Научная статья на тему 'Состояние проблемы формирования деятельностной компетентности студентов факультета безопасности жизнедеятельности'

Состояние проблемы формирования деятельностной компетентности студентов факультета безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛИСТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPETENCE / EXTREME CONDITIONS / SPECIALIST IN PERSONAL AND SOCIAL SAFETY / APPLIED PHYSICAL TRAINING / SITUATIONAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е. С.

Деятельность специалистов безопасности жизнедеятельности нередко осуществляется в экстремальных условиях, что объясняет необходимость выделения и развития компетентностей. В статье рассматривается различное содержание понятия компетентность в зависимости от направлений научных исследований, даётся анализ теоретического исследования процесса формирования и развития компетентностей в процессе обучения прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF THE PROBLEM OF FORMING ACTIVITY-COMPETENCE OF STUDENTS FACULTY OF LIFE SAFETY

Often, the activities of specialists in personal and social safety are carried out in extreme conditions, which explains, the necessity of definition and development of competences. In the article, various contents of the concept of competence are considered depending on the direction of the scientific research, the analysis is completed of the theoretical study of the process of formation and development of the competences, in a process of instruction of applied physical training.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы формирования деятельностной компетентности студентов факультета безопасности жизнедеятельности»

образования, пол, возраст и другие социально-профессиональные характеристики. Полученные результаты использовались для выработки конкретной стратегии построения игрореф-лексики, которая бы максимально соответствовала конкретному составу обучающихся. Выявлялись ожидания от совместной деятельности участников. Полученная информация позднее также использовалась для разработки и коррекции совместной деятельности. При завершении игрорефлексики ожидания и конечные результаты сопоставлялись.

На втором этапе участникам предлагался диагностический блок методик для оценки развития профессиональных навыков и способностей, а также умения формулировать, оценивать и принимать сложные профессиональные решения, особенно в ситуациях, когда профессиональная проблема выступает как творческая задача.

Третьим этапом диагностического блока являлась работа участников с индивидуальным проблемным полем в контексте профессиональной деятельности. Этот этап включал следующие шаги: 1) создание каждым участником индивидуального актуального проблемного поля - в виде списка наиболее актуальных проблем для каждого участника; 2) выбор в индивидуальном порядке той корневой проблемы своей профессиональной деятельности, в результате решения которой остальные проблемы либо снимутся или же их можно будет решить значительно легче; 3) выделение основной идеи решения; 4) идентификация участников с тем субъектом, объектом или их группой, которые имели бы аналогичные проблемы, что и сами участники; 5) визуализация этого для того, чтобы закодировать в рисунке свое проблемное поле.

В результате этого третьего диагностического этапа осуществлялось структурирование проблемного поля участников, актуализировались умения расставлять приоритеты и отслеживать взаимосвязь и взаимовлияние проблем, а также способность принимать инновационные профессиональные решения, т. е. организовывать собственный рефлексивный процесс. Полученные результаты использовались как предметный содержательный материал для дальнейшей рефлексивной проработки с целью развития и саморазвития.

Следующий, собственно развивающий этап направлен на формирование общего для группы проблемного поля, которое во многом определяло стратегию развития профессиональной компетентности. Формирование общего проблемного поля происходило путем поэтапного согласования. При этом процесс

Библиографический список

представления индивидуальных проблем, согласования и выбора определенной проблемы как общей (или же формулировка новой проблемы) происходил между участниками сначала по двое, затем по четверо, по восьмеро и общей группой в целом. В результате происходил профессиональный анализ процесса согласования и группой обсуждались возникшие трудности, проблемные ситуации, настрой, установки и поведение участников, а также возможные выходы из кризисных положений.

Таким образом, в ходе игрорефлексики развивались навыки построения продуктивного диалога и полилога, разрабатывались и анализировались способы постановки проблем и возможные пути их решения, происходило развитие способности преодолевать проблемные ситуации и разрешать возникающие конфликты, и, следовательно, - развитие эмпатии, взаимопонимания участниками друг друга, обогащение профессионального и личностного опыта, оценка себя и взаимооценка, адаптация профессиональных навыков и способностей личности к творческой работе в группе, развитие самосознания участников (Я-концепции) и осознание себя в качестве члена единой команды. Аналогично при нахождении группой удачного, инновационного подхода к разрешению актуальных и сложных проблем возникал «резонанс» переживания совместного успеха и достижение некоторого «акме» профессионального мастерства и личностного развития. При этом отслеживалось движение в плане развития профессиональной компетентности.

В результате исследования, мы делаем общий вывод о том, что методы игрорефлексики способствуют развитию профессиональной компетентности, а также о том, что эти методы следует использовать в системе непрерывного профессионального образования, т. к. с одной стороны, они обеспечивают высокий уровень развития профессионализма, а с другой

- обеспечивают применение интенсивных форм обучения и развития без отрыва от профессиональной деятельности.

Важно применять этот метод с учетом актуальных профессиональных ситуаций и переносить полученный опыт и знания в сферу профессиональной деятельности и, следовательно, эффективно организовывать, актуализировать и отслеживать процессы профессионального развития и саморазвития, гибко и адекватно реагируя на изменения профессиональной ситуации и, даже, предвосхищая возможное разворачивание событий, соответствующим образом, перестраивать или создавать новые способы деятельности и мышления в личностном и профессиональном планах, используя для этого методы игрорефлексики.

1. Степанов, С.Ю. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления: методические рекомендации / С.Ю. Степанов, О.А. Полищук, И.Н. Семенов. - М., 1996.

2. Семенов, И.Н. Методы игрорефлексики в обучении персонала коммерческих организаций, связанного с непосредственным обслуживанием клиентов / И.Н. Семенов, Г.Н. Бершацкий, Д.М. Склизков, Е.М. Эрнандес-Кастро // Рефлексивные процессы и управление: тезисы III Международного симпозиума 8-10 октября 2001 г. - М., 2001.

Bibliography

1. Stepanov, S.Yu. Razvitie refleksivnoyj kompetentnosti kadrov upravleniya: metodicheskie rekomendacii / S.Yu. Stepanov, O.A. Polithuk, I.N. Semenov.

- M., 1996.

2. Semenov, I.N. Metodih igrorefleksiki v obuchenii personala kommercheskikh organizaciyj, svyazannogo s neposredstvennihm obsluzhivaniem klientov / I.N. Semenov, G.N. Bershackiyj, D.M. Sklizkov, E.M. Ehrnandes-Kastro // Refleksivnihe processih i upravlenie: tezisih III Mezhdunarodnogo simpoziuma 8-10 oktyabrya 2001 g. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 02.09.11

УДК: 351.861

Nikitina E.S. STATE OF THE PROBLEM OF FORMING ACTIVITY-COMPETENCE OF STUDENTS FACULTY OF LIFE SAFETY. Often, the activities of specialists in personal and social safety are carried out in extreme conditions, which explains, the necessity of definition and development of competences. In the article, various contents of the concept of competence are considered depending on the direction of the scientific research, the analysis is completed of the theoretical study of the process of formation and development of the competences, in a process of instruction of applied physical training.

Key words: competence, extreme conditions, specialist in personal and social safety, applied physical training, situational lessons.

Е.С. Никитина, соискатель каф. социальной безопасности РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: lenalaisve@yahoo.com

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРООАОИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность специалистов безопасности жизнедеятельности нередко осуществляется в экстремальных условиях, что объясняет необходимость выделения и развития компетентностей. В статье рассматривается различное содержание по-

нятия компетентность в зависимости от направлений научных исследований, даётся анализ теоретического исследования процесса формирования и развития компетентностей в процессе обучения прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: компетентность, экстремальные условия, специалист безопасности жизнедеятельности, прикладная физическая подготовка, ситуационные задания.

Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и техническим прорывом. Применение новых знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению активной гражданской позиции в сфере безопасности. Подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». Развитие научно-технического прогресса ставит перед высшей школой задачу повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов. Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере в современной России привели к тому, что приоритетными становятся вопросы адекватного формирования поведения личности, всесторонне развитой и подготовленной к выполнению социально значимых функций. Как и в других видах профессиональной деятельности, подготовка специалиста безопасности жизнедеятельности вызывает определенные затруднения в связи со сложными условиями их труда, необходимостью работать в чрезвычайных ситуациях. Профессия специалиста безопасности жизнедеятельности соединяет в себе требования к творческой, интеллектуальной активности в сочетании с высоким уровнем психофизической и функциональной подготовленности [1]. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации проведения занятий - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего выпускника к выполнению профессиональной деятельности [2; 3; 4; 5].

В процессе профессиональной подготовки студентов большое внимание уделяется методологическим подходам: системному, деятельностному, личностно-ориентированному, комплексному и др. Ведущим методологическим подходом к вопросам организации и содержания высшего профессионального образования выступает компетентностный подход.

Реализация компетентностного подхода в подготовке студентов рассмотрена в исследованиях следующих авторов, таких как Б.Г. Ананьев, В.А. Болотов, Т.Г. Браже, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, Дж. Равен, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Г.С. Сухобская, А.П. Тряпицына, М.А. Чошанов и др. Компетентностный подход предполагает наряду с формированием прочных знаний у студентов, оказывать им помощь в овладении определенной системы конкретных умений и алгоритмом действий в определенных условиях [6; 7; 8]. Иными словами, в ходе учебного процесса у студентов должны формироваться знания, которые в дальнейшем были бы фундаментом их практической деятельности, а также умений применять и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В.Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Аб-дюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Янковский) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б.Л. Вульфсон, Н.И. Костина, Л.В. Кузнецова, М.С. Сун-цова, Ю.Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров). Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение усло-

вий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования. В сфере высшего профессионального образования проведены исследования профессионально значимых качеств личности специалиста безопасности жизнедеятельности (К.Р. Малаян, О.Н. Русак, В.П. Соломин, А.В. Старостенко, О.В. Шатровой).

Проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности посвящены работы: на примере средних специальных учебных заведений - Э.М. Киселевой (в системе «колледж-вуз»); в педагогическом вузе - В.В. Гафнера, М.А. Картавых, А.А. Кудрина, Э.М. Ребко; в системе постдипломного образования С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой, С.П. Данченко, А. Г. Щурова и др. [9]

Деятельностный подход рассматривают в своих научных трудах А.В. Хуторский, Ф.Г. Ялалов, В. А. Сластенин [10]. Авторы определяют данный подход как рассмотрение всех основных компонентов деятельности студентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов управления, самоконтроля и самоанализа полученных личностных результатов. Для нашего исследования деятельностный подход имеет большое значение, так как компетентности изучаются в системе свойств и личностных качеств обучаемого.

Деятельностная компетентность студентов факультета безопасности жизнедеятельности проявляется как интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Проблеме формирования деятельностной компетентности в процессе профессиональной подготовке студентов уделяется недостаточное внимание.

Указанные методологические подходы обеспечивают всесторонность информации о компетентности личности, способах формирования и развития компетентностей студентов факультета безопасности жизнедеятельности.

Под термином «специалист безопасности жизнедеятельности» мы подразумеваем широкое понятие (учитель, спасатель МЧС, пожарный, силовые структуры и т.д.). Реализация этих понятий зависит от деятельностной компетентности специалиста как главной фигуры образования, в частности, от его компетентности в решении педагогических задач, так как они во многом определяют содержание педагогического процесса и результаты профессиональной деятельности специалиста. А так как одной из доминирующих, по нашему мнению, в этой деятельности является физическая составляющая, существует необходимость теоретических и практических исследований влияния профессионально-прикладной физической подготовки на формирование деятельностной компетентности у студентов безопасности жизнедеятельности.

Любой трудовой процесс имеет внешнее проявление -двигательную деятельность человека, трудовую активность. Физический и умственный труд являются основными формами труда. Во многих массовых профессиях происходит сочетание физического и умственного труда, но при сохранении относительной самостоятельности того или другого [11; 12].

Для получения достоверной информации о состоянии проблемы развития деятельностной компетентности студентов факультета Безопасности жизнедеятельности мы провели экспериментальное исследование на базе государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение состояния проблемы формирования деятельностной компетентности у студентов факультета «Безопасности жизнедеятельности» в процессе изучения курса прикладной физической подготовки, проведение наблюдений за ходом обучения указанного курса в других ВУЗах.

В ходе констатирующего эксперимента, в котором принимали участие преподаватели ВУЗов Санкт-Петербурга, было собрано и проанализировано 64 анкеты.

В ходе анкетирования были поставлены следующие задачи: выявление трудностей, связанные с определением дея-

тельностной компетентности, определение форм ее развития. Для решения обозначенных задач и получения достоверных данных о состоянии исследуемых вопросов экспериментального исследования мы применяли следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов анкетирования.

При проведении констатирующего эксперимента нами были проведены наблюдения на занятиях по прикладной физической подготовки в вузах, в ходе наблюдения нами было определено, что большинство преподавателей не пользуется планом занятий, не ставят приоритетным развитие деятельностной компетентности.

Обобщение итогов бесед, проводимых с преподавателями ВУЗов, показало, что успешное формирование профессионально деятельностной компетентности возможно при изучении курса прикладной физической подготовки с учетом преемственности умений, навыков сформированных при изучении курса физической культуры, составлении плана ситуационных заданий, использование разнообразных методов, средств и форм обучения.

Наблюдение и анализ занятий показал, что при изучении курса прикладной физической подготовки у преподавателя нет возможности для проведения ситуационных заданий, чаще студенты остаются теоретиками, многие трудности также возникают из-за отсутствия материальной базы, которая необходима при проведении курса прикладной физической подготовки.

В ходе нашего исследования нами было проведено анкетирование преподавателей, которым были заданы следующие основные вопросы.

«Какие компетентности являются наиболее важными для студентов факультета Безопасности жизнедеятельности?».

В результате обработки данных анкетирования преподавателей результаты ответов распределились следующим образом: большинство преподавателей (34,5%) отмечают способность у студентов принимать самостоятельные решения; 20% респондентов выделяют деятельностную компетентность; 15,8% анкетируемых отметили способность к совместной работе ради достижения цели; 12,4% преподавателей определили способность контролировать собственное поведение в опасных ситуациях; 7,3% опрошенных выделили готовность полагаться на субъективные оценки и идти на риск; 5,8% анкетируемых определили способность контролировать поведение окружающих в опасных ситуациях; 4,2% преподавателей отметили способность предвидеть опасные ситуации.

Необходимо отметить, что деятельностную компетентность отметили 20,0 % опрошенных, в то время как исследование показало, что деятельностная компетентность является наиболее важной при обучении студентов факультета Безопасности жизнедеятельности.

Анализ результатов ответов на вопрос «В чем Вы видите развитие профессионально деятельностной компетентности в подготовке студентов факультета Безопасности жизнедеятельности?» показал, что развитие деятельностной компетентности, по мнению респондентов, заключается в особенностях применения методов обучения (35,5%); в формировании теоретического типа мышления (25,3%); в учебном содержании курса (23,3%); в формировании ценностных ориентиров (6,9%).

9 % опрошенных преподавателей не видят необходимости в развитии деятельностной компетентности. Результаты анализа анкетирования ответов преподавателей приведены на рис. 1.

Диаграмма 1.

Рис. 1. Результаты анализа ответов преподавателей ВУЗов по выявлению особенностей развития деятельностной компетентности студентов факультета Безопасности жизнедеятельности

Приоритетное значение в развитие деятельностной компетентности, по мнению преподавателей, зависит от особенностей использования различных методов обучения, поэтому одной из задач нашего исследования явилось использование ситуационных задач на занятиях.

Большинство педагогов основными причинами того, что студенты недостаточно владеют деятельностной компетентностью, называют следующие: деятельностная компетентность не сформирована у студентов при поступление в ВУЗ, а на первом, втором курсе это не делается (20%); педагог не считает нужным формирование этой компетентности (11 %); слабая материальная база (6%); недостаточное количество часов в учебной программе (3%). Необходимо отметить, что 60 %

опрошенных преподавателей не ставит специальной целью формирование деятельностной компетентности.

Анализ ответов на вопрос «В чем Вы видите развитие профессионально деятельностной компетентности в подготовке студентов факультета Безопасности жизнедеятельности?» дал возможность установить, что формирование деятельностной компетентности студентов зависит от использования практикоориентированные заданий (31%); от применения ситуационных заданий (48%); от уровня теоретической подготовки (7%); от уровня спортивной деятельности (14%).

Результаты анкетирования преподавателей по выявлению развития деятельностной компетентности в подготовке студентов представлены на рисунке 2.

Диаграмма 2.

Рис. 2. Результаты анализа ответов преподавателей по выявлению развития профессионально деятельностной компетентности

в подготовке студентов факультета Безопасности жизнедеятельности

Таким образом, большинство респондентов считает, что успешное развитие деятельностной компетентности возможно при применении практикоориентированных и ситуационных заданий и при изучении теоретического материала.

На поставленный вопрос: «Как Вы считаете, при освоении каких учебных дисциплин наиболее успешно формируется деятельностная компетентность?» большинство опрошенных преподавателей отметили такие предметы как: иностранный язык, физическая культура (ПФП), правоведение, философия, химия, психология, биология с основами экологии, возрастная анатомия, гигиена (стандарт 003300 ДПП 01, 02, 03, 04, 05, 06, 10, 11, 12, 14, 15).

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования позволили сделать следующее обобщение:

- при формировании деятельностной компетентности преподаватели в большей степени обращают внимании на общефизическую подготовку, в меньшей степени используют ситуационные задания, которые помогают реализовать теоретические знания, навыки и умения на практике;

- деятельность студентов при изучении курса прикладной физической подготовки включает в себя усвоение большого объема теоретического материала, общефизической подготовки и специальных навыков, которые в процессе обучения должны быть приближены к условиям наиболее встречаемых в его трудовой деятельности, в которые попадает выпускник после окончания вуза.

Анализ констатирующего этапа экспериментального исследования показал необходимость осуществления подготовки студентов факультета безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности и практической направленности. Такие возможности имеются у курсов по выбору. Нами разработан курс по выбору «Профессиональная деятельность специалиста безопасности жизнедеятельности». Этот курс направлен на овладение студентами практическими навыками, стимулирующими личностный рост и восприятие аспектов профессиональной деятельности выпускника. Задачи данного курса заключаются в ознакомлении студентов со структурой профессиональной деятельности выпускника факультета безопасности жизнедея-

тельности, в развитии способности студентов переносить теоретические знания в практическую сферу деятельности.

Знания и умения, полученные при изучении курса «Профессиональная деятельность специалиста безопасности жизнедеятельности», могут быть востребованы при прохождении различных видов практики, написании курсовых работ, государственной аттестации, выборе профессии после окончания университета, при непосредственной работе в области безопасности жизнедеятельности. Курс ориентирован главным образом на студентов факультета безопасности жизнедеятельности, но может быть адаптирован и дополнен в соответствии с профилем конкретной специальности.

Структура учебного курса представлена как взаимосвязь блоков, каждый из которых имеет свои задачи и отражает системный подход к структуре учебного курса, позволяет формировать содержание таким образом, чтобы по мере освоения всех блоков студент накапливал знания, совершенствовал свои умения и навыки, развивал деятельностную компетентность:

- блок управления деятельностью раскрывает сущность курса, нацеливает студента на ожидаемый результат;

- блок организации деятельности представляет собой комплекс ситуационных задач и упражнений;

- блок контроля и коррекции представлен вопросами к итоговой аттестации студента;

- блок применения полученных знаний и умений представлен разнообразными активными формами обучения.

Овладение содержанием курса рассматриваются как важная составляющая подготовки студентов факультета безопасности жизнедеятельности, и осуществляется с учетом следующих этапов:

- ознакомление студентов с теоретическими положениями;

- решение студентами конкретных ситуационных заданий различной степени сложности;

- коллективное обсуждение со студентами ситуационных заданий.

Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, будет способствовать готовности студентов факультета безопасности жизнедеятельности к осуществлению профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. - М., 2011.

2. Гришанова, Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х Симпозиума. - М., 2002. - Кн. 6.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой. - СПб., 2004.

5. Материалы к научным конференциям / В.В. Фирстов, 1999; И.А. Ротанов, 1998, 2001; И.М. Шилова, 2000, 2002; Л.А. Михайлов, 2002, 2003.

6. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, обучающихся на военных кафедрах гражданских вузов // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2005. - Ч. 1.

7. Михайлов, Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. - СПб., 2003.

8. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. - Красноярск, 2002.

9. Гафнер, В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого- педагогическая проблема // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 9.

10. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2.

11. Раевский, Р.Т. Инновационные подходы к интесификации спортивной подготовки студентов / Раевский Р.Т., В.Ф. Петелкаки // Современная стратегия и инновационные технологии физ. Совершенствования студ. молодежи; под ред. Р.Т. Раевского. - Омск, 2010.

12. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.,

2006.

Bibliography

1. Barchukov, I.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnik. - M., 2011.

2. Grishanova, N.A. Razvitie kompetentnosti specialistov kak vazhneyjshee napravlenie reformirovaniya professionaljnogo obrazovaniya // Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika: materialih Kh Simpoziuma. - M., 2002. - Kn. 6.

3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5

4. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. V.A. Kozihreva, N.F. Rodionovoyj. - SPb., 2004.

5. Materialih k nauchnihm konferenciyam / V.V. Firstov, 1999; I.A. Rotanov, 1998, 2001; I.M. Shilova, 2000, 2002; L.A. Mikhayjlov, 2002, 2003.

6. Professionaljno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov, obuchayuthikhsya na voennihkh kafedrakh grazhdanskikh vuzov // Fizicheskaya kuljtu-ra i sport: proektirovanie, realizaciya, ehffektivnostj: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyath. 70-letnemu yubileyu d-ra ped. nauk, prof. A.A. Nesterova. - SPb.: Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena, 2005. - Ch. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mikhayjlov, L. A. Teoreticheskie i metodicheskie podkhodih k podgotovke specialista v oblasti bezopasnosti zhiznedeyateljnosti v pedagogicheskom vuze. - SPb., 2003.

8. Ehljkonin, D.B. Ponyatie kompetentnosti s pozicieyj razvivayuthego obucheniya. - Krasnoyarsk, 2002.

9. Gafner, V. Professionaljnaya kompetentnostj uchitelya OBZh kak psikhologo- pedagogicheskaya problema // Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti.

- 2004. - № 9.

10. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetentnosti kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003.

- № 2.

11. Raevskiyj, R.T. Innovacionnihe podkhodih k intesifikacii sportivnoyj podgotovki studentov / Raevskiyj R.T., V.F. Petelkaki // Sovremennaya strategiya i innovacionnihe tekhnologii fiz. Sovershenstvovaniya stud. molodezhi; pod red. R.T. Raevskogo. - Omsk, 2010.

12. Stepanenkova, Eh.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M.,

2006.

Статья поступила в редакцию 02.09.11

УДК 159.954

Nurgaleev V.S. Lubochnikov P.G., Guts D.S. PSYCHOLOGY OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE CASE OF THE CENTRE: MANAGEMENT ASPECTS. In this paper the basic theory of cognitive organization in the context of situational center with a focus on management issues.

Key words: cognitive activity, the types of cognitive activity, Situation Centre, the modelcognitive entity, the management function of labor.

В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск,

E-mail: sultanis@yandex.ru; П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: lubochnikov79@gmail.com; Д.С. Гуц, аспирант каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: denis-g@mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА: УПРАОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В работе рассмотрены основы теории когнитивной деятельности в контексте организации ситуационного центра с акцентированием внимания на управленческих вопросах.

Ключевые слова: когнитивная деятельность, виды когнитивной деятельности, ситуационный центр, модель когнитивной сферы субъекта, управленческая функция труда.

Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» в рамках мероприятия 1.4. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011).

В качестве одной из современных социально-психоло- [2, с. 2]. Таким образом, ситуационный центр является своего

гических технологий осмысления и разрешения проблем высту- рода средообразующим фактором самореализации личности .

пает организация ситуационного центра, под которым в научной в различных видах деятельности, одним из которых выступает

литературе подразумевается пространство динамического кол- когнитивная деятельность.

лективного формирования образа объекта, обеспеченное клю- Разрабатывая теорию когнитивной деятельности [3; 4] мы

чевыми (иногда и критическими относительно решаемой зада- столкнулись с тем фактом, что она имеет не только познава-

чи) ресурсами [1, с. 11]. При классификации данного понятия по тельный характер, но и выполняет преобразовательную функ-

основанию деления «направленность» его можно конкретизи- цию, что было отражено в содержании соответствующего поня-

ровать посредством видового признака «обучение» и сформу- тия, где данная деятельность обозначена «как специфически

лировать терминальное понятие «обучающий ситуационный мотивированная, целесообразная, опосредствованная и преоб-

центр», отражающее с точки зрения В.С. Чернявской «средство разовательная деятельность человека, направленная на по-

групповой подготовки и тренировки специалистов, способных знание окружающего мира (природы, общества, сознания)

работать в коллективном режиме над решением какой-либо и преобразование своего сознания с выходом на обратную

проблемы с учетом влияния своих решений на работу коллег» связь (преобразование общества и природы), являющаяся, по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.