Научная статья на тему 'Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога на государственном уровне'

Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога на государственном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / COMPETITIVENESS / STUDENT / FUTURE SPECIALIST / TEACHER / FUTURE VOCATIONAL TRAINING TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна

В статье представлен анализ содержания нормативно-правовых документов Российской Федерации, отражающих проблему формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения и ряда смежных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евплова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMELINESS OF THE ISSUE OF FUTURE TEACHER’S COMPETITIVE ABILITY FORMING AT THE NATIONAL LEVEL

The paper presents an analysis of the Russian Federation legal documents contents reflecting the issues of forming the competitive ability of future vocational training teachers and a number of related problems.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога на государственном уровне»

УДК 378:151.18 Евплова Екатерина Викторовна

аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета тел.: (351) 239-37-27

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Evplova Ekaterina Viktorovna

PhD student of the Education Science, Psychology and Methodology Department, Chelyabinsk State University of Education Science tel.: (351) 239-37-27

TIMELINESS OF THE ISSUE OF FUTURE TEACHER’S COMPETITIVE ABILITY FORMING AT THE NATIONAL LEVEL

Аннотация:

В статье представлен анализ содержания нормативно-правовых документов Российской Федерации, отражающих проблему формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения и ряда смежных проблем.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, студент, будущий специалист, педагог, будущий педагог профессионального обучения.

The summary:

The paper presents an analysis of the Russian Federation legal documents contents reflecting the issues of forming the competitive ability of future vocational training teachers and a number of related problems.

Keywords:

competitiveness, student, future specialist, teacher, future vocational training teacher.

С середины 90-х гг. прошлого века проблема формирования конкурентоспособности личности / специалиста вызвала интерес у отечественных педагогов и психологов в связи с переходом России к рыночной экономике. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящее время вместо слова «профессионализм» все чаще работодатели используют термин «конкурентоспособность» [1].

В то же время, анализируя работу А.Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [2], мы обратили внимание на тот факт, что термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» долгое время не вызывали у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого, по мнению А.А. Ангеловского [3, с. 17], лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась во времена советского строя.

В советский период развития высшего профессионального образования студентов не рассматривали на предмет их конкурентоспособности, поскольку отсутствовали социально-производственные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. К тому же долгие годы в нашей стране образование ориентировалось не на раскрытие способностей, формирование личностных и профессиональных качеств, а на усвоение отработанных алгоритмов решения разного рода задач.

На сегодняшний день, в связи с переходом всей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования конкурентоспособности встала в ряд приоритетных педагогических проблем, требующих срочного решения.

А поскольку на первый план вышла столь значимая и актуальная проблема, то на ее зарождение незамедлительно отреагировало государство, сформировав социальный

заказ на подготовку конкурентоспособного специалиста, в том числе будущего педагога профессионального образования.

Так, интересы человека, общества и государства в подготовке современного специалиста находят свое отражение в Конституции Российской Федерации [4], Законе Российской Федерации «Об образовании» [5], Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6], Национальной доктрине образования в Российской Федерации [7], а также в программных и нормативных документах, опубликованных за период 2000-2011 гг. Содержание некоторых из интересующих нас статей представлено в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Анализ содержания нормативно-правовых документов Российской Федерации по проблеме исследования

№ Наименование документа Содержание раздела

1 Конституция Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Каждый имеет право на образование (п. 1 ст. 43)

2 Закон Российской Федерации «Об образовании» (действующая редакция) Государственная политика в области образования основывается на следующем принципе: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (п. 1 ст. 2). Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства (п. 1 ст. 14). Содержание образования должно обеспечивать... формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 ст. 14)

3 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (действующая редакция) Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; <...> формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (п. 2 ст. 8). Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: <...> развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (п. 5 ст. 20)

4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для воспитания в каждом трудолюбия и высоких нравственных принципов... Система образования призвана обеспечить: формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

Так, в основных нормативных документах Российской Федерации подчеркивается важная роль высшего профессионального образования в подготовке современного спе-

циалиста, в том числе педагога, отвечающего определенным требованиям. Однако в рассмотренных нами документах не акцентировано внимание на формировании конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения. Подтверждение важности формирования конкурентоспособности будущего педагога мы находим в модели «Российское образование - 2020», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010-2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников». В модели «Российское образование - 2020» отмечается и то, что «интересы национального капитала (работодателей) - получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [8].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации сказано, что «развитие человеческого потенциала России достигается при помощи создания эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства». В Концепции сказано также и то, что «развитие человеческого потенциала включает системные преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики» [9]. Разработанная на основе положений вышепредставленной Концепции Стратегия инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия - 2020» также уделяет особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривая конкурентоспособность преподавателей. В документе говорится, что «одна из важнейших задач в образовательной сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев» [9].

Таким образом, во всех основных современных государственных документах в области образования прямо или косвенно уделено внимание значимости и необходимости формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста, в том числе педагога профессионального обучения, конкретизируя тем самым социальный заказ современному высшему профессионально-педагогическому образованию.

Осуществив анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», мы пришли к выводу, что понятие «личностная конкурентоспособность», как и в проанализированных ранее государственных документах, в чистом виде не нашло своего отражения, однако в Стандарте прослеживается основная цель подготовки педагога профессионального обучения, суть которой заключается в подготовке к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-

профессиональной, научно-профессиональной, образовательно-проектировочной, организационно-технологической, обучение по рабочей профессии.

Таким образом, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно серьезные требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения. На наш взгляд, соответствовать высокому уровню данных качеств может только педагог профессионального обучения, обладающий высоким уровнем личностной конкурентоспособности.

В одном из документов Челябинского государственного педагогического университета по менеджменту качества «Миссия и политика ЧГПУ в области качества» также сде-

лан акцент на формировании конкурентоспособности будущего педагога. Так, стратегической целью вуза является «создание полифункциональной системы качества по ведущим направлениям деятельности, обеспечивающей подготовку квалифицированных и конкурентоспособных специалистов соответствующего уровня и профиля к предстоящей деятельности на современном рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, способных создавать единое образовательное пространство региона, профессионально позиционировать и квалифицированно работать в нем на уровне мировых стандартов».

Таким образом, государство заинтересовано в формировании конкурентоспособной личности, поскольку это связано с решением задач повышения социальной эффективности работы организаций и учреждений, частных структур, подъема экономики, сокращения расходов на решение социальных проблем и многого другого. Данный вывод подчеркивает актуальность проблемы формирования конкурентоспособности специалиста - будущего педагога профессионального обучения на социально-педагогическом уровни.

Ссылки:

1. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : монография. Челябинск, 2006. 187 с.

2. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М., 1997. 55 с.

3. Ангеловский А.А. Указ. соч.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1997. 61 с.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М., 2001. 52 с.

6. Закон «О высшем и послевузовском профес-

сиональном образовании». [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/

(дата обращения: 25.022012).

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21. С. 4.

8. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М., 2008. 39 с.

9. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

References (transliterated):

1. Angelovskiy A.A. Formirovanie konkuren-

tosposobnosti studentov v protsesse professionally podgotovki v vuze : monograph. Chelyabinsk, 2006. 187 p.

2. Shmelev A.G. Produktivnaya konkurentsiya. Opyt konstruirovaniya ob"edinitel'noy kontseptsii. M., 1997. 55 p.

3. Angelovskiy A.A. Op. cit.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. M., 1997. 61 p.

5. Zakon Rossiyskoy Federatsii “Ob obrazovanii”. 3rd ed. M., 2001. 52 p.

6. Zakon “O vysshem i poslevuzovskom profession-al'nom obrazovanii”. [Electronic resource]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/ (date of access: 25.022012).

7. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. 2000. No. 21. P. 4.

8. Rossiyskoe obrazovanie - 2020: model' obra-zovaniya dlya ekonomiki, osnovannoy na znani-yakh / ed. by YA. Kuz'minov, I. Frumin ; Gos. un-t - Vysshaya shkola ekonomiki. M., 2008. 39 p.

9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.