ЭКОНОМИКА
УДК 332 Известия ТСХА, выпуск 2, 2020
DOI 10.26897/0021-342Х-2020-2-134-155
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
А.И. ГОЛУБЕВА1'2, A.B. КОНОВАЛОВ1, К.В. ПАВЛОВ1
(' Ярославский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса»»,
2 ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА)
Статья посвящена проблемам текущего состояния и перспективам развития сельских территорий Российской Федерации и Ярославской области. Представлено авторское определение сельской экономики, функционирующей на сельской территории, как многоукладное хозяйство где системообразующим выступает сельское хозяйство; а из хозяйствующих субъектов - сельскохозяйственные организации коллективного типа. В связи с этим в работе дана оценка ситуации развития аграрной сферы региона и сельских территорий, проведен детальный анализ основных экономических показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Ярославской области результаты которого отражают резкое сокращение производственного и ресурсного потенциала, кризис финансового состояния сельскохозяйственных организаций, что не способствует выполнению требований Доктрины продовольственной безопасности и независимости региона по молоку и ассортименту потребления мясной продукции на душу населения. Результаты рейтинговой оценки сельских территорий муниципальных районов Ярославской области по 8 социально-экономическим показателям свидетельствуют о том, что более половины муниципальных районов требуют срочного укрепления ресурсного потенциала на основе разработки региональной программы социально-экономического развития региона, в противном случае в них усилится процесс обезлюживания. Предложены меры по решению проблемы продовольственной безопасности населения региона через строительство новых животноводческих комплексов крупного рогатого скота, а также восстановление поголовья свиней с учетом их рационального размещения по территории области. Отмечена актуальность использования в отечественной практике особенностей государственного регулирования аграрного сектора за рубежом. Предложен комплекс мер по обеспечению условий экономической устойчивости субъектов аграрной сферы и сельских территорий, на основе принятия федерального закона об устойчивом развитии сельских территорий и разработки соответствующей государственной программы по его реализации при увеличении размеров государственной поддержки до уровня расширенного воспроизводства с учетом социального обустройства сельских поселений по стандартам, приближенным к городским.
Ключевые слова. Сельские территории, устойчивое развитие, аграрная экономика, сельское хозяйство, социально-экономическая система, экспресс-анализ финансового состояния, продовольственная безопасность, продовольственная независимость.
Введение
В научной литературе к сельским территориям относят местности, расположенные за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории.
В Ярославской области сельские территории располагают 964,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий, из которых 722,8 тыс. га пашни, в сельской местности региона проживает 230,6 тыс. человек или 18% общей численности населения области. Поселенческий потенциал сельских территорий насчитывает 6040 населенных пунктов, 75% которых имеют постоянных жителей.
Целью научного исследования является выявление ключевых проблем сельских территорий и субъектов аграрной сферы региона, а также обоснование перспектив их устойчивого развития.
Сельские территории, по мнению ученых и практиков, способствуют выполнению селом ряда важнейших функций, которые определяют их высокую общенациональную значимость (табл. 1).
Таблица 1
Виды и содержание функций, выполняемых сельскими территориями [составлено автором по данным 4]
Виды функций Содержание выполняемых функций
1. Производственная Производство сельскохозяйственного сырья, продуктов питания, продукции лесного охотничьего и рыбного хозяйства
2. Демографическая Воспроизводство населения и пополнение демографического потенциала страны
3. Трудоресурсная Обеспечение городов рабочей силой, пригородных предприятий
4. Социально-культурная Воспроизводство сельского образа жизни, сохранение историко-культурных ценностей села
5. Природоохранная Поддержание экологических ценностей сельского равновесия почвы, воды, растительности и др.
6. Рекреационная Размещение в сельской местности санаториев, турбаз, дач и др. объектов
7. Жилищная Размещения на сельскихтерриторияхжилыхдомов, гаражей, а также объектов социальной инфраструктуры
8. Пространственно-коммуникационная Размещение и обслуживание дорог, линий электропередач, связи, водопроводов и др.
9. Социального контроля над территорией Содействие органам государственной власти и местного самоуправления соблюдению общественного порядка и безопасности на территории в поселениях.
Надлежащее выполнение селом названных функций является залогом успешного и устойчивого социально-экономического развития страны и сельской экономики.
Методика исследования
Данное исследование базируется на применении методов анализа и обобщения.
Объектом исследования выступают муниципальные районы и сельскохозяйственные организации Ярославской области, а предметом - состояние их социально-экономического развития.
В работе использовались следующие методы и подходы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, метод группировок, метод многомерного сравнения и другие методы экономических исследований.
Информационную основу исследования составили разработки отечественных ученых по проблемам развития сельских территорий, данные Федеральной службы государственной статистики и территориального органа службы государственной статистики по Ярославской области, статистическая и оперативная информация органов местного самоуправления, нормативные правовые акты государственных, региональных и местных органов власти.
Результаты и их обсуждение
Учитывая широкую систему перечисленных выше функций и обобщение научных исследований ряда авторов [2, 3, 9, 10] нами сформулировано собственное определение сельской экономики, как многоукладного хозяйства сельской территории, представляющего совокупность хозяйствующих субъектов, отраслей и видов деятельности, связанных с использованием природных ресурсов и занятостью сельского населения [3].
Базовыми видами деятельности в структуре сельской экономики Ярославской области, как субъекта нашего исследования, выступает сельское и лесное хозяйство, рыбная ловля.
В результате формирования в стране рыночной экономики в структуре хозяйствующих субъектов в сельской местности произошли существенные изменения: значительно уменьшилось количество коллективных сельскохозяйственных организаций при увеличении крестьянских (фермерских) хозяйств и возрастания числа, занятых в торговле, на транспорте, связи и других видах деятельности.
Вместе с тем, по мнению большинства ученых-аграрников, системообразующую роль в развитии сельских территорий в части реализации их функций и задач продолжает играть сельское хозяйство, главной задачей которого выступает обеспечение продовольственной независимости страны от импорта продовольствия [3, 6, 9, 12].
Хозяйствующими субъектами по производству сельскохозяйственной продукции в Ярославской области по-прежнему являются коллективные сельскохозяйственные организации, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, доля которых в объеме производства продукции в фактически действующих ценах составляет 75,2, 22,5 и 2,3 процента (2018 г.). Несмотря на ожидание в 90-е годы прошлого века усиления роли фермерства в сельскохозяйственном производстве, их доля в общем объеме сельскохозяйственной продукции в последние годы составила 2,0-2,5 процента, а хозяйства населения ежегодно снижают объемы производимой продукции, отсюда, решающее значение в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны приходится на коллективные сельскохозяйственные организации.
В соответствии с Положением о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти области и структурных подразделениях
аппарата Правительства области «17» марта 2014 года Правительством региона были утверждены две целевые программы на 2014-2022 гг. - «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области»; «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области.
Программными материалами определены приоритетные направления развития аграрного сектора, как в производственной деятельности, так и в социальной сфере, запланировано бюджетное субсидирование конкретных мероприятий по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, улучшению социального обустройства центральных усадеб устойчиво развивающихся сельскохозяйственных предприятийидр.[13, 14]
Нами проведен краткий анализ выполнения основных индикаторов областных целевых программ (ОЦП) по развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий Ярославской области за период 2014-2018 годы, результаты которого представлены в таблице 2.
Из данных таблицы 2 следует, что показатели по темпам роста производства сельскохозяйственной продукции и объёмам производства продукции животноводства субъектами аграрной сферы региона за анализируемый период перевыполнены. Так валовый надой молока превышен на 7,6%, производство мяса всех видов в живом весе - на 4%, а яиц - на 31,2. Выполнение задания ОЦП по величине государственной поддержке составило всего 66,5% при колебании от 36,1 до 93,3% по годам анализируемого периода. Другими словами, выделение бюджетных средств на реализацию областных целевых программ за анализируемый период ежегодно сокращалось и в 2018 году составило 53,2% от уровня 2014 года.
Незначительные размеры государственной поддержки субсидирования направлений ОЦП «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области», а также программ по поддержке фермеров и развитию мелиорации, не могут оказать существенного влияния на выполнение предусмотренных программной задач, а, следовательно - и на обеспечение устойчивого развития субъектов аграрной сферы и сельских территорий.
Остановим наше внимание на анализе основных экономических показателей деятельности сельскохозяйственных организаций региона и их финансовом состоянии в пореформенный период и в условиях реализации названных выше целевых программ (табл. 3).
По сравнению с 1994 годом в области на 40,3% уменьшилось количество сельскохозяйственных организаций коллективного типа, а также сократились площади сельскохозяйственных угодий и пашни, значительная часть которых не используется, площадь посевов снизилась на половину, численность работников уменьшилась на 40 тыс. человек, резко сократилось поголовье крупного рогатого скота и свиней. Более стабильно развивалась отрасль птицеводства, где поголовье птицы за анализируемый период возросло в 3,8 раза, что дало возможность удвоить производство мяса в живом весе.
В то же время, данные таблицы 3 свидетельствуют о резком ухудшении параметров материально-технической базы сельскохозяйственных организаций региона, отсутствии у них источников роста и стабильности экономического развития. Так, уменьшение объема энергетических мощностей в 3,5 раза адекватно сокращению площади сельхозугодий, пашни, посевов сельскохозяйственных культур и поголовья крупного рогатого скота. Снижение параметров факторов производства за послере-форменный период стало одной из причин кризиса финансового состояния сельскохозяйственных организаций (табл. 4).
Анализ выполнения индикаторов ОЦП, «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2014-2022 гг; «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 гг., за 2014-2018 гг. [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатели Годы итого (общий объем; 'сводный индекс)
2014 2015 2016 2017 2018
1. Индекс роста производства продукции с.-х. всего, - по программе 101,5 101,6 103,8 98,4 105,7 111,3*
- индекс роста производства продукции с.-х. всего, факт 107,4 100,6 104,3 96,8 105,7 115,3*
1.1 вт.ч. продукции растениеводства, по программе 101,5 101,6 103,8 98,4 105,7 114,1*
- в т.ч. продукции растениеводства, факт 113,7 92,9 112,8 77,7 110,2 102,0*
1.2. вт.ч. продукцииживотноводства, по программе 102,1 101,0 101,1 101,2 104,9 110,67*
- в т.ч. продукции животноводства, факт 104,0 106,3 101,3 105,5 104,2 123,1*
2. Объемы производства продукции животноводства, всего, тыс. тонн
2.1. молоко, тыс. тонн, по программе 265,0 267,0 270,0 281,0 287,0 1370,0
- молоко, тыс. тонн, факт 272,4 280.7 293,6 309,6 318,5 1474,8
2.1.1. Выполнение задания, % 103,4 105,1 108,7 110,2 111,0 107,6*
2.2. мясо всех видов в живом весе, тыс. тонн, по программе 86,6 88,1 88,4 88,4 88,9 440,4
- мясо всех видов в живом весе, тыс. тонн, факт 88,3 91,6 90,1 92,8 96,0 458,8
2.2.1. Выполнение задания % 102,0 104,0 101,9 105,0 108,0 104,0*
2.3. Яйцо, млн шт., по программе 1403,6 1405,0 1407,0 1409,0 1411,0 7035,6
- яйцо, млн шт., факт 1504,0 1717,1 1844,0 1979,0 2185,8 9230,2
2.3.1. Выполнение задания, % 107,2 122,2 131,0 140,5 154,9 131,2*
3. Сумма государственной поддержки, всего, млн руб.
3.1. вт.ч. по целевым программам, млн руб., по программе 3257,3 2188,7 1497,9 1588,1 2871,2 11403,2
3.1.1. из них на развитие сельских территорий, млн руб. 176,2 - - 504,5 746,4 1427,1
3.2. Выделено бюджетных средств на ОЦП, всего млн руб., факт 1936,1 1793,0 1340,0 1481,9 1035,0 7586,0
3.3. Выполнение задания по бюджетной поддержке реализации ОЦП, % 59,4 81,9 89,5 93,3 36,1 66,5*
Основные экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Ярославской области за 1994-2018 гг. [расчеты автора по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2018 г. в % к 1994 г.
1994 2000 2005 2010 2016 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Количество с.-х. организаций, ед. 335 371 376 315 298 218 200 59,7
2. Площадь с.-х. угодий, тыс. га 1111,9 911,8 749,6 513,6 412,0 412,3 396,9 35,7
в т.ч. не используется, тыс. га н/д н/Д 54,0 80,7 75,2 79,1 91,9 к 2005 г. 170,2
из них площадь пашни, тыс. га 794,6 694,1 573,1 391,3 329,1 325,0 316,9 39,9
в т.ч. не используется, тыс. га н/д н/Д 41,8 65,2 63,2 56,3 70,2 к 2005 г. 168,0
3. Площадь посевов, тыс. га 564,3 514,5 395,1 290,8 263,9 251,1 286,1 50,7
4. Среднегодовая численность работников, чел 51852 37992 24812 17148 12336 11693 11255 21,7
5. Объем энергетических мощностей, тыс.л.с. 2527,3 1834,2 1458,1 1101,9 843,6 879,8 727,8 28,8
6. Поголовье скота на конец года, гол.
6.1. КРС 288100 197513 151974 120636 100243 97676 100000 34,7
в т.ч. коров 121781 87702 70114 56707 45653 47180 46400 38,1
6.2. свинья 78093 25110 43843 52439 57435 1609 1200 1,54
6.3. овцы и козы 11731 5555 5905 5190 10846 12550 14800 126,2
6.4. птица, тыс. гол. 3653 3364 3572 6473 10251 11110,0 13821,1 увелич. в 3,8 р.
7. Производство, тыс. тонн
7.1. молока 242,8 216,0 224,4 218,7 262,5 279,0 287,0 118,0
7.2. мяса всех видов в живом весе 39,5 27,9 35,0 56,4 74,8 80,0 96,0 243,0
Экспресс-анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Ярославской области за 2013-2018 гг. [расчеты автора по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2018г.,в% к 2013 г.
2013 2014 2015 2016 2017 2018
1. Получено чистой прибыли, млн руб. 566,5 1892,5 2506,3 1396,2 2178,7 2240,9 ув. в 3,9 раза
2. Кредиторская задолженность в% кденежной выручке 32,6 28,9 24,7 23,7 20,8 12,9 -19,7 п.п.
3. Доля заемного капитала в валюте баланса, % 65,7 63,0 57,8 59,5 56,9 55,0 -10,7 п.п.
4. Недостаток стоимости собственного оборотного капитала на конец года, млн руб. -10717,4 -10221,2 -8340,0 -9481,0 -8477,2 -5583 52,1
5. Уровень рентабельности активов по чистой прибыли, % 1,70 4,87 5,74 3,16 4,28 4,43 +2,73 п.п.
6. Доля убыточных с.-х. предприятий, % 53,4 44,8 34,0 43,5 43,6 36,5 -16,9 п.п.
7. Государственная поддержка на рубльденежной выручки, руб. 0,12 0,115 0,084 0,06 0,06 0,041 34,2
Справочно: 1) количество сельскохозяйственных организаций, ед. 286 259 256 239 218 200 70,0
2) Внесение на 1 га посева удобрений: а) органических, т 2,8 3,2 3,0 3,4 3,0 3,5 125,0
б) минеральныхд.в., кг 13,3 14,1 19,3 19,2 21,1 25,0 188,0
3) Заготовлено на зимовку кормов на условную голову скота, цк.ед. 28,0 30,0 30,5 30,8 31,2 31,3 111,4
4) Скормлено кормов на условную голову скота 26,85 26,31 26,7 27,6 27,67 27,67 103,2
Из данных таблицы 4 видно, что в сельскохозяйственных предприятиях нет собственных средств на приобретение оборотного капитала, уровень рентабельности активов по чистой прибыли колеблется от 1,7 до 5,74%, высокими остаются кредиторская задолженность, доля заемного капитала и доля убыточных предприятий, государственная поддержка в расчете на рубль денежной выручки за анализируемый период снизилась с 12 до 4,1 коп. Ввиду отсутствия собственных оборотных средств
хозяйства не могут закупать необходимое количество минеральных удобрений и органики (180 кг, действующего вещества минеральных удобрений на гектар посева по требованию научно обоснованной системы удобрений для Нечерноземной зоны и 8-10 т органики), на гектар посевов и заготовить достаточное количество кормов в расчете на условную голову скота.
В научной литературе отмечается ряд особенностей и проблем аграрной сферы производства, решение которых невозможно без прямого вмешательства государства. Кратко виды этих особенностей следующие: низкая эластичность спроса на продукцию сельского хозяйства, сезонность сельскохозяйственного производства, диспаритет цен в отношениях межотраслевого обмена не в пользу субъектов аграрной сферы агропромышленного комплекса, неурегулируемость земельных отношений, слабая государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в части должной поддержки цен на продукцию как внутри страны, так и при её экспорте.
Положительный опыт экономически развитых стран мира (США, Франции, Англии, Германии, Финляндии) показывает, что государственное регулирование аграрной сферы осуществляется через политику ценообразования (прямой метод), а также кредитования, бюджетно-налоговую, таможенную и т.д. (косвенный метод).
Мы согласны с мнением НиконоваА.Г.ПавловаВ.И., ЧерницкогоА.К., что использование в отечественной практике зарубежного опыта государственного вмешательства в развитие аграрного сектора позволит задействовать потенциальные возможности для возрождения сельской экономики в нашей стране - как это и предусмотрено стратегическими документами [11].
При решении задачи обеспечения продовольственной безопасностью на уровне региона (с точки зрения самообеспечения), целесообразна специализация на определенных видах продукции, для производства которых регион располагает необходимой ресурсной базой и конкурентными преимуществами.
В Ярославской области животноводство является традиционной специализирующей отраслью сельского хозяйства. Специализация сельскохозяйственных организаций региона - молочно-мясная с развитым птицеводством. Так, в 2018 году в объеме валовой продукции сельского хозяйства на долю продукции растениеводства приходилось 26,6%, продукции животноводства - 73,4%.
В рейтинге субъектов Центрального федерального округа Ярославская область в 2018 году занимает 1-е место по производству яиц, 3-е место - по урожайности овощей и 7-е - по объему производства молока. Индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 2018 года к аналогичному периоду 2017 года составил 107,4%.
В настоящее время, не смотря на богатые традиции животноводства и благоприятные условия для его развития, для Ярославской области характерна, как и для России в целом, недостаточная обеспеченность населения животноводческой продукцией собственного производства. При этом в молочном подкомплексе наблюдается стагнация производства с высокой степенью переработки (сыр, творог, сливочное масло). В мясном же подкомплексе сложился структурный дисбаланс в сторону мяса птицы при недопроизводстве и недопотреблении говядины.
Субъекты сельской экономики Ярославской области не выполняют требование Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [13, 15] об обеспечении продовольствием населения из собственного сельскохозяйственного сырья на 85-90% в необходимом ассортименте. Применение указанных параметров самообеспеченности региона продукцией животноводства, установлено областной целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса
Ярославской области» иа 2014-2022 годы. Так, в таблицах 5 и 6 приведены данные об обеспеченности населения Ярославской области мясом и молоком. Если по мясу уровень продовольственной безопасности превышает норматив ввиду роста производства мяса птицы, то продовольственная независимость по производству собственного мяса покрывается только на 72,2% (2018 г.). По молоку и молочным продуктам уровень продовольственной безопасности и продовольственной независимости обеспечиваются на 66,9 и 77,5% соответственно по причине недопроизводства молока (2018 г.).
Таблица 5
Динамика показателей продовольственной обеспеченности населения Ярославской области по мясу и мясопродуктами в 2010-2018 гг. [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2018 г. в% к 2010 г.
2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018
1. Личное потребление, всего, тыс. т, в том числе: 98,1 109,4 107,6 106,2 105,5 105,0 105,0 107,0
1.1 Производство.тыс.т 48,9 58,0 60,5 63,1 61,8 64,0 66,6 142,0
2. Потребление на душу населения с учетом ввоза и вывоза, кг (стр.1/численность населения) 77,0 86,0 85,0 84,0 83,0 82,8 83,2 108,0
2.1 Потребление на душу населения без учета ввоза и вывоза, кг (стр.1.1/численность населения) 38,4 45,6 47,6 49,6 48,6 50,5 52,7 137,2
3. Норма потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, кг 73,0 73,0 73,0 73,0 73,0 73,0 73,0 X
4. Уровень продовольственной безопасности, в% к норме (стр.2/стр.3) 105,5 117,8 116,4 115,1 113,7 113,4 114,0 +8,5 п.п.
5. Уровень продовольственной независимости, в% к норме (стр.2.1/стр.3) 52,6 62,5 65,3 67,9 66,6 69,2 72,2 + 19,6 п.п.
Анализ структуры производства и потребления мясных продуктов показал недопроизводство мяса говядины, свинины и баранины при перепроизводстве мяса птицы.
Сложившаяся ситуация по обеспечению населения региона основными продуктами питания требует принятия существенных мер по увеличению поголовья молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец и росте их продуктивности на основе разработки специальной программы по производству мяса с учетом роста поголовья мясных пород крупного рогатого скота.
Динамика показателей продовольственной обеспеченности населения Ярославской области по молоку и молокопродуктам, 2010-2018 гг. [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2018 г. в % к 2010 г.
2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018
1. Личное потребление, всего, тыс. тонн, в том числе: 321,1 312,6 305,0 288,1 283,1 275,9 274,3 85,4
1.1 Производство, тыс. тонн 264,8 263,3 272,4 280,7 293,6 309,6 318,5 120,3
2. Потребление на душу населения с учетом ввоза и вывоза, кг (стр.1/численность населения) 252,0 216,0 240 227,0 223,0 217,5 217,2 86,2
2.1 Потребление на душу населения без учета ввоза и вывоза, кг (стр.1.1/ численность населения) 208,0 207,0 214,0 221,0 231,0 244,0 252,0 121,1
3. Норма потребления молока и молокопродуктов на душу населения, кг 325,0 325,0 325,0 325,0 325,0 325,0 325,0 X
4.Уровень продовольственной безопасности, в% к норме (стр.2/стр.3) 68,9 68,9 68,0 67,0 64,6 66,9 66,9 -2,0 п.п.
б.Уровень продовольственной независимости, в% к норме (стр.2.1/стр.3) 64,0 63,7 65,8 68,0 71,1 75,1 77,5 + 13,5 п.п.
Что касается увеличения производства молока для решения проблемы продовольственной независимости требуется соответствующее увеличение поголовья коров преимущественно в сельскохозяйственных организациях (по нашим расчетам на 15%) и доведение надоев молока на корову до 7,0-7,5 тыс. во всех категориях хозяйств, что, по нашему мнению, является вполне достижимо (прирост продуктивности коров к 2020 г. должен составлять по ЗООкгв год).
Но решение названных производственных задач требует серьезного внимания к размещению животноводческих ферм по территории области с учетом обеспечения животных кормами высокого качества и в достаточном количестве, а также повышения уровня занятости населения и улучшения условий их жизни.
В противном случае часть сельских территорий будет обезлюжена ввиду отсутствия производственных объектов (то есть работы), а также объектов социальной инфраструктуры.
Расширение анализа важнейших сторон социального развития сельских территорий Ярославской области дает основание свидетельствовать о его неудовлетворительном состоянии.
Так, анализ показателей естественного движения городского и сельского населения региона за последние 4 года отражает их негативный характер как в городах, так и в сельской местности, при этом, показатель естественной убыли сельского населения ввиду высокой смертности в 1,8-3,5 раза выше, чем городского (табл. 7), что характеризует низкий уровень медицинских услуг на селе.
Таблица 7
Показатели естественного движения населения Ярославской области за 2015-2018 гг. (в расчете на 1000 человек населения, чел.) [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2018 г. в % к 2015 г.
2015 2016 2017 2018
1. Родилось
1.1 всего по области 12,2 12,1 10,5 9,8 80,3
1.2 в т.ч. городское население 12,8 12,6 11,0 10,2 79,7
1.3 сельское население 9,5 9,6 8,4 8,2 86,3
1.4 то же по отношению к городскому населению в % 74,2 79,3 80,0 80,4 +6,2 п.п.
2. Число умерших
2.1 всего по области 15,6 15,7 15,2 14,9 95,5
2.2 в т.ч. городское население 15,1 15,4 14,9 14,7 97,4
2.3 сельское население 17,7 17,2 16,4 16,1 91,0
2.4 то же в% к городскому населению 117,2 111,7 110,1 109,5 -7,7 п.п.
3. Естественная убыль
3.1 всего по области -3,4 -3,6 -4,7 -5,1 ув. в 1,5 раз
3.2 в т.ч. городское население -2,3 -2,8 -3,9 -4,5 ув. в 1,9 раз
3.3 сельское население -8,2 -7,6 -8,0 -7,9 96,3
3.4 то же в% к городскому населению 3,5 раз 2,7 раз 2,05 раз 175,5 -174,5 п.п.
В виду высокой смертности сельского населения (в 2 раза выше рождаемости) наблюдается нарастание доли людей старше трудоспособного возраста, что и подтверждают данные таблицы 8.
При некотором росте численности сельского населения области в его структуре произошли негативные изменения: сократилась доля трудоспособных (на 5,4%) и возросла доля жителей старших возрастов (на 3,7%).
Динамика изменения численности и структуры сельского населения по возрастному составу за 2010-2018 гг. [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатель Годы Показатели 2018 г. в% к 2010 г.
2010 2015 2016 2017 2018
1. Сельское население всего, тыс. чел. 227,0 232,1 232,6 232,6 230,6 101,6
То же в %% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 X
В том числе: 1.1 население моложе трудоспособного возраста, тыс. чел. 33,6 37,4 37,8 38,3 38,0 113,1
То же в %% к общей численности сельского населения 14,8 16,1 16,3 16,5 16,5 + 1,7 п.п
1.2 Население в трудоспособном возраста, тыс. чел. 129,4 124,2 122,8 121,4 118,9 91,9
То же в %% к общей численности сельского населения 57,0 53,5 52,8 52,2 51,6 -5,4 п.п.
1.3 Население старше трудоспособного возраста, тыс. чел. 64,0 70,5 72,0 72,9 73,7 115,2
То же в %% к общей численности сельского населения 28,2 30,4 30,9 31,3 31,9 +3,7 п.п.
Важнейшим фактором привлекательности условий жизни в сельской местности в настоящее время выступает благоустройство жилищного фонда в части: водо-, газоснабжение, наличие канализации, центрального отопления и др. В таблице 9 нами показана динамика показателей благоустройства жилого фонда в городах и сельской местности Ярославской области за послереформенный период.
За двадцать два года отдельные позиции по благоустройству жилья в сельской местности несколько возросли (водоснабжение, канализация, центральное отопление, обеспечение горячей водой), но по сравнению с городом сохраняется разрыв показателей в 2-3 раза, что естественно не повышает мотивации к проживанию на селе, особенно молодежи.
Подобная картина наблюдается и по вводу объектов социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности (табл. 10).
По данным таблицы 10 видно, что имеет месть некоторое увеличение ввода объектов по газификации сельских поселений, строительству канализационных сетей, а также производственных помещений для крупного рогатого скота и птицы. Однако, темпы роста ввода незначительны, что отражает крайне низкую инвестиционную активность региона по развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры села в последние два десятка лет.
Благоустройство жилищного фонда в городах и сельской местности Ярославской области за 1995-2017 гг. (в процентах на конец года) [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Годы Отклонение по-
казателей 2017 г. от показателей 1995 г. (+,-)
Виды благоустроиств 1995 2000 2010 2015 2016 2017
город 88 89 90 91 91 92 +4
1. Водопровод
село 36 39 41 43 43 45 +9
город 85 87 89 90 90 90 +5
2. Канализация
село 29 32 33 36 36 38 +9
3. Центральное город 91 93 95 96 96 96 +5
отопление село 31 37 45 48 48 50 + 19
город 81 82 83 84 84 84 +3
4. Наличие ванн
село 27 28 27 27 28 30 + 1
город 89 91 91 91 90 90 + 1
5. Газоснабжение
село 87 84 82 79 79 79 -8
город 79 82 83 84 84 85 +6
6. Горячая вода
село 14 16 19 23 24 25 +9
Еще более негативные показатели по изменению наличия техники в сельскохозяйственных организациях Ярославской области за период с 1990 по 2017 гг., представленные нами в таблице 10 на основании данных статистической отчетности, из которых следует, что количество тракторов, комбайнов, доильных установок и агрегатов сократилось за анализируемый период от 2,8 (кормоуборочные комбайны) до 40 (льноуборочные комбайны) раз, в том числе тракторов уменьшилось в 7,4 раза, зерноуборочных комбайнов - в 10,8 раза, доильных установок -в5,8 раза.
Приведенные данные по динамике изменения количества основных видов сельскохозяйственной техники за анализируемый период отражает крайне неудовлетворительное состояние развития материально-технической базы сельскохозяйственных организаций коллективного типа в Ярославской области, что несомненно оказало влияние на нарушение организации технологических процессов в растениеводстве.
Динамика объемов ввода в действие объектов социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности Ярославской области за 2000-2017 гг. [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Показатели Годы Показатели 2017 г. в%к 2000 г.
2000 2010 2015 2016 2017
а)Введено 1. Водопроводных сетей, км 1,9 7,4 11,6 21,0 2,2 115,8
2. Газовых сетей, км 41,3 158,9 110,5 143,7 81,6 197,6
3. Канализация, км - 1,8 2,0 10,4 7,0 к 2010 г. ув. в 3,9 р.
4. Тепловых сетей, км 0,2 - - - 2,7 ув. в 13,5 р.
5. Автодорог с твердым покрытием, км - - - 15,5 1,5 к 2016 г. 9,7
б) Построено и введено в действие 1. Животноводческих помещений, тыс. мест 1.1 для крупного рогатого скота 0,14 1,3 0,2 0,4 2,6 к 2010 г. ув. в 18,6 р.
1.2 для свиней - 6,7 - - - -
1.3 для овец - 0,1 0,4 - 0,6 -
1.4 для птицы - 44,0 119,4 100,0 337,0 к 2010 г. ув. в 6,7 р.
Таблица 11
Динамика изменения численности объектов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Ярославской области за 1990-2017 гг. на конец года, единиц [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Виды техники Годы Показатели 2017 г. в%к 1990 г.
1990 2000 2010 2015 2016 2017
Тракторы всех марок 14557 7481 3441 2286 2060 1968 13,5
Комбайны, всего 3480 2089 902 543 488 452 13,0
в т.ч. зерноуборочные 2090 1126 435 236 209 194 9,3
кормоуборочные - 515 332 222 196 178 34,5 к 2000 г.
картофелеуборочные 780 265 102 70 67 65 8,3
льноуборочные 610 183 33 15 16 15 2,5
Доильные установки и агрегаты 1837 1103 588 384 346 315 17,1
Группировка муниципальных районов Ярославской области по рейтинговой оценке социально-экономических показателей их развития (по статистическим данным 2018 г.) [расчеты автора по данным территориального органа государственной статистики по Ярославской области]
Группы муниципальных районов по числу мест Наименование муниципальных районов, количество мест Плотность населения, чел./га Среднегодовая численность работников, тыс. чел. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. Зарегистрированная безработица, % Густота дорог, (км/км2) Обеспечение сетевым газом, тыс. жит. Инвестиции на 1 постоянного жителя, млн руб. Поголовье КРС всего, тыс. гол. в том числе коров, тыс. гол. Сумма мест Справочно: количество функционирующих предприятий, ед.
Ярославский -12 Ростовский - 30 29
22,3 10,45 33,7 1,28 0,39 44,3 30,3 15,39 6,76 34 15
1-я гр. Угличский - 45 Рыбинский - 49 13
до 50 мест 10
В% к средним показателям по области 167,7 217,7 112,0 59,3 125,8 244,8 256,8 225 218 45,0 X
11
Тутаевский - 51 Гаврилов-Ямский - 54 Некрасовский - 69 Даниловский - 73 Мышкинский - 77 12
2-я гр. 51-80 мест 5,0 5,0 30,6 2,26 0,348 22,16 11,1 4,81 2,12 64,6 12
12
8
В процентах к I группе 22,4 47,8 90,8 176,6 89,2 50,0 36,6 31,3 31,4 190,0 X
Переславский - 81 Борисоглебский - 82 16
5,47 2,28 29,3 2,3 0,29 4,9 3,49 5,59 2,79 88,8 16
3-я гр. 81-100 мест Любимский - 94 Некоузский - 98 2
12
В процентах к I группе 24,5 21,8 86,9 179,6 74,4 11,1 11,5 36,3 41,3 261,2 X
<N1
с
й) й а: С з-
£ §
О
ю СП СО ю X О О см
117,8 347,0 75,6
0,93 13,8 со"
1,62 10,5 6,84
2,45 оэ оэ
3,39 7,65 оз
0,20 51,3 0,31
2,83 221,1 2,16
26,7 79,2 30,1
1,45 13,9 оз
4,26 СП 13,3
Большесельский -104 Пошехонский -111 Первомайский - 124 Брейтовский -132 В процентах к I группе X
4-я гр. свыше 100 мест В среднем по области
Показатели социального развития сельской местности Ярославской области в части естественного движения населения, старения жителей региона по причине двойного превышения количества умерших над числом родившихся, а также негативная ситуация по благоустройству жилищного фонда, вводу объектов социальной и производственной инфраструктуры не могли способствовать благоприятным условиям социально-экономического состояния как в регионе в целом, так и в муниципальных районах.
В этой связи нами проведена рейтинговая оценка социально-экономического состояния сельских территорий Ярославской области по данным 2018 года в разрезе муниципальных районов по 9 видам показателей: плотность населения (чел./км2), среднегодовая численность работников, среднемесячная плата работников, размер зарегистрированной безработицы, инвестиции на одного постоянного жителя, густота дорог (км/км2), степень обеспеченности жителей сетевым газом, численность поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Анализ названных показателей проведен методом многомерного сравнения по способу суммы мест, где за лучший анализируемый показатель району давалось первое место и лучшим был признан муниципальный район, набравший по совокупности оценок, меньшую сумму мест. Результаты анализа приведены в таблице 12, в которой данные по муниципальным районам сгруппированы в 4 группы в зависимости от суммы мест: первая - до 50 мест, 2-я - от 51 до 80 мест, 3-я - от 81 до 100 мест и 4-я -свыше 100 мест.
Так, в 1-ю группу вошли наиболее ресурсоо-беспеченные муниципальные районы по плотности населения численности работников, уровню инвестиций на одного постоянного жителя, поголовью скота, уровню безработицы. В этой группе величина средних показателей по 4-м районам (Ярославскому, Ростовскому, Угличскому и Рыбинскому) существенно превышает средние показатели по области, а также и показатели по другим группам районов. Среднее положение занимают муниципальные районы 2-й и 3-й групп с общей оценкой по сумме мест в 1,9 и 2,6 раза хуже, чем сумма мест в районах 1-й группы, также в этих группах районов отмечается высокий уровень безработицы и резкое сокращение общего поголовья крупного рогатого скота и коров.
Муниципальные районы 4-й группы имеют общий рейтинг в 3,5 раза хуже рейтинга районов 1-й
группы: здесь крайне низкая плотность населения - в 5,2 раза ниже, чем в 1-й группе, среднегодовая численность работников ниже в 7,2 раза, в 12,3 раза меньше вложено инвестиций в расчете на одного постоянного жителя, в 9,5 раз ниже численность общего поголовья крупного рогатого скота и в 7,2 раза - коров.
Другими словами, в муниципальных районах 4-й группы (Большесельский, Пошехонский, Первомайский и Брейтовский) явно прослеживается тенденция обе-злюживания сельских территорий ввиду отсутствия рабочих мест, высокой безработицы, низкой инвестиционной активности и др.
Кроме того, ухудшение уровня социально-экономического развития сельских территорий муниципальных районов Ярославской области сопровождается сокращением количества функционирующих предприятий, которое по отдельным районам снизилось до 2-х (Любимский район) и 5-ти (Большесельский и Брейтовский районы). Среднее количество сельскохозяйственных предприятий, приходящихся на один район области, в 1994 году составляло 19,7, а в 2018 году - 11,8, что на 40% меньше, что является весьма негативным обстоятельством, вызывающим объективную необходимость программного обеспечения социально-экономического развития сельских территорий Ярославской области на базе выравнивания условий проживания сельского населения во всех муниципальных районах как важнейшего фактора их экономико-социальной устойчивости.
Заключение
По результатам нашего исследования можно сделать выводы о неудовлетворительном социально-экономическом состоянии в сельской местности большинства муниципальных районов Ярославской области, что вызывает необходимость разрешения проблем экономического и социального характера, что по мнению многих ученых [2, 8, 3] можно предусмотреть в новом Федеральном Законе «О развитии сельских территорий и принятии соответствующей государственной программы с определением индикаторов развития по основным направлениям и выделением государственных средств поддержки из бюджетов всех уровней.
Мы согласны с мнением Н.В. Любушкиной [8], что ключевыми направлениями стратегии развития сельских территорий и аграрной экономики региона выступают: формирование благоприятного инвестиционного климата и позитивного имиджа региона; государственная поддержка сторонних инвесторов; создание и развитие особых экономических зон (так называемых ТОРов) и технопарков на территории региона; развитие механизмов государственно-частного партнерства [1, 16, 17], а также поддержки малого и среднего предпринимательства как аграрного, так и несельскохозяйственного направлений.
Для обеспечения национальных интересов в части устойчивого развития сельских территорий и удовлетворения сельских жителей социальными условиями проживания на селе, необходима разработка и реализация региональных программ по: ресурсному обеспечению экономического роста субъектов хозяйствования; наличию и обеспечению полноценной работы базовых социальных объектов (детсадов, школ, больничных учреждений, магазинов, объектов бытового обслуживания и др.); созданию цивилизованных условий функционирования и других общественных благ (водо-, газо- электроснабжение, связь, коммуникации, объекты культуры и спорта); обеспечению защиты моральных основ, традиций, религиозной самобытности всех коренных народов и меньшинств; обеспечению достойных условий труда, получению стабильных доходов на основе постоянной занятости и др. [1, 5].
Библиографический список
1. Актуализированная дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года / под ред. И.Г. Ушачева. М.: Изд-во ВНИИИЭСХ, 2013.111с.
2. Голубева А.И., Воронова Л.В., ДугинА.Н., Дорохова В.И., Суховская A.M. Социально-экономическое развитие сельских территорий - главный фактор устойчивости аграрной сферы: Энциклопедия Российских деревень.Москва: ВНИИАПи им. A.A. Никонова, 2016. 378 с.
3 .Голубева А.И., Воронова Л.В., Суховская A.M. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий и аграрной сферы в регионе: монография под ред.д.э.н., профессора Голубевой А.И. Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2016. 160 с.
4 .Голубева А.И., Манцевич И.В. Организационно-экономический механизм государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий региона / под общ. ред. А.И. Голубевой. Ярославль: Ярославская ГСХА, 2011. 286 с.
5. Зализко В.Д. О проблеме социальной безопасности сельских территорий // Сборник статей II научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий». Саратов: изд. Кубик, 2013. С.50-51.
6. Закономерности формирования и эффективности изменения факторов и условий воспроизводства в сельском хозяйстве: монография / Н.В. Парахин, А.И. Голубева, П.И. Дугин, Т.И. Дугина, В.Н. Галин, А.Н. Дугин, В.И. Дорохова, Л.Н. Иванихина, М.Г. Сысоева, A.M. Суховская; под общей редакцией академика РАН, д.с.-х.н., профессора Н.В. Парахина, Заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора П.И. Дугина. Ярославль: Изд-во ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2015. 532 с.
7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440) [Электронный ресурс] // Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/1548498 (дата обращения 11.12.2018)
8. Любушкина Н.В. Инвестиционная привлекательность региона II Сборник статей II научно-практической конференции. - «Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий». Саратов: изд. Кубик, 2013.С. 64-66.
9.Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: автореф. дис. на соиск. учен, степ.д.э.н. Воронеж: 2011.77 с.
10. Мерзлое A.B., Л.А. Овчинцева, O.A. Попова. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития. М.: ФГБОУ «Росинформмагротех», 2012. 112 с.
П.НиконовА.Г.В.И. ПавловА.К. Черницкий. К вопросу использования зарубежного опыта развития сельского хозяйства и сельских территорий в условиях усиления процессов глобализации II Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 220-221.
12.Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. II Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70110644 (датаобращения 11.12.2018)
13. Постановление Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 года № 221-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2014-2022 годы [Электронный ресурс]. II Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/24587341/ (дата обращения 29.04.2020)
14. Постановление Правительства Ярославской области от 17 марта 2014 года № 222-п «Об утверждении областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. // Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/24593785/ (дата обращения 29.04.2020)
15.Указ Президента РФ от 30.01.2010. - № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения 11.12.2018)
16. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЭ «О зонах территориального развития в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. // Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/products (датаобращения 11.12.2018)
17. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс].// Интернет версия системы ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12151309 (датаобращения 11.12.2018)
CURRENT STATUS, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF RURAL TERRITORIES OF THE REGION
A.I. GOLUBEVA1'2, A.V. KONOVALOV1, K.V. PAVLOV1
(' Yaroslavl Research Institute of Livestock Breeding and Forage Production -
Branch ofFederal Williams Research Center ofForage Production and Agroecology, 2 Yaroslavl State Agricultural Academy)
The paper deals with the problems of the current state and development prospects of rural areas in the Russian Federation and the Yaroslavl region. The authors give the definition of rural economy functioning in rural areas as a multicultural economy based on agriculture and collective agricultural organizations as economic entities. In this regard, the paper assesses the development trends of the regional agricultural sector and rural areas, provides a detailed analysis of the main economic indicators of agricultural organizations of the Yaroslavl region. The results obtained have shown a sharp reduction in production and resource capacity and the financial crisis faced by agricultural organizations, which does not contribute to the implementation of the requirements of the Doctrine of Food Security and Independence of the region for milk and meat consumption per capita. The rating assessment results describing the rural areas of the municipal districts of the Yaroslavl region on eight socio-economic indicators have shown that more than half of the municipal districts require urgent strengthening of the resource capacity through the development of a regional program of socio-economic development to prevent further depopulation. The authors propose some measures to solve the problem of food security for the regional population through the construction of new livestock breeding farms to grow cattle, as well as the restoration of the pig population in view of their optimized location in the region. The paper notes the relevance of introducing state regulation tools used in the agricultural sector abroad into domestic practice. The authors suggest a set of measures to ensure the economic stability of the agricultural market participants and rural areas based on the adoption of the Federal Law on sustainable development of rural areas and the development of an appropriate state program for its implementation accompanied by an increased degree of state support to the level of expanded reproduction, taking into account the need to improve the public amenities of rural settlements according to standards used in the urban ones.
Key word: rural areas, sustainable development, agricultural economy, agriculture, socioeconomic system, rapid analysis of financial condition, food security, food independence.
References
1. Aktualizirovannaya dorozhnaya karta razvitiya sel'skogo khozyaystva Rossii do 2020 goda [Updated roadmap for the development of agriculture in Russia until 2020] / Ed. by I.G. Ushachev. M.: Izd-vo VNIIIESKH, 2013: 11 l.(In Rus.)
2.GolubevaA.I., VoronovaL.V., DuginA.N., Dorokhova V.I., SukhovskayaA.M. Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye sel'skikh territoriy - glavniy faktor ustoychivosti agrarnoy sfery: Entsiklopediya Rossiyskikh dereven' [Socio-economic development of rural areas as the main factor of the farming stability: Encyclopedia of Russian villages]. Moscow: VNIIAPi im. A.A. Nikonova, 2016: 378. (In Rus.)
3. Golubeva A.I., Voronova L.V., Sukhovskaya A.M. Formirovaniyemekhanizmaus-toychivogo razvitiya sel'skikh territoriy i agrarnoy sfery v regione: monografiya [Formation of the mechanism of sustainable development of rural territories and agrarian secxtor in the region: Monograph] / Ed. by Prof. A.I. Golubeva, DSc (Econ) Yaroslavl': FGBOU VO YaroslavskayaGSKHA, 2016: 160. (In Rus.)
4. Golubeva A.I., Mantsevich I.V. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy re-giona [Organizational and economic mechanism of state regulation of agricultural enterprises in the region] / Ed. by A.I. Golubeva. Yaroslavl': Yaroslavskaya GSKHA, 2011: 286. (In Rus.)
5. Zalizko VD. Oprobleme sotsial'noybezopasnosti sel'skikh territoriy [On the problem of social security of rural areas] // Sbornik statey II nauchno-prakticheskoy konferent-sii "Problemy i perspektivy razvitiya sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy". Saratov: izd. Kubik, 2013: 50-51. (In Rus.)
6. Zakonomernosti formirovaniya i effektivnosti izmeneniya faktorov i usloviy vosproizvodstva v sel'skom khozyaystve: monografiya [Patterns of the development and effectiveness of changing agricultural reproduction factors and conditions: Monograph] / N.V. Parakhin, A.I. Golubeva, P.I. Dugin, T.I. Dugina, V.N. Galin, A.N. Dugin, V.I. Dorokhova, L.N. Ivanikhina, M.G. Sysoyeva, A.M. Sukhovskaya; ed. by N.V. Parakhin, RAS Member, Professor, DSc (Econ); P.I. Dugin, Honoured Scientist of Russia, Professor, DSc (Econ). Yaroslavl': Izd-vo FGBOU VO Yaroslavskaya GSKHA, 2015: 532. (In Rus.)
7. Kontseptsiya perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu (utv. Ukazom Prezidenta RFotl aprelya 1996 g. № 440) [Concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development (approved by the Decree of the President of the Russian Federation of April 1, 1996 No. 440)] [Electronic resource] // Internet version ofGARANT database. URL: http://base.garant.ru/1548498 (access date 11.12.2018)
8.LyubushkinaN.V. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region] II Sbornik statey II nauchno-prakticheskoy konferentsii. - "Problemy i perspektivy razvitiya sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy". Saratov: izd. Kubik, 2013: 64-66. (In Rus.)
9.Merenkova I.N. Ustoychivoye razvitiye sel'skikh territoriy: teoriya, metodologiya, praktika: avtoref. dis. na soisk. uchen. step.d.e.n. [Sustainable development of rural territories: theory, methodology, practice: Self-review of DSc (Econ) thesis]. Voronezh, 2011: 77. (In Rus.)
\0.MerzlovA.V., L.A.Ovchintseva, O.A.Popova. Regional'nyy opyt razrabotki programm ustoychivogo razvitiya [Regional experience in developing sustainable devel-opmentprograms]. M.: FGBOU "Rosinformmagrotekh", 2012: 112. (In Rus.)
W.Nikonov A.G., Pavlov V.I., ChernitskiyA.K. K voprosu ispol'zovaniyazarubezh-nogo opyta razvitiya sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy v usloviyakh usileniya
protsessov globalizatsii [To the problem of using foreign experience in the development of agriculture and rural territories in the context of strengthening globalization processes] // Nikonovskiye chteniya. 2011; 16: 220-221. (In Rus.)
12. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. No. 717 "O Gosudarstven-noy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyay-stvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation of July 14,2012 No.717 "On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020"]. [Electronic resource] // Internet version of GARANT database. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644 (access date 11.12.2018) (In Rus.)
13. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010. - No. 120 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii" [Decree ofthe President ofthe Russian Federation of January 30,2010.-No. 120 "On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation] [Electronic resource]. // Internet version of GARANT database. URL: http://regulation.gov.ru (access date 11.12.2018) (In Rus.)
14. Federal'nyy zakon ot 03.12.2011 g. No. 392-FZ "O zonakh territorial'nogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 3, 2011 No. 392-FZ "On Territorial Development Zones in the Russian Federation"] [Electronic resource] // Internet version of GARANT database. URL: http://www.garant.ru/products (access date 11.12.2018) (In Rus.)
15. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2006 g. No. 264-FZ "O razvitii sel'skogo khozyaystva" [Federal Law of December 29, 2006 No. 264-FZ "On the Development of Agriculture"] [Electronic resource] // Internet version of GARANT database. URL: http://base. garant.ru/12151309 (access date 11.12.2018) (In Rus.)
Голубева Анна Ивановна - доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела технологий животноводства Ярославского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства-филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса» (150517, Ярославская область, Ярославский район, поселок Михайловский, ул. ЛенинаД; тел.: (4852) 747-771; e-mail: [email protected]); профессор кафедры экономики и менеджмента Ярославской сельскохозяйственной академии (150042, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 58)
Коновалов Александр Владимирович - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор Ярославского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства-филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса» (150517, Ярославская область, Ярославский район, поселок Михайловский, ул. ЛенинаД; тел.: (4852)437-567; e-mail: [email protected]).
Павлов Кирилл Валерьевич - заместитель директора по экономическим вопросам, научный сотрудник отдела технологий животноводства Ярославского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства-филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса» (150517, Ярославская область, Ярославский район, поселок Михайловский, ул. ЛенинаД; тел.: (4852) 437-368; e-mail: [email protected]).
Anna I. Golubeva - DSc (Econ), Chief Research Associate, the Department of Livestock Breeding Technologies, Yaroslavl Research Institute of Livestock Breeding and Forage Production - Federal Williams Research Center of Forage Production and Agroecology (150517, Yaroslavl region, Yaroslavl district, Mikhailovskiy village, Lenina Str.,1; phone: (4852) 747-771; e-mail: [email protected]); Professor, the Department of Economics and Management, Yaroslavl Agricultural Academy (150042, Yaroslavl, Tutaevskoye Ave., 58)
Aleksandr V. Konovalov - PhD (Ag), Director of Yaroslavl Research Institute of Livestock Breeding and Forage Production - Federal Williams Research Center of Forage Production and Agroecology, (150517, Yaroslavl region, Yaroslavl region, Yaroslavl district, Mikhailovskiy village, Lenina Str.,1; phone: (4852)437-567; e-mail: [email protected]).
Kirill V. Pavlov - Deputy Director for Economic Affairs, Research Associate, the Department of Livestock Breeding Technologies, Yaroslavl Research Institute of Livestock Breeding and Forage Production - Federal Williams Research Center of Forage Production and Agroecology, (150517, Yaroslavl region, Yaroslavl region, Yaroslavl district, Mikhailovskiy village, Lenina Str.,1; phone: (4852) 437-368; e-mail: [email protected]).