВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: kmn8@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации концептуальных положений обеспечения безопасности России. Изучаются вопросы совершенствования законодательства в области борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, террористическая деятельность, преступление, террористическая организация, безопасность.

Annotation. Examined the implementation of the conceptual provisions of Russia's security. Studied aspects of improvement of legislation in the fight against extremism and terrorism.

Keywords: extremism, terrorism, terrorist activity, crime, terrorist organization, safety.

Экстремизм как одно из негативных явлений, присущ современному многоконфликтному миру. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 до 2020 г., экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, называется источником угроз национальной безопасности.

В связи с чем, говорится в Стратегии, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепара-тизм2.

Ключевым элементом противодействия экстремизму в России является создание и реализация системы правовых норм. В настоящий момент можно констатировать, что в указанной сфере деятельности сформирована иерархия нормативно-правовых актов, которые активно применяются. Но, несмотря на это, идеология и практика экстремизма продолжают причинять вред российскому обществу и государству.

Так, по статистическим данным, в последние годы отмечается стабильный рост преступлений экс-

тремисткой направленности (за исключением 2011 г.): 2008 г. - 460; 2009 г. - 548; 2010 г. - 656; 2011 г. - 622; 2012 г. - 696; 2013 г. - 896; январь-май 2014 - 459 (+19,8%)3.

Исходя из этого, в складывающихся современных условиях актуальным становится вопрос изучения качества понятий в сфере противодействия экстремизму.

Воздействие на негативное явление, как и любая целенаправленная деятельность в своем содержании, требует наличия четкого и однозначного понятийного аппарата, который позволяет:

• установить границы правового регулирования общественных отношений;

• определить цель деятельности, сформулировать и реализовать задачи по ее достижению;

• создать систему политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на профилактику и борьбу с негативным явлением;

• определить силы и средства обеспечения безопасности;

• установить компетенцию и разграничить полномочия субъектов, ответственных за организацию, реализацию и контроль указанной деятельности и т.д.

Все перечисленное повышает эффективность принимаемых мер государственными и общественными структурами и обеспечивает соблюдение принципа законности при противодействии экстремизму.

Основные определения понятий в рассматриваемой сфере содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»4, который явился одним из первых в череде специализированных федеральных законов5, на-

правленных на противодействие опасным угрозам безопасности РФ.

В ст. 1 указанного Закона дается определение термина «экстремистская деятельность (экстремизм)», включающее в себя перечисление широкого спектра действий, охватывающих как преступления, так и административные правонарушения и гражданско-правовые деликты. Обобщенных отличительных свойств экстремизма Закон не перечисляет. При изучении обозначенного понятия заслуживает внимания та его часть, в которой говорится, что признаком экстремистской деятельности выступает «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность» (курсив наш - М.К.).

Проблема соотношения экстремизма и терроризма привлекает пристальное внимание научного сообщества, в результате чего сформировано две основных точки зрения. Одни авторы относят терроризм к крайней, наиболее опасной форме экстремизма6. Сторонники другого подхода считают, что терроризм - это самостоятельное явление, содержательно отличающееся от экстремизма7. Также можно встретить и использование такого синонима дефиниции «терроризм», как «насильственный экстремизм», например, в Стратегии предупреждения насильственного экстремизма в США8.

Таким образом, соглашаясь с разграничительной позицией в отношении сути двух этих явлений, позволим себе привести ряд аргументов, обосновывающих ее.

В ст. 2052 Уголовного кодекса РФ9 предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. В примечании к данной статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»10, терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений11.

Насилие же - это физическое или психическое воздействие одного человека на другого12.

Таким образом, идеология насилия подразумевает систему взглядов и идей, в которых осознаются социальные конфликты и предлагаются варианты насильственного воздействия для их решения.

Под практикой понимается деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их13.

В философском энциклопедическом словаре деятельность раскрывается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность14. Итак, практика террористического воздействия основывается на осознанном человеческом выборе насилия как инструмента достижения своих целей.

В российском антитеррористическом законе практика раскрывается с помощью такого понятия как «террористическая деятельность», включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Дается законодателем и такое понятие, как террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях15.

Исходя из системного анализа текстов российских концептуальных документов в области безопасности16 можно сделать вывод о том, что в них экстремизм и терроризм признаются, понимаются и перечисляются как две самостоятельные и одноуровневые угрозы для безопасности России, хотя и взаимодополняющие и совместно усиливающие друг друга. Так, в Концепции общественной безопасности в РФ отдельно перечислены основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции по противодействию экстремизму и терроризму.

Еще одним подтверждением различия содержания исследуемых явлений, по нашему мнению, может служить существование двух федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», которые регулируют различный круг общественных отношений, а иначе

- возникает юридическая коллизия, при которой один федеральный закон «поглощает» (охватывает) сферу действия другого федерального закона, хотя кроме рассматриваемого понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)» особых оговорок на этот счет нет. Отмечаем и такой факт, что по юридической силе оба закона равны.

Изучая историю формирования нормативных актов, отметим, что в то время, когда принимался Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», юридической силой обладал ныне утративший силу Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом». И в той общественно-политической ситуации вполне объяснимо решение включить террористическую деятельность в круг экстремистской, так как согласно действовавшей в тот период времени Концепции национальной безопасности РФ17 терроризм прямо назывался последствием экстремизма, чем и руководствовался законодатель, вводя его в круг последнего. Только в 2006 г., после 4-х лет действия антиэкстремистского закона на основе произошедших резонансных террористических актов18 и изменившейся социальной обстановки государству и обществу пришлось пересмотреть предыдущий опыт и выработать новые подходы к противодействию угрозе терроризма. Был сформирован ныне действующий базисный антитеррористический правовой материал. Абсолютно логично, что в процессе изменений общественных отношений и появления Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность» (курсив наш

- М.К.) de facto, и de jure перешли в приоритетную сферу регулирования нового закона от 6 марта 2006 г. Напомним, что исходя из того, какие отношения регулирует нормативный правовой акт, определяются соотношение и особенности мер по противодействию тому или иному явлению.

Разделение экстремизма и терроризма с точки зрения криминологической практики содержится в совместном Указании от 11 сентября 2013 г. Генеральной прокуратуры РФ № 387-11 и МВД России № 2 «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетно-сти»19, в котором предусмотрены отдельные перечни № 20 - преступлений экстремистской направленности и № 22 - преступлений террористического характера. Статистическая отчетность, в свою очередь, позволяет проводить криминологические исследования престу-

плений, «чтобы изучать их динамику, характеристики, процессы их детерминации, причинности, определять на этой базе направления совершенствования борьбы с ними, и, в первую очередь, предупреждения»20. В ином случае, исходя из буквального толкования существующего понятия «экстремистская деятельность» все преступления террористического характера должны учитываться как преступления экстремистской направленности, но этого в судебно-следственной практике не происходит.

Базисные нормы, закрепляющие уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности (ст. 280, 2801, 282, 2821, 2822 2823 УК РФ) и преступления террористического характера (ст. 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208 УК РФ), расположены в разных главах и разделах Особенной части УК РФ, тем самым это констатирует их фактическое отличие в качественном характере охраняемых уголовным законом общественных отношений.

В УК РФ также существуют так называемые «пересекающиеся» составы преступлений (ст. 278, 279 УК РФ), которые могут быть совершены как по экстремистскому мотиву, так и в террористических целях. И отнесение этих преступлений в категорию экстремистских или террористических будет зависеть от того, какой мотив или цель присутствуют в данных деяниях.

До последнего времени существовал «пересекающийся» состав преступления, предусмотренный ст. 2822 УК РФ, когда преступление, связанное с террористической деятельностью, квалифицировалось как преступление экстремистской направленности. Об этом в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности»21 содержится соответствующее разъяснение. И судеб-но-следственная практика придерживалась данной рекомендации. Например, Х. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2822 УК РФ. Он участвовал в деятельности религиозной организации «Хизб-ут-Тахрир», которая 14 февраля 2003 г. решением Верховного Суда РФ, вступившим в законную силу, признана террористической организацией, и ее деятельность запрещена на территории РФ, представляясь членом партии, распространял сведения о ее цели, задачах, идеологии22.

Однако, принятый Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»23, дополнив УК РФ ст. 2053 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем», ст. 2055 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», и включив в ст. 2822 УК РФ слова «за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством РФ признаны террористическими»,

подтвердил данным частным фактом тенденцию размежевания сути экстремистской и террористической деятельности.

При сравнении статей 2055 и 2822 УК РФ выясняется, что законодатель определил повышенную общественную опасность террористического деяния относительно идентичного экстримистского деяния. Санкции за преступление, предусмотренноое ч. 1 ст. 2055 УК РФ - лишение свободы от 15 до 20 лет или пожизненно, предусмотренное ч. 2 - лишение свободы от 5 до 10 лет. В тоже время санкции по ч. 1 ст. 2822 УК РФ - это лишение свободы от 2 до 8 лет, а по ч. 2 - всего до 4 лет).

Верховный Суд РФ, различая содержание экстремизма и терроризма, сформировал отдельные разъяснения высшего судебного органа по вопросам судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской и террористической направленности соответственно24.

Также использование в дефиниции «экстремистская деятельность (экстремизм)» такого признака, как «террористическая деятельность» (курсив наш - М.К.) создает логическую ошибку, называемую «круг в определении», т.е. вхождение определяемого термина в определяющее выражение. Тем самым для правоприменителя создана череда отсылочных норм, вызывающих неопределенность понимания и токования.

Важным аспектом выступает установление компетенции и полномочий сил и средств по противодействию экстремизму и терроризму. Так, из выступления Президента РФ Путина В.В. на расширенном заседании коллегии МВД России от 21 марта 2014 г. следует, что важнейшей задачей МВД остается борьба с экстре-

мизмом25.

Например, согласно ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»26, на полицию возлагается обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан и участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

В свою очередь, направлением деятельности органов федеральной службы безопасности27 определена борьба с терроризмом, под которой понимается деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследова-

нию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий. Органам ФСБ вменяется в обязанность выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма28.

Наличие альтернативной подследственности в отношении преступлений террористического характера (ст.ст. 205, 2054, 2055, 206, 208 УК РФ), а также двойственность в толковании понятий может породить проблемы в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом.

Следовательно, отнесение «публичного оправдания терроризма и иной террористической деятельности» к «экстремистской деятельности (экстремизму)» создает коллизию в области разграничения полномочий сил противодействия терроризму.

Устранение противоречия, когда одна и та же деятельность одновременно относится к двум равным понятиям, позволит разрешить ряд вопросов в деятельности субъектов правоприменения и повысит эффективность противодействия как экстремизму, так и терроризму.

Важным аргументом отличия изучаемых явлений служит и тот факт, что в теории познания выделяют самостоятельную научную дисциплину террологию29, «...динамично развивающуюся на стыке философии, политологии и социологии, конфликтологии, криминалистики и других наук за рубежом и в России, ее основные подходы связаны с объяснением и пониманием причин, роли террористического насилия в современном мире как искусственно создаваемого пространства страха для достижения различных политических, экономических, социальных и духовных целей, структурированного многообразными и взаимосвязанными социальными субъектами»30.

Экстремизм и терроризм - это динамичные, равнозначные, взаимодействующие негативные явления, трансформирующиеся исходя из их востребованности. Несомненно, общее в них то, что они характеризуются идеологией и деятельностью, которые сопровождаются применением выходящих за рамки принятых в обществе методов разрешения конфликтов.

Отличие экстремизма от терроризма заключается в том, что последний обладает значительно большей общественной опасностью, так как нацелен на массовое причинение вреда и устрашение общества в целом.

Таким образом, «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность» (курсив наш - М.К.) имеют иную формально-содержательную природу, нежели экстремистская деятельность; и фактически, и юридически они относятся к такому самостоятельному социально-негативному явлению как терроризм. Поэтому считаем необходимым:

• исключить указанный признак из определения понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)», содержащегося в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»;

• в ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» исключить перечисление статей 280, 2821, 2822, 2823 УК РФ в связи с отдельной криминализацией идентичных террористических деяний (ст.ст. 2051, 2054, 20 55 УК РФ).

1 Далее - РФ.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

3 Общие сведения о состоянии преступности [Электронный ресурс] // Сайт МВД России. URL:http://www.mvd.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

4 О противодействии экстремисткой деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

5 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

6 См., например: Устинов В. Экстремизм и терроризм: проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 34; Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве: Дис.... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 137; Фри-динский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 9.

7 См., например: Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 6; Сысоев А.М. Об уточнении категорий преступлений экстремистской направленности // Российский юридический журнал. 2008. № 4. С. 128.

8 См.: Стратегия предупреждения насильственного экстремизма в США [Электронный ресурс] // URL: http://www. whitehouse.gov/sites/default/files/empowering_local_partners.pdf

9 Далее - УК РФ.

10 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

11 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 199.

12 Большой юридический словарь. М., 2006. С. 433.

13 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 595.

14 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151.

15 Данная формулировка Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полностью совпадает с диспозицией ст. 205 УК РФ.

16 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.); Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.); Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

17 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января.2000 г. № 24) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20 апреля 2014 г.).

18 Например: 23 октября 2002 г. захват заложников в театральном центре в г. Москве; 27 декабря 2002 г. подрыв правительственного комплекса Чеченской республики в г. Грозный; 5 августа 2003 г. подрыв вагона пригородного электропоезда Кисловодск-Минеральные Воды; 6 февраля 2004 г. взрыв в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена; 24 августа 2004 г. взрывы самолетов Ту-154 и Ту-134; 1 сентября 2004 г. захват заложников в школе г. Беслан; 13 октября 2005 г. нападение на подразделения правоохранительных органов в г. Нальчик и др.

19 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание от 15 февраля 2012 г. Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 52-11 и МВД России № 2 [Электронный ресурс] // URL: http:/www.consultant. ги (дата обращения: 20 апреля 2014 г.).

20 Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. С. 77.

21 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ 28 июня 2011 г. № 11 [Электронный ресурс] // URL: http:/www.consultant.ru (дата обращения: 20 апреля 2014 г.)

22 Архив Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Дело № 2-22/05. 2005 г.

23 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

24 См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности»; постановление Пленума Вер-

ховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

25 Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 г. [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/news/20624 (дата обращения: 20 апреля 2014 г.).

26 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

27 Далее - ФСБ.

28 О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 См., например: Кафтан В.В. Институционализация терро-логии в России как философско-эпистемологическая проблема: Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. М., 2009; Олефиренко С.П, Барышников С.Г. Логико-гносеологические проблемы построения террологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 121-128.

30 Кафтан В.В. Указ. соч. С. 26.

УДК 343.56 ББК 67.308

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

АННА СЕРГЕЕВНА ЛИМАРЬ,

адъюнкт ФПНП и НК по кафедре криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право E-mail: anna-mixajlova-91@bk.ru Научный руководитель: доктор юридических наук С.В. Иванцов Рецензент: кандидат юридических наук П.В. Шмарион

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются меры противодействия незаконной игорной деятельности, предпринимаемые на протяжении всей истории Российского государства.

Ключевые слова: история, азартные игры, игорная деятельность, противодействие, негативные последствия азартных

игр.

Annotation. The article considers the measures of counteraction to illegal gambling activity throughout the history of the Russian state.

Keywords: history, gambling, fighting, the negative consequences of gambling.

Как известно, с 1 июля 2009 г., согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне установленных игорных зон. Данный нормативно-правовой акт устанавливает ограничения осуществления игорной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Принятию данного Федерального закона способствовало выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина с инициативой запрета азартных игр, который охарактеризовал свою точку зрения на данную проблему, как «нетерпимую в связи с засильем игровых автоматов».

Данную точку зрения поддерживает большинство ученых-криминологов, отмечая, что причины таких социально-негативных явлений, как азартные игры, возникают на основе существующих противоречий социально-экономического, идеологического, нравственного и правового порядка1.

Среди негативных последствий игорной деятельности особое место занимают проблемы развития зависимости от азартных игр, рост преступлений и правонарушений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр. Исследование исторических парадигм противодействия незаконной игорной деятельности никогда не теряет своей актуальности.

Первая попытка регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр в связи с их социально-негативным воздействием была предприня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.