УДК 378 : 330.34 : 656 Панамарева Олеся Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ЭКОНОМИКИ РФ
Panamareva Qlesya Nikolaevna
Candidate of Economics, associate professor of the chair of economics and management, Ushakov Marine State Academy [email protected]
STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATION DEVELOPMENT IN MARINE INDUSTRY AS BASES OF FORMATION OF A NEW QUALITY OF RUSSIAN ECONOMICS
Аннотация:
На этапе создания единого мирового экономико-коммуникационного пространства важную роль приобретают аспекты формирования унифицированной системы образования европейского стандарта в РФ. В работе показано различие между системой образования до и после реформирования, выделены базовые мероприятия, выполнение которых обеспечит качественную реализацию внедрения новой системы российского образования.
Ключевые слова:
образование, реформы, морская отрасль, структура образования, тенденции, проблемы.
The summary:
At the stage of creating a single world of Economics and communications space are important aspects of a unified system of education of the European standard in Russia. The work shows the difference between education before and after the reform, are basic activities that will provide high-quality implementation of the new system of Russian education.
Keywords:
education, reform, marine industry, educational structure, trends, problems.
На современном этапе формирования единого экономического и транспортноинформационного пространства, сопровождающегося качественными изменениями в экономике, полным реформированием транспортной системы России и интегративными процессами практически во всех областях хозяйствования, формируются и предъявляются высокие требования к подготовке специалистов всех отраслей экономики страны, в том числе и на морском транспорте.
В связи с этим особо актуальным является вопрос образования в России и повышения уровня профессиональной подготовки отечественных специалистов указанной сферы, т. е. создания такой системы образования, которая позволила бы обеспечить:
1) переход к демократическому, правовому государству;
2) переход к реальной рыночной экономике;
3) преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития;
4) формирование нового качества экономики (согласно п. 1 источника [1]).
Однако до 2007 г. наблюдалась такая тенденция - по различным причинам уходило
700-800 специалистов командного состава судов, при том что количество выпускников морских вузов было примерно 650 чел. в год, т. е. возник дефицит квалифицированных кадров. Этот дефицит, если не предпринимать конструктивных мер, может привести к тому, что через десять лет некому будет работать на предприятиях морского транспорта (особенно на флоте).
Следует отметить негативную тенденцию и при трудоустройстве береговых специалистов - инженеров и менеджеров - лишь одна треть оставалась работать в отрасли: остальные выпускники применяли (и применяют по сей день) свои знания в ресторанном, туристском бизнесе, в торговле, в строительных, автотранспортных, банковских компаниях и на предприятиях других отраслей. Кроме того, как показывает практика (по состоянию на 2008 г., по данным Федерального агентства по образованию «Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования РФ»), только 70 % выпускников (с высшим и средним профессиональным образованием) образовательных учреждений морского и речного транспорта согласны идти работать по специальности в компании морской отрасли [2].
Что привело к такому положению дел в российском морском образовании? В чем же суть проблемы? С конца ХХ в. в России была проведена очередная реформа морского образования, базирующаяся на внедрении системы непрерывного обучения по восходящей линии (см. рис. 1). К сожалению, данная система не была полностью реализована: преемственность начального, среднетехнического и высшего образования была нарушена (кроме прочего, наблюдается достаточно большое число дублируемых дисциплин).
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
ЦЕНТРЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
-Ї-— 1 1
МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
-Г--Г 1 1
МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
1 1
МОРСКОЙ ЛИЦЕЙ
Рис. 1. Основные элементы системы непрерывного морского образования в России
Касательно подготовки специалистов экономических специальностей, то здесь этой преемственности не было изначально.
Сегодня подготовка специалистов по 22 специальностям для морского транспорта в РФ осуществляется в рамках учреждений-комплексов, расположенных на Северо-Западе, Юге и Дальнем Востоке РФ (см. рис. 2) (ранее подготовка проводилась по 35 специальностям в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУ ВПО) (в трех - морского транспорта (МТ) и в четырех - речного транспорта (РТ)); по 32 специальностям в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОУ СПО) (в четырех - МТ и семнадцати - РТ) [3]). Также они занимаются научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельностью. Данную систему удалось выстроить и сохранить благодаря Минтрансу РФ, который не допустил передачи этих учебных заведений в ведение Минобрнауки РФ. Ведь известно, что подготовка специалистов для морского (и речного транспорта) имеет большую специфику.
Можно отметить, что сегодня в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Росморречфлота РФ учится примерно 50 тыс. чел., из них более 50 % содержится за счет федерального бюджета; а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - около 20 тыс. чел., основная часть -за счет бюджета.
И все же, несмотря на столь значительные цифры, в последние годы общая численность курсантов вузов уменьшилась на 40 %, а морских колледжей и мореходных училищ - на 50 %. Это также отчасти связано с предоставленной возможностью подачи в неограниченное число вузов результатов ЕГЭ.
Рис. 2. Структура комплексов морского образования в России
Одна из наиболее сложных проблем - «воспитание» специалистов морского флота. Выпускники плавательных специальностей морских учебных заведений должны работать в условиях международного общения, а береговых специальностей - знать специфику и нюансы функционирования морской отрасли: поэтому их знания, навыки и умения должны соответствовать международным требованиям. Современная российская система обучения плавательным специальностям пользуется большим спросом во всем мире (по данным на 2006 г., около 25 тыс. российских моряков работало на судах под иностранными флагами [4]), что нельзя сказать о системе подготовки береговых специалистов, особенно экономической направленности (довольно часто работодателям приходится доучивать и переучивать выпускников вузов, принятых ими на работу, а это дополнительные затраты и свидетельство несовпадения теоретической и практической направленности обеспечения). Но при этом ОУ ВПО и СПО Росморречфлота РФ занимаются экспортом образовательных услуг - здесь обучается около 1,5 тыс. иностранных студентов: и это хороший показатель.
Таким образом, сегодня в условиях повсеместных интегративных процессов система образования так же, как и другие области российской экономики, должна претерпевать трансформацию - не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности - под действием общих тенденций мирового развития (см. рис. 3).
В связи с этим, а также в целях устранения назревших проблем (см. рис. 4), существующая система российского морского образования должна претерпеть ряд радикальных изменений в данном направлении. Особенно это актуально в условиях вступления России в Болонский клуб (19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции - осуществила еще один шаг на пути вступления в ВТО, где 40 стран-участниц - практически все западноевропейские страны, в том числе Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Македония, Ватикан, а также Турция и Кипр), что сопровождается осуществлением мероприятий, связанных с адаптацией национальных систем образования к целям Болонского процесса, которые планировалось завершить уже к 2010 г.
ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
Рис. 3. Тенденции мирового развития, оказывающие основное влияние на образовательную политику РФ
Итак, сегодня поставлена и решается задача унификации процесса образования в Европе и России - формируется европейско-российское образовательное пространство, задачами которого являются:
1) увеличение способности выпускников к трудоустройству;
2) повышение мобильности граждан;
3) наращивание потенциала конкурентоспособности высшего образования;
4) поднятие престижа Европы и России. Данный факт также подтверждается тем, что еще в декабре 2000 г. РФ была включена в так называемый «белый список» ИМО - в перечень государств, чьи морские дипломы и квалификационные свидетельства признаются международным морским сообществом [5]. Но стоит отметить, что с дипломами выпускников береговых специальностей ситуация кардинально противоположная - необходимо переобучение или подтверждение квалификации согласно европейским стандартам, которые достаточно сильно отличаются от стандартов образования в РФ. Следовательно, процесс преобразования системы обучения и унификации стандартов актуален.
Для осуществления этого процесса сегодня необходим системный подход при реализации положений, изложенных в следующих нормативно-правовых актах РФ:
а) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. (реализация интересов России в Мировом океане возможна лишь при наличии высококвалифицированного персонала управленческого и исполнительного уровней) (утверждена Президентом РФ 27.07.01 г. № Пр-1387) [6];
б) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
в) Болонская конвенция по высшему образованию и др.
Рис. 4. Структура системы образования до и после преобразования согласно положениям Болонской конвенции
Учитывая специфику подготовки кадров плавательных специальностей - срок обучения не может быть сокращен (сейчас 5,5 года - ПФО), так как он включает время на шлюпочную и плавательную практику, в результате прохождения которых у курсантов формируются практические навыки, закрепляются теоретические знания. На уровне Министерства транспорта РФ, которому и подведомственны наши учебные заведения, решено не вносить кардинальных изменений в сформировавшуюся систему обучения моряков (Министерство транспорта РФ одобрило список плавательных специальностей, по которым процесс образования не подлежит трансформации). А подготовка берегового кадрового состава будет осуществляться именно по вышеуказанной схеме (см. рис. 4).
Ряд насущных проблем российского образования (см. рис. 6, составлен автором на базе источников [3, 8]) могут быть решены с помощью основных мероприятий, связанных с трансформацией образования и направленных на решение следующих задач (см. рис. 5, составлен автором на базе анализа данных источников [1; 5; 7; 8]).
Как видно из источника [7] уже с 2007 г. одной из основных задач для системы образования, в том числе и транспортного, было и остается формирование объемов подготовки, исходя из прогнозных потребностей экономики, а также планирование объемов отдельно по бакалаврам, магистрам и специалистам. Это отражено в названии конкурса, заказчиком которого выступило Федеральное агентство по образованию, а именно: «Разработка прогнозной потребности на период до 2015 года на федеральном и региональном уровнях в выпускниках образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по объему и направлению подготовки с учетом реальных запросов рынка труда и путей развития эко-
номики и формирование на этой основе предложений по планированию объемов подготовки (государственного задания) специалистов».
Сегодня наблюдается увеличение потребности в специалистах в области техники и технологии, а также - переизбыток на рынке труда специалистов с экономическим и юридическим образованием.
Представленный Минтрансом России общий объем заявки на подготовку специалистов с высшим образованием на 2009 г. в целом снижен незначительно, всего на 3,1 %, а по отношению к контрольным цифрам прошлого года на 3,0 %. Снижены цифры приема на обучение по укрупненным группам специальностей: «Гуманитарные науки» - на 44 % (100 против 223), «Экономика и управление» - на 48 % (999 против 1931).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Обеспечение опережающего роста затрат на образование
Повышение инвестиционной привлекательности образования для предприятий, организаций и граждан
Модернизация действующих в образовании организационно-экономических механизмов (что позволит увеличить объем внебюджетных средств б образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения)
Существенное увеличение заработной платы работникам образования
Усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда
Обеспечение повышения квалификации ППС вузов (в рамках межвузовского сотрудничества и тесного взаимодействия вузов и предприятий отрасли)
Разработка интерактивного комплекса научно-методического обеспечения дисциплин (ИКУМОД), включающего: - учебную программу дисциплины; - тексты лекций; - методические материалы по семинарским, практическим и лабораторным занятиям; - индивидуальные учебно-исследовательские задания; - глоссарий (терминология, которую должен усвоить курсант при изучении курса); - рекомендованную обязательную и дополнительную литературу; - тесты для самоконтроля; - тесты по содержательным модулям; - тест по итоговому модулю, представляющий совокупность тестов по содержательным модулям
Повышение престижности профессий, связанных с морской отраслью путем: - гарантии предоставления рабочих мест, установления конкурентоспособной заработной платы и обеспечения своевременности ее выплаты; - принятия мер, направленных на обеспечение специалистов «доступным» жильем; - проведения среди учащихся постоянной профориентационной работы с обозначением условий труда, перспектив карьерного развития и роста доходов на предприятиях отрасли и др.
Рис. 5. Задачи трансформации образования РФ в сфере морского транспорта
\
ПРОБЛЕМЫ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Кадровые проблемы
1. Снижение престижа профессии преподавателя морского учебного заведения*.
2. Уход в коммерческие структуры квалифицированных преподавателей.
3. Постоянное старение преподавательского состава*.
4. Значительное сокращение числа молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и докторантуру, желающих посвятить себя преподавательской работе*.
5. Снижение числа аспирантов, защищающих диссертации в срок*.
6. «Скрытая миграция» высококвалифицированных преподавателей ВУЗов, вызванная экономическими трудностями.
7. Потеря преподавателями квалификации, снижение интереса к преподавательской работе и ответственности за результаты своего труда*.
8. Утрата динамики преподавания специальных дисциплин.
*(в МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова ситуация на сегодня улучшается значительными темпами).
Проблемы снижение престижа морских профессий и специальностей в морской
1. Численность курсантов вузов уменьшилась на 40% за последние годы (особенно это видно на примере плавательных специальностей).
2. Отсутствие реального интереса к морским специальностям: вместо принципа «хочу» -принцип «надо».
3. Количественное равенство поступающих и мест в вузах - отсутствие конкурса - ухудшение отношения курсантов к учебному процессу, отсутствие ответственности обучающихся, снижение качества образования.
4. Примерно 25-60 % выпускников вузов работают не по специальности [8].
5. Невозможность осуществления реального психологического отбора поступающих лиц.
Проблемы учебного процесса
1. Низкий уровень внедрения новых методик преподавания.
2. Низкий уровень использования инновационных и информационных технологий в образовании (повысить его возможно только на практике: на флоте или предприятиях морского транспорта/в центрах повышения квалификации преподавателей).
3. Отсутствие согласованного взаимодействия судоходных (стивидорных) компаний и морских вузов.
4. Вопросы практической подготовки отданы на откуп самим курсантам (особенно экономиче-
Проблемы материального обеспечения учебного процесса
1. Заформапизованность финансово-экономической деятельности в вузах (ограничение самостоятельности в распоряжении средствами).
2. Сложность процедур и долговременность проведения трендов на приобретение учебнолабораторного оборудования и другие цели для реализации задач учебного процесса.
3. Применение в учебном процессе устаревшего оборудования.
4. Невозможность применения современных методик преподавания в не оборудованных аудиториях.
Проблема различия учебного процесса в России и Европе
1. Несоответствие системы организации процесса образования в России общеевропейским
стандартам.
2. Необходимость подтверждения квалификации (дополнительные затраты времени и фи-
нансовых ресурсов).
3. Отсутствие мобильности кадрового состава.
4 Необходимость переобучения.
Рис. 6. Основные проблемы образования РФ в сфере морской отрасли
Но, несмотря на вышеуказанные цифры, предприятия транспортной отрасли будут всегда нуждаться в высококвалифицированных экономистах-менеджерах, поскольку именно они должны давать экономическую оценку техническим, организационным и управленческим решениям, реализуемым в настоящий момент и в будущем при производстве продукции предприятиями морского транспорта. Кроме этого, они также должны уметь применять на высоком профессиональном уровне методы управления в целях повышения экономической эффективности работы транспортных предприятий с учетом специфики отрасли. Последнее было подтверждено 16-17 декабря 2010 г. на III Всероссийской конференции «Кадровая политика», проводимой в рамках проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург - морская столица России» [9] (В указанной конференции участвовало более 300 человек, что, несомненно, характеризует особый интерес к кадровым проблемам современной России.) Пономарев Алексей Константинович (заместитель министра образования и науки Российской Федерации) в рамках конференции осветил вопрос о решении правительства России разработать программы инновационного развития всех крупных государственных компаний, которые будут направлены на выполнение следующих мероприятий:
1. Формирование взаимодействия указанных компаний с высшими учебными заведениями.
2. Стимулирование программ технологических платформ и вхождение в них вузов.
3. Реализация рядом вузов возможности создания на базе своих учреждений инновационных площадок и приглашения зарубежных специалистов.
А участники мероприятия, в свою очередь, в целях совершенствования подготовки кадров транспортной отрасли акцентировали внимание на необходимости создания специализированных образовательных учреждений и международного Центра для обмена опытом, развития управленческих компетенций и повышении престижа профессии преподавателя.
Резюмируя вышесказанное, остается надеяться, что реформа системы образования позволит повысить уровень качества подготовки специалистов транспорта и они будут востребованы как на российском, так и на зарубежном рынке труда, - что, несомненно, станет отправным моментом формирования нового качества экономики РФ.
Ссылки:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
2. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. [Сайт]. 11Р1_: http://www.russia.edu.ru/information/ апаШ1300/ (2008). (дата обращения: 15.11.2011).
3. Актуальные вопросы подготовки кадров в морской отрасли // Морской флот. 2007. № 1. С. 73.
4. Инвестиции в образование - выгодное вложение капитала // Морской флот. 2006. № 6. С. 2.
5. Кружков И. Система управления качеством подготовки и дипломирования моряков // Морской флот. 2006. № 6. С. 27.
6. Сб. документов МО Российской Федерации и ВМФ / ГУНИО МО Российской Федерации. СПб., 2002.
7. Конкурсы. Разработка прогнозной потребности на период до 2015 года на федеральном и реги-
References (transliterated):
1. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obra-zovaniya na period do 2010 g. // Prilozhenie k prikazu Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 No. 393.
2. Eksport obrazovatel'nykh uslug v sisteme vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. [Site]. URL: http://www.russia.edu.ru/information/ analit/1300/ (2008). (date of access: 15.11.2011).
3. Aktual'nye voprosy podgotovki kadrov v morskoy otrasli // Morskoy flot. 2007. No. 1. P. 73.
4. Investitsii v obrazovanie - vygodnoe vlozhenie kapitala // Morskoy flot. 2006. No. 6. P. 2.
5. Kruzhkov I. Sistema upravleniya kachestvom podgotovki i diplomirovaniya moryakov // Mor-skoy flot. 2006. No. 6. P. 27.
6. Sb. dokumentov MO Rossiyskoy Federatsii i VMF / GUNIO MO Rossiyskoy Federatsii. SPb., 2002.
7. Konkursy. Razrabotka prognoznoy potrebnosti na period do 2015 goda na federal'nom i regional'nom
ональном уровнях в выпускниках образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования... [Сайт]. 11Р1_: http://mon.gov.ru/work/zakup/contest/1178/ (дата обращения: 16.11.2011).
8. Григорьев Н.Н. Белые пятна морского образования // Транспорт Российской Федерации. 2008. № 5 (18). С. 68.
9. Более 300 человек приняли участие в III Всероссийской конференции «Кадровая политика». [Сайт]. 11Р1_: http://spb.allnw.ru/news/142412 (дата обращения: 15.11.2011).
urovnyakh v vypusknikakh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy nachal'nogo professional'nogo, sred-nego professional'nogo i vysshego profession-al'nogo obrazovaniya... [Site]. URL: http://mon.gov.ru/work/zakup/contest/1178/ (date of access: 16.11.2011).
8. Grigor'ev N.N. Belye pyatna morskogo obra-zovaniya // Transport Rossiyskoy Federatsii. 2008. No. б (18). P. 68.
9. Bolee З00 chelovek prinyali uchastie v III Vse-rossiyskoy konferentsii “Kadrovaya politika”. [Site]. URL: http://spb.allnw.ru/news/142412 (date of access: 15.11.2011).