24 Тема номера: ПЕДИАТРИЯ. ‘5(14) ноябрь 2005 г.
Как для организованных коллективов, так и для индивидуальной профилактики рекомендуется использование витаминных препаратов (Алвитил, Джунгли, Сана-Сол и др.) или витаминноминеральных комплексов (Мульти-табс, Джунгли с минералами, Биовиталь и др.), обеспечивающие суточную дозу всех необходимых микронутриентов. Наиболее удобно использовать препараты, имеющие детские формы выпуска. Для младших школьников рекомендуется Мульти-табс-Юниор, Сана-Сол для мальчиков и девочек, Сана-Сол — Мультивитамины с кальцием для детей, Витрум-Юниор, Юникап. Для подростков, с учетом высоких потребностей организма в этот критический период детства, рекомендуются поливитаминно-минеральные комплексы с кальцием для адекватного функционирования нервной, эндокринной, костно-мышечной и иммунной систем (Мульти-табс-Тинейджер, Сана-Сол для тинейджеров).
Для детей и подростков, испытывающих повышенные физические и интеллектуальные нагрузки, стресс, имеющих хронические заболевания, особенно желудочно-кишечного тракта и почек, подростков, употребляющих никотин и алкоголь, показан Муль-ти-табс-В-комплекс, где дозы витаминов группы В в 5-10 раз превышают аналогичные в обычных поливитаминных комплексах.
Для восполнения дефицита отдельных витаминов и минералов могут быть рекомендованы моновитамины А, Е, С, группы В, препараты йода (Калия йодид — 100 (200), Йодомарин), кальция (Кальцинова, Кальций-ДЗ-Никомед, Кальций-ДЗ-форте).
Внедрение массовой йодной профилактики среди детей позволяет снизить на 10-20% число детей с дисгармоничным физическим развитием, на 30% число детей с хроническими болезнями, на 20-25% число детей, не усваивающих базовую учебную программу, уменьшит на 15% число детей с риском асоциальных форм поведения, а также предотвратит тяжелые формы умственной отсталости и снизит заболеваемость раком щитовидной железы.
Использование в профилактических целях препаратов кальция среди детей школьного возраста позволяет добиться отсроченного эффекта — снижение на 40-45% частоты болезней опорно-двига-тельного аппарата у лиц трудоспособного возраста.
Для детей, имеющих несбалансированное питание по основным макро- и микронутриентам, нередко с пониженной массой тела, школьникам, интенсивно занимающимся спортом, в период повышенной нагрузки (экзамены, олимпиады, конкурсы и т.п.), а также имеющим пониженный аппетит на фоне различных со-
стояний, рекомендуется использование белково-минеральновитаминных комплексов (смесей): Clinutren 1,0, Clinutren junior («Nestle», Швейцария); Нутрикомп АДН БРАУН Стандарт, Фай-бер(«В. Braun», Германия) Берламин®-Модуляр («Берлин-Хеми», Германия); Нутризон, Нутридринк («Nutricia», Голландия); Ну-триэн («Нутритек», Россия) и др.
Достоинством этих смесей является точное знание химического состава и энергетической ценности, содержание всех необходимых для организма веществ в сбалансированных соотношениях, наличие полного комплекса витаминов и микроэлементов с учетом суточной потребности, наличие в составе смесей белков с высокой биологической ценностью, оптимальное соотношение ш-З и о>-6 жирных кислот, отсутствие лактозы, сахарозы, глютена.
Таким образом, для устранения тотального распространения среди детей и подростков нутритивной недостаточности и развития алиментарно-зависимых заболеваний необходимо принятие неотложных мер, среди которых реально выполнимыми являются широкое внедрение образовательных программ по формированию навыков и принципов здорового питания, а также систематическое обогащение рациона питания эссенциальными нутри-ентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы. — Русский медицинский журнал. — 2000. — Т. 8, — № 18, — С. 737-738.
2. Василевская Л. С., Охнянская Л. Г. Физиологические основы проблемы питания. II Вопросы питания. — 2002. — № 2. — С. 42-44.
3. Горелова Ж. Ю. О состоянии питания школьников. // Вопросы детской диетологии. — 2003. — Т. 1. — № 3. — С. 60-63.
4. Конь И. Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии). Часть 1. Питание здоровых детей. II Вопросы детской диетологии. — 2003. — Т. 1. — № 1. — С. 8-15.
5. Мартинчик А. Н., Батурин А. К. Анализ вероятности риска недостаточного потребления пищевых веществ у школьников Москвы. // Вопросы питания. — 1997. — № 5. — С. 26-29.
6. Щеплягина Л. А., Маслова О. И., Балканская С. В., Макулова Н. Д. Микронутриенты и познавательные способности детей — возможности коррекции. II Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 1. — С. 52-54.
7. Щеплягина Л. Г. Закономерности формирования рост и развития здорового ребенка. // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 6. — С. 4-9.
Состояние плода и новорожденных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями
С. В. ЧЕРКАСОВА, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара.
Одной из" наиболее острых проблем современной медицины является существенное увеличение распространенности ВИЧ среди населения, в том числе среди беременных и детей. За последние пять лет количество родов у ВИЧ-инфицированных женщин удвоилось, соответственно увеличилось количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. До настоящего времени изучение степени влияния ВИЧ инфекции на плод и новорожденного остается актуальным.
Цель исследования. Изучить особенности периода новорожденное™ детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Материалы и методы исследования. Основная группа — 73 новорожденных ребенка, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, которые поступили в отделение патологии новорожденных ДГБ № 1 г. Самары. В контрольную группу включены 93 ребенка, рожденные женщинами, не употребляющими наркотики, не имеющие ВИЧ. Основная группа была подразделена на две подгруппы — первую (1А или первую основную) — 34 пациента, дети, рожденные наркозависимыми ВИЧ-инфицированными женщинами, вторую (1Б или вторую основную) — 39 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, не употребляющими наркотики. Дети в обеих группах были сопоставимы по полу и возрасту. Достоверность различий определялась с использованием критерия Стьюдента с 95% уровнем вероятности.
Результаты исследования
Наиболее частой патологией плода в обследованных группах женщин была хроническая внутриутробная гипоксия, которая чаще наблюдалась у ВИЧ-инфицированных женщин, употребляющих наркотики, — 32,4% по сравнению с только ВИЧ-инфици-рованными женщинами — 15,4%. В контроле данная патология встречалась у 12 (12,9%) плодов. Хроническая внутриутробная гипоксия диагностирована на основании данных кардиографии и подтверждена ультразвуковым исследованием.
Характерными показателями внутриутробного развития плода являются масса и длина новорожденных. Известно, что в норме масса плода находится в прямой зависимости от срока беременности, порядкового номера плода, возраста и массы матери. В наших сопоставимых группах женщины были одинакового возраста, с доношенной беременностью.
Анализ антропометрических данных показал отсутствие новорожденных с массой тела 4000 г и более у ВИЧ-инфицированных женщин, употребляющих наркотики. У ВИЧ-инфицирован-ных женщин доля крупных детей — 5,1% (2) была сопоставима с контролем — 5,4% (5). Основная когорта детей в сопоставимых группах имела массу тела от 3001 до 3500 г — в первой подгруппе — 23,5% (8 детей), во второй подгруппе — 28,2% (11 детей), в контрольной группе — 48,4% (45 детей).
‘5 (14) ноябрь 2005 г. Тема НОМврО: ПЕДИАТРИЯ. 25
Необходимо отметить, что у женщин первой основной подгруппы маловесные дети с массой от 2001 до 2500 г, соответствующие сроку гестации, составили 32,4% (11 детей), тогда как во второй подгруппе этот показатель составил 20,5% (8 детей), контроль— 1,1% (1 ребенок), (р<0,005).
В показателях средней длины мальчиков и девочек достоверных различий не было. Отмечено, что основная когорта детей имела рост в пределах от 46 до 50 см и составляла в первой подгруппе более половины новорожденных — 55,9% (19 детей), во второй подгруппе — 51,3% (20 детей) по сравнению с контролем — 13,9% (13 детей). В сравниваемых группах наблюдалось значительное различие в численности детей низкого роста. Так, в первой подгруппе у ВИЧ-инфицированных женщин, употребляющих наркотики, в 4 раза чаще рост детей не превышал 45 см — 20,6% (7 детей) по сравнению с ВИЧ-инфицированными женщинами, не употребляющими наркотики, — 5,1% (1 ребенок), а по сравнению с контролем — 1,1% (1 ребенок). В 2 раза чаще у здоровых женщин рождались дети с ростом 55 см и более (соответственно 85,0% в контроле и 23,5% и 43,6% в основной группе).
Определенных закономерностей в таких показателях, как окружность головы и груди, среди новорожденных не выявлено.
Доля новорожденных с высокой оценкой по шкале Апгар (9 и более баллов) примерно был одинаков в обеих сопоставимых основной и контрольных группах, что составило в первой подгруппе — 11,8%, во второй подгруппе — 17,9%, в контроле — 16,2%. Разница статистически не достоверна. Частота рождения детей с низкой оценкой по шкале Апгар (5-6 баллов) в первой подгруппе была в 2 раза выше, чем во второй, соответственно — 14,7% и 7,7% (р<0,05). Основная масса новорожденных имела удовлетворительное состояние при рождении (7-8 баллов) соответственно 73,5%, 74,4% и в контроле — 72,0%. Задержка внутриутробного
развития плода в 2,5 раза чаще наблюдалась у детей от ВИЧ-ин-фицированных женщин (соответственно 38,4% и 15,1%).
В 35 раз чаще перинатальное поражение центральной нервной системы наблюдалось у детей от ВИЧ-инфицированных матерей (соответственно 76,7% против 2,1 % в контроле) особенно при наркотической интоксикации (у всех 34 детей). Родовой травматизм новорожденных регистрировался в 2 раза чаще у ВИЧ-инфицированных женщин (соответственно 2,6% и 1,1%) (р<0,05). Особенно часто в 5 раз выше родовые травмы в виде наличия кефалогема-томы наблюдались у новорожденных от ВИЧ-инфицированных матерей с наркотической интоксикацией. Повышенный родовой травматизм новорожденных, по-видимому, связан с увеличением частоты стремительных родов у данного контингента женщин и состоянием внутриутробной гипоксии плодов.
Симптом мышечной дистонии наблюдался только у 1 (1,1%) ребенка в группе сравнения, тогда как данная патология встречалась в 20 раз чаще (20,5% — у 8 детей) (р<0,005) в группе новорожденных от ВИЧ-инфицированных женщин и достоверно чаще при наркотической интоксикации у них (11 детей — 32,4%).
Внутриутробное инфицирование одинаково часто наблюдалось у детей основной группы женщин (17,9% и 17,6%), тогда как в группе контроля данная патология не отмечена. Явления конъюнктивита отмечены у 3 детей (8,8%) в первой подгруппе и у 2 новорожденных (5,1%) второй подгруппе (различия не достоверны).
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить достоверную разницу в основных показателях здоровья новорожденных от ВИЧ-инфицированных и здоровых матерей. Полученные данные свидетельствуют о неспецифическом повреждающем влиянии на плод у беременных с ВИЧ-инфекцией. Дополнительным отягчающим фактором является наркозависимость матери.
Социально-гигиеническое исследование течения беременности и родов у подростков
Н. Г. ЕСИАВА, С. Н. ЧЕРКАСОВ, г. Ульяновск.
Уровень репродуктивного здоровья современной молодежи является важным фактором, который определяет динамику воспроизводства населения. Рост абортов и количества заболеваний, передающихся половым путем, ведущих к бесплодию в браке, отсутствие знаний по эффективной и безопасной контрацепции является причинами все возрастающего внимания к уровню здоровья подростков. Во всем мире отмечается увеличение числа не-планируемых беременностей у несовершеннолетних. Ежегодно в мире 15 миллионов девочек-подростков рожают, а еше 5 миллионов вынуждены прерывать беременность.
Цель исследования.
Изучить особенности течения беременности и родов у подростков и роль семьи в становлении репродуктивного потенциала.
Материалы и методы исследования.
Исследование проводилось с помощью специально разработанной «Карты социально-гигиенического изучения молодых матерей» путем выкопировки клинических данных из медицинской документации и опроса об условиях и образе жизни.
В группу исследования были включены 37 юных матерей (подростков) в возрасте 14-17 лет, во вторую — 47 студенток в возрасте 18-23 лет, в третью — 99 молодых женщин в возрасте 18-23 лет, проживающих в г. Ульяновске. Достоверность различий определялась с использованием критерия Стьюдента с 95% уровнем вероятности.
Результаты исследования
Изучение особенностей течения беременности показало, что у подростков и студенток значительно чаще отмечалась патология беременности, нежели в контрольной фуппе (соответственно 99,4 и 178,6 против 49,5). Высокий уровень патологии беременности у подростков обусловлен, прежде всего, высокими показателями частоты анемий (48,1 против 13,1 в контроле, р<0,001),
многоводия (10,8 против 2,0; р<0,05,1=3,67) и синдрома задержки развития плода (13,5 и 5,1; р<0,05,1=2,39).
Изучение особенностей течения родов в трех изучаемых группах показало, что наиболее неблагоприятно роды протекают у подростков. Уровень осложненных родов у них значительно превышает таковой в группе студенток и в контрольной группе (соответственно 162,0; 69,7; 33,3). Разница статистически достоверна (р<0,01).
Подростки по сравнению со студентками и тем более с контрольной группой больше подвержены таким осложнениям в родах, как аномалии родовой деятельности (45,9 против 3,0 в контроле, р<0,001), несвоевременное излитие вод (56,7 и 18,2, р<0,001), кровотечение в последовом и раннем послеродовом периодах (21,6 и 4,1, р<0,05). У подростков также высок риск патологии плода. Так гипоксия плода у юных рожениц возникает по сравнению с контрольной группой почти в 7 раз чаше (соответственно 27,0 и 4,1, р<0,05).
Нарушение ритма родовой деятельности: дискоординиро-ванная родовая деятельность, чрезмерно быстрая или упорная слабость родовой деятельности, по-видимому, связаны у подростков с их физиологической незрелостью, к чему присоединяется психоэмоциональная напряженность (страх перед родами, перед неизвестным будущим). С физиологической незрелостью, на которую наслаивается психоэмоциональная напряженность, несомненно, связаны и нарушения отделения плаценты, дефекты плацентарной ткани, гипотонические кровотечения в родах. Патологическая кровопотеря объемом 400,0-600,0 мл наблюдалась у каждой пятой юной роженицы.
Таким образом, период гестации и течение родов у подростков характеризуются повышенным уровнем почти всех видов патологии. Однако статистически значимые различия в частоте встречаемости наблюдаются у юных матерей при анемии, многоводии, синдроме задержки развития плода. Течение родов у подростков достоверно чаще осложняется аномалиями родовой