Научная статья на тему 'Два века подготовки инженеров путей сообщения'

Два века подготовки инженеров путей сообщения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЮБИЛЕЙ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / UNIVERSITY STRUCTURE / HIGHER EDUCATION / WATER TRANSPORT / JUBILEE / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладков Геннадий Леонидович

В статье рассматриваются вопросы истории создания и развития Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, проблемы и перспективы образования в области водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

200 years of training specialists for transport industry

The paper covers the historical aspects of foundation and development of St. Petersburg State university of waterways communications, problems and prospects of university education waterways transport.

Текст научной работы на тему «Два века подготовки инженеров путей сообщения»

Г.Л. ГЛАДКОВ, профессор, ректор Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

Два века подготовки инженеров путей сообщения

В статье рассматриваются вопросы истории создания и развития Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, проблемы и перспективы образования в области водного транспорта.

Ключевые слова: университетский комплекс, высшее образование, водный транспорт, юбилей, подготовка специалистов.

20 ноября (2 декабря) 1809 г. вышел Манифест императора Александра I, которым было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщения ми. Эта дата считается днем основания единого органа государственного^ управления всеми видами имевшегося тогда транспорта: речного, морского и дорожного хозяйств, а также датой создания территориальных органов управления путями сообщения. Одновременно с организацией путейского ведомства были учреждены «Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений» и «Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений» - первое в России транспортное и строительное высшее техническое учебное заведение. В Манифесте сказано: «Для образования способных исполнителей учреждается особенный Институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук ей свойственных». Именно поэтому 1809 год считается годом рождения российской транспортной науки и образования.

За первые полвека своего существования институт подготовил более 1,5 тыс. специалистов. В 1864 г., в период реформ Александра II, он стал именоваться Институтом инженеров

путей сообщения. До 1918 г. он выпускал инженеров широкого профиля без разделения на специализации. В 1920 г. в институте созданы первые факультеты по видам транспорта, а в 1930 г. на их базе были образованы четыре транспортных вуза: Ленинградский автодорожный институт, Ленинградский институт гражданского воздушного флота, Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций бережно хранит традиции транспортного образования, заложенные еще А.А. Бетанкуром, первым ректором института, основоположником отечественной инженерной школы. В настоящее время СПГУВК функционирует как вертикально интегрированный научно-образовательный университетский комплекс. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов и осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере проектирования, эксплуатации, экономики и управления объектами водного транспорта, в области информационных технологий и права. Основа успеха выпускников университета -глубокая гуманитарная, естественнонаучная и инженерная подготовка, позволяющая эффективно использовать полученные знания, а также приобретать новые в течение всей жизни.

Для решения задач, поставленных Транспортной стратегией РФ в области водного транспорта, необходимы квалифицированные кадры. По имеющимся оценкам и прогнозам, потребность в специалистах для водного транспорта составляет ежегодно: инженеров - 300 человек; специалистов со средним специальным образованием для флота - до 800 человек; с начальным профессиональным образованием для работы в навигационный период - 3-4 тыс. чел. В связи с этим главной задачей университета является подготовка необходимого числа квалифицированных и адаптированных к современным требованиям кадров для организаций хозяйственного комплекса речного транспорта и других отраслей экономики России.

Сегодня в составе университетского комплекса 10 факультетов, Колледж водного транспорта, 7 филиалов. Программы высшего профессионального обра-

зования реализуются на 8 факультетах по очной форме обучения (по 26 специальностям и 3 направлениям бакалавриата), на факультете вечерне-заочного обучения (по 16 специальностям) и факультете регионального и дистанционного обучения. В университетском комплексе действует 19 программ среднего профессионального образования.

Программы послевузовского образования реализуются в аспирантуре по 19 специальностями в докторантуре по 6 специальностям. Формами дополнительного профессионального образования являются стажировки, повышение квалификации, профессиональная переподготовка (всего 60 программ).

В настоящее время университетский комплекс СПГУВК представляет собой единую систему, состоящую из взаимосвязанных образовательных звеньев, позволяющую выстроить вертикальную цепочку: «программы НПО

- программы СПО - программы ВПО

- предприятие», что обеспечивает непрерывную подготовку кадров для отрасли и способствует повышению качества отраслевого образования.

Университет готовит инженерные кадры для предприятий и организаций Северо-Западного федерального округа по специальностям: «Гидротехническое строительство», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», «Кораблестроение», «Судовые энергетические установки», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов», «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», «Организация перевозок и управление на водном транспорте».

На Международном форуме проходившем в Санкт-Петербурге 1516 июня 2009 г., нашему университету был вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества. Настоящий сертификат удостоверяет, что

система менеджмента качества Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций » была проверена и признана соответствующей стандарту ИСО 9001:2008 в отношении разработки образовательных программ и предоставления образовательных услуг в области высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям:180402 «Судовождение», 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики », а также в отношении научных исследований и разработок по данным направлениям. Сертификация проводилась Ассоциацией «Русский регистр».

Уже в течение многих десятилетий университет ведет подготовку экономистов для эксплуатационных и береговых предприятий водного транспорта. В настоящее время на факультете экономики и финансов открыты специальности: «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Антикризисное управление», «Прикладная информатика в экономике», «Менеджмент организации».

Университет, в котором обучается более 18 тыс. студентов и курсантов, располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, численность которого составляет около 500 человек, из них 72% имеют ученые степени и звания. В их числе: 32 академика отраслевых академий; 77 докторов наук, профессоров; 230 кандидатов наук, доцентов; 300 преподавателей с учеными степенями и званиями.

Качество подготовки специалистов в университете обеспечивается высоким профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными

связями с предприятиями - потребителями кадров. Из 47 кафедр университета четыре образованы непосредственно на предприятиях водного транспорта Санкт-Петербурга. К преподавательской работе в СПГУВК привлекаются ведущие специалисты Морской Администрации порта г. Санкт-Петербург, Морского и Речного Регистров, Канонерского и Балтийского заводов, Северо-Западного пароходства. Однако необходимо усилить участие работодателей в мониторинге динамики потребностей водного транспорта в профессиональных кадрах и в разработке профессиональных образовательных стандартов для формирования эффективной системы государственного заказа на подготовку специалистов по программам СПО и ВПО.

Высокое качество подготовки специалистов обеспечивается не только высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, но и соответствующей учебно-лабораторной базой. Кафедры, проводящие лабораторные практикумы, имеют в своем составе современные учебные лаборатории, среди которых гидротехническая лаборатория им. проф. В.Е. Тимонова, уникальный опытовый бассейн, дизельная лаборатория, специализированная лаборатория моделирования транспортных процессов и инновационных методов обучения им. проф. А.С. Бутова. Для обучения судоводителей и судомехаников используются многофункциональные учебно-тренажерные центры и планетарий.

Для развития навыков студентов по использованию информационных технологий и вычислительной техники на кафедрах функционируют компьютерные классы, организованы специализированные аудитории, оборудованные мультимедийной техникой.

На протяжении многих лет СПГУВК тесно сотрудничает с Правительства-

ми Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Новгородской области.

В соответствии с договорами о целевом приеме ежегодно в университет поступает около 50 человек. В 2009 г. данный показатель возрос более чем в 5 раз по сравнению с 2004 г. В рамках этого договора осуществляется подготовка специалистов для ГБУ «Волго-Балт» и ОАО «Северо-Западное пароходство».

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на насущные проблемы транспортного образования. Большая часть из них обусловлена процессом реформирования образования и радикальными изменениями нормативно-правовой базы. Так, введение с 1 января 2008 г. новой редакции Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе » привело фактически к разрушению налаженной системы непрерывной подготовки плавсостава по очной форме обучения в рамках созданных университетских комплексов. Теперь лица, имеющие среднее профессиональное образование, не имеют отсрочки от службы в армии при обучении по программам ВПО и подлежат призыву в Вооруженные силы. Таким образом, образовательный процесс прерывается, что, как правило, ведёт к потере профессионально ориентированных студентов.

Серьезную тревогу вызывает и настойчивое вовлечение системы российского высшего образования в области водного транспорта в Болонский процесс. Переход с 1 января 2010 г. на двухуровневую систему обучения «бакалавриат - магистратура» в высшей школе закреплен Федеральным законом. Однако, на наш взгляд, это сопряжено с рядом трудностей, обусловленных объективными факторами.

1. На сегодняшний день отсутствует целый ряд документов, связанных с переходом на ФГОС ВПО.

2. Вводимые программы бакалаври-

ата и магистратуры не имеют государственной аккредитации. Действующее законодательство не позволяет предоставлять отсрочку от армии лицам, обучающимся на неаккредитованных специальностях и направлениях бакалавриата. При этом надо иметь в виду, что значительную часть студентов вузов водного транспорта составляют лица мужского пола.

3. В соответствии с проектом нового классификатора специальностей и направлений бакалавриата обучение по эксплуатационным специальностям («Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики») будет реализовываться в форме специа-литета. При этом с 1 января 2009 г. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» запрещает прием на сокращенные программы обучения на базе профильного СПО по специальностям. Сохранение специалитета для подготовки плавсостава окончательно разрушит сложившуюся систему непрерывного морского образования.

Серьезной остается и проблема обеспечения студентов и курсантов плавательной практикой в силу отсутствия современных учебно-производственных судов и недостаточного финансирования эксплуатируемого учебного флота. Построенный еще в советское время, учебный флот устарел, в эксплуатации остались единицы. Средства на обновление учебного флота не выделяются, а имеющиеся проекты по строительству учебных судов малопривлекательны для инвесторов. Для исправления ситуации необходимо целевое выделение средств федерального бюджета на восстановление учебного флота. Другим способом решения проблемы может стать создание региональных учебно-производственных компаний.

Необходимо отметить, что в существующей отраслевой системе подготовки кадров выпускники бакалавриата на данный момент работодателями не востребованы, так как последние требуют дополнительной подготовки и повышения квалификации.

2009 год для нашего университета юбилейный. Вместе с другими транспортными вузами страны, Минтрансом России и Росморречфлотом мы отмечаем 200-летие образования Управления водяными и сухопутными сообщениями и учреждения Института корпуса инженеров путей сообщения.

Вся деятельность университета в 2009 г. проходит под знаком 200-летия транспортного ведомства и транспортного образования в России. В рамках празднования этого события СПГУВК вошел в оргкомитет и принял активное участие в разработке плана праздничных мероприятий Министерства транспорта. Кроме того, успешно реализуется Программа праздничных мероприятий непосредственно в вузе. В рамках проекта мероприятий Минтранса России и Росморреч-флота, посвященных 200-летию транспортного ведомства и образования на транспорте, в университете проводятся научные конференции, фестивали, спортивные соревнования. Среди основных мероприятий следует отметить:

• разработку и учреждение памятных знаков в честь празднования юбилея;

• учреждение именной студенческой стипендии им. А.А. Бе-танкура;

• международную конференцию «Водные пути России: строительство, эксплуатация, управление»;

• юбилейную спортивную олимпиаду студентов транспортных вузов;

• проведение расширенного заседания Ученого совета, посвященного 200-летию транспортного образования в России;

• открытие экспозиции «200 лет подготовки кадров для водного транспорта России» в музее университета;

• конкурс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Молодые ученые транспортной отрасли - 2009»;

• участие в форуме «Транспорт России: становление, развитие, перспектива».

В настоящее время проводится большая работа по обновлению инфраструктуры университета (переоборудование актового зала, ремонт фойе главного здания, смена экспозиции музея), реализуется проект реконструкции главного учебного корпуса с созданием современного библиотечного и спортивного комплексов.

В настоящее время Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций является признанным лидером в деле подготовки кадров высшей квалификации для предприятий и организаций водного транспорта и береговой инфраструктуры. Мы надеемся сохранить высокий научный и педагогический потенциал и стабильную динамику развития, позволяющие вузу

занимать высокие позиции как в российском, так и в международном научном и образовательном пространстве.

Миссией университета является приумножение и передача молодым

поколениям нравственных и гражданских ценностей, знаний и опыта для обеспечения социально-экономического и духовного процветания страны.

GLADKOV G. 200 YEARS OF TRAINING SPECIALISTS FOR TRANSPORT INDUSTRY

The paper covers the historical aspects of foundation and development of St. Petersburg State university of waterways communications, problems and prospects of university education waterways transport.

Keywords: university structure, higher education, water transport, jubilee, training of specialists.

А.А. КУЗЬМИН, профессор, декан судомеханического факультета

Судомеханический факультет - кузница кадров для водного транспорта

(1971-1979), В.Г. Никифоров (19791980), Ю.В. Сумеркин (1980-1988), В.Б. Чистов (1988-1994), А.А. Кузьмин (с 1994 г.).

Факультет по праву гордится своими выпускниками. Многие из них возглавляют предприятия водного транс-

В статье освещаются этапы становления и развития судомеханического факультета, его роль и место в университетском комплексе, рассматриваются вопросы подготовки кадров для флота и судостроительной промышленности.

Ключевые слова: судомеханический факультет, кадры для флота, университетский комплекс.

История возникновения судомеханического факультета

1930 год - год образования Ленинградского института инженеров водного транспорта - считается моментом основания и судомеханического факультета, который в то время именовался механическим, а свое современное название приобрел в 1938 г. Факультет тогда осуществлял подготовку по энергетической и технологической специальностям. В 1938 г. механический факультет был разделен на два факультета: судомеханический и механизаторский. Судомеханический факультет традиционно осуществлял подготовку инженеров-кораблестроителей. Его последовательно возглавляли Ю.П. Бирюков (1933-1940), К.А. Стриж (1940-1942), Л.В. Арнольд (1945-1951), З.А. Хандов (1951-1955), В.Е. Рокицкий (1955-1957), С.А. Смирнов (1957-1960), В.П. Кузнецов (1960-1962), В.М. Селиверстов (1963-1971), В.Н. Дурманов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.