Научная статья на тему 'Сотрудничество морского государственного университета им. Адм. Г. И. Невельского с японскими учреждениями в 1991-2013 гг'

Сотрудничество морского государственного университета им. Адм. Г. И. Невельского с японскими учреждениями в 1991-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1941
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЯПОНИЯ / JAPAN / РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ СВЯЗИ / RUSSIAN-JAPANESE COMMUNICATIONS / ОФИЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / OFFICIAL RELATIONS BASED ON BILATERAL AGREEMENT / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО / THE MARITIME STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ADMIRAL G.I. NEVELSKOI / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / НАУКА / SCIENCE / MARITIME UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Юлия Вадимовна

В статье рассматриваются инструменты, формы, направления и перспективы сотрудничества Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями. Автор анализирует структуру японских учреждений, представляет хронологию сотрудничества и рассматривает наиболее важные события двусторонних связей в сферах подготовки специалистов для морского транспорта и языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi and cooperation with Japanese institutions (1991-2013)

In this article the author considers a tools, forms, directions and prospects of cooperation of Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi with Japanese institutions. The author analyzes structure of Japanese institutions, represents chronology of cooperation and considers the most important events in the spheres of preparing specialists necessary for maritime transport systems and language education.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество морского государственного университета им. Адм. Г. И. Невельского с японскими учреждениями в 1991-2013 гг»

сообщения

удк 327(470+571):(520):378

Сотрудничество Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями в 1991-2013 гг.

Юлия Вадимовна Куликова,

начальник управления международной деятельно -сти мгу им. адм. ПИ. невельского, владивосток. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются инструменты, формы, направления и перспективы сотрудничества Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями. Автор анализирует структуру японских учреждений, представляет хронологию сотрудничества и рассматривает наиболее важные события двусторонних связей в сферах подготовки специалистов для морского транспорта и языкового образования. Ключевые слова: Россия, Япония, российско-японские связи, официально-правовые отношения, сотрудничество, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, высшее образование, наука.

Maritime State University named after admiral G.i. Nevelskoi and cooperation with Japanese institutions (1991-2013).

Y.V. Kulikova, head of the international affairs department, Maritime state university named after admiral G.i. Nevelskoi.

In this article the author considers a tools, forms, directions and prospects of cooperation of Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi with Japanese institutions. The author analyzes structure of Japanese institutions, represents chronology of cooperation and considers the most important events in the spheres of preparing specialists necessary for maritime transport systems and language education.

Key words: Russia, Japan, Russian-Japanese communications, official relations based on bilateral agreement, cooperation, the Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi, maritime university, the higher education, science.

Современные университеты являются активными субъектами «мягкой силы», ресурсы которой в области экспорта образования, продвижения языка и распространения национальных культурных ценностей занимают прочные позиции в политическом инструментарии XX в. [10, с. 85]. На этом фоне вполне естественно развивается интернационализация вузов, которую называют одним из наиболее значимых факторов их стратегического развития [8, с. 34].

В структуре международных связей дальневосточных университетов России особое место занимает сотрудничество с японскими учреждениями, обусловленное историческими и географическими детерминантами. Оно формируется и развивается в широком поле межкультурного обмена, являющегося существенным «вкладом в подлинную нормализацию отношений между Россией и Японией» [5].

Целью работы является рассмотрение сотрудничества морского университета с японскими учреждениями, достижение которой автор видит в выполнении таких задач, как анализ структуры двусторонних связей, составление хронологии главных событий, рассмотрение основных инструментов и перспектив развития данного сотрудничества. Временные рамки исследования охватывают период более двух десятилетий с 1991 по 2013 г.

История морского образования на российском Дальнем Востоке началась в 1890 г. с открытия Александровских мореходных классов. Дальнейший путь связан с расширением деятельности учебного заведения: от мореходного училища к водному техникуму, затем к высшему инженерно-морскому училищу (ДВВИМУ, 1965), морской академии (ДВГМА, 1991), наконец, морскому университету (МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2001). В настоящее время МГУ им. адм. Г.И. Невельского является крупнейшим в стране морским образовательным и научным центром, ведущим подготовку по 69 образовательным программам высшего, среднего и начального профессионального образования, реализующим исследования по темам 15 научных школ и большого числа научных лабораторий и центров.

Морской университет активно развивает партнёрские связи как с российскими, так и с зарубежными учреждениями (более 100 из 24 стран мира). Профессиональные взаимоотношения на основе официальных договоров и соглашений о сотрудничестве складываются у вуза с 57 учреждениями других государств.

МГУ им. адм. Г.И. Невельского осуществляет систематические контакты с 36 японскими учреждениями, сотрудничество с 9 подтверждено официально-правовыми документами (табл. 1). Заключение официального договора не всегда свидетельствует о реализации совместных программ/проектов, морской университет имеет высокий показатель активности договоров: в настоящее время «реально работающими» являются 8 из 9 (на сегодняшний день нет совместных проектов с компанией Кавасаки инк, Токио).

С большинством учреждений, как правило, развиваются несколько направлений сотрудничества. Но если в целях анализа имеющихся связей выделить приоритетную сферу, которая по количеству и объёмам контактов будет превалировать над остальными, то результат можно представить следующим образом. С 20 (из 36) учреждениями Японии МГУ им. адм. Г.И. Невельского активно развивает отношения в сфере совместной образовательной деятельности, с 16 из них — в области языковых программ (японский язык, английский язык и русский язык как иностранный). 4 японских учреждения имеют взаимный интерес с Морским университетом по линии морского образования, организации плавательных практик

Таблица 1

официально -договорные отношения МГу им. адм. Г.и. невельского с японскими учреждениями

№ название учреждения Год подпи-сания

1. Управление народного образования префектуры Ниигаты, соглашение о сотрудничестве, предмет соглашения — направление в академию преподавателя японского языка и приём учащихся Высшей префекту-ральной морской школы префектуры Ниигаты. 1997

2. Токийский университет морских наук и технологий, Токио, совместная декларация о сотрудничестве 2004 г. (бывший Токийский университет морского флота, декларация 2003 г., бывший Университет торгового флота, декларация 2002 г.). 2002 2003 2004

3. Тоямский государственный университет, педагогический факультет, совместное соглашение по академическому обмену. 2003

4. Компания с ограниченной ответственностью Мицуи О.С.К. Лайнс (Mitsui O.S.K.lines, Ltd (MOL)), соглашение о подготовке моряков. 2005

5. Компания Кавасаки инк (Kawasaki Inc), Токио, соглашение о сотрудничестве и выполнении взаимовыгодных проектов. 2008

б. Префектуральный университет Симанэ, соглашение о сотрудничестве, соглашение об обмене. 2010

7. Японо-российский центр молодёжных обменов (JREX), направление преподавателей с начала 2000-х гг., договор об углублённом изучении и преподавании японского языка в МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2010 г. 2010

8. Корпорация учебных заведений префектуры Ниигаты (NSG Group), Колледж иностранных языков, туризма и авиалиний, меморандум о сотрудничестве, соглашение об академическом и культурном обмене. 2012

9. Институт постдипломного образования в области предпринимательства, Ниигата, соглашение об академическом обмене. 2013

курсантов, тренажёрной подготовки. В области общественной дипломатии весомая доля контактов осуществляется с 7 учреждениями, реализации совместных экологических проектов — с 4, проведения совместных научных исследований — с 5 (рис. 1).

В структуре двусторонних связей с Японией также выделяется значительный сегмент учреждений, расположенных в городах и префектурах, с которыми Владивосток либо Приморский край установили побратим-ские или дружественные связи. 15 из 36 учреждений, с которыми имеет контакты морской университет, расположены в префектурах Ниигата, Симанэ, Тояма, Хоккайдо и Тоттори, городах Хамада, Нагасаки и Акита. 17 учреждений (менее 50%), сотрудничающих с МГУ им. адм. Г.И. Невельского, относятся к сфере образования (университеты, институты, лицеи, колледжи и школы), более половины организаций (19) являются административными учреждениями, фондами, центрами, общественными организациями или компаниями, взаимосвязи с которыми формируют международные компоненты образовательной, научной и воспитательной деятельности морского вуза (рис. 2).

Экологические проекты, 11,00%

Морская подготовка, 11,00%

Общественные

проекты,

19,50%

Научные исследования 14,00%

Языковые

программы,

44,50%

Рис. 1. Основные направления сотрудничества МГУ им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями

Колледжи, лицеи, школы, 16,50%

организации, Организации-

14 00% грантодатели,

11,00%

Рис. 2. Японские учреждения — партнёры МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Прямые связи с японскими учреждениями дополняются опосредованными, например, через участие в международных профессиональных ассоциациях и партнёрствах (11 организаций). Некоторые японские вузы, партнёры МГУ им. адм. Г.И. Невельского по членству в морских ассоциациях (например, Токийский университет морских наук и технологий), после установления прямых контактов заключают официальные двусторонние соглашения. Общественные организации являются ещё одним действенным

инструментом развития российско-японских связей. На базе университета функционирует региональное отделение общества «Россия — Япония», вуз имеет партнёрские связи с японскими обществами дружбы «Япония — страны Евразии», «Тояма — Приморский край» и др.

Можно выделить два основных типа инструментария сотрудничества МГУ им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями: неформальный и формальный. Установление неформальных профессиональных связей является важнейшим условием успеха любой совместной деятельности («face-to-face contact»). К формальным относятся официально-договорные отношения; участие в международных региональных ассоциациях/парт-нёрствах/обществах и развитие многосторонних международных связей; побратимское движение как фактор расширения участия вуза в программах региональной дипломатии через развитие связей с местными органами самоуправления Японии. Формализованные инструменты имеют разную степень эффективности: установление официально-правовых отношений высоко результативно для развития связей в области совместной образовательной деятельности; использование ресурсов международных профессиональных ассоциаций и партнёрств в большей степени значимо для развития научных контактов и формирования профессиональных экспертных сообществ в регионе.

Основные вехи и события двусторонних отношений МГУ им. адм. Г.И. Невельского и японских учреждений отражены в таблице № 2. Данные позволяют составить общее представление о хронологии и направлениях двустороннего сотрудничества, мероприятиях, японских партнёрах вуза. Выделяются равнозначные по масштабам событий направления взаимосвязей: образовательное, научное и общественное. Представлены различные формы реализации этих направлений: учебные центры, практики курсантов/студентов и трудоустройство выпускников, академические/студенческие обмены и стажировки (в образовательной сфере); научные конференции, исследовательские проекты, научные встречи, издание научного журнала (в научной сфере); организация общественно значимых проектов и мероприятий (в общественной сфере) и др. В образовательной сфере активные взаимосвязи осуществляются в области морской подготовки и языковых программ, в научной — региональной безопасности и морского транспорта, в общественной — народной/региональной дипломатии.

В рамках статьи подробное рассмотрение всех направлений и форм совместной деятельности не представляется возможным, поэтому остановимся на развитии двусторонних взаимосвязей в области морской подготовки и языковых программ. Сотрудничество в сфере морской профессиональной подготовки не отличается большим количеством японских учреждений (4), но наличие у вуза такого стратегического партнёра, как компания «Мицуи О.С.К. Лайнс» (МОЛ), свидетельствует о международном признании высокого уровня морского образования в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. МОЛ объединяет 414 судоходных японских компаний, на её судах работают около 10 000 чел., десятки судов имеют российские экипажи.

Таблица 2

Основные вехи сотрудничества МГУ им. адм. Г.И. Невельского с японскими учреждениями в 1991—2013 гг.

Год Направления сотрудничества и события Японские партнёры

В области морской подготовки

с 1985 Участие яхтсменов вуза в международных регатах с заходом в порты Японии. Общественные организации Японии.

с 2002 Посещения ПУС «Надежда» портов Японии во время участия в международных регатах и фестивалях парусных судов. Администрации портов, префектуральных и городских управлений.

2005 2006 Заключение соглашения о подготовке моряков и открытие на базе университета тренажёрного центра подготовки моряков. Компания «Мицуи О.С.К. Лайнз» (МОЛ).

В области языковых образовательных программ

1991 Создание кафедры восточных языков, приём преподавателей-носите-лей японского языка, направляемых японскими учреждениями. 1991—2000 гг. — Префектуральное управление Ниигата, с 2001 г. по н.в.-Японо-российский центр молодёжных обменов.

с 1991 Получение сотрудниками/преподавателями, студентами/курсантами грантов на профессиональные и языковые стажировки. Японский Фонд, Японо-российский центр молодёжных обменов.

с 1995 Ежегодный приём учебного судна Высшей морской школы префектуры Ниигаты «Кайомару». Управление народного образования префектуры Ниигаты.

с 1999 Начало программ изучения русского языка как иностранного на базе Института международного образования, организация ежегодных Международных летних школ для иностранных студентов. Университет Квансэй Гакуин, Тоямский национальный колледж морских технологий (2007), Префектуральный университет Симанэ (2010), и др.

2002 Открытие Института Восточной Азии и создание на его базе программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (среди изучаемых языков —японский). Генеральное консульство Японии во Владивостоке, Японский Фонд, Японо-российский центр молодёжных обменов, и др.

2004 Открытие Восточного клуба Го — «Гокайдзё» (рук. А. Хованец). Генеральное консульство Японии во Владивостоке.

Окончание табл. 2

Год Направления сотрудничества и события Японские партнёры

2005 Победа студентки И. Якименко в конкурсе сочинений на японском языке и годовая стажировка в японском вузе. Тоямский государственный университет.

2006 Участие и победа студентов и преподавателей вуза в конкурсе эссе и коротких посланий. Префектуральное управление Симанэ, Японский центр во Владивостоке.

2007 Участие в англоязычной программе Всемирного партнёрства в образовании (Global Understanding). Университет Рюкоку (г. Киото), Префектуральный университет Симанэ.

2011 Учреждение вузом стипендии российско-японской дружбы имени Мияко Хираока. Префектуральный университет Симанэ.

В области науки и формирования профессиональных экспертных сообществ

с 2001 Реализация на базе университета проекта «XXI век: АТР без территориальных споров», проведение четырёх научно-практических конференций «Неправительственный диалог о территориальных спорах в АТР». Генеральное консульство Японии во Владивостоке, Центр славянских исследований Университета Хоккайдо.

с 2004 Участие в программе «Глобальное партнёрство по предотвращению вооружённых конфликтов» (GPPAC), организация встречи на базе вуза (2012). Центр славянских исследований Университета Хоккайдо, Неправительственная организация «Лодка мира», Генеральное консульство Японии во Владивостоке.

2004 Проведение вузом конференции Ассоциации морских учреждений по образованию и тренингу стран АТР (АМГТ1АР, с 2007 г. — GlobalMrT). Токийский университет морских наук и технологий.

2002-2010 Проведение ежегодной международной научно-практической конференции «Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в странах АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы». Генеральное консульство Японии во Владивостоке, японские преподаватели.

с 2005 Участие в реализации Плана действий по защите северо-западной части Тихого океана от загрязнения (NOWPAP); с 2007 г. участие в международных экологических акциях по очистке побережья от мусора (ICC). Министерство природных ресурсов Японии, Береговая охрана Японии, общественная экологическая организация ША1ЧГ, и др.

2007 Проведение вузом 6-го Ежегодного форума азиатских морских и ры-бохозяйственных университетов (AMFUF). Токийский университет морских наук и технологий, Морской университет торгового флота г. Кобэ.

2009-2011 Совместный исследовательский проект «Развитие социально-экономического сотрудничества в СВА». Префектуральный университет Симанэ.

2010 Организация вузом 24-й Международной научно-практической конференции по судостроению ТЕАМ-2010. Национальный университет Иокогамы, Технический университет Канадзавы и др.

с 2011 Участие в международных научных проектах «Международный симпозиум по военно-морским портам — история, современность и перспективы» и «Сообщество морских городов-портов за сосуществование». Токийский университет морских наук и технологий, Университет Кобэ, Фонд исследования океанской политики, и др.

2011 Проведение международной конференции по транспорту, энергетике и региональной безопасности на борту ПУС «Надежда» в порту Иокогаме. Фонд исследования океанской политики.

с 2011 Издание журнала на английском языке «Asia-Pasific journal of marine science & education». Фонд исследования океанской политики, Токийский университет морских наук и технологий.

В сфере общественной деятельности и народной дипломатии

с 1994 Проведение Дня памяти жертв морских катастроф на Тихом океане. Общества дружбы с Японией.

с 2004 Участие сотрудников и студентов вуза в фестивале «Крылья дружбы Северо-Восточной Азии» (под эгидой ассоциации региональных администраций АРАССВА). Генеральное консульство Японии во Владивостоке, Префектуральное управление Симанэ.

2007 Участие в Японо-корейском экологическом проекте «Peace & Green Boat-2007». Неправительственная организация «Лодка мира».

2010 Проведение на базе вуза IX Российско-японского форума «За развитие дружеских связей на региональном уровне». Общество «Япония — страны Евразии».

2010 Закладка Аллеи мира на территории университета. Общество «Япония — страны Евразии».

с 2011 Организация фотовыставок, посвящённых морским профессиям. Волонтёрская организация «Хатокай» при поддержке общества Soka Gakkai Internation (SGI).

2012 Восстановление Аллеи мира после проведения строительных работ на территории университета. Мэрия г. Хамады, Морской порт Хамада и Префектуральный университет Симанэ.

В 2005 г. морской университет заключил с МОЛ соглашение о подготовке моряков, а в 2006 г. открыл центр тренажёрной подготовки [6].

Учебный центр подготовки моряков для работы на судах японской компании MOL — МГУ (MOL Training Center Russia) стал четвёртым подобным центром (после Индии, Индонезии и Филиппин). В настоящее время центр оборудован современными тренажёрами, среди которых «Автоматизированная судовая силовая установка», «Эксплуатация рефрижераторного контейнера», «Дистанционное автоматизированное управление главным двигателем» и др., классами с мультимедийной техникой, оснащённой компьютерной системой обучения и тестирования Seagull Training System. Тренажёрную подготовку проходят как курсанты, так и дипломированные специалисты. Курсанты имели возможность проходить плавательные практики на учебном судне компании «Spirit of MOL», которое в 2012 г. было продано. Реализуется трёхстороннее сотрудничество между университетом, «Мицуи О.С.К. Лайнс» и российской компанией ООО «ДВМА Фес-контракт», занимающейся отбором курсантов для работы на судах МОЛ. По договору о целевой контрактной подготовке курсант обязуется проходить практику на судах компании, после окончания обучения в течение 3 лет отработать в компании, а та должна выплачивать курсанту стипендию, предоставить место практики. Окончив университет, выпускник начинает работу на судне компании в качестве дублёра офицера [2].

Ресурсы административных учреждений Японии успешно используются МГУ им. адм. Г.И. Невельского для организации зарубежных плавательных практик курсантов и языковых стажировок студентов, которые проводятся на парусном учебном судне «Надежда» (с 2013 г. — на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин»). Осуществление заходов ПУС «Надежда» в японские порты (Нагасаки 2006, 2007, 2009, 2010 гг.; Ха-мада 2008, 2009 гг.; Сакайминато, 2010 г.; йокогама, 2011 г.) являет пример успешной реализации сотрудничества руководства вуза с местными администрациями и учреждениями Японии. О важном значении, которое придают заходам парусного судна в японские порты местные власти, свидетельствует факт посещения ПУС «Надежда» губернатором префектуры Симанэ и мэрами г. Хамады и г. Сакайминато (2008, 2009, 2010 гг.). Благодаря административной поддержке дружеские встречи проходят и на другом, т.н. народном, уровне. Во время всех визитов на ПУС проводилось мероприятие «Открытый трап», когда на борт «Надежды» могли подняться все желающие, а курсанты и студенты МГУ им. адм. Г.И. Невельского активно общались с молодыми японцами, приходившими на судно, со многими подружились и переписывались после возвращения домой. В свою очередь посещение мест, связанных с историей взаимоотношений двух стран, во время зарубежных походов «Надежды» позволяет курсантам и студентам ощутить себя частью «единого могучего международного морского братства», наследниками великого прошлого России [3]. Не менее важным является осознание дружественности японского народа по отношению к русским, как, например, это произошло в 2009 г. во время визита в г. Хамаду на встречах с жителями деревни Гоцу, оставившей свой след

в истории Русско-японской войны (жители деревни спасли 262 русских моряка с затонувшего транспорта «Иртыш»).

ПУС «Надежда» во время пребывания в зарубежных портах является территорией российской государственности, культуры и науки. Реализация данного статуса осуществляется через организацию мероприятий и стационарных/временных визуальных проектов на борту судна в сотрудничестве с японскими учреждениями. Так, в декабре 2011 г. во время захода ПУС в порт йокогама в рамках работы Морского исследовательского центра АТЭС Фонд исследования океанской политики (OPRF) выступил соор-ганизатором конференции «Комплексное освоение Мирового океана как ключевой фактор устойчивого развития стран АТЭС», а неправительственная организация «Лодка мира» — молодёжного форума «Модель АТЭС». Научную основу сотрудничества подкрепляли презентации российской культуры: был открыт доступ на парусник, на борту которого размещались Морской Русский центр фонда «Русский мир», Информационно-образовательный центр «Морской виртуальный филиал Русского музея» с мультимедийными презентациями и экспозициями произведений искусства [9].

Большинство двусторонних контактов происходит в области языковых программ. Обучение морским специальностям включает английский язык как важный компонент международного морского образования. Развитие навыков разговорного английского явилось целью сотрудничества вуза с университетами Японии (Университет Рюкоку, Киото; Префектуральный университет Симанэ) в международном интернет-проекте «Всемирное партнёрство в образовании» (GPE, Global Understanding). Например, в 2010—2011 уч. г. было проведено пять совместных видеоконференций, на которых курсанты обсуждали темы семьи, культурных стереотипов, учёбы, студенческого быта и т.д.

История профессионального языкового образования в МГУ им. адм. Г.И. Невельского имеет свои особенности, с 1991—1992 уч. г. в учебные планы плавательных и иных специальностей стали вводиться занятия по изучению восточных языков с целью подготовки «специалистов морского флота со знанием ещё одного иностранного языка (восточного) так, чтобы они могли в общении понять и передать свою информацию на бытовые темы и некоторые профессиональные» [7]. Одним из первых начал преподаваться японский. Это явилось стимулом к развитию активных связей с учреждениями Японии в области приёма носителей японского языка, организации стажировок, обеспечения учебной литературой и т.д. В течение 10 лет с момента открытия кафедры восточных языков Управление народного образования префектуры Ниигаты направляло в морской вуз преподавателей японского языка из школ префектуры в соответствии с государственной программой, принятой Министерством образования Японии [4, с. 152]. Всего по этой программе в МГУ им. адм. Г.И. Невельского побывало 7 преподавателей, один из них (Ватанабэ Масатоси, годы работы в вузе: 1999—2001) после возвращения в Ниигату организовал обмен новогодними открытками, в котором ежегодно участвовали по 250 человек с каждой стороны [1].

В начале 2000-х гг. морской университет открыл новую программу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (в 2013—2014 уч. г. по ней обучается 19 студентов), предоставившую возможность параллельно с основной профессией осваивать дополнительную в области японского языка. Носителей языка для этой программы направляет Японо-российский центр молодёжных обменов (в настоящее время работает 7-й преподаватель Онодзаки Рё), с этой организацией-грантодателем развиваются и другие направления сотрудничества: обеспечение учебной и учебно-методической литературой на японском языке, ежегодный приём студентов на стажировки, участие сотрудников вуза в мероприятиях Центра по линии обществ дружбы с Японией и др. К примеру, в 2012 г. группа сотрудников, курсантов и студентов морского вуза благодаря поддержке Центра и Генерального консульства Японии во Владивостоке приняла участие в программе посещений японских университетов: Токийского университета морских наук и технологий, Префектурального университета Симанэ, университетов г. Акиты и др.

Кроме внедрения профессионального языкового образования в МГУ им. адм. Г. И. Невельского японский язык преподавался в качестве школьного предмета в 2000-х гг. в Детской школе-студии (в настоящее время расформирована) и с 2008 г. был включён в учебный план Лицея. В этом учебном году японский язык изучает 157 лицеистов 5—9 классов. Для студентов и лицеистов морского вуза преподаватели Детской школы-студии и Лицея в 2009—2010 гг. организовывали стажировки в Токио совместно со школой японского языка «Yu language academy» (в составе корпорации «License Academy»).

Сотрудничество с японскими учреждениями в области программ по русскому языку как иностранному осуществляется преимущественно в рамках приёма японских учащихся на краткосрочные программы от одной недели до месяца, особенностью которых является дополнение основного языкового компонента культурным досугом, пребыванием в семьях, экскурсиями по Владивостоку, тематическим блоком. Долголетние связи по данной программе с 1999 г. установлены с университетом Квансэй Га-куин, преподаватель которого Ичикава Фумихико ежегодно осенью приезжает с группой студентов на недельную образовательную программу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 г. морской университет в знак дружбы с Префектуральным университетом Симанэ выступил с инициативой учредить Стипендию российско-японской дружбы имени Мияко Хираока, которая ежегодно будет присваиваться студенту японского вуза и даст ему льготу на всю программу обучения Международной летней школы. История учреждения стипендии связана с именем студентки японского вуза, которая в 2009 г. в порту Хама-да посетила парусник «Надежда», загорелась идеей изучать русский язык и собиралась приехать во Владивосток на следующий год, но погибла от рук преступника. Первым стипендиатом стал Накада Канта, который после окончания вуза в Японии уже несколько раз принимал участие в программах университета по изучению русского языка как иностранного [11].

Таким образом, за более чем двадцать лет развития связей с японскими учреждениями морским университетом сформирован фундамент двусто-

роннего сотрудничества. Активно применяются традиционные инструменты развития совместной деятельности, такие как заключение официальных договоров и участие вуза в работе международных организаций. В структуре партнёрских связей важное место отводится учреждениям, расположенным в дружественных и побратимских городах/префектурах. Хронология основных событий представляет разнообразие форм/направлений сотрудничества и определяет перспективы развития взаимосвязей, к которым можно отнести следующие. С японскими судоходными компаниями: организацию совместных учебных центров, предоставление мест плавательных практик курсантам и трудоустройство выпускников вуза; с университетами, фондами и центрами: реализацию совместных научных проектов; с учебными заведениями, организациями-грантодателями: осуществление учебных и научных обменов и стажировок; с местными органами самоуправления Японии и международными/общественными организациями: участие в программах региональной/народной дипломатии и т.д.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Берчанская Л. Студенты Ниигаты и Владивостока, пишите письма! // VLADNEWS.RU: электронная версия газеты Владивосток, № 2099 от 20 февр. 2007 г. URL: http://vladnews.ru/2099 (дата обращения: 25.06.2013).

2. Визит делегации японской компании MOL // MSUN.RU: официальный сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского. URL: wwwmsun.ru/ru/news/id-806 (дата обращения: 10.11.2013).

3. Востокова Д. На фестивале в Японии или ответственность за будущее — на наших плечах // Меридиан Морского государственного университета, № 9 (45) 9 июня 2006 г. С. 2.

4. Итиока М. Региональная дипломатия в Японии. Опыт Ниигаты — от дружеских связей к оказанию помощи / пер. с яп. А.Ф. Прасола. Владивосток: Дальнаука, 2004. 301 с.

5. Киба Д.В. Культурные связи России и Японии в постсоветский период // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 10 (18), 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/kiba.pdf (дата обращения: 14.10.2013).

6. МГУ стал международным центром подготовки специалистов для морского флота // Меридиан Морского государственного университета № 7 (43), 10 мая 2006 г. С. 1.

7. О кафедре восточных языков ДВГМА // OLDMSUN. RU: официальный сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского (до 2013 г.). URL: http://old.msun.ru/div/kaf/japan/ history.htm (дата обращения: 15.12.2012).

8. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Джамиль Салми; пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2009. 132 с.

9. Самый насыщенный, самый ответственный день в Иокогаме // MSUN.RU: официальный сайт МГУ им. адм. Г.И. Невельского. URL: http://www.msun.ru/ru/news/ id-976 (дата обращения: 11.11.2013).

10. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4. С. 85—93.

11. Якунина Г. Накада Канта — первый стипендиат в память о Хираока Мияко // Меридиан Морского государственного университета, № 3 (78), октябрь 2011. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.