Научная статья на тему 'Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога'

Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТ / COMPETITIVENESS / INTENDING TEACHERS / PROFESSIONAL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна

Показывается состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога: предлагается анализ основополагающих понятий исследования «конкуренция», «конкурентоспособность»; представляются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; рассматриваются требования государства в подготовке современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF THE PROBLEM OF PERSONAL COMPETITIVENESS FORMATION OF AN INTENDING TEACHER

The status and development problems of the formation of personal competitiveness of the future teacher are shown: the analysis of the fundamental concepts of research competition, competitiveness is given; different points of view of domestic and foreign scientists to the problem under study are presented; government requirements in preparing a modern teacher are identified.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.63 7 ББК Ч48-951.85

Е. В. Евплова

Челябинск

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность; будущий педагог; специалист; студент.

АННОТАЦИЯ. Показывается состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога: предлагается анализ основополагающих понятий исследования — «конкуренция», «конкурентоспособность»; представляются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; рассматриваются требования государства в подготовке современного педагога.

E. E. Evplova

Chelyabinsk

STATUS OF THE PROBLEM OF PERSONAL COMPETITIVENESS FORMATION OF AN INTENDING TEACHER

KEY WORDS: competitiveness; intending teachers; professional; students.

ABSTRACT. The status and development problems of the formation of personal competitiveness of the future teacher are shown: the analysis of the fundamental concepts of research — competition, competitiveness is given; different points of view of domestic and foreign scientists to the problem under study are presented; government requirements in preparing a modern teacher are identified.

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на ужесточение требований к подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования. Это отражается в том, что будущие специалисты должны обладать не только набором профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенными качествами личностной конкурентоспособности.

Подобную точку зрения разделяют ученые и практики педагогических ву© Евплова Е. Е., 2011

зов, ощутив отсутствие готовности выпускников использовать свою личностную конкурентоспособность для создания созидательной, инновационной деятельности, высокопроизводительного труда, высокого качества результата своей деятельности и многое другое.

При этом стоит сказать, что под выпускниками педагогических вузов мы понимаем как будущих учителей общеобразовательных учреждений, так и будущих педагогов профессионального обучения, объединив их в одну группу — педагоги. Несмотря на то что со-

держание личностной конкурентоспособности педагога общеобразовательной школы, ссуза, вуза a priori не может быть одинаково, для всестороннего изучения исследуемой проблемы мы рассматриваем ее с разных точек зрения.

В связи с этим для первоначального понимания состояния и развития проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения обратимся к истории становления основополагающего понятия нашего исследования, а именно понятия «конкуренция».

Данное понятие сравнительно недавно вошло в активный словарный запас. В обиходной речи оно появилось в XIX в. и привнесено из латинского языка (concurrere + currere — сбегать, сталкиваться). Подобное слово используется в итальянском, французском, португальском, норвежском, датском, шведском, немецком и голландском языках. В то же время для английского и испанского языков характерен термин «competition» (competencia), который восходит к латинскому слову «competition» (com + petition — стремление достать что-то, добиться чего-то). Это же слово имеет значение «соревнование», «состязание».

Почти сразу, после появления настоящего термина, он был заимствован экономистами. Но и в лексиконе экономистов в первое время понятие употреблялось весьма вольно. Постепенно смысл его уточнялся, становился все более определенным. В начале XX в. термин «конкуренция» стал считаться научным, что дало ему возможность войти в круг основных понятий экономической теории.

В развитие экономического понятия «конкуренция» внесли значительный вклад такие зарубежные ученые экономисты, как С. Брю, Дж. Кейнс, А. Курно, К. Макконелл, А. Маршалл, Дж. Миль, Ф. Найт, М. Портер, Дж. Робинсон, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек и др.

Кроме экономической существует и биологическая конкуренция — это соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [17]. Понятие «конкуренция» тесно связано с по-

нятием «конкурентоспособность». Так же как и понятие «конкуренция», понятие «конкурентоспособность» изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров или услуг.

Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг, конкурентоспособностью экономики, биологической конкуренции особей в отечественной и зарубежной литературе говорится и о конкурентоспособности личности или специалиста.

Конкурентоспособность личности как значимая характеристика является предметом изучения различных областей наук: философии, экономики, социологии, психологии и др.

В философском плане вопрос о конкурентоспособности личности напрямую касается важнейших вопросов философии: вопроса о сущности человека, его месте в мире и о смысле человеческого бытия.

Проблема сущности человека, его роли и места в мире решалась еще античными философами, а также целой плеядой отечественных философов Х1Х—ХХ вв.

Так, русские мыслители XIX в. (Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов и др.) главным назначением человека считали реализацию им своего нравственного потенциала, построение жизни на началах любви ко всему человеческому.

В. В. Розанов смыслом жизни считал стремление к достижению трех идеалов духовного назначения: истины, добра и свободы [См.: 4]. Важнейшее значение этих трех нравственных ориентиров в том, что обладающий ими человек имеет «неразрушимое ядро» для деятельности, т. е. они являются исходными условиями личностной конкурентоспособности человека.

Теоретический анализ философских трудов позволяет нам прийти к мысли, что личности присуще стремление к развитию, самоутверждению, поиску себя и смысла своего существования, своего места в мире. Философская идея усовершенствования своей личности и действительности служит основой конкурентоспособной личности, поскольку

человек, достигая жизненного успеха, должен руководствоваться нравственными принципами, быть ответственным за свою деятельность и способствовать совершенствованию и развитию своего окружения.

Рассмотрев проблему формирования личностной конкурентоспособности с философской позиции, мы считаем целесообразным перейти к ее изучению с точки зрения психолого-педа-гогической науки.

Стоит сразу оговорить, что исследование понятия «конкурентоспособность» в педагогике и психологии является относительно новым направлением. Данное понятие прочно вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями зарубежных ученых Дж. Грейсона, К. О'Делла, Д. Дьюи, Р. Мартенса, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома и др.

Так, А. Маслоу показывает, что человек через самоактуализацию стремится стать тем, кем он может стать. К. Роджерс отмечает, что человеку «свойственна тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [16. С. 196].

Дж. Грейсон считает, что характеристиками конкурентоспособности являются развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей [5].

Э. Фромм видит потребность человека в преодолении собственной пассивной животной природы. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в активном творческом созидании собственной жизни. Дело созидания позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью существования и достичь чувства свободы и собственной значимости.

Г. Олпорт конкурентоспособность личности раскрывает через анализ феномена зрелой личности. При этом он отмечает, что созревание человека — это процесс становления, непрерывно протекающий и продолжающийся в течение всей его жизни [15].

Э. Шостром обращает внимание на конкурентоспособность во времени, которая характеризует тенденцию че-

ловека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.

Р. Мартенс в конкурентоспособной личности видит основной результат социализации. Успешная деятельность человека зависит от способностей, от приобретенных им знаний, умений и навыков. Быть социально конкурентоспособным, по мнению Р. Мартенса, — значит быть способным выполнять многие социальные роли [11].

При согласовании целей обучения с конкурентоспособностью выпускника-специалиста уместно придерживаться высказывания Д. Дьюи, который главную цель обучения видит в том, чтобы «подготовить молодежь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [6.

С. 327]. В свою очередь, с точки зрения эгопсихологии чувство собственной успешности, уверенность в себе зависят от развития у личности конкурентоспособности как психосоциального качества.

Таким образом, основоположники проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста видят человека активным творцом собственной жизни, обладающим свободой выбора, разрабатывающим и развивающим индивидуальный стиль жизни.

С середины 90-х гг. прошлого века проблема формирования конкурентоспособности личности вызвала интерес и у отечественных педагогов и психологов в связи с переходом России к рыночной экономике. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящее время вместо термина «профессионализм» работодатели все чаще используют термин «конкурентоспособность» [1].

Но в то же время, анализируя работу А. Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [19], мы обратили внимание на тот факт, что термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» до сих пор не вызывают у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого, по мнению А. А. Ангеловского, лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась советское время [1. С. 17].

В советский период развития высшего профессионального образования студентов не рассматривали на предмет их личностной конкурентоспособности, поскольку отсутствовали социальные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он обязательно будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. Эта уверенность была связана с тем, что количество специалистов в различных областях человеческой деятельности планировалось государством на определенное время вперед. Поэтому профессиональные образовательные учреждения многие годы занимались подготовкой стандартных специалистов, исполнителей, необходимых для существующей в те годы системы. К тому же долгие годы в нашей стране образование ориентировалось на подготовку специалистов, призванных решать возникающие перед ними задачи традиционными методами. В процессе обучения основное внимание уделялось не раскрытию способностей и формированию личностных качеств, а усвоению уже отработанных алгоритмов решения различных проблем.

На сегодняшний день, в связи с переходом нашей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования личностной конкурентоспособности встала в ряд приоритетных проблем, требующих серьезного изучения, а у отечественных педагогов и психологов возник интерес к решению данной проблемы.

Так, значительный вклад в изучение и решение проблемы формирования конкурентоспособности личности внесли

В. И. Андреев, В. С. Безрукова, Н. А. Борисова, А. П. Беляева, Л. М. Митина, А. И. Субетто, Н. В. Тамарская, О. К. Филатов, Ю. К. Чернова, Д. В. Чернилев-ский, С. Н. Широбоков, В. В. Щипанов и др.

В. И. Андреев конкурентоспособность связывает с творческим саморазвитием личности. В работах В. Л. Лап-

тева, О. Е. Лебедева, Е. А. Ленской, Л. М. Митиной, А. И. Мищенко, З. И. Равкина, Т. А. Стефановской, Д. И. Фрумина, О. Ф. Чупровой и других ученых конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности в плане самоопреде-ленности, самореализованности, самоудовлетворенности. Н. В. Борисова, О. К. Филатов, Д. В. Чернилевский,

С. Н. Широбоков и другие рассматривают конкурентоспособность в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

Однако, несмотря на разнообразие подходов к рассмотрению данной проблемы, ученые подчеркивают неоспоримую на сегодняшний день актуальность формирования конкурентоспособности у современного специалиста.

Так, Л. М. Митина считает, что «цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда» [13. С. 4].

Современные педагоги-исследователи (Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.) подчеркивают, что «с целью реализации себя личност-но, профессионально, социально, нравственно необходимы особые способности, позволяющие максимально расширить собственные возможности» [12.

С. 34]. Данные способности, как утверждают авторы, заложены в конкурентоспособной личности.

О. Ф. Чупрова под формированием конкурентоспособности будущего учителя понимает «стратегическое качество личности, позволяющее будущему педагогу быть востребованным среди других в условиях конкуренции, при этом “выгодным отличием” такого специалиста является высокий уровень самостоятельности и гибкости мышления, педагогической рефлексии, стрес-соустойчивости и потребности в успешной деятельности» [18. С. 24].

Многогранность конкурентоспособной личности представлена и в исследовании Е. В. Максимовой, которая считает, что такая личность должна обладать следующими способностями: мобильностью, креативностью, компе-

тентностью, дивергентностью, конвер-гентностью, открытостью, гибкостью и другими качествами, которые определяют развитие личности в целом [10].

По мнению В. И. Андреева, «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [3. С. 165]. Но в то же время, как справедливо отмечает он, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами» [2. С. 377].

Таким образом, анализ возросшего интереса отечественных педагогов и психологов к данной проблеме позволяет нам утверждать, что сегодня в стране в целом завершается этап общественного неприятия терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». Наступает пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности человека. Так, ученые осознают, что формирование конкурентоспособной личности подрастающего поколения может повлечь за собой решение задач повышения социальной эффективности работы организаций и учреждений, частных структур, подъема экономики, сокращения расходов на решение социальных проблем и многих других. В связи с этим в последние несколько лет у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных специалистах: экономистах, врачах,

инженерах и т. д. Совершенно очевидно стало и то, что конкурентоспособного специалиста может воспитать только конкурентоспособный педагог, т. е. успешность социально-экономического развития общества напрямую связана с проблемой подготовки педагогических кадров. А поскольку на первый план вышла столь значимая и актуальная проблема, то на ее зарождение незамедлительно отреагировало и государство, сформировав социальный заказ на подготовку конкурентоспособного специалиста, в том числе и будущего педагога.

Так, интересы человека, общества и государства в подготовке современного

специалиста нашли свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании», в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в программных и нормативных документах, опубликованных в период 2000—2011 гг.

В законе Российской Федерации «Об образовании», в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, будущих педагогов — людей, профессионально ответственных за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения [7; 14].

В законе РФ «Об образовании» говорится, что «содержание образования должно обеспечивать... формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [7].

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Основными задачами высшего учебного заведения являются удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. В законе также отмечается, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [8]. Таким образом, в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подчеркивается в целом важная роль высшего профессионального образования в

подготовке конкурентоспособного специалиста.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается, что образовательная система призвана обеспечить «формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [14]. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для воспитания в каждом трудолюбия и высоких нравственных принципов, что является немаловажным для личностной конкурентоспособности будущего педагога.

Подтверждение важности формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога мы находим и в модели «Российское образование-2020». Там говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010—2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников». Авторы модели считают, что складывается новое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководи-

тель проектов и др. [9]. В модели «Российское образование-2020» отмечается и то, что интерес национального капитала (работодателей)заключается в том, чтобы получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться [Там же], т. е. обладающих качествами личностной конкурентоспособности.

Таким образом, изучение состояния и развития проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога позволяет говорить о том, что понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» применительно к сфере образования только начинают входить в научную и учебную педагогическую литературу, что влечет за собой ряд проблем: не сформулировано основополагающее понятие проблемы исследования — формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога; нет единства в понимании некоторых теоретико-методологических вопросов формирования личностной конкурентоспособности; слабо изучены процессы формирования конкурентоспособности будущего педагога; нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать конкурентоспособный педагог. Поэтому можно утверждать, что проблема формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога требует серьезного изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНГЕЛОВСКИЙ А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : моногр. Челябинск : Образование, 2006.

2. АНДРЕЕВ В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

3. АНДРЕЕВ В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань : СКАМ, 1992.

4. БЕЗНОСОВ В. Г. Смысл жизни в русской философии, конец XIX — нач. XX в. / отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб. : Наука, 1995.

5. ГРЕЙСОН Дж., О'ДЕЛЛ К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М. : Экономика, 1991.

6. ДЬЮИ Д. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000.

7. ЗАКОН Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М. : ИНФРА-М, 2001.

8. ЗАКОН «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М. : ИНФРА-М, 2000.

9. КУЗЬМИНОВА Я., ФРУМИНА И. Российское образование-2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

10. МАКСИМОВА Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

11. МАРТЕНС Р. Социальная психология и спорт. М., 1979.

12. МИТИНА Л. М., КОРЕЛЯКОВ Ю. А., ШАВЫРИНА Г. В. Личность и профессия : психоло-

гическая поддержка и сопровождение : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2005.

13. МИТИНА Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности: учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стереотип. М. : Изд-во МОДЭК, 2003.

14. НАЦИОНАЛЬНАЯ доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21.

15. ОЛПОРТ Г. Становление личности. М. : Смысл, 2002.

16. РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс ; Универс,

1994.

17. ФАСМЕР Макс. Этимологический словарь русского языка (онлайн версия). URL: http: // www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-5758.htm (дата обращения 19.07.2011).

18. ЧУПРОВА О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности : дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2004.

19. ШМЕЛЕВ А. Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М. : Магистр, 1997.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. Ф. Аменд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.